Краткая история брендинга

Фактически брендинг зародился еще в 1500-х годах, но главный сдвиг в его развитии произошел только в 19 и 20 веках

В закладки

Потребовались десятилетия экспериментов и развития рекламных технологий, чтобы бизнес смог научиться преодолевать беспорядок в привлечении внимания клиентов, превращая равнодушных потребителей в энтузиастов брендов. Изучение этой увлекательной предыстории — полезный шаг в развитии вашего собственного бренда.

В этой статье мы исследуем историю брендинга: откуда он появился, как развивался и какое место займет в будущем.

Мы живем в «Золотой век» брендинга. Еще никогда, как сейчас, у компаний не было такого огромного обилия возможностей для обозначения своего места на рынке и выхода на контакт со своими клиентами и почитателями. Однако история брендинга берет свое начало много веков назад. Эта дисциплина развивалась многие годы, чтобы стать неотъемлемой частью создания успешного бизнеса.

1500-е: начало брендинга

В древнескандинавском языке слово «brandr» означает «жечь». К 1500-м годам стало привычным клеймить скот с помощью выжигания, чтобы продемонстрировать право собственности.

Клейма для крупного рогатого скота​

С самого начала брендингом считалось все то, что было связано с созданием собственного клейма, как в прямом, так и в переносном смысле. Каждое клеймо было уникальным для каждого хозяйства, в котором разводили скот. Такие метки были простыми и легко узнаваемыми, их было просто отличить друг от друга. По сути, эти значки являлись первыми продуктовыми логотипами.

1750–1870: индустриальная революция

В 18-м и 19-м веках США и европейские страны преобразились в ходе перехода на новые процессы производства. В этот период истории возникло массовое производство товаров, в результате внедрения новых технологий на фабриках и повышения эффективности рабочих мест.

Больше товаров — больше выбора для потребителя. И поскольку конкуренция между компаниями теперь стала значительно сильнее, чем раньше, возникла необходимость выделяться на фоне других.

Появились товарные знаки. Товарный знак — это совокупность слов, фраз, символов, графических форм или цветов, которые официально зарегистрированы производителем или приняты путем непосредственного использования в качестве обозначения компании или товара.

Регистрация товарных знаков началась в 1870, а правительство США издало первый закон о товарных знаках в 1881 году. Таким образом бренд впервые стал интеллектуальной собственностью. С тех пор у любой компаний появилась возможность официально заявить о самой себе или своей продукции и разрешать спор с конкурентом или подражателем.

1870–1920: эра изобретений

На рубеже 20-го века технологии начали плотнее проникать в повседневную жизнь, люди получили более ясные представления о том, что ожидает их в будущем. Полет братьев Райт в 1903 году стал образцом творчества, инноваций и воображения, которые определяли эту эпоху.

Двадцатый век начался с рождения нескольких знаковых компаний, которые в конечном итоге станут ведущими мировыми брендами. Компании Coca-Cola (основана в 1886), Colgate (1873), Ford Motor Company (1903), Chanel (1909) и Lego (1932) были пионерами брендинга и законодателями моды.

В момент появления эти компании опережали свое время. Компания Ford Motor предложила американские автомобили с бензиновым двигателем раньше всех, а Chanel костюмы для женщин в то время, когда их считали исключительно мужской одеждой. Эти бренды были первыми в своем роде и предлагали нечто инновационное, что мгновенно сделало их лидерами в собственной отрасли.

«Вкусная! Освежающая! Волнующая! Бодрящая!» — такие слова о Coca-Cola появились в мае 1886 года на страницах газеты Atlanta Journal.

В это время реклама размещалась в основном на страницах газет и журналов. Печать предоставила пространство, где бренды могли использовать слова, логотипы и иллюстрации, чтобы выделиться среди прочей информации. Рекламные объявления часто были очень информативными и точно описывали, как работают продукты и что они могут делать.

