{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Как преодолеть состояние ступора и начать работать над возможностями своего рынка

Статья написана на основе первого выпуска подкаста про онлайн и офлайн торговлю «Авоська опыта», который ведут эксперты маркетинга и бизнеса:
Екатерина Кузнецова, управляющий партнёр маркетингового агентства Fingertips и проекта Магазин под ключ;
Наталия Красильникова, визионер и предприниматель, сооснователь проекта Спорт-машина;
Камиль Калимуллин, предприниматель, основатель платформы AdvantShop.

Текущая ситуация ставит нас в непривычное положение — положение беспомощности. И это нормально, потому что кризис, который мы сейчас все переживаем, не имеет аналогов во всей истории человечества. Сейчас мы все парализованы, весь мир парализован, и мало что возможно сделать в таких ограниченных условиях.

К счастью, стратегия даёт ответы на вопрос как нам жить и как плыть при таком сильном ветре и волнах.

Любой кризис — это принципиально другие возможности рынка, это шанс реализовать абсолютно новые идеи. Люди никуда не делись, спрос никуда не делся, просто другая конкурентная среда, и у нас есть прекрасные шансы реализовать принципиально новые идеи. Однако, у предпринимателей сейчас состояние шока и ступора, и принять что кризис — это шанс, может не каждый. Возьмём, к примеру, кинотеатры, которые сейчас никак не могут функционировать: фильмов нет, работать нельзя, что делать этому бизнесу? Как преодолеть этот ступор и как начать работать с этими возможностями?

Загляните в себя

Первое, что нужно сделать — остановиться и подумать: «Почему я вообще занимаюсь этим бизнесом?» Собственно, кризис для этого и даётся, чтобы мы заглянули внутрь, чтобы посмотрели на какие-то вещи, которые не замечали раньше, и подумали: «Что мне важно? Что хорошего мы (в бизнесе) делаем? Почему это важно? Есть ли что-то другое, что важно, но мы этого не делаем?»

В ситуации с кинотеатрами единственное возможное сейчас действие — это ждать, потому что кинотеатры откроются тогда, когда разрешат. К сожалению, с этим ничего нельзя сделать, но можно что-то сделать с собой. Да, многие сейчас чувствуют беспомощность, и важно вернуть себе ощущение, что ты можешь что-то сделать, что ты формируешь мир вокруг себя.

С точки зрения инструмента — это поиск своей миссии. Мы верим в то, что каждый человек имеет свою миссию, он приходит с ней на Землю и реализует её. Пока основатель управляет своим бизнесом, он выражает себя и свою миссию в бизнесе, возможно, он об этом не знает, не задумывается об этом, но он это делает. Мы наблюдаем это и на крупном, и на среднем, и на мелком бизнесе.

Миссия используется как основа стратегических инструментов для разработки стратегии бизнеса. Многие слышали, что в бизнесе прежде всего — миссия. И действительно, она помогает выдерживать стратегическую линию, потому что миссия формулируется для бизнеса раз и навсегда, а стратегия разрабатывается на 3, 5, максимум 10 лет. Стратегия учитывает внешние параметры, стратегия смотрит на то, что происходит вокруг, она гибкая. Но чтобы не потерять ключевое ДНК бизнеса, нужна миссия. Миссия определяет: куда мы идём, с кем мы работаем, а с кем — нет, она помогает строить бизнес-процессы, нарабатывать ключевые компетенции. И поэтому обеспечивает прибыльность и рост — есть исследования, которые показывают, что компании с миссией более устойчивые и более прибыльные, чем другие компании на рынке (источник).

Поэтому сейчас используйте время паузы и вынужденного сидения дома для того, чтобы посмотреть вглубь себя, определить свою миссию, соотнесите ее с бизнесом, сформулируйте ее для бизнеса, подумайте, для кого вы это делаете, чем вы отличаетесь от других. Миссия каждого человека уникальна, мы можем перенести эту уникальность на бизнес и таким образом отстроиться от других.

Посмотрите вокруг

У людей сейчас резко перестраивается восприятие: сейчас мы открылись всему новому и готовы слушать и действовать. В большинстве своём предприниматели очень позитивные люди, и все хотят остаться в бизнесе, никто не хочет пойти в «найм», таких мыслей мы не слышим ни от кого. Скорее: «Да, будет по-другому, не понимаю, как, но как-то будет».

У вас уже есть опыт создания бизнеса, вспомните, вы были не в меньшей неразберихе, чем сегодня, но вы создали бизнес. Справитесь и сейчас! Плюс ко всему, уникальность настоящей ситуации в том, что сейчас эксперты из разных областей бесплатно делятся своими знаниями, вы можете задать им вопросы и получить ответы. Многие бренды открыли доступ к своим продуктам бесплатно.

