Забудьте про открытую статистику! Почему компаниям не следует доверять метрике Open Rate в email-маркетинге

Забудьте про открытую статистику! Почему компаниям не следует доверять метрике Open Rate в email-маркетинге

Open Rate — один из традиционных и самых популярных показателей в email-маркетинге. Эту метрику легко отследить, посчитать и проанализировать на основе полученных данных из рассылок. Вот только есть высокий риск того, что выводы окажутся ошибочными и ненадёжными. Почему? Разбираемся вместе с email-сервисом DashaMail.

Как считают Open Rate в email-маркетинге

Чтобы отследить показатель OR в рассылках, обычно используется специальный пиксель — прозрачное изображение в нижней части отправленного электронного письма. Когда в почтовом клиенте пользователь открывает рассылку, вместе с изображениями загружается и пиксель. Этот элемент отправляет запрос на сервер системы рассылок. Он уникален для каждого получателя электронной почты, поэтому сервер знает, кто из пользователей открыл письмо.

Ещё один способ отследить открываемость рассылки — с помощью специальных файлов CSS или уникальных шрифтов. Оба типа файлов придают письму привлекательный вид с помощью настроенного фирменного стиля. Например, прогружают красивые шрифты, которых нет на устройстве пользователя.

По результатам считают коэффициент Open Rate. Количество уникальных открытий делят на количество доставленных писем и умножают на 100. Так можно выявить, какая тематика рассылки и её наполнение сработали наиболее эффективно, провести A/B-тесты, оптимизировать маркетинговую стратегию.

Например, если компания видит, что часть базы подписчиков не открыла письмо, запускается повторная рассылка. При этом в письме меняют тематику и текстово-визуальную подачу, чтобы увеличить вероятность открытия. В чём же тут проблема?

Что искажает показатель открытий

Недостаток Open Rate кроется в технических аспектах email-рассылок.

Сервис электронных рассылок не может контролировать, через какой почтовый клиент пользователь открывает рассылку

Не все почтовые платформы поддерживают отображение картинок, файлов CSS и шрифтов. Есть такие почтовые клиенты, которые автоматически запрещают загрузку изображений из-за встроенных правил конфиденциальности. Дело в том, что отправка запроса на сервер раскрывает IP-адрес клиента. Пиксель — тоже картинка. Не отображается визуал, значит, не сработает и маячок.

Отслеживание Open Rate сегодня проблематично для устройств Apple. Начиная с операционной системы iOS 15 в почтовом клиенте Apple Mail предусмотрена настройка Mail Privacy Protection, которая включена по умолчанию. Эта функция загружает весь контент из электронного письма и помечает его открытым в момент доставки, скрывая при этом IP-адрес получателя. Из-за этого сервер почтовой рассылки не может отследить реальное взаимодействие пользователя с письмом.

Настройка Mail Privacy Protection на Iphone
Настройка Mail Privacy Protection на Iphone

У писем могут быть разные размеры

Если письмо превышает определенную высоту или длину, некоторые почтовые клиенты обрезают его. Таким образом пиксель-маячок оказывается скрыт и для его загрузки необходимо, чтобы пользователь выполнил дополнительное действие. Например, в Gmail нужно нажать на «Показать полностью» в нижней части письма, если его размер превышает 102 КБ. Может ли компания узнать, выполнено ли это условие? Увы, нет.

Так выглядит письмо в Gmail, которое весит более 102 Кб
Так выглядит письмо в Gmail, которое весит более 102 Кб

У показателя открытий могут быть ложные срабатывания

Открытие письма может регистрироваться, когда человек нажимает на него в панели предварительного просмотра на главном экране. Более того, некоторые почтовые клиенты, например, Hotmail автоматически открывают письмо, когда пользователь прокручивает список писем в почтовом ящике. Точно так же исказить Open Rate могут спам-фильтры или боты, которые настроены на проверку писем.

Активация открытий почтовыми системами безопасности

Эта проблема нередко встречается в B2B-сегменте. Системы безопасности корпоративной почты сканируют входящую почту на предмет киберугроз и тем самым непреднамеренно вызывают активацию отслеживающего пикселя.

Кроме технических факторов у Open Rate есть ещё одно существенное ограничение — метрика не показывает реальную вовлеченность пользователя. То, что подписчик открыл письмо, не означает, что он взаимодействует с контентом или выполнил какое-либо целевое действие.

