Чему предприниматели могут научиться у мошенников? 12 способов заслужить доверие покупателей и продавать больше

Из статьи вы узнаете:

  • Чему предприниматели могут научиться у мошенников?
  • Когда доверять, а когда проверять?
  • Какие факторы вызывают у нас доверие?
  • Почему инфобизнесменам не доверяют? Анти-пример доверия

Меня зовут Илья Жердер, я помогаю бизнесам услуг и онлайн-школам продавать услуги в интернете. 12 лет создаю экспертный контент и маркетинговые воронки, которые приводят клиентов. Портфолио можете посмотреть здесь.

Подпишитесь на мой тг-канал «Пазлы Жердера», где я пишу о контент-маркетинге, маркетинге в соцсетях и SMM. Возможно, кстати, вам будет интересна моя статья «Разбор 17 триггеров, ускоряющих продажи». Поделитесь ей с тем, кто хочет получать больше продаж своих услуг. Он скажет вам спасибо))

Давайте общаться! В формате бесплатного экспресс-аудита мы можем поговорить о том, как рассказывать о вашем проекте или услугах в интернете и получать целевых клиентов. Для записи пишите в директ.

Чему предприниматели могут научиться у мошенников?

Кажется, если женщине позвонит неизвестный молодой человек и скажет: «Мама, закинь мне денег на карту», она точно не сделает этого. При этом огромное количество людей под этим и другими предлогами переводят десятки, сотни и даже миллионы рублей незнакомцам. С развитием нейросетей этого становится всё больше.

Да, можно сколько угодно причитать о моральном аспекте хищений, но как мошенники делают свои тёмные дела? На какие кнопочки в душе жертвы они нажимают?

Шаблон мышления рвётся ещё сильнее, когда с одной стороны я вижу объём рынка мошеннических хищений, а с другой слышу от сейлзов из отдела продаж: «Лиды у нас не целевые» и «Им всем дорого».

Дорого? Бро, может быть это не лиды не целевые, а ты не умеешь продавать? Плохому танцору всегда мешает мелкий бисер.

В любом случае очевидно, что продажа или перевод денег от одного лица другому осуществляется в том случае, когда между людьми есть какой-то вид доверия.

Кто скрывается за маской мошенников? Постеры к фильму <a href="https://www.kinopoisk.ru/film/1048334/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Джокер»</a> и сериалу <a href="https://www.kinopoisk.ru/series/796660/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Лучше звоните Солу»</a>
Кто скрывается за маской мошенников? Постеры к фильму «Джокер» и сериалу «Лучше звоните Солу»

У нас покупают, если нам доверяют. В любой нише!

На «Суровом Питерском форуме» было выступление Димы Румянцева про 12 способов заслужить доверие покупателей и то, как но основе доверия больше продавать.

Я сделал конспект и делюсь им с вами.

Главная задача маркетолога - сделать так, чтобы целевая аудитория, потенциальные клиенты доверяли вам. Это больше про психологию, чем про hard skills.

У вас покупают, если вам доверяют. Что бы вы ни продавали.

Когда вы выбираете услуги сантехника, вы будете стараться выбрать человека, к которому у вас выше доверие.

Факторов доверия действительно много. Ниже расскажу про основные, которые я считаю наиболее значимыми.

Не обязательно делать так, чтобы в вашем контенте работали все эти факторы. Один фактор может перевешивать другие и доверие всё равно будет.

Например, компетентность и экспертиза могут перевесить близость по ценностям. Вы можете не сходиться с человеком по интересам и по ценностям, но всё равно доверять ему, потому что он профессионал.

А иногда чтобы получить доверие, достаточно убрать причины недоверия. К примеру, убрать с сайта и лэндингов неправдоподобные завышенные обещения.

Когда доверять, а когда проверять?

Была проведена серия исследований на тему того, как люди описывают критерии доверия. Ключевых характеристик оказалось шесть:

  • открытость
  • искренность
  • надёжность
  • неконфликтность
  • оптимизм
  • помощь мне

Эти 6 слов описывают все процессы, при которых человек начинает доверять. И все они по факту сводятся к одному слову – безопасность.

Человек доверяет другому человеку, если чувствует исходящую от него безопасность для себя.

Фактор 1. Открытость и искренность

Открытость и искрененность = предсказуемость = безопасность.

Когда мы начинаем не доверять человеку? Когда он врёт нам. Открытый и искренний человек не врет и мы ему верим.

