Сколько на самом деле стоит контент-маркетинг

Редактору важно понимать экономику своего проекта — это поможет общаться с внутренним заказчиком на языке бизнеса, а не Розенталя или Мильчина. Когда смотришь на цифры, многое в поведении директора или владельца бизнеса становится объяснимым: почему он режет косты или не хочет нанимать ещё одного человека в команду.

Это первый материал из цикла про экономику и продуктовый подход к контент-маркетингу. Сегодня посчитаем, сколько на самом деле стоит один материал в блоге или на корпоративном сайте. Будет полезно редакторам и тем, кто их нанимает или хочет запустить контентный проект. Считал по-минимуму — не добавлял потери на адаптации новых сотрудников и ещё кучу мелочей.

Все расчёты подробно расписал в гугл-таблице (открыта для гневных комментов и вообще) — там есть вкладки для личного проекта, бренд-медиа на 30 материалов в месяц и корпоративного блога на 10 материалов.

Типы контентных проектов

Условно контентные проекты можно поделить на два типа

1. Личные.

2. Корпоративные.

Затратные блоки контентных проектов

Инвестиции. То, что вы потратили до старта проекта (работа программистов, маркетологов, руководства).

Постоянные расходы. То, что не привязано к производству единице контента (аренда офиса, интернет).

Переменные расходы. Расходы на единицу контента (гонорар автору, время юриста на проверку статьи, иллюстрация).

Экономика личного проекта

У личного проекта экономика простая: вы или тратите время или вытаскиваете деньги из кармана.

Инвестиции

Вы запустили свой блог: продумали контент-план, посмотрели разные примеры, запустили группы в соцсетях и канал в телеграме (куда без него!). А ещё заплатили 10 000 ₽ знакомым программисту и дизайнеру. Они помогли зарегистрировать домен, чутка доработали Wordpress и «сбенчмарчили» какой-то прикольный дизайн, настроили типы материалов, шаблоны «шапок» для постов и статей и всякую другую мелочь. Или не стали платить десятку, а установили «Эгею» и добавили +10 к своей крутоте:-)

Постоянные расходы

К постоянным расходам вы отнесёте подписку на разные сервисы и программы — отложенный постинг в соцсетях, Фотошоп и т.п. Но — только если эти инструменты вы используете для своего блога, а не по работе. Ещё к постоянным расходам приплюсуйте рекламный бюджет на месяц (разместиться в хорошем телеграм-канале, запустить небольшой таргет в соцсетях), хостинг и какие-то дополнительные затраты (транспортные, другие платежи — ну, всякое может выскочить).

Переменные расходы

В личном блоге главная статья расходов — ваше личное время и силы. Посчитать можно двумя способами:

1. Фрилансер считает свой гонорар за похожий по сложности и объему материал.

2. Редактор, который трудится по найму, исходит из стоимости часа своей работы.

Во втором случае надо прикинуть, сколько времени в сумме вы затрачиваете на статью в свой блог. Предположим, что на материал вы в среднем тратите 2 часа. Это не так много — вы придумываете, пишите, редактируете, ищете допинформацию, завариваете иван-чай и вообще. Сколько это стоит: берём пятидневку и умножаем на 8 часов в день. Получаем 176 часов. Теперь делим свой оклад на 176 — получаем стоимость часа. Если вы в месяц получаете 50 000 ₽, ваш час стоит 284 ₽.

К переменных расходам я отнёс стоимость фотошопа и коворкинга — если используете их и по работе, и для личного блога. Прикиньте, сколько времени в среднем в месяц проводите в фотошопе и сколько времени тратите на иллюстрации для одного материала. Потом скалькулируйте — как с рабочими часами. А если покупаете фотографии для болга — посмотрите, сколько в среднем уходит на одну статью. Добавьте в таблицу.

В итоге при окладе в 5 000 ₽ на одну статью мы прямо или косвенно тратим 1 955 ₽ вместе с постоянными затратами. Как понять, дорого это или нет — поговорим в следующем выпуске.

