Весь мир — маркетинг, а ты в нём вебщик

Как выживать, если ты попал в непрофильную смешанную команду.

Весь мир — маркетинг, а ты в нём вебщик

Я работаю в команде отдела маркетинга уже два года фулстек веб-разработчиком. Занимаюсь сопровождением нескольких сайтов компании, внутренних сервисов, а также технической стороной запуска рекламных мероприятий и новых продуктов. За плечами у меня много разных задач — от создания простых лендингов до мониторингов доступности системы. За время, что я тут работаю, пережил множество акций, внедрение глобальных услуг и массы мелких фич. В процессе я кое-что понял о работе в смешанной команде и готов поделиться своим опытом, как выживать разработчику, когда тебя окружают одни маркетологи…

Отдел маркетинга — вебщик, отзовись!

Сперва пару слов о специфике. Раз уж разговор зашел про смешанные команды, немного поясню, что это такое для тех, кто не в курсе. Условно все команды можно разделить на два типа — смешанные и несмешанные.

Несмешанная команда

Обычно состоит из руководителя (тимлида/менеджера) и нескольких специалистов в одной области, например, программистов-сишников. У них может быть разный уровень подготовки, но при этом сфера знаний единая и задачи похожие, так как работа ведётся над разными модулями одного ПО. Поэтому для команды все процессы прозрачны и каждому понятно, кто чем занимается и зачем это нужно. Есть нормальная иерархия: руководитель руководит, исполнители исполняют. И весь процесс работы ведёт к релизу программного продукта. В идеале, конечно.

Смешанная команда

Отличается тем, что в неё входят специалисты разных направлений, поэтому компетенции и область знаний пересекаются редко. Пример такой команды — студия разработки сайтов. Программист работает с кодом, дизайнер разрабатывает макет, копирайтер пишет тексты. Да, здесь есть иерархия, почти идентичная той, что мы наблюдаем в несмешанных командах: тимлид или главный говорит, что делать, остальные выполняют. Но даже при таком разнообразии компетенций членов команды конечная цель всё равно одна на всех — релиз сайта, который отвечает требованиям заказчика и решает поставленные им задачи.

С работой в отделе маркетинга всё гораздо интереснее. На первый взгляд, та же смешанная команда. Есть руководитель и команда специалистов разных направлений. Но, как говорят, есть и нюансы… О них и поговорим.

Кошмарный сон разработчика

Релиза не будет

Вся команда маркетинга, безусловно, работает над сайтом (и не одним), но не сайт является целью нашей работы. В данном случае результатом стараний отдела выступают услуги, доступ к которым обеспечивает сайт.

Тимлида нет

Если в примерах выше руководитель команды — это тимлид, разбирающийся в процессах разработки и других нюансах работы программиста, который чаще всего сам является опытным разработчиком, то тут руководитель команды — маркетолог до мозга костей. Поэтому если вы надеетесь, что он будет разбираться в программировании лучше вас или хотя бы как вы, то надеетесь вы зря.

Нагрузить может каждый

Задачу разработчику может поставить почти любой специалист в отделе. Внезапную, срочную и сложную одновременно. К примеру, появился инфоповод, маркетологи тут же активизируются и молниеносно запускают машину акции. Придумывают они, а реализовывать их тебе — и побыстрее, пожалуйста.

ТЗ на мандалорском

Большая часть команды — маркетологи, копирайтеры, таргетологи, дизайнеры... То есть не программисты. Следствие? Они не очень понимают терминологию, которой ты пользуешься. Тем более сленг. Причём, это работает в обе стороны. А значит, на решение задачи иногда уходит больше времени — сначала нужно понять, что конкретно хотят от тебя коллеги. Таков путь.

Сначала нужно понять, что конкретно хотят от тебя коллеги
Сначала нужно понять, что конкретно хотят от тебя коллеги

Дедлайн был позавчера

Ещё одна проблема — необъективная оценка сроков. Это происходит из-за того, что когда маркетологи ставят задачу, они не очень понимают, как она будет выполняться разработчиком. Такое положение дел порой приводит к просьбам «прыгнуть выше головы», то есть уложиться в такие сроки, в которые в принципе уложиться нереально.

Рефакторинг откладывается

Как разработчик я отвечаю в том числе за то, чтобы сайты проектов компании работали стабильно и отвечали требованиям безопасности. Модули обновлялись, фичи добавлялись, функциональные возможности расширялись — и все в соответствии с планом, а код был поддерживаемым, без костылей и велосипедов. Кроме того, никто не отменял задачи по рефакторингу и оптимизации работы сайтов. И всё бы шло своим чередом, если б не маркетологи, обладающие суперспособностью ломать твои планы и сообщать о том, что «вотпрямщас» нужно найти время на более приоритетные задачи, чем, например, рефакторинг.