По каким показателям отслеживать эффективность email-маркетинга

Несмотря на перечисленные нюансы, даже искажённая метрика Open Rate полезна для email-маркетологов, если отслеживать её в динамике. Например, если вы увидите резкое снижение этого показателя по рассылке или по одному конкретному почтовому провайдеру, вы поймёте, что у вас есть проблемы с почтовой репутацией и доставляемостью (даже роботы перестали открывать письма), и сможете своевременно предпринять меры по их решению.

Если же говорить об общей оценке эффективности email-рассылок, помимо Open Rate есть несколько гораздо более наглядных показателей.

Показатель кликабельности (Click-through Rate, CTR)

CTR показывает, какой процент получателей нажал на ссылку или кнопку в вашем письме. Эта метрика показывает, что пользователь действительно совершил целевое действие.

Важно, чтобы пользователь не просто открыл письмо, но и сделал то, ради чего его отправили, — нажал на кнопку или ссылку
Важно, чтобы пользователь не просто открыл письмо, но и сделал то, ради чего его отправили, — нажал на кнопку или ссылку

Показатель конверсий

Эта метрика помогает определить, реализовывает ли рассылка бизнес-цели. Например, какой процент подписчиков совершил покупку после получения письма с рекламой акции или спецпредложения. Если вы продвигаете вебинар — сколько человек зарегистрировалось на мероприятие после клика по ссылке в письме.

Удержание подписчиков

Важно следить за долгосрочными показателями удержания подписчиков. Какое количество пользователей постоянно взаимодействует с рассылками, а какое — отписывается от них? Рост удержания означает, что ваши электронные письма имеют ценность для аудитории. Падение удержания — это предупреждающий знак, что вам нужно повысить удовлетворенность подписчиков.

Статистика по базе в сервисе <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdashamail.ru%2F&postId=1505256" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">DashaMail</a>: вовлечённость, распределение подписчиков по рейтингу (по их активности в рассылках).
Статистика по базе в сервисе DashaMail: вовлечённость, распределение подписчиков по рейтингу (по их активности в рассылках).
Статистика по базе в сервисе <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdashamail.ru%2F&postId=1505256" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">DashaMail</a>: готовый когортный анализ.
Статистика по базе в сервисе DashaMail: готовый когортный анализ.

Отмена подписки

Мониторинг показателей отписок необходим для оценки того, насколько ваши email-кампании соответствуют ожиданиям подписчиков. Высокий показатель отписок может означать, что ваш контент или частота отправки писем не отвечают потребностям подписчиков. Если динамика отписок снижается, вы интересны вашей аудитории.

Статистика в <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdashamail.ru%2F&postId=1505256" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">DashaMail</a> показывает, как со временем меняется динамика аудитории
Статистика в DashaMail показывает, как со временем меняется динамика аудитории

Обратная связь от пользователей

Хорошо продуманные опросы по электронной почте позволят выяснить, что вашим подписчикам нравится или не нравится в ваших письмах. Попросите оценить дизайн, темы, содержание — всё, что необходимо узнать. Эта информация поможет вам постоянно совершенствовать вашу email-стратегию.

Ориентироваться только на Open Rate или делать эту метрику ключевой в аналитике email-маркетинга — значит работать с крайне ненадёжными данными. Чтобы получить максимально прозрачную и понятную картину по эффективности ваших рассылок, используйте как можно более обширную комбинацию показателей. При этом необязательно считать всё вручную. Современные сервисы для настройки и автоматизации рассылок содержат в себе весь необходимый аналитический функционал.

Например, отечественная платформа DashaMail предоставляет доступ к более 30 таким показателям, как доставляемость, клики, вовлечённость, активность пользователей в рассылках и другие. В сервисе вы можете отслеживать, как отдельные группы подписчиков реагируют на письма, например, в зависимости от дня недели или времени суток. При этом в DashaMail вы найдёте удобные инструменты тестирования рассылок: от традиционного A/B до продвинутой Gestalt-функции на основе методов машинного обучения.

Протестировать основной функционал можно на бесплатном тарифе, который включает в себя пакет на 2000 писем для базы до 100 подписчиков.

2222
5 комментариев

А какие почтовые клиенты сильнее всего обрезают письма?

Ответить

В первую очередь, это gmail. В целом тяжелые письма все почтовые провайдеры не жалуют. Но кто-то просто замедляет скорость доставки, а кто-то вот так безбожно режет.
Поэтому у нас в сервисе, во-первых, есть встроенная оптимизация картинок, а во-вторых, мы показываем итоговый вес письма в мастере создания рассылки для удобного контроля этого показателя.

2
Ответить

Спасибо! Полезно, действительно стоит в динамике отслеживать

1
Ответить

Огонь! Очень много полезной инфы)

1
Ответить

Круто, спасибо!

1
Ответить