Как стать креативным лидером. И зачем?

Заставка к статье «Как стать креативным лидером. И зачем?» Слиньков Д., инвестор, предприниматель, блогер, основатель компаний КОРУС Консалтинг, Ah!Report, Soloten, SLINKOV.Capital

В статье раскрывается ответ на вопросы: кто такие креативные лидеры и что такое творческий менеджмент. Вы управляете бензоколонкой на трассе Р-504? Да, вам тоже нужен креативный менеджмент. Ещё как!

А давайте разберемся: с чем едят креативный менеджмент и/или творческое лидерство? Кому-то данный стиль управления видится лишь романтической вариацией обыденного управления людьми. Кому-то кажется, что так можно работать только с коллективами креативных студий. Как обычно, правы / не правы и те, и другие, и невидимые третьи.

Чтобы было понятнее и интереснее, можно я начну с одного «заморского» термина?

Что такое hands-on?!

Много, очень много лет назад я попал на работу в консалтинговую компанию основанную женой американца — Ольгой. Бизнес был простой, как и всё в то время: продаём компаниям западный софт, а потом они нам платят за его настройку. Сто долларов в час, например. Как адвокатам в США. Каждое утро я заходил в офис и не с пиететом, а с ужасом обнаруживал на доске расписание визитов: Bosch, General Electric, Nutricia… Случалось презентовать им тот или иной программный модуль в условиях, когда стартовый экран этого самого модуля мы с клиентом ОБА видели впервые. Так вот, Ольга мне говорила всё время, что и я и все на свете люди должны быть hands-on. Дескать, только так у нас получится прожить достойную жизнь. Переводов своим разухабистым англицизмам она не давала. Те, кто робко спрашивали «а что сие значит», бывали не просто уволены, а стёрты в порошок и развеяны над пропастью тупости. Да и вообще… Ольга ведь в принципе знала только две не совпадающие друг с другом половинки двух языков...

Итак, мы были hands-on. Что это значит? В бытность работы «под Ольгой» сижу я как-то бок о бок с CFO Мариотта. Настраиваем на его компьютере в четыре руки план счетов по российскому стандарту. Вечером он мне и говорит: «На завтра я вызываю вас на настройку GAAP-а [Википедия]!» Вместо того, чтобы радоваться, я бегу в Дом Книги и покупаю там увесистый «GAAP ваше всё» и мчусь с ним в обнимку по слякотной Москве домой. И тут у меня отваливается на ботинке подошва. Ну совсем отваливается, понимаете? Носок смешивается с мартовской мостовой, а до метро еще далеко. Звоню жене, чтобы встретила меня с какими-нибудь другими ботинками. И знаете что мне ответила благоверная? «С какими другими, Дим?! У тебя нет другой зимней обуви!»

На следующее утро в 8:00, не поспав ни минутки, я сидел у стола CFO в полной готовности настраивать GAAP. А он, зараза, опоздал на целых 15 минут, в течение которых я чуть не отрубился от усталости и первой волны ОРЗ.

Если вам всё еще не понятно значение слова Hands-on, я скажу вам, что ВСЕ Ольгины консультанты так или иначе преуспели в жизни и сейчас они управляют чуть ли не третью ИТ-экономики Москвы, Канады и Кремниевой Долины.

На тот момент ни в одном словаре такого словосочетания я не нашел. Поэтому, по мере набивания шишек, начал переводить для себя эту характеристику так: если у тебя проблемы с управленческим учетом, не нужно сразу орать на бухгалтера. Сначала открой финансовый софт, поковыряйся в нём сам и только потом можешь заслуженно обматерить и главбуха, и ИТ-шника, и своих родителей за то, что воспитали тебя таким тугим, в плане технологий, недоумком.

Другой русский американец – Давид Ян — так сформулировал аналогичное требование к преуспевающему индивиду:

«Хочешь стать хорошим ресторатором, поработай официантом и помощником повара».

Давид Ян, Российский предприниматель, основатель и член совета директоров группы компаний ABBYY

Самая яркая в моей карьере звезда hands-on описана в рассказе «Как жажда знаний мафию победила».