Следовательно, когда мы хотим вызвать доверие у потенциального клиентам, мы должны через контент транслировать, что мы думаем, и подчеркивать, что мы думаем действительно это.

Например, вы записиваете сторис или reels с такими словами: «Ребят, я сейчас еду на машине, и как у меня есть на душе, так я вам и говорю…»

<a href="https://www.kinopoisk.ru/film/448/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Форрест Гамп</a> - отличный пример открытости и искренности
Форрест Гамп - отличный пример открытости и искренности

Да, любую ерунду можно говорить убедительно и будет казаться, что человек открыт. Это из другой коробки, коробки манипуляции, а она - обратная сторона доверия.

Фактор 2. Последовательность и верность слову

Держать слово = надёжность и устойчивость = на человека можно опереться, понятно, что ожидать = безопасность.

Если вы, например, делаете запуск и анонсируете, что окно продаж будет открыто на 36 часов, оно не должно быть открыто 48.

Если вы поменяли своё мнение, которое ранее транслировали публично, надо об этом сообщить подписчикам и объяснить свои мотивы - почему вы вдруг стали делать по-другому, почему изменили ваши взгляды, какие мотивы у вас были для этого.

Фактор 3. Авторитет, экспертность, компетентность, результаты

Доверяют профессионалам! Как показать, что вы профессионал? Через трансляцию результатов. Профессионал – тот, у кого есть результаты в выбранной нише.

Можешь посмотреть пару моих кейсов работы с клиентами:

Здесь мы уходим в тему личного бренда. Развитие личного бренда тесно связано с доверием.

Вы можете показывать результаты, истории из вашей работы, статьи с деталями, по которым видно, что вы разбираетесь в предмете. Можете использовать дипломы, места в рейтингах, если рейтинги есть в вашей нише. Круто работает, когда ваш профессионализм подтверждают другие профессионалы и рекомендуют вас - публично или лично (сарафанное радио).

Профессионал может дать гарантию результата на работу с собой. Его опыт и отзывы являются такой гарантией. Это безопасно.

Фактор 4. Помощь

На помощи построен весь сервис. Мы доверяем людям, которые решают наши проблемы и помогают нам. Особенно, если эта помощь в ущерб личным интересам.

Продавец-консультант в магазине бытовой техники говорит мне: «Можно, конечно, купить эту дорогую вещь, но в ней есть недостатки, она сломается. Возьмите лучше более дешевую, она более качественная».

Конечно, я доверяю продавцу, который предлагает не самый дорогой товар, а товар подешевле, указывая на минусы дорогого. Он делает это, по факту, ущерб себе. И этим он сразу вызывает доверие. Я понимаю, что он ради меня чем-то жертвует. Включается механизм: что он порекомендует, то и куплю.

Я доверяю врачу, который может ответить на мой запрос в WhatsApp даже в 11 вечера.

Если ваш бизнес помогает клиентами сделать их жизнь проще, они будут вам доверять.

Герой 
Рэйфа Файнса в <a href="https://www.kinopoisk.ru/film/683999/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Отеле «Гранд Будапешт»</a> - пример искреннего сервиса
Герой Рэйфа Файнса в Отеле «Гранд Будапешт» - пример искреннего сервиса

Фактор 5. Социальные доказательства

Этот фактор вы все знаете. Он самый простой и встречается чаще всего.

Мы живем в мире социальных сетей, и те же лайки являются социальным доказательством.

Если все говорят, что продукт хороший, то и вы начинаете в это верить. Люди - стадные существа и любят делегировать решения своих проблем другим. Не хотим брать ответственность на себя и с удовольствием перекладываем ответственность на других представителей нашей стаи.

Транслируйте в контенте, что клиенты доверяют вам. Через отзывы, скриншоты классных комментариев, количество реакций. Через фотографии с большого количеством людей и с полными залами для продажи event’ов.

Чем больше вовлечения в ваши проекты со стороны других людей, тем лучше. Это влияет на доверие к вам. Другие люди видят, что вы востребованы.

Но! Не накручивайте эти показатели. Если обман вскроется, вы потеряете доверие очень быстро.

Фактор 6. Свой-чужой. Принадлежность к сообществу

Люди хотят быть частью комьюнити, где есть такие же профессионалы, как они. Мы всегда доверяем людям, которые находятся с нами в одной тусовке.

Быть в сообществе, где все свои и ты говоришь с ними на одном языке = быть в безопасности.

