Технологическая компания «ВКонтакте»: результаты 2023, бизнес-модель

"Миссия «ВКонтакте» — создавать лучшие цифровые сервисы, которые превосходят ожидания пользователей и дарят яркие эмоции"

«ВКонтакте» одним из последних объявила о своем позиционировании, как о технологической компании. Из чего состоит бизнес «ВКонтакте», какие показатели для нее являются ключевыми, разберемся в посте.

Технологическая компания «ВКонтакте»: результаты 2023, бизнес-модель

👉 Подписывайтесь на наш Telegram-канал t.me/strategy_360 и получайте новые статьи каждую неделю.

Основные цифры VK 2023:

  • Средняя дневная аудитория в России – 76 млн (+13% YoY).
  • Среднее время пользователей с сервисами – 3,4 млрд мин в день (+6% YoY).
  • Выручка – 132,8 млрд руб. (+36% YoY), доля интернет-рекламы – 60%, доля нерекламной выручки – 40%.
  • Операционные расходы – 133,4 млрд руб. (+61% YoY).
  • Скорректированная EBITDA – 0,5 млрд руб.
  • Капитальные затраты – 32,4 млрд руб.
  • Совокупный убыток – 30,7 млрд руб.

Несмотря на рост выручки, совокупный убыток вырос более чем в 10 раз. Судя по отчетности, опережающими темпами росли расходы на персонал, вознаграждение партнерам, на медиаконтент, маркетинг.

Основные продуктовые направления:

  • «Социальные платформы и медиаконтент» (ВКонтакте и ОК, контентная платформу Дзен, развлекательные сервисы VK Клипы, VK Видео, VK Музыка, VK Знакомства и проект VK Мессенджер).
  • «Образовательные технологии» (GeekBrains, Skillbox, Skillfactory, Учи.ру и Тетрика).
  • «Технологии для бизнеса» (коммуникации и взаимодействие; облачные технологии, решения для разработки и работы с данными; управление финансами и операционный менеджмент; продуктивность и автоматизация HR-функций).
  • «Экосистемные сервисы и прочие направления» (Почту Mail.ru, Облако Mail.ru, магазин приложений RuStore и игровую платформу VK Play, умные устройства).

Социальные платформы и медиаконтент·

Выручка 2023 – 84,6 млрд руб. (+35% к 2022 г.), доля в общей выручке 64%.

Основными драйверами монетизации ВКонтакте являются реклама и пользовательские платежи (IVAS, internet value-added services).

VK

Средняя дневная аудитория в России – 56,1 млн (+10% YoY)

Направления развития: лента (ранжирование, анализ контента на релевантность и др.), рекомендаций и работы с авторами в части инструментов монетизации авторского контента VK Donut, работа с эксклюзивным контентом.

OK

Средняя аудитория в месяц – 35 млн

Позиционируется как социальная сеть для увлечений и хобби, среда для комфортного общения (за 2023 г. - 42 млрд подарков, 2,4 млрд открыток и почти 2 млрд стикеров) – так вот откуда все эти утренние открыточки 😊

Направления развития: развитие контента о хобби (кулинария, путешествия, DIY-контент, образование и книги), направление оригинальных шоу, посвященных популярным хобби.

Дзен

Число пользователей в России в день – 32,2 млн

Более 100 продуктовых направлений: улучшен интерфейс, обновлена монетизация (за время, которое пользователи провели за просмотром), интегрирована рекомендательную систему Пульс, рост создаваемого контента и эксклюзивные шоу.

VK Видео

Среднесуточное количество просмотров – 2,3 млрд (+18% YoY)

Библиотека профессионального и UGC-контента. Монетизация платформы осуществляется с помощью рекламы в роликах и прямых трансляциях. В 2023 запустили мобильное приложение, число установок на мобильные устройства и Android TV 4,8 млн раз.

VK Клипы

Сервис доступен внутри соцсети ВКонтакте, а также в виде отдельного приложения с фокусом на авторов. VK Клипы монетизируются за счет таргетированной рекламы между роликами и нативной интеграции брендов.

VK Музыка

Библиотека музыки и аудиоконтента, в том числе подкастов, аудиокниг и радио. Сервис доступен как в отдельном приложении VK Музыка, так и внутри ВКонтакте. Генерирует выручку за счет продаж подписок и размещения аудиорекламы для тех, кто пользуется сервисом бесплатно.

VK Знакомства

Среднемесячная аудитория – 2,95 млн.

Дейтинг-сервис с умными алгоритмами по подбору людей с общими интересами.

VK Mini Apps

Среднемесячная аудитория – 46,8 млн.

Открытая платформа мини-приложений. Площадка монетизируется за счет рекламы внутри мини-приложений и игр, а также пользовательских платежей. Каталог игр ВКонтакте к концу 2023 г. увеличился на 54%, а выручка от внутриигровых покупок на мобильных устройствах — на 39%.

VK Мессенджер

Среднемесячная аудитория – 66,5 млн.

Число установок отдельного приложения VK Мессенджер к концу 2023 г. достигло 25,6 млн, появилось новое поколение чат-ботов, с помощью которых клиенты могут бесшовно пользоваться нативным доступом к услугам компаний.