Как бы там ни было, относительно креативного менеджмента и hands-on мне ведомы две важные вещи:

  1. Все успешные лидеры, которых я знаю, исповедуют принципы креативного лидерства.
  2. Все те же самые лидеры поголовно, как один, hands-on!

Творческое лидерство АКА креативный менеджмент

Смотрим в Википедию:

«Креативный менеджмент — это стиль лидерства, основанный на концепции совместной работы по развитию инновационных идей».

Википедия

Те, кто использует творческое лидерство, создают условия для творчества. Ну, логично.

Лидерство не было бы лидерством, если бы тот, кого можно назвать креативным менеджером, не умел бы одновременно требовать сроки, создавать высокие ожидания от будущего продукта и находить баланс между генерацией идей, процессом их селекции и, самое главное, воплощения.

В 2010-м году исследование IBM Global CEO выявило следующий парадокс нашего времени: большинство директоров ставят креативное мышление выше остальных качеств необходимых для достижения бизнес-целей. Даже выше порядочности!

Но одновременно те же самые корпорации предпочитают нанимать вовсе не креативных лидеров, а гендиров типа: risk-free и status quo. Главное — никаких сюрпризов. Акционеры любят предсказуемость!

Можете себе такое представить? А я могу. Сам работал в такой корпорации. По собственным наблюдениям: если это не газ, не нефть, не доставшиеся от обломков эсэсэсэра провода, то значит людям нужно было чудо. Окей, менее пафосный эквивалент «чуда» в бизнесе — это «озарение». И такое производство озарений (их еще транслитерируют словом «инсайты») нужно, не побоюсь такого оборота, «ставить на поток». Вот и Тим Браун со мной согласен:

«Стадия озарения помогает запустить проект и столь же важна, как стадия проектирования, следующая за ней. Поэтому озарение следует искать всюду».

Тим Браун, СЕО и президент дизайн-компании IDEO

Насчет конвейера по производству чуда у всех сейчас только один вопрос: как?

Я собрал рецептики-ответики по принципу правил… Нет, правило — это занудство. Назовём их девизами или слоганами, придерживаясь которых, можно попробовать стать креативным лидером.

Итак, правило первое — въ…..ть! Ой, обещал же без «правил». Извините!

Хотя, Сет Годин (автор той самой «Фиолетовой коровы») классно сказал про слово въ…ть:

«Художник никогда не скажет, “Хочу сделать меньше, чем надо”. Вместо этого, он постоянно будет думать о том, чтобы вложить в проект всего себя по-больше. Ведь слово ‘работа’ лежит в самой сути творчества».

Сет Годин, Американский предприниматель и экономист. Автор деловых книг, популярный оратор.

Девизы / принципы креативного лидера

  1. Моё вИдение — мой главный актив.

  2. Достигать недостижимое — моё нормальное рабочее состояние.

  3. Заниматься только самыми передовыми инновациями.
  4. Дайте критику! Больше критики!
  5. Я в ответе за всё! Не трогайте этих дизайнеров.
  6. Делюсь всем, что знаю!
  7. Только одна возможность? Только сейчас? Действуй!
  8. «Нет» — это не ответ!
  9. Провалы — родители великих идей.
  10. Мало просто держать речь — нужно делать ШОУ!
  11. Работать с лучшими. Даже если они — ф….г фрики;)
  12. Слагать легенды. Всегда. Сами!
  13. Удиви меня!!!

Ну что, есть вопросы? Нужна расшифровка? Пишите в комменты!