1920–1950: бренды в эфире

Теперь, когда производство стало более эффективным и компании научились раскрывать основную ценность своих товаров и услуг, следующим логичным шагом было бы говорить о них в обстановке, в которой потенциальные покупатели будут слушать.

В начале 20-го века большинство радиостанций принадлежали производителями и продавцами радиооборудования, которые в основном использовали свои радиостанции для продвижения собственного же бизнеса.

К 1920-м годам радио стало намного популярнее, и владельцы станций стали рассматривать продажу радиоэфира под рекламу как способ сделать свой бизнес более устойчивым. Брэндинг пришел на радио в виде звонких джинглов, броских фраз и целевых сообщений.

Первый платный рекламный ролик в эфире радиостанции WEAF был услышан радиослушателями из в Нью-Йорка в 1922 году. Реклама продвигала новый жилой комплекс в этой местности.

К 1930 году почти 90% радиостанций в Соединенных Штатах транслировали рекламные ролики. К тому времени бизнес спонсировал не только рекламу, но и целые программы. Возможности по продвижению брендов поднялись на совершенно новый уровень. Теперь бренды можно было еще и слышать.

Следом за радио пришло телевидение. 1 июля 1941 года компания Bulova Watches запустила первый телевизионный рекламный ролик перед трансляцией бейсбольного матча в Нью-Йорке. Длительность ролика была всего 10 секунд, и его увидело только несколько тысяч зрителей.

Как и радио, телевидение быстро приобрело популярность, компании начала использовать новую среду, спонсируя телепрограммы и создавая рекламные ролики. С приходом телевидения бренды могут входить в дома людей с визуальными эффектами, актерами, звуками и музыкой, что делает их ближе к потребителю, чем когда-либо прежде.

1950–1960: рождение современного брендинга

Период после Второй мировой войны привнес много трансформаций как в производство товаров, так и в культуру их потребления. Распространение частного автомобильного транспорта, расширение среднего класса и распространение телевидения создали для компаний еще больше возможностей контактировать с новыми аудиториями.

Масштабные, громкие и хорошо заметные архитектурные формы магазинов и вывесок, графика придорожных рекламных щитов, смена подхода к упаковке товаров, появление цветного телевидения в 1953 году сильно усилили проникновение брендов в повседневность обывателя.

​Рекламный щит компании Heinz, 1950 год

После появления большого количества компаний в одинаковых отраслях конкурирующие товары стали выглядеть одинаково, а их свойства мало чем отличались. В этот период участники бизнеса разработали новую дисциплину — «бренд-менеджмент» (которая по большей части определила маркетинг в том виде, в котором мы его знаем сегодня). Перед бренд-менеджером стояла задача создать уникальную идентичность товара, чтобы отделить его от конкурентов.

Поскольку конкуренты предлагали в основном один и тот же продукт, маркетологам приходилось дифференцировать себя другими способами. Изучив целевых потребителей, маркетинг получил более глубокое понимание своей аудитории, что позволило задействовать желания и потребности конечного потребителя рекламе.

Выбирая определенные сообщения и визуальные образы, маркетологи создали эмоциональную связь между предлагаемыми товарами и потребителями. Если бы потребители «чувствовали», что на рынке есть лучший продукт, они бы его купили. Брендинг прошел путь от информационного к эмоциональному.

1960–1990: брендинг растет

Поскольку бренды развивались в течение десятилетий, им нужно было немного освежиться или даже скорректировать концепцию, чтобы оставаться актуальными, удовлетворять изменяющиеся вкусы и дифференцировать себя в условиях постоянного роста.

Эволюция логотипа Walmart

Посмотрите, как менялся логотип компании «Walmart» в разные годы. Каждый раз он адаптировался под текущее видение рынка. Эти изменения были естественными и крайне необходимыми для фирменного стиля.