Сферум

Информационно-коммуникационный сервис, предназначенный для образовательных целей и общения учителей, школьников и родителей в едином и защищенном образовательном пространстве.

👉 Подписывайтесь на наш Telegram-канал t.me/strategy_360 и получайте новые статьи каждую неделю.

Образовательные технологии

Выручка 2023 – 15,9 млрд руб. (+42% к 2022 г.), доля в общей выручке 12%.

Цель VK — стать компанией первого выбора для образования и самореализации на всех этапах жизни.

Учи.ру

Активные ученики на платформе – 14,5 млн, из них платящие – 7,5% (1,1 млн)

Группа компаний и одноименная образовательная онлайн-платформа для самостоятельного обучения учеников 1–11 классов. В группу также входят образовательный портал Учи.Ответы, сеть офлайн-кружков по программированию, математике и английскому языку, образовательный онлайн-ресурс ЯКласс.

Тетрика

Интерактивная образовательная онлайн-платформа для занятий с репетиторами для дошкольников и школьников 1–11 классов.

Умскул

Онлайн-школа, специализирующаяся на подготовке учеников к школьным экзаменам — ЕГЭ и ОГЭ.

Skillbox Holding Limited

Оразовательный холдинг, который объединяет платформы Skillbox, GeekBrains, Skillfactory, Lerna и Skillbox Английский (ранее школа КЭСПА). Более 1,8 тыс. курсов, средний чек – 67 тыс. руб.

Технологии для бизнеса»

Выручка 2023 – 9,7 млрд руб. (+68% к 2022 г.), доля в общей выручке 7%.

Основным драйвером роста выручки стало использование облачных сервисов платформы VK Cloud и коммуникационных решений VK Workspace, выручка от которых выросла на 75% и на 68%.

Экосистемные сервисы и прочие направления

Выручка 2023 – 23 млрд руб. (+21% к 2022 г.), доля в общей выручке 17%.

Mail.ru и Облако

Число пользователей mail.ru в месяц– 50,5 млн.

Выручка почтового сервиса год к году выросла на 39%, до 4,2 млрд руб.

RuStore

Число пользователей в месяц – 24 млн.

Pанял второе место на рынке магазинов приложений в России для Android-устройств.

VK Play

Аудитория в месяц – 16,4 млн.

В каталоге VK Play представлено почти 2 000 игр. Количество разработчиков на платформе превысило 2,5 тыс.

Маруся, VK Капсула

Число пользователей Маруси в месяц – 12,3 млн.

Голосовой помощник и умная колонка со встроенным голосовым помощником Марусей.

Умный дом, управление Смарт ТВ, Радио Няня. Рост продаж колонок – на 40% к 2022 г.

VK Pay

Платежный сервис для всех продуктов VK.

VK ID

Единый аккаунт для входа в сервисы VK и центр управления цифровым профилем

VK Реклама

Активно развивала инструменты на базе нейросетей: пользователям кабинета стали доступны галерея с более чем десятью тысячами изображений, сгенерированными искусственным интеллектом (ИИ), а также инструменты интеллектуальной дорисовки и уменьшения объявлений.

VK Predict

Аналитический сервис на базе технологий машинного обучения для решения задач бизнеса в разных отраслях: финансах, ритейле, недвижимости, телекоме, электронной коммерции, туризме и других, геоаналитика, ИИ-прогнозирование аудитории.

От авторов настоящей статьи

Несмотря на достаточно диверсифицированный бизнес, основным драйвером роста VK остается онлайн реклама. Если в 2022 г. данное направление в выручке составляло 58%, то в 2023 г. – уже 60%.

Основным стратегическим фокусом развития является медиаконтент и удержание пользователя, а также время, проводимое с сервисами VK, что непосредственно влияет на продажи интернет-рекламы.

Остальные направления бизнеса (Образование, Пользовательские платежи, Прочие услуги) – либо остались на уровне, либо их доля в выручке сократилась. Например, сократилась доля пользовательских платежей.

Существенный рост расходов на персонал, видимо, как и у всех, стоит задача удержания ИТ-персонала, набор новых компетенций под рост бизнеса (рост численности – на 32%).

Расходы на маркетинг – VK активно работает над брендом и его лояльностью, особенно среди молодежи.

Явно среди всех крупных холдингов VK поставил на медиаконтент, как авторский, так и UGC и направил все усилия на замещение сервисов, ушедших из России. Пожалуй, следующим шагов будет более активное развитие своих новых поверхностей, чтобы не терять пользователя вне социальных сетей, а также учитывая грядущее замедление роста пользователей. Стоит отметить высокий уровень интеграции сервисов в вертикали «Социальные платформы и медиаконтент». Видимо, эта интеграция будет расширена и на образовательные сервисы, после консолидации основных активов.

Интересно посмотреть дальше, кто же все-таки дальше удержит высокие темпы роста выручки. Пока, сравнение 2023 г. VK и МТС (ссылка на статью) VK растет быстрее в 3 раза, эффективностью, видимо, займется позже.

👉 Подписывайтесь на наш Telegram-канал t.me/strategy_360 и получайте новые статьи каждую неделю.

1
Начать дискуссию