  • Если кто-то скажет маркетологу, что он отвечают за продажи, такой человек не пройдёт фильтр свой-чужой.
  • Пост о том, что SMM-специалисту не обязательно развивать свой аккаунт и отсутствие аккаунта не делает его плохим специалистом - пройдёт фильтр свой-чужой у SMMщиков и вызовет доверие.

Чтобы продать продукт людям в сообществе, нужно стать частью тусовки. Мы склонны доверять людям из одной тусовки.

  • Поэтому успешен формат нишевых конференций - на них люди собираются кругом по интересам.
  • Поэтому в 2010х годах многие маркетологи шли в тусовку Бизнес-Молодости, чтобы продать свои услуги. Обычная реклама не работала.
Постеры сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте»
Постеры сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте»
  • Поэтому в конце 2023 так выстрелил сериал Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Кровь на асфальте». Помимо того, что это качественно сделанный продукт, важной причиной послужил факт, что большая часть зрителей вышла из 90х. Они то же самое переживали и этот материал сразу в них отозвался, вызвал доверие. Кто-то ностальгировал, кто-то ужасался от воспоминаний, кто-то узнал, через что прошли родители. Герои сериала прошли фильтр свой-чужой.

В контенте вы всегда можете занимать конкретную позицию и через это претендовать на определённую территорию.

Фактор 7. Справедливость

С каждым из нас когда-то поступали несправедливо (с нашей точки зрения).

Возможно, поэтому, когда мы видим человека, который восстанавливает справедливость, мы им восхищаемся. Он становится героем, и мы ему автоматически доверяем, как и любому герою (Бэтмен, Супермен, Человек-паук).

Восстановление справедливости = исчезновение угрозы = безопасность.

Типичный пример - борьба на YouTube с инфоцыганами и мошенниками.

Для широкой не профессиональной аудитории блогеры-бойцы (Рындыч, Катя Конасова) - крутые, они занимаются восстановлением справедливости и им доверяют. Особенно люди из ниш, которые не касаются инфобизнеса. Доверяют до тех пор, пока блогера не поймали не вранье и продажности.

А вот сами инфобизнесмены наоборот им не доверяют. Для них это несправедливо, это наезд на герметичное сообщество (смотрите фактор 6). Да, в шутку они и сами называют себя инфо-цыганами, но их бесит вся та грязь, которую говорят блогеры. Они считают, что никого не обманывают. Для них справедливость в том, чтобы таких блогеров не было.

Вывод: для разных аудиторий справедливостью являются разные вещи, порой диаметрально противоположные. Высказывая и отстаивая в контенте определенную позицию, вы поляризуете аудиторию - одних притягиваете, других отталкиваете.

Фактор 8. Превосходство ожиданий

Вы можете стремиться превзойти ожидания клиентов. Люди всегда запоминают, когда для них делают больше, чем обещали. Особенно если обратить на это внимание. Клиенты чувствуют себя важными.

Если у вас высокий уровень сервиса, вы превосходите ожидания = доверие растёт и клиенты возвращаются к вам.

Мы доверяем тем, кто искренне интересуется нами. Если человек не противен. Нам нравится быть в центре внимания.

Превосходство ожиданий - это один из немногих фактора, который не основан на безопасности.

Фактор 9. Внешность

Люди доверяют тем, кто похож на них, кто соответствует их ожиданиям, кто нравится им.

Внешность специалиста ...

  • либо должна быть похожа на целевую аудиторию;
  • либо должна соответствовать представлениям ЦА о вашей профессии - врач всегда в белом халате, военный в форме;
  • либо должна быть привлекательна для противоположного пола. Мы доверяем красивым людям. Люди с красивой внешностью от природы имеют больше доверия. Этим пользуется огромное количество блогеров - как женщин, так и мужчин.
Голливудские актрисы - аргентинка <a href="https://www.kinopoisk.ru/name/50766/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Беренис Бежо</a> (слева) и мексиканка <a href="https://www.kinopoisk.ru/name/1532736/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Эйса Гонсалес</a> (справа) - примеры привлекательной внешности. На мой вкус)
Голливудские актрисы - аргентинка Беренис Бежо (слева) и мексиканка Эйса Гонсалес (справа) - примеры привлекательной внешности. На мой вкус)

Фактор 10. Одобрение поступков людей и похвала

Мы любим, когда нас хвалят, а наши действия одобряют. Это означает, что с нами всё в порядке, мы в безопасности. Мы не ждём угрозы или агрессии.

Фактор сильно завязан на ЧСВ - чувстве собственной важности. Мы любим чувствовать себя важными. Поэтому самый простой способ получить доверие - восхищаться человеком и его действиями.

Хорошие продавцы, чтобы втереться в доверие, часто начинают разговор о продаже продукта с комплимента собеседнику. Так они снижает недоверие.

Вы тоже хвалите свою аудиторию в контенте. Как конкретных людей, так и вообще своих подписчиков.

Только хвалите за дело! Есть разница между похвалой и подхалимством. Подхалимство раздражает и не работает.

Фактор 11. Уверенность в том, что ты говоришь

Когда человек уверенно что-то говорит, уровень критического мышления собеседника снижается. Уверенность передается слушателю, и тот верит, даже если информация ничем не подтверждена. Доверие появляется как будто автоматически.

Часто если критически подойти к такой речи, невольно задашься вопросом: «Да что ты, чёрт побери, такое несёшь?». Но не несёт он эту фигню ну оооочень уверенно.

«Да что ты, чёрт побери, такое несёшь?», кадр из фильма <a href="https://www.kinopoisk.ru/film/678/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Банды Нью-Йорка» </a>
«Да что ты, чёрт побери, такое несёшь?», кадр из фильма «Банды Нью-Йорка» 

Есть мы не владеем контекстом, не знаем, как есть на самом деле, то уверенный человек за счет уверенной речи может нас обмануть.

Естественно, я не призываю вас обманывать своих подписчиков, хочу лишь сделать акцент на уверенности. Вы можете доносить правильные смыслы и подтвержденные факты до аудитории, но делать это неуверенно, и тогда доверия к вам будет меньше.

Чтобы говорить уверенно, нужно тренировать чистую речь без слов паразитов и быть наполненным энергией. Пройдите курсы ораторского мастерства, часто выступайте и записывайте видео или как минимум аудио.

Фактор 12. Охват бренда

При выборе между брендом, который часто мелькает в рекламе, и брендом, который не рекламируется, при условии одинакового продукта, выберут первый. Он вызывает больше доверия. Подсознательно.

Если вас всё время показывают в рекламе, то как минимум у вас есть на это деньги.

Выбираете между двумя соками в супермаркете, вы скорее всего выберите тот, который видели в рекламе, а не тот, который вообще не продвигается. Для этого и нужны рекламные кампании, рассчитанные на охват.

Почему инфобизнесменам не доверяют? Анти-пример доверия

Инфобизнес обладает плохой репутацией, хотя по факту в обучении нет ничего плохого.

Если вы продаёте какие-то курсы, люди по определению считают, что вы инфоцыган. Вам придётся приложить определённые усилия и объяснить аудитории, почему это не так.

А почему принято так считать?

  • они не держат слово - говорят, что места скоро кончатся, а на самом деле их ещё полно;
  • они дают завышенные обещания, которые потом не выполняются - «Стань миллионером за 1 неделю!»;
  • они не искренни, их часто ловят на двуличии - говорят одно, а за кадром делают другое;
  • у них ничем не подтвержденные, фейковые результаты, часто просто выдуманные;
  • они достаточно часто агрессивны в своих позициях;
  • у них несправедливо много денег - по мнению широкой аудитории: «Мало того, что они обманывают людей, так ещё и миллиардерами становятся сволочи-эдакие»;
  • они часто не помогают клиентам в учёбе, а предоставляют учеников самим себе после оплаты;
Елена Блиновская на премьере фильма <a href="https://www.kinopoisk.ru/film/1228547/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Марафон желаний»</a>
Елена Блиновская на премьере фильма «Марафон желаний»

Это происходит на больших объёмах трафика. Охваты у рекламных компаний огромные, а факторы доверия нарушены, поэтому им инфобизнесу тотально не доверяют. В этом основная проблема. И это доверие восстановить будет крайне сложно.

Пытайтесь использовать как можно больше факторов - в вашем контент-маркетинге, при взаимодействии с аудиторией, в сервисе. Результаты будут гораздо выше.

Когда вы доходите до предела трафика в своей нише, когда новых лидов становится добывать всё труднее, то чтобы расти и зарабатывать больше, вам нужно растить конверсию. Конверсия растет тогда, когда есть доверие аудитории. Именно мышцу доверия и надо качать. Теперь у вас есть для этого 12 способов.

Буду благодарен, если поставите сердечко этой статье - так алгоритмы VC покажут её большему числу людей, и у меня будет больше мотивации создавать новые полезные статьи. Держим баланс брать-давать.

Давайте общаться! Напишите в комментариях номера факторов, которые вы уже используете, а какие только собираетесь использовать.

22
Начать дискуссию