Таблица сравнения двух методов управления: традиционного и креативного

Чтобы было меньше букв, вот вам простенькая «таблица» сравнения двух методов управления (ниже она же, но в текстовом виде):

Традиционный <-----vs-----> Творческий

Символизирует авторитет <-----vs-----> Символизирует вдохновение

Односторонний <-----vs-----> Итеративный

Важно быть правым <-----vs-----> Важно быть реалистом

Следует инструкциям <-----vs-----> Импровизирует, если уместно

Надежность <-----vs-----> Проверенность

Классический оркестр <-----vs-----> Джазовый джем-сейшен

Гармонизация <-----vs-----> Коммуникация

Хочет быть правым <-----vs-----> Надеется, что прав

Открыт для ограниченной обратной связи <-----vs-----> Открыт для неограниченной критики

Исполняет поручения <-----vs-----> Принимает риски

Иерархия <-----vs-----> Сеть

Линейные зависимости <-----vs-----> Нелинейные зависимости

Да или нет (четко) <-----vs-----> Может быть (неопределенность — это норм)

План, исполнение: запускаемся с 1.0 <-----vs-----> Итерации: живем в Beta

Тональность речи — конкретика <-----vs-----> Тональность речи — метафоры

Думает, как генерал или контролер <-----vs-----> Думает, как художник или дизайнер

Делегирует функции <-----vs-----> Ставит практику на первое место

Это понятно, но как это использовать?

купил айфон а чо с ним делать

где кнопки чтобы нажимать

и как мне позвонить сереге

а вот и он звонит и чо

(с) tequilaman

Ну да, сравнили мы диктатора с Джобсом, и что дальше? Как стать-то этим самым креативным лидером? Вместо прямого ответа на сей злободневный вопрос, нужно, мне кажется, закрепить три вещи:

1) Если не получается, то и не надо

Некоторым бизнесам атмосфера генерации идей просто вредит. Очень мало мест таких. Но должно быть больше! На моем практическом веку все, кому жизненно важно продавать себя через Интернет, так или иначе нуждаются в постоянно действующем гейзере идей. Недавно я спросил знакомого ритейлера: «Ты наконец-то собрался в онлайн или даже пандемия тебя не проймёт?» Бизнесмен ответил четко, по-военному: «Я отдал распоряжение открыть вакансию директора интернет-магазина!» Уф, теперь я за него спокоен — начало положено.

2) Иерархия vs гетерархия

Гетерархия vs Иерархия Слиньков Дмитрий, инвестор, предприниматель, блогер, основатель компаний КОРУС Консалтинг, Ah!Report, Soloten, SLINKOV.Capital

Гетерархия — это не синоним «анархии». Гетерархичная структура управления была описана нейропсихологом и кибернетиком Уорреном Мак-Каллоком еще в 1943-м году.

Уоррен Мак-Каллок
Американский нейропсихолог, нейрофизиолог, теоретик искусственных нейронных сетей и один из основателей кибернетики.

Суть гетерархии — сосуществование различных систем управления (включая и иерархичную) в единой, сбалансированной системе. Вы наверняка представляете себе сетевую модель так: шарики-узлы (лидеры либо исполнители) связанные между собой палочками-отношениями (управляющими воздействиями и обратными связями). Так вот, в гетерархической структуре управления в качестве шариков-узлов могут выступать… идеи. Только представьте: идея может «подчинять» себе или может «подчиняться».

У сооснователя студии Pixar Эда Кэтмелла в книге «Корпорация гениев» мне понравилось много чего, но парочка фраз об отношениях «человек+идея» будут уместны даже в такой любительской статье:

«Вы — это не то же самое, что ваша идея. Слишком сильно слившись со своими идеями, вы принимаете за личное оскорбление любую их критику».

«Идеи исходят от людей, поэтому люди важнее идей».

Эд Кэтмелл, Президент DisneyToon Studios (2007—2018), Pixar и Walt Disney Animation Studios.

Нравится вам такое? И мне!

3) И снова Hands-on

Современному креативному менеджеру нужно уметь засучивать рукава и делать что-то своими собственными лидерскими ручищами. Есть такое понятие, как «проблемное видение мира» — определение ж.....ы на дальних подступах. Но чуйка должна приводить не к преждевременной полундре, а к системной подготовке к чему-то новому. Как её начать? Ведь никто даже представить себе не может, что «вот оно грянет». Очень просто — начать подготовку самому и стать личным примером!

Я, например, так долго вдалбливал своим креаторам как нужно делать лендинги и представление табличных данных в вебе, что а) научился это делать сам и б) сделал два онлайн-курса на эти темы. Теперь, даже если я когда-либо прогорю, у меня останется бессмертное ремесло.

Один из «Ольгиных» выпускников, получив позицию гендира в представительстве западной софтверной компании, с первого же дня начал этот софт переделывать. «Нас запретят к чертовой матери, если всё останется как есть», — говорил он, не отрывая рук от клавиатуры. «Сережа, кто ж нас запретит?» — снисходительно спрашивали его сытые пожилые КАМы. «Правительство! Роскомнадзор!» — кричал Сергей. И КАМы уходили покручивая пальцами у своих недоуменных висков. Дорогие комплектации Apple Watch поблескивали на их запястьях зловеще… до той поры, пока пророчество Сергея не сбылось с точностью до формулировок в НПА. Компания осталась на плаву, ни один сотрудник не был уволен. КАМы предложили продать свои Apple Watch, чтобы скинуться на паланкин для Сергея.

Что еще должен уметь креативный лидер

На самом деле много чего. Но вот пока то, что вспомнил:

  1. Подгонять без пряника

  2. Переобуваться в прыжке
  3. Делегировать не только власть и ответственность, но и собственный авторитет!
  4. Вовремя уходить в тень.

Один мой знакомый, прочитав черновик этой статьи, высказался в следующем духе: «Классно! Но не для России. Такие методы управления приживаются исключительно в мятежной, эмигрантской среде. Все стартапы и студии состоят из мятежников и эмигрантов. Америка? Ну да, она сама по своей сути — пристанище мятежников и эммигрантов». Красиво? Заковыристо? Подумаю над этим на досуге…

А про того ли мы говорим?

Мне кажется мы забыли поговорить о тех, кто по долгу службы «вынужден» креативному лидеру «подчиняться». Кавычки тут потому, что и подчинения-то там никакого и нет.

Я в проектах своего агентства часто выступаю в качестве далеко не главного члена команды. И это не «праздник непослушания», а вполне себе узаконенная процедура — собственник бизнеса пашет на проекте в роли дизайнера, например. Мне ГОРАЗДО проще творить, не задумываясь о дедлайнах, бюджете и чьих-то политических предпочтениях. Правда, в результате приходится иногда получать нагоняй от менеджера. Но во-первых, PM-у это в кайф. А во-вторых, всё для дела — всё для НЕГО!

Слова «генерация идей», «креатив», мне кажется, слишком чересчур выпячивают себя «напоказ». Замените их простым «изобретательность» и вот уже запахло «Dao Toyota» и иже с ними. С лидером, который может раскрыть в каждом члене команды все сильные стороны, можно идти далеко и надолго. Ибо, как сказал Альберт наш Эйнштейн:

«Самый настоящий признак ума — не знания, а изобретательность».

Альберт Эйнштейн, Физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики

PS

Instagram-презентации всего, о чем мы тут говорили, вложены в тексте. Удачного вам перехода на рельсы творческого лидерства!

Список использованной (в хорошем смысле) литературы

«Редизайн лидерства: Руководитель как творец, инженер, ученый и человек», Джон Маэда

«Дизайн-мышление в бизнесе. От разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей», Тим Браун

«Корпорация гениев. Как управлять командой творческих людей»
Эд Кэтмелл, Эми Уоллес

PSS

Обсуждать такие темы можно в закрытой фб-группе «Маркетинг инноваций»

0
2 комментария
Анна Поварова

Интересный опыт и совершенно неординарный подход к построению работы с сотрудниками. Вы думаете такой подход подойдет для крупных корпораций? Или все же это действительно не наша российская "история"? 
Несмотря на некоторую противоречивость, пару мыслей взяла на заметку :), спасибо! Иногда нужно отрываться от привычек и искать подходы не по шаблонам! На то мы и творческие люди )

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Slinkov
Автор

Не... Корпорациям это не светит... Особливо нашенским... К сожалению!

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда