7 блоков, как бизнесу можно анализировать конкурентов

В беготне часто забываешь про одну из самых главных задач маркетолога - анализ конкурентов. Я постоянно анализирую конкурентов и делаю это ежемесячно. Причем мой подход к анализу как был очень простым. Я его сохранил, создавая свое собственное креативное агентство "Молоко". Подход работает и позволяет постоянно держать себя в тонусе. Его плюс в системности и постоянном обновлении данных, что влияет на стратегические действия.

В идеале, на каждого конкурента у вас должно быть досье и тогда вы сможете лучше понимать как нужно двигаться и в какие направления инвестировать, чтобы зарабатывать деньги.

Блок 1. Визуальный осмотр сайтов конкурентов

Я провожу ежемесячный, а порой еженедельный осмотр сайтов конкурентов. Когда я работал маркетологом в строительной компании (2009-2016), то мне было важно посмотреть на новые проекты, на новости компании, на сервисы и в целом оценить активность компании. Пока белорусский рынок спал, я быстро отсматривал российский и оперативно перенимал некоторые фишки для компании, в которой работал. Дальше важно не просто отметить, а зафиксировать, что можно внедрить сейчас, а что оставить в копилке. Идеально создавать для таких анализов отдельный документ. Я для этого использую заметки в iPhone, потому что они синхронизируются со всеми моими устройствами и там можно легко систематизировать идеи. А если надо работать с цифровыми показателями, то старый добрый Excel.

Когда я работал в компании, которая занималась продажей автохимией и автокосметикой (2014-2016), то важно было оценить конкурентов со стороны B2B. С кем заключили сделки и какие фишки, калькуляторы, формы внедрили на сайте.

Сейчас, владея своим креативным агентством, я отсматриваю конкурентов на качество проектов и создаю матрицу брендов, с которыми работает клиент. Агентский бизнес так устроен, что информацию о многие проектах приходится собирать по-крупицам. И если ее не фиксировать в одном месте, то ты никогда не будешь понимать картины рынка.

Блок 2. Социальные сети

После сайтов я обычно смотрю соц. сети. Часто новости не публикуются на сайте, а сразу пишутся в социальных сетях. Все находки также добавляю в файл с анализом.

В социальных сетях еще оцениваю активность и отдельно собираю данные, как росли конкуренты, чтобы посмотреть, в каком блоке по отношению к ним находится компания.

Блок 3. Обновление поисковой выдачи

Следующий шаг - это отсмотреть обновление по компании через Google и через сервис «Новости». Если компания сделала что-то стоящее, то это точно будет отмечено в поисковиках. И таким образом получается еще прочекать новые источники, куда удалось зайти конкурентам.

Блок 4. Детальный анализ проектов

Дальше я приступаю к анализу проектов. Когда работал в строительной компании, то мне было важно в каком стиле строят, что популярно, о чем пишут. Это позволяло сформировать видение, в каком направлении надо сделать свои проекты, чтобы не отставать от рынка или наоборот опережать его. Когда работал в компании, которая занималась автохимией и автокосметикой, то там больше анализировал, с какими компаниями удается сделать проект т.д.

Блок 5. Аналитика открытый данных

Дальше собирается аналитика. Всегда нужно понять насколько приросли конкуренты. На этом этапе загоняем в Excel данные и дальше анализируем за счет чего мог произойти рост. Цифры говорят очень много и очень важно за какой период у вас есть данные по конкурентам. Когда вы собираете данные годами, то можете затем все легко сравнивать с данными по своей компании и смотреть, где ваш рост хуже или лучше. Это очень удобно.

Цифры собирают самые разные. Например, место в глобальной рейтинге Alexa, количество подписчиков, количество постов в соц. сетях за месяц, активность подписчиков, прирост в страниц с поисковой выдаче.

Этот блок дает больше всего данных, потому что сразу видно, насколько конкуренты активны или рынок по-прежнему находится в мертвом состоянии.

Блок 6. Рекламные кампании конкурента

Дальше есть маленький блок - рекламные компании, которые мне попались в течение месяца со стороны конкурентов. Так как рекламные кампании сложно отследить, я рекомендую вам посещать сайт конкурентов хотя бы один раз в месяц и тогда вы точно сможете попасть в хотя бы одну ретаргетинговую рекламную кампанию. А если делать анализ конкурентов постоянно, то вы точно не пропустите яркие рекламные ходы, которые захочется отметить. Только не забывайте делать скриншоты. Реклама сегодня транслируется, а завтра ее уже нет.

Блок 7. Технический анализ

Есть еще один блок - технический. Его чаще всего собираю один раз в несколько месяцев. Он касается SEO и технической части сайта. Этот блок дает понять, насколько конкуренты работают с своим сайтом и как они отвечают требованиям поисковых систем.

Базовый блок

И завершающий блок, который корректируются раз в полгода или год - это бизнес блок. В него входит позиционирование, место на рынке, численность работников, документы компании, которые удалось найти в открытом доступе или документы, которые к вам принесли клиенты. В общем, все, что может составить картину относительно процессов конкурента.

В идеале, я всегда хотел этого добиться - составление карточки конкурента. У Харви Маккей есть книга «Остерегайтесь голого человека, который предлагает свою рубашку», в которой он показывает анкету клиента. Я всегда хотел создавать что-то подобное на конкурентов, но это великий труд, до которого пока не дошли руки. В идеале, на каждого конкурента у вас должно быть досье и тогда вы сможете лучше понимать как нужно двигаться и в какие направления инвестировать, чтобы зарабатывать деньги.

33
2 комментария

Хотелось бы посмотреть на результат такого анализа. Документ, который должен получиться в итоге и какие выводы он может позволить сделать.

Ответить

Документ представляет собой архив по всем конкурентам и вашей компании. К сожалению, мои документы - это конфиденциально. 

Выводы - это задача каждого в отдельности. Когда у вас есть данные, всегда легче смотреть на ситуацию. А собрать данные задним числом невозможно, поэтому, работая с таким документом важно, чтобы данные собирались постоянно. 

Ответить