Игры и геймификация: Как развлечения становятся инструментами успеха

Привет! У микрофона Антон Данюшин, основатель RevGames. Мы разработали и занимаемся развитием собственной маркетинговой платформы игр, которая позволяет бизнесам увеличивать выручку, драйвить новых клиентов и даже повышать эффективность сотрудников.

Игры и геймификация: Как развлечения становятся инструментами успеха

Хорошая геймификация драйвит выручку, а не просто развлекает клиента.

Казалось бы, очевидная истина. Но нет, примерно раз в месяц нас просят собрать звезду смерти, с блекджеком, лутбоксами (иногда еще и гэмблинг встраивают). Всего и побольше, ведь так будет эффективнее для бизнеса! На самом деле — нет. Но почему?

Артемий Лебедев как-то сказал, что дизайн это инструмент не про красивые картинки, это инструмент — который помогает зарабатывать деньги. Геймификация — точно такой же инструмент, который тоже помогает зарабатывать деньги. И если совместить дизайн и гейм-дизайн, то можно добиться еще более высоких результатов.

Ребята из студии Лебедева сделали редизайн корзины на Wildberries и подняли ее конверсию на 15%. Отличный результат, который показывает эффективность дизайна, как инструмента.

Геймификация — тоже инструмент, и его эффективность уже была неоднократна доказана нами. И мы еще раз это докажем, когда запустим геймификацию с Wildberries, которая покажет рост бизнес-метрик маркетплейса. Мы уже прошли акселератор WB и стали финалистами, скоро все случится.

Но обо всем по порядку. Чем игры похожи на геймификацию, чем они отличаются? Давайте разбираться.

Как игры из AppStore, только лучше

Сравните, одна из игр находится в AppStore, а вторая запускалась внутри приложения и на сайте крупного интернет-магазина «Комус». Сможете угадать, какая из игр размещалась в приложении? 
Сравните, одна из игр находится в AppStore, а вторая запускалась внутри приложения и на сайте крупного интернет-магазина «Комус». Сможете угадать, какая из игр размещалась в приложении? 

Проект геймификации практически не чем (в глазах пользователя) не отличается от обычной игры.

Заглянем в «Бонус парк» (подробнее о том, как мы делали эту игру для Ростелекома можно почитать здесь) или игру внутри СберСпасибо.

Яркий дизайн, залипательные механики и даже игровые задания, которые побуждают пользователя попробовать новый сервис или что-то купить. Всё на месте. Из отличий: оплата, которая происходит в проектах геймификации бонусами, рублями или монетами из игры, а не через платежки от Apple и Google.

Даже компоненты игры все на месте:

  • Лидерборды;

  • Метамеханики;

  • Механизмы вовлечения и удержания игроков;

  • Процесс онбординга;

  • Основная игровая механика;

  • Монетизация.

Все элементы классической игры из магазина приложений встречаются и в геймификации.

Да, даже при всем этом геймификации сложно тягаться с очередной Assassin's Creed или Grand Theft Auto Online. Но это и не нужно.

Основная аудитория игровых проектов — люди, которые играют в казуальные игры на мобильных телефонах. Чаще всего это аудитория взрослых (и платежеспособных людей) старше 30 лет, с небольшим перевесом в сторону мужской аудитории.

Более того, 2 из 3 жителей России уже играют в игры. По данным Newzoo, в 2022 году 68% россиян от 12 до 64 лет играют в игры на устройствах хотя бы раз в месяц, 40% играют каждый день.

Игры и геймификация: Как развлечения становятся инструментами успеха

Только присмотритесь к этому графику, мобильный гейминг на пике популярности. А что, если вместо очередного клона Candy Crush (одна из крупнейших игр в жанре «3 в ряд») клиенты будут играть в вашу игру, и стараться заработать скидки или бонусы, чтобы купить что-то у вас? Получается win-win для бизнеса и клиентов.

Ну что, бежим покупать готовую игру из юнити стора или другого подобного магазина и запускаем ее? Не совсем, процесс разработки геймификации отличается от создания игры.

Запустить геймификацию ≠ запустить игру

Такой проект сложнее игры сразу по нескольким параметрам:

1. Команда разработки и поддержки проекта

Каждый проект нуждается не только в экспертизе гейм-студии, но и понимании бизнеса и бизнес процессов. Команда должна знать, как работает программа лояльности и как обрабатываются данные о клиентах бизнеса, как проходят согласования, что впишется в брендбук, а что — нет.

Например, в студии RevGames помимо собственных разработчиков и гейм-дизайнеров, есть бизнес-аналитики и маркетологи, задача которых — максимизировать выгоду от игры внутри конкретного продукта или приложения.

2. Процесс согласования

Геймификация должна не только вовлекать игроков, но и соответствовать требованиям бизнеса:

  • Тексты должны соответствовать редполитике;

  • Все системы должны быть защищены от фрода и атак;

  • Жесткие правила обработки и хранения любых данных о клиентах бизнеса;

  • Дизайн должен соответствовать брендбуку.

Можете себе представить ситуацию, когда разработчик игры должен пройти 4 круга согласований, чтобы финализировать цвет кнопки выхода из игры? А для аккаунт менеджера студии геймификации это просто очередной рабочий день.

3. Жизненный цикл проекта

Чаще всего — геймификация имеет четкие сроки окончания. Иногда это всего пара месяцев, в случае с более комплексными проектами это 2–3 года, но сроки всегда известны еще до момента начала разработки.

Представить что-то подобное во время разработки классической игры трудно, даже если это игра онлайн-сервис, которая полностью существует только в онлайне.

4. Процесс разработки геймификации

С точки зрения разработки и проекты геймификации тоже значительно отличаются. Да, у наших проектов под капотом Unity, поэтому у них много общего с играми, но есть и отличия:

  • Игры чаще всего размещаются не в магазинах приложений, а на отдельной веб странице, которая встраивается в приложение через WebView. Поэтому классические инструменты, которые предлагают Google и Apple для разработки не подходят.
  • У Google и Apple есть готовые решения для подключения покупок, оформления подписок и продвижения игр и приложений в магазинах. У бизнесов таких решений чаще всего нет, поэтому требуется доработка бизнесовых систем.
  • Геймификация часто работает в приложениях и сервисах, где данные клиентов защищены, а передавать их третьим лицам нельзя. Чтобы хотя бы как-то узнавать клиентов приходится работать с деперсонализированными айди, которые зашифровываются и расшифровываются на стороне заказчика. Сложно, зато безопасно и по закону.

Вместо заключения

Запустить проект геймификации непросто, еще сложнее сделать это хорошо и добиться неплохих метрик. И тем не менее, это тренд на рынке. Все дело в том, что это инструмент, который приносит бизнесу прибыль, а не просто развлекает пользователя или генерит хайп.

Если вы все еще сомневаетесь, стоит ли ее пробовать — присмотритесь к своим конкурентам. С высокой долей вероятности они уже запустили игру и переманивают ваших клиентов.

На этом всё, спасибо, что дочитали!

А если уже читали прошлые публикации, то заглядывайте в наш телеграм канал. Там мы следим за новостями индустрии, делаем обзоры на проекты с рынка, и делимся секретами хороших проектов геймификации.

55
2 комментария

сочетание игры и рабочего процесса на сегодняшний день-это новшество, которое увеличивает конверсию продаж , эффективность работы и в целом это жирный плюс

1
Ответить

Обсуждены ключевые аспекты, такие как различия между играми и геймификацией, а также сложности в разработке геймификационных проектов

Ответить