Культура отмены

Благодаря распространению использования социальных сетей, публичных блогов и ютуб-каналов среди нетизенов сейчас практически не осталось тех, кто не следил бы хотя бы за одной медийной личностью. Интернет-сообществу нужен был рычаг контроля над теми, кто превосходит его членов по социальному статусу и уровню влияния, и таким рычагом стала «культура отмены» (или «cancel culture»).

Культура отмены

Отменить можно многое, но в медиа-пространстве научились отменять людей и их авторитет. Как пишет Седж Бесвик, SMM-специалист онлайн-магазина ASOS, в своей статье на The Drum:

«Идея культуры отмены состоит в том, чтобы привлечь к ответственности известных личностей или группы людей за правонарушения социального или политического характера путём публичного осуждения».

Под «правонарушениями» подразумеваются как некорректные высказывания, так и действия, признанные обществом девиантными. Люди перестают поддерживать инфлюенсера, отписываются от его аккаунтов, бойкотируют.

Тяжело назвать селебрити, жизнь которых в разные периоды не затрагивал этот феномен. Среди тех, кто когда-либо подвергался ему, можно назвать имена Джоан Роулинг, Билла Гейтс, Дональда Трампа, Криштиану Роналду и многих других.

Во времена пандемии и карантина, когда психологическая устойчивость на пределе, люди видят причину для своих медиа-демонстраций в каждом втором высказывании и во многих случаях «перегибают палку». Последствия культуры отмены неоднозначны. Кто-то всё равно продолжает заниматься тем, чем планировал, например, The New York Times пишет следующее: «Несмотря на толпы единогласно скандирующих «Ты отменен!», Логан Пол продолжает выпускать видео. А Канье Уэст недавно выпустил новый альбом…»

Некоторые же инфлюенсеры сталкиваются с куда более серьезной реакцией. Вот что пишет The Drum о Ясмин Абдель-Магиед, ведущей и писательнице: «Она была изгнана из своей страны после нескольких твитов и статусов в Фейсбуке и обвинена австралийскими политиками в ''расистском экстремизме''…»

Популярные платформы порой сами становятся участником конфликтов и способствовуют продвижению культуры отмены.

Основная задача SMM-специалиста в том, чтобы удержать вас на площадке подольше. С этим отлично помогают алгоритмы, время от времени выводящие на всеобщее обозрение комментарии и заявления нынешних авторитетных лиц, которые лет десять назад никому не показались бы оскорбительными. Но только не сейчас, когда они активно пропускаются через новую призму ценностей.

Еще более интригующим может показаться поведение крупных компаний. Так, небезызвестный Нетфликс спустя пару месяцев после «отмены» американского актёра Кевина Харта запустил работу над проектами, в которых... он будет присутствовать. Занимательное мнение было опубликовано The Conversation: «Зачем Нетфликсу подвергать себя всеобщей критике из-за сотрудничества с отмененной знаменитостью? Потому что они знали, что в определенных кругах соберется аудитория, которую будоражит факт "отмены" Харта».

Нетфликс, как и любая массовая платформа, использует алгоритм рекомендаций для конкретных целевых аудиторий. Не секрет, что многим нравится наблюдать за теми, кто подвергся всеобщему порицанию, поэтому иногда компаниям даже выгодно подобное сотрудничество. Другие бренды, напротив, осторожничают, отменяют контракты и демонстрируют свою ответственность при выборе представителей и рекламных лиц, чтобы не допустить «отмены» и инфлюенсера, и бренда.

Культура отмены – это относительно новая тенденция в медиа-пространстве. Цели тех, кто способствует укоренению этого феномена среди нетизенов, противоречивы, как и мнения аналитиков и психологов, его изучающих, однако эта культура стремительно становится одной из типичных реакций публики.

Автор статьи: Олеся Рябова

1616
реклама
разместить
14 комментариев

Да хватит врать, я не следую не за одной "публичной" личностью и таких большинство.

3

Таких большинство в Вашем кругу общения, и не более того. 

1

Интернет-сообществу нужен был рычаг контроля

По факту онлайн-травлей занимается активное меньшинство, а компаниям приходится под них прогибаться «как-бы чего не вышло», ну а на реальное мнение большинства пользователей  всем пофигу 

3

Комментарий недоступен

3

Спасибо за комментарии, учтем про инфографику и кейсы в будущем. Их действительно сейчас хватает, весенний период сделал свой весомый "вклад" в эту "копилку".

1

Есть ли статистика зависимости количества фолловеров при следовании/нет cancel culture.

Например сколько людей потеряет или привлечет бренд разорвав и не разорвав контракт с подобным инфлюенсерлм.

1

Имхо методологически сложно смоделировать более-менее рабочую формулу расчёта этой зависимости. А опираться на статистику (даже если заняться самостоятельным её сбором и обработкой) - достаточно рисковое дело.

Очень много кейсозависимых переменных: это и реноме селебрити, и его узнаваемость +лояльность аудитории, и причина разрыва контракта и то, насколько она весома в контексте (сейчас, например, за расистские и околорасистские высказывания порицание будет значимо сильнее, чем даже год-полтора назад), и позиционирование бренда.

2