Обновление слогана кампании также может сыграть роль в переосмыслении бренда и выводе его на новый уровень. Быстрые темпы современного брендинга диктуют брендам необходимость постоянно опережать своих конкурентов. Иногда все, что требуется, — это отличный слоган, даже если бренд уже хорошо известен.

Вспомните “Think Different” от Apple или слоган L’Oreal: «Ты этого достойна», или “I'm Lovin' It” — McDonald's. Каждый из этих слоганов перенес уже известный бренд в новое, более узнаваемое место на его пути.

2000е и сегодня: нечто большее, чем просто брендинг

Следуя предыдущим частям статьи, видно, что в брендинге бизнес продвинулся очень далеко. Однако где же мы сейчас и куда мы пойдем дальше?

Забегая вперед, важно отметить, что в настоящий момент для продвижения брендов используется огромное количество вариантов, кроме того конкуренция достигла момента, что кто-то всегда «дышит в затылок». Сейчас выделить новый бренд на рынке достаточно сложно и важно найти способы преодоления стороннего «шума».

​Интернет-реклама в начале нулевых

С момента зарождения цифрового века в конце 1990-х и начале 2000-х годов методы брендинга, маркетинга и рекламы во многом отличаются от тех, что сложились ранее. Телевизионная реклама превосходит печатную рекламу, в то же время реклама в социальных сетях и других интернет-площадках превосходит печать и ТВ вместе взятых.

У рекламодателей появилось много новых инструментов (например, возможность опираться на демографические данные в рекламе на Facebook, Instagram, Google, «Яндекс») и способов взаимодействия с каждым представителем своей аудитории напрямую.

Кроме того, за счет доступности технологий, интернет-сервисов, мобильных приложений и прочих площадок, где можно разместить любую информацию, у брендов нет недостатка способов повысить свою узнаваемость.

В то же время и по тем же причинам компании также сталкиваются с серьезной конкуренцией, которой не было много лет назад. Сегодня репутация бренда — это не только сарафанное радио, но и рецензия. Отзывы клиентов на Google и Facebook имеют огромное влияние на восприятие бренда. Покупатели принимают решения на основе рейтингов товаров, и теперь репутация в интернете — это все.

Один из способов, которым бренды пытаются выделиться в текущих условиях, одновременно используя эмоциональную, «благодетельную» жизнь потребителей — это брендинг на основе миссий. Например, миссия Starbucks гласит: «Вдохновлять и питать дух каждого человека — с каждой чашкой кофе, каждый день, в любом месте».

Это очень амбициозная цель для компании, которая в конечном итоге является просто сетью быстрого питания, однако они пытаются следовать этому и привлекают тем самым преданных фанатов бренда, донося это сообщение через точки контакта с потребителем (мобильное приложение, соцсети, оформление кофейных и так далее).

Оставьте свой след в истории брендинга

В то время как инновации и технологии всегда будут определять будущее брендинга, многие из ранних принципов навсегда останутся неизменными.

  • В первую очередь рассматривайте простые базовые концепции уникальности, узнаваемости и быстроты восприятия.
  • Выстраивайте эмоциональное взаимодействие с потребителями и постоянно его развивайте.
  • Уделяйте пристальное внимание визуальному оформлению и идентичности фирменного стиля вашей компании, так как это напрямую влияет на узнаваемость.
  • Следите за вашей репутацией и старайтесь вовремя исправлять ошибки.

Независимо от вашей отрасли, эти проверенные временем методы хорошо подойдут любому бренду.

{ "author_name": "Брендошная", "author_type": "self", "tags": ["\u0431\u0440\u0435\u043d\u0434\u0438\u043d\u0433"], "comments": 2, "likes": 6, "favorites": 44, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 121534, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 20 Apr 2020 10:40:25 +0300", "is_special": false }
0
2 комментария
Популярные
По порядку
0

Я думал, прочту про подходы к созданию бренда в разные времена :(

Ответить
0

Мы все умрем, а вы о брендинге!

Ответить

Прямой эфир