Экономика бренд-медиа на 30 статей в месяц

Юрлицам никогда не везло — за электричество и прочую коммуналку они платят больше частников, платная подписка на сервисы и программы и даже трехдневные курсы Бюро Горбунова для них дороже. Контент-проект тоже выходит космическим.

Инвестиции

Мне нравится продуктовый подход (его же исповедует Максим Ильяхов) — не запускать сразу сложный комбайн, а начать с минимально жизнеспособного простого продукта и потестить его. Но даже на планирование и подготовку такой демки уйдёт немало денег. У меня в таблице получилось 355 000 ₽. И это без учёта недополученной прибыли — сотрудники отвлекались на контент-маркетинг, забирая время с других проектов, которые уже приносят доход. Но переменные и постоянные затраты будем считать исходя из медиа с 30 материалами в месяц.

Переменные затраты

В переменные затраты кроме авторов добавил по полчаса работы бухгалтерии и юристов — на согласование и оформление договоров, проверку текстов, зарплатные штуки. Налоги у иллюстраторов и авторов поставил минимально — 5% за эквайринг и банковские комиссии, будем считать, что они ИП или самозанятые. Стоит учесть и работу внутренних экспертов — у них авторы или редактор будут консультироваться, брать интервью и просить обратную связь по черновикам. Не для каждой статьи, конечно. В итоге уже на этом этапе одна статья выходит почти 9 000 ₽.

Постоянные затраты

Здесь и аренда офиса, и платные корпоративные инструменты, и зарплата других служб, которым придётся понемногу участвовать в проекте, и реклама и разные сервисы — загляните в таблицу. Лишнего там особо нет, можно даже ещё расходов добавить. В итоге, если сложить переменные и постоянные затраты на месяц и поделить на количество материалов, получим космические расходы — 26 000 ₽ за материал в блоге. И это мы не считали сложную инфографику, анимацию, видео и аудиопроадкшн.

Экономика бренд-медиа на 10 статей в месяц

В этом разделе посчитал по-минимуму крепкий корпоративный блог на 10 статей в месяц. Из штатных сотрудников — один редактор. Без дизайнера на ставке, без контент-менеджера и верстальщика, которые выкладывают контент в блог и на другие ресурсы. Редактор сам пишет, сам проводит интервью, аудиозаписи расшифровывает за деньги у подрядчиков.

10 статей в месяц — это достаточно много, если статьи не однодневки, а нормальный полезный контент. Затраты можно было бы аргументировано раздуть — добавить на полставки дизайнера, снизить выработку редактора (10 хороших статей в месяц — достаточно серьезная задача) и т.п.

Расчёты почти как в большом бренд-медиа, поэтому кратко подведу итоги: 85 тыс ₽ инвестиций на старте, 167 тыс ₽ прямых и косвенных затрат в месяц и 16 тыс ₽ — стоимость одного материала. Такая арифметика.

Итоги

В следующий раз объясню, что делать с этими рублями и почему 26 000 ₽ за статью — вообще не тот показатель, на который надо обращать внимание. А ещё интересно прикинуть, сколько ежемесячно съедает Т—Ж. Думаю, не меньше 10–15 млн ₽.

BTW, забегайте ко мне в телеграм-канал «Глина научит», там я делюсь заметками о работе, маркетинге, менеджменте, контенте. А в телеграм-канале и блоге tukaev.courses рассказываю о редакторских буднях и своем опыте работы с контентом.

55
4 комментария

Интересный текст, спасибо) Вопрос как раз оч актуален

Ответить

очень важно не пугаться стоимости контента, а понять, что это просто исходные данные, а дальше — стандартная работа с воронкой. то есть оценивать не затраты на контент, а затраты на лидов или привлечение посетителей сайта — общая стоимость в месяц на количество пользователей / лидов. Истина там:-) Такой немного спойлер) Но в целом цена нивелируется количеством людей на входе в воронку и на выходе из неё. 

Ответить

Эгея бесплатна только для личных блогов, для коммерческого использования нужно платить.

Ответить

Ну я как раз про личный блог копирайтера писал. Там как бы непонятно, коммерческий он или нет — напрямую заработка нет. Но и коммерческая версия вполне недорогая. Дополнение важное, спасибо! 

Ответить