Да, нам придётся научиться работать в другом формате, но это просто вызов. Поговорите об этом со своей командой, тогда вы поймёте, что не одиноки, ведь не только вы один испытываете страх и дезориентацию.

Самое главное в бизнесе — это ваша команда, они никуда не делись, главное, чтобы были здоровы. Мы будем жить дальше, просто несколько по иным правилам и вот их вы можете сформулировать в том числе вместе со своей командой. Ведь правильный общий настрой помогает свернуть горы.

Что изменится во внешней среде

Один из важных краткосрочных трендов — это безвозмездная помощь людям. И это не просто human centric, сейчас все компании поворачиваются лицом к людям и стараются безвозмездно помогать в этой непростой ситуации.

Усиление тренда digital

Нас всех посадили дома, и Интернет стал чуть ли не единственным каналом общения. Либо ты в Интернете, либо тебя нет. И тут важно следить за конкуренцией, сейчас все идут в digital, так как это единственная возможность выжить. Если у вас не будет добавленной ценности, то с приходом в ваш канал крупного конкурента, вы рискуете проиграть.

Пример: рынок онлайн-образования за последний месяц вырос на 81%. Такого скачка не было никогда, рынок достаточно давно существует. И вдруг, внезапно, люди преодолели ментальный барьер и теперь массово готовы учиться и учить в онлайне.

Доставка

Вроде всё очевидно — крупные компании тоже приходят в доставку, то, что мы покупали физически, сейчас перешло в доставку и может остаться там навсегда. Базовые вещи останутся в доставке, офлайну нужно будет предложить людям что-то, что они получат только у вас, нужна будет причина, по которой потребитель захочет прийти именно к вам.

Торговые центры

Просто ТЦ, скорее всего, вымрут. Точнее, вымрут те ТЦ, которые не представляют собой единую концепцию для создания впечатления, формирования какой-то определенной добавленной ценности и предоставления широкого спектра услуг.

Влияние семьи и ближнего круга

Раньше шёл тренд на одиночное домохозяйство, женщины не хотели жить с кем-то, мужчины не хотели жениться, семьи не хотели детей, ведь можно с комфортом жить одному. Но нынешняя ситуация вынудит людей задуматься над традиционными ценностями, такими как семья и дети.

Экономика шеринга

Новые санитарные нормы, которые появились, притормозят процесс роста тренда на шеринг. Например, каршеринг: каким образом компании будут обрабатывать свои машины, чтобы обезопасить клиента от передачи вируса? Это один из главных вызовов для шеринг-экономики.

С другой стороны, в Америке и в Японии виден тренд на совместное использование талантов, появляются биржи талантов на новом уровне, и они вызывают в жизни новые модели бизнеса. Например, стало больше активности в маркетинге, причём она становится более сложной, и растёт запрос на бóльшую компетентность.

Удаленные команды

Усилится тренд на объединение команд со всех концов мира. Раньше большинство компаний с трудом принимали специалистов с разных уголков планеты, а сейчас мы попробовали работать удаленно, меньше этого боимся и больше готовы к таким трансформациям.

Примите необходимость изменений

Это возможность улучшить ваш бизнес. В текущей ситуации и командам, и компаниям необходимо быстро перестраивать свои стратегии. Это время, когда сильные компании могут не только выжить, но и преуспеть. Это управленческий вызов, пересмотр ответов на вопросы: «Насколько надёжен мой бизнес? Насколько я думаю о клиентах? Насколько я соответствую их инсайтам и потребностям?»

Сейчас важно вспомнить, что мы все люди, что люди — это творцы, что вокруг нас тоже люди, что мы можем опереться на себя и помогать тем, кому тяжелее.

Предприниматель обладают уникальным даром — вести людей и строить новую реальность, строить вокруг себя людей: как сотрудников, так и клиентов. Оставайтесь собой, не бойтесь и пробуйте. А с «Авоськой опыта» у вас всё получится классно!

Подкаст выходит каждый четверг. Подписывайтесь на наш канал на площадках:

Ждём ваши вопросы и комментарии! Пишите интересующие вас темы для следующих выпусков.

0
5 комментариев
Александр Тертычный

Спасибо! Отличная статья!

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Огиренко

Жду скачка оффлайн образования)))Спасибо за статью, полезно.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Кузнецова
Автор

Юля, а Вы заметили разницу между качеством офлайн и онлайн образования? Именно образования, а не дополнительной ценности в виде тусовки?

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Огиренко

Да, разница существенная и разница в цене тоже есть. Пока скачек в онлайн существенный.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Кузнецова
Автор

Спасибо Вам, Александр! Мы уже 3 подкаста выпустили, будем постепенно переводить в текст и выкладывать здесь. Если есть интересные Вам темы про торговлю, пишите, включим в план!

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда