Как я набрал 18 000 подписчиков за два года в Телеграме: делюсь 5 способами продвижения (+ честной статистикой)

Два года я тестировал разные способы продвижения и потратил на это около 2 млн рублей. Пришло время упаковать свой опыт в гайд — делюсь ошибками, находками и статистикой.

Как я набрал 18 000 подписчиков за два года в Телеграме: делюсь 5 способами продвижения (+ честной статистикой)

Меня зовут Максим, я основатель SMM-агентства Little Big Agency и фешен-бренда GLOVE ME, а по совместительству автор канала «Телеграмма от Максима Юрина». Пишу про креативное предпринимательство и небанальный маркетинг — честно, с фактами, цифрами и юмором.

За два года активного ведения и продвижения телеграм-канала я понял, что это мощный трамплин для прокачки личного бренда. Сейчас канал для меня — инструмент для продвижения собственных продуктов и поиска партнеров и заказчиков. Делюсь, как я к этому пришел и чего мне это стоило. В конце статьи вы найдете таблицу со всей статистикой.

Как и почему я завел телеграм-канал

Всё началось, когда я работал в креативном агентстве REDKEDS. Коллеги постили в Фейсбук*, и я, чтобы не отрываться от коллектива, тоже завел страницу.

Сразу сделал несколько открытий: например, необязательно часами сидеть на Хэдхантере, чтобы найти сотрудника. Можно опубликовать вакансию на Фейсбуке* — и через неделю она будет закрыта, потому что все друг друга знают и читают. Нужно пропиарить новый кейс, который выпустило агентство? Достаточно разместить его на Фейсбуке*, а журналисты «подхватят», а затем пригласят на конференции.

Так Фейсбук* стал для меня инструментом медийности. В 2014 году мы с командой открыли свое агентство и благодаря каналу не только продвигали наше дело, но и закрывали 80% рабочих вопросов.

Пример материала, который родился из моего вирусного поста на Фейсбуке*. Я сделал публикацию, а потом ведущие рекламные сайты бесплатно написали статьи с упоминанием меня и моего агентства
Пример материала, который родился из моего вирусного поста на Фейсбуке*. Я сделал публикацию, а потом ведущие рекламные сайты бесплатно написали статьи с упоминанием меня и моего агентства

Когда Фейсбук* заблокировали, началось великое переселение в Телеграм. Я тоже решил обосноваться на площадке. На Фейсбуке* у меня было 10 000 подписчиков, и я поставил себе цель — набрать столько же в Телеграме.

Старт напоминал мемы в духе «ожидание vs реальность». Я был уверен: опубликую пост на Фейсбуке* и в Инстаграме*, расскажу о новом канале, и аудитория сама «перетечет» в новое сообщество. Но не тут-то было: пришли всего 3–4%. Кстати, даже многие блогеры-миллионники столкнулись со схожей проблемой: думали, что «перенесут» половину аудитории из других соцсетей, а по факту на их телеграм-каналы подписались доли процента.

Были и другие открытия со знаком минус. Например, стало очевидно, что такого вирусного распространения, как на Фейсбуке*, в Телеграме получить сложно. Это означало, что продвижение потребует немалых денег.

Но всё же я понимал: если всё пойдет по плану, я смогу «отбить» затраты с помощью рекламы. Так и вышло. В последнее время канал приносит мне несколько сотен тысяч рублей в месяц.

Чтобы разгрузить себя, привлек небольшое агентство, которое специализировалось на рекламе. Оно выбирало паблики для посевов, делало маркировку, вело переговоры с администраторами и собирало аналитику. Эти процессы рутинные и требуют кучу времени, поэтому предпринимателю их лучше делегировать. Но контент я взял на себя — думаю, в случае с авторским каналом участие автора необходимо.

За год мы попробовали все доступные инструменты: посевы в новостных и блогерских каналах, Telegram Ads, рекламу через Яндекс Директ и даже запустили креативный спецпроект. Но обо всём по порядку.

Посевы: непредсказуемы, но хороши

Я решил начать с посевов в тематических телеграм-каналах. Посчитал, что это самый понятный, эффективный и недорогой способ продвижения. Спойлер: не ошибся.

Процесс размещения посевов состоит из двух частей: выбора каналов и подготовки креативов (тексты и визуал). Остановлюсь подробнее на каждом пункте.

Подобрать подходящие паблики — еще та задачка. Делюсь советами.

👉🏼 Не делайте ставку на паблики с громадной аудиторией. Когда рекламируешь свой канал на 200 человек в паблике, на который подписано 500 000, у аудитории крупного сообщества может возникнуть когнитивный диссонанс. Люди подписаны на большой канал, а им предлагают перейти в крохотный паблик. Вряд ли они захотят там остаться, и вы просто сольете деньги.

👉🏼 Начинайте с нишевых каналов в схожей сфере. В моем случае это маркетинг, бизнес и предпринимательство. Иногда я отступал от этого правила и пробовал идти в другие области: финансы, инвестиции, образование. Результат был разным, но, как правило, хуже, чем при посевах в более близких по тематике каналах.

👉🏼 Включайте «режим Шерлока». Тщательно анализируйте каналы и отслеживайте их статистику — например, через TGStat. Обращайте внимание не только на число подписчиков, но и на охват, а также его скачки. Смотрите на то, в каких сообществах канал размещает посевы и как количество комментариев и реакции к постам соотносятся с числом подписчиков. Полагаться на интуицию точно не стоит.

Но даже если вы всё проверили, будьте готовы к неприятным инцидентам. Как-то я разместил рекламу в трех каналах про бизнес и маркетинг, и буквально за пять минут в мой паблик пришли больше 300 подписчиков. «Ура!» — подумал я. Но потом увидел тех, кто подписался. А там… аватарки с котиками и цветами и целая плеяда людей с подозрительно похожими именами и фамилиями. Тогда я понял, что каналы накручивают себе охваты и подписчиков. Но самое невероятное: они накручивают подписчиков и своим клиентам! Анализ поможет минимизировать такие случаи, но риск всё же остается.

👉🏼 Выбирайте авторские, а не анонимные сообщества. В авторских каналах обычно «сидит» более вовлеченная и лояльная аудитория, плюс автор канала часто адаптирует посевные тексты под стилистику своего сообщества. Так посты получаются нативными, и с них охотнее подписываются.

Как я набрал 18 000 подписчиков за два года в Телеграме: делюсь 5 способами продвижения (+ честной статистикой)

А теперь поговорим про текст посева. Главный совет: адаптируйте его под паблик, в котором планируете рекламироваться. Например, если ваш канал про предпринимательство, а вы хотите создать посев в сообществе с упором на финансы, добавьте цифр.

Второй совет: заморочьтесь над заголовком. Если в других соцсетях это просто способ структурировать текст, то в Телеграме приходят пуш-уведомления на телефон, поэтому важно сразу зацепить читателя. Говорят, есть три секунды, чтобы впечатлить человека при знакомстве. А в Телеграме важно впечатлить за пять слов — но без кликбейта.

В моем случае классно работали заголовки и креативы с элементом неожиданности.

Примеры моих посевов. Ради эксперимента текст для каждого канала писал разный, чтобы найти лучшую связку
Примеры моих посевов. Ради эксперимента текст для каждого канала писал разный, чтобы найти лучшую связку
Что в итоге? Большинство подписчиков пришли ко мне именно благодаря посевам. При этом стоимость адекватная — в среднем 200–400 рублей за подписчика.

Однако, планируя посевы, учитывайте, что процесс размещения и подготовки к нему довольно трудоемкий. Нужно найти канал, проанализировать его, связаться с администратором, найти «окошко», заняться маркировкой, согласовать текст и креатив, создать ссылки с UTM-меткой, оплатить. Это не проблема, а, скорее, бюрократические действия, без которых, к сожалению, никуда.

Еще один минус посевов — непредсказуемость. Никогда не знаешь, сколько людей придет после размещения. В моем случае стоимость за подписчика всегда оказывалась разной, и предугадать цифру было нереально. Рекорд — 100 ₽ за подписчика, антирекорд — 5000 ₽.

Всю статистику веду в обычной Excel-таблице. Как по мне, это самый удобный способ. В первую очередь я смотрю на CPS, то есть на стоимость за подписчика (cost per subscriber)
Всю статистику веду в обычной Excel-таблице. Как по мне, это самый удобный способ. В первую очередь я смотрю на CPS, то есть на стоимость за подписчика (cost per subscriber)

Telegram Ads: предсказуемость — да, качество подписчиков — нет

На Telegram Ads решился не сразу: смущал входной бюджет, который тогда составлял 2200 € (сейчас большинство сервисов-посредников предлагают зайти с 500 €). Но всё же решил попробовать.

Запустил таргет по интересам (бизнес, маркетинг, реклама) и по аудитории конкретных каналов. Для этого выбирал сообщества, близкие по тематике. Однако целевые группы таргетинга постепенно «откручивались», аудитория «заканчивалась», эффективность падала, поэтому приходилось постоянно оптимизировать настройки — этот процесс шел нон-стоп.

По текстам у Telegram Ads свои приколы. Например, довольно жесткие ограничения по количеству знаков — не более 160. Именно поэтому я чувствовал себя немного Хемингуэем: нужно было увлекательно рассказать о канале буквально в одном предложении.

В моем случае креативные тексты, как в первых двух примерах, срабатывали лучше «сухих вариантов»
В моем случае креативные тексты, как в первых двух примерах, срабатывали лучше «сухих вариантов»

Еще один способ «заманить» подписчиков — организовать конкурс в своем канале и прописать это в тексте рекламного объявления. Способ рабочий, но у моего канала серьезная тематика, поэтому конкурсы показались мне неуместными. Думаю, что, если вы продвигаете паблик в других нишах, можно иметь в виду этот инструмент. Правда, не вся аудитория будет целевой: кто-то подпишется, чтобы выиграть футболку.

Что в итоге? По сравнению с посевами Telegram Ads — более предсказуемый, но и более дорогой инструмент. Средняя стоимость за подписчика вышла 3–5 €, и только иногда удавалось опуститься до 2 €.

Недостатки тоже есть. Инструмент дает минимальное пространство для креатива, а еще постоянно необходимо настраивать новые таргетинговые группы. Но главное — на мой взгляд, Telegram Ads приводит в канал менее качественную аудиторию. Иногда возникает ощущение, что это «случайные» люди. Они видят короткое объявление, подписываются, но до конца не понимают, о чем канал. А еще рекламные объявления Telegram Ads не видны тем, у кого есть Premium-аккаунт.

Продвижение с помощью папок в Яндекс Директе: удобно, но не работает вдолгую

«Лучше попробовать, чем стоять в стороне», — подумал я и скооперировался с десятью другими авторами каналов про бизнес. Мы договорились скидываться по 10 тысяч рублей в месяц на бюджет Яндекс Директа. Люди на лендинге кликали «Подписаться», и у них в мессенджере добавлялась папка с нашими десятью каналами.

Так выглядел лендинг
Так выглядел лендинг

Первое время всё шло неплохо, стоимость подписчика составляла 150–200 ₽. Однако через два месяца ситуация ухудшилась, и CPS стал превышать 300 ₽.

Я заметил, что люди начали массово отписываться. Мое предположение, почему так произошло: когда подписываешься сразу на несколько каналов, не успеваешь привыкнуть к авторам, а в это время каждый из них бомбит своим контентом. Тогда психика говорит: «Слишком много нового, я не вывожу, лучше отпишемся». К тому же было сложно оценивать качество аудитории и оцифровывать результаты. В итоге от инструмента отказался.

Чуть позже попробовал продвигаться с помощью папок в другом формате. Система такая: инициативная группа создает папку с каналами определенной тематики, например бизнес и маркетинг. Потом каждый участник анонсирует общую папку у себя в сообществе. Иногда дополнительно запускается платная реклама в других тематических каналах.

Вначале это неплохо работало. С одной папки предпринимателей, в которую входили такие звезды, как Максим Спиридонов, Эдуард Гуринович, Михаил Токовинин и почему-то я, на мой канал подписались более 2500 человек. Потом эффект сошел на нет: папки всем надоели, да и в таких крутых меня участвовать уже не приглашали. В итоге я отказался и от этого инструмента.

Так выглядела папка. Одна кнопка — и несколько подписок
Так выглядела папка. Одна кнопка — и несколько подписок

Креативный спецпроект в Урюпинске и контент-маркетинг: сомнительно, но весело!

Как выходец из креативного агентства с экспертизой в наружной рекламе, я хотел найти необычное решение по продвижению в Телеграме — с помощью наружки. Мечтал сделать что-то такое, чего еще никто не делал.

Мыслил так: Телеграм — одна из самых диджитальных историй. А что, если продвинуть свой канал в аналоговом мире? Объединить вещи, которые кажутся несочетаемыми, и довести контраст до предела. Урюпинск считается неофициальной столицей провинции, поэтому в голове сразу нарисовал картинку: разбитая дорога, старенький домик, бабуля (обязательно с тележкой!), билборд, и на нем — реклама моего канала про бизнес и предпринимательство с QR-кодом, про который в Урюпинске многие и не слышали.

Региональное агентство помогло реализовать дерзкий план. Всё сошлось: мы нашли фотографа, бабушку с тележкой (наша модель даже раздобыла голубой плащ, идеально подходящий по цвету к баннеру) и разместили рекламу. Шалость обошлась мне в 32 000 рублей.

Та самая фотография, ради которой затевался эксперимент!
Та самая фотография, ради которой затевался эксперимент!

Про рекламу в Урюпинске я, конечно, запилил статью на vс.ru. Я не рассчитывал, что подписчики придут с билборда, ставка была на статью. Правда, прирост оказался незначительным — около 500 человек.

Но я всё же рад, что решился на авантюру. Получилась социальная реклама, так как деньги (пусть и небольшие) пришли из Москвы в провинцию, а не наоборот: мы оплатили работу регионального агентства, фотографа и бабули.

Кейс так понравился владельцам других каналов, что около 10 из них тоже прорекламировали паблики на билбордах городка. Получается, я, сам того не подозревая, запустил флешмоб — над нами даже подшучивал Skillbox.

Skillbox не прошел мимо!
Skillbox не прошел мимо!
Ради этого я и затевал проект. Думаю, моя слава стоила 32 тысяч рублей! 
Ради этого я и затевал проект. Думаю, моя слава стоила 32 тысяч рублей! 

Обещанная статистика: деньги, подписчики и выводы

Лучшие результаты дали посевы. Они остаются для меня самым «рабочим» и выгодным способом продвижения. Telegram Ads и Яндекс Директ подойдут для более нишевых и узкоспециализированных каналов, у которых понятное предложение — например, «научись программировать на Python за месяц». Для продвижения личного бренда это не самые подходящие варианты. Вписываться в папки с тематическими каналами сейчас уже не стоит — думаю, инструмент изжил себя.

Таблица со статистикой за 2022/23 год
Таблица со статистикой за 2022/23 год

Не жалею, что попробовал все способы, хотя на некоторых потерял деньги и время. Зато есть полная картина и отсутствует синдром FOMO — упущенной выгоды. Жалею только, что не начал заниматься продвижением канала раньше: еще 3–4 года назад конкуренция и цена за подписчика были меньше.

Мой главный совет: не бойтесь начать вести канал, даже если нет бюджета на рекламу. Кто знает, может, скоро появится алгоритмическая лента, а с ней — возможность вирусного распространения.

Мои планы на 2024-й — продолжать развивать канал, вкладываться в продвижение и делиться своими открытиями в маркетинге и бизнесе. Креативные идеи стартапов, профессиональные мемы, нескучные цифры и мысли о бизнесе — всё в канале «Телеграмма от Максима Юрина», подписывайтесь.

Из последних постов:

Буду вам рад! Заглядывайте :)

Делитесь лайфхаками, если продвигали канал. Давайте соберем советы «как надо» и «как не надо»!

* Продукты компании Meta Platforms Inc., признанной экстремистской организацией на территории Российской Федерации.

5151
11
34 комментария

Как простой пользователь телеги согласна с выводами: больше всего доверия посевам в каналах, которые читаю постоянно, и они советуют что-то по схожей тематике. По папкам именно такое ощущение было: подписалась один раз, в папке было 15 каналов, в итоге удалила всех, потому что просто не успевала обработать столько новой информации. Потом на некоторые каналы подписалась вновь именно после рекламы в другом канале)

Вашу рекламу, кстати, тоже видела, креатив с банером и бабушкой очень запоминается. Правда, не знала, что это реальное фото, думала, быстрый фотошоп))

2
Ответить

Кайфовое фото с бабушкой)

1
Ответить

Юрий, ваш пример вдохновил меня на ведение телеграм-канала. Берете ли вы начинающих блогеров на продюсирование?

1
Ответить

Можно обсудить 😎

Ответить

Это я его научил.

1
Ответить

Максим, здравствуйте, а почему выбрали такое странное название канала? это игра слов (телеграм - телеграмма) или какой-то скрытый смысл?

1
Ответить

В начале (когда создавал канал) я думал, что у меня посты будут немного стилизоваться под телеграммы ТЧК ЗПТ 😆 Типа такая отличительная фишка. Но потом забил на это, а название осталось)

Ответить