Креатив жил, жив и будет жить

Только представьте, внешние условия внезапно меняются (происходят события или появляется информация), под которые компании необходимо адаптироваться — и быстро. Сроки внедрения фич, запуск нового продукта или улучшения старого сдвигаются и начинают гореть, а на тебя обрушивается целый шквал задач. В общем, shit happens.

В этот момент остроты жизни добавляет то, что даже в таком горящем режиме маркетологи продолжают креативить. Самое страшное, что можно от них услышать в часы всеобщей мобилизации: «А давайте запустим квест на Хабре до 15.00 завтрашнего дня?»

Надо сказать, что я не упомянул еще об одном немаловажном моменте.

Быть разработчиком в отделе маркетинга — это не значит быть только разработчиком

Такой вот парадокс. Чтоб было понятно, о чём речь, расскажу одну историю из жизни отдела, в котором я работаю.

Запуск акции глазами разработчика

В феврале этого года весь отдел маркетинга занимался тем, что готовил очередную акцию. Времени было достаточно, нигде ничего не горело. Как вдруг открылась дверь в кабинет и вошёл наш генеральный директор с вопросом, а как ещё мы можем использовать это событие в маркетинговых целях. Из всех терминов, звучавших в беседе, я запомнил «МRR» и «ROMI». А ещё в тот самый момент, когда за директором дверь закрылась, отчётливо понял только одно — нам с Михаилом, это мой коллега, только что привалило работы...

После ухода директора все собрались в переговорке на мозговой штурм. Не знаю, как в других компаниях, но у нас довольно часто зовут разработчиков поучаствовать в подобного рода обсуждениях.

И я говорил: Ребята, нам для этого надо написать сбоку скриптик
И я говорил: Ребята, нам для этого надо написать сбоку скриптик

Во время штурма я одновременно пытался успеть за ходом мысли наших креативщиков и отвечать на сыплющиеся со всех сторон вопросы «Это вообще реально на сайт прикрутить? А это? И как быстро это получится?»

Сначала я пробовал отвечать быстрее.

Например, одна из механик требовала, чтобы на сайте отображались карточки подарочных сертификатов для клиентов. При этом информация по сертификатам должна была «подтягиваться» на сайт из биллинга, внутренней системы, которая обрабатывает все данные по услугам. Всё бы хорошо, но встроенных возможностей для подобных вещей у нашего биллинга нет.

И я говорил: «Ребята, нам для этого надо написать сбоку скриптик, который будет ходить в базу биллинга, а на стороне сайта надо ходить к скрипту, пушить данные по крону, а на страницу выкладывать аяксом».

После второй волны вопросов «А как это? А что это?», решил, что отвечать надо понятней и проще: «Сходить в биллинг, дёрнуть данные и по расписанию менять на сайте, будет не быстро, но постараемся успеть». Так до коллег лучше доходило, что реально сделать, что нет и сколько времени на это уйдёт.

Так как юбилей нельзя отодвинуть или перенести, мы были привязаны к конкретной дате. А значит нам всем нужно было уложиться в очень сжатые сроки, точнее в два дня.

К вечеру была расписана подробная концепция акции, а утром уже был готов прототип дополнений к ней. Вечером у нас уже был дизайн страницы с новыми механиками. И при этом многим пришлось остаться до поздней ночи — дизайнер вносил правки в макет, маркетологи оттачивали механики, редакторы колдовали над текстами с описанием акции. А мы с коллегой, соответственно, занимались программной частью. Я бы очень хотел сказать, что всё это время спокойно работал над задачей, но это не так. Потому что фраза «маркетологи оттачивали механики» означает следующее — примерно каждые полчаса к тебе прибегает кто-то с очередной просьбой «добавить сюда ещё вот это» и «вот это тоже хорошо бы прикрутить».

В общем, гибкость — сестра дедлайна

К концу следующего рабочего дня мы были готовы проверять, как все работает. Пока весь отдел вычитывал тексты и тестировал механики, мы с Михаилом допиливали мобильную версию и устраняли мелкие недочеты. В назначенный час изменения подъехали на сайт и акция стартовала.

Как вы успели заметить, разработчики занимаются в отделе маркетинга не только программированием. Нас привлекают к разработке акций, к участию в мозговых штурмах. Временами — в качестве экспертов. Например, когда копирайтер готовит кейс клиента и ему надо понять, что такое режим warm-standby. Идёшь и на пальцах объясняешь. Поэтому никак не получается просто засесть в своём уютном уголке и просто писать код.

Что же касается непосредственно моих задач, то у меня, как у разработчика, нередко возникают вопросы по поводу расстановки приоритетов. Не всегда понятно, почему задача по анимации рекламного блока оказывается вдруг важнее того же рефакторинга. Всё это, естественно, сказывается на мотивации и рабочем настрое...

И тут мы подходим к самому интересному. Потому что если я вас почти убедил, что работа разработчика в отделе маркетинга — ад адовый, то сейчас объясню, почему это не так.

Работа в смешанной команде — хорошая возможность получить новые навыки и компетенции
Работа в смешанной команде — хорошая возможность получить новые навыки и компетенции

Не так страшен ОМ, как его малюют

Да, порой работать в смешанной команде — это сложно и мучительно больно. Но на самом деле все зависит только от вашего настроя и амбиций.

Именно в такой обстановке есть все возможности для того, чтобы расти и прокачивать не только свои профессиональные навыки, но и другие скилы, которые могут пригодится по жизни

Нужно только понять, как правильно воспользоваться сложившейся ситуацией, чтобы извлечь из нее максимум пользы. За время, что я работаю в отделе маркетинга, я вывел для себя несколько простых правил. Они-то и помогают мне держать верный курс. Может, помогут и вам. Итак, что же нужно делать, чтобы жизнь заиграла другими красками.

Разговаривайте с коллегами

Основные проблемы смешанной команды упираются в коммуникацию. И решаются они при этом довольно просто. Просто начните разговаривать с коллегами, общайтесь, спрашивайте. Так вы сможете лучше понимать специфику их работы и делиться с коллегами своим опытом. Часто разработчики — малообщительные граждане, но, я считаю, нужно делать усилие и идти на контакт с людьми. Я проверял, они не кусаются.

Будьте максимально честны

Принцип взаимной честности так же важен, как мыть руки в разгар пандемии. Если прохохотали сроки, честно сообщите об этом коллегам. Да стыдно, но независимо от причин нужно посвятить коллег в курс дела, иначе последствия могут быть катастрофическими. При этом честно нужно не только оценивать сроки, но и свои возможности. Ведь можно не только не успеть, а ещё и перегореть эмоционально и физически. Устать так, что уже никакая мотивация не поможет чётко и быстро решать поставленные задачи. В итоге — подведёшь всех, и себя в том числе.

Планируйте гибко

Планирование — залог успеха любого проекта. Это безусловно так, но план не должен быть очень плотным, следует быть готовым к внезапным гениальным идеям коллег и не менее внезапно меняющимся внешним условиям. Поэтому планируя, всегда закладывайте время на маневры.

Проявляйте инициативу

Не бойтесь участвовать в мозговых штурмах и разработках рекламных кампаний и акций. Так вы сможете сложить паззл целиком. Увидеть общую картину и свою роль в ней. Заодно и мотивация вырастет. Кроме того, ваш незамыленный свежий взгляд вполне может разглядеть новые идеи там, где все остальные прошли мимо. Не так давно мы запускали акцию с привязкой к дате. И самую главную идею механики акции придумал UX-дизайнер. Маркетолог эту идею развил, и мы получили отличные результаты.

Учитесь у коллег

Всегда помните, что рядом сидят классные специалисты, у которых можно почерпнуть их знания и опыт. Это хорошая возможность получить новые навыки и компетенции, расширить кругозор, научиться тому, чего не умели раньше, и убрать туман войны, так сказать.

Подводя итоги

Конечно, у каждого вебщика в смешанной команде всегда есть путь остаться линейным эникейщиком, который выполняет рутинные задачи, вроде постоянной верстки лэндингов с баннерами. Но только если вы сами этого хотите, потому что задачи в маркетинге всегда разноплановые — часто замороченные, но ещё чаще интересные и творческие.

Поэтому, по правде говоря, работа в смешанной команде никогда не сводится к выживанию. Скорее, к тому, чтобы не только успевать выполнять основные задачи, но и поднабраться опыта. Кто знает, возможно в дальнейшем новые скилы помогут вам перейти на другой более сложный уровень.

Поэтому даже в те дни, когда что-то идёт не так, а к тебе обращаются с просьбой помочь, вместо того, чтобы объяснять, почему это невозможно, я обычно говорю «Задачу в студию, ща сделаем».

Алексей Черепанов
web-разработчик
1515
1 комментарий

"Релиза не будет, Тимлида нет, Нагрузить может каждый, ТЗ на мандалорском..." - потому что Маркетинг это ПРОЦЕСС, а результат это прибыль клиента, поэтому и постоянные гипотезы, переделки, прототипы, тестирование идей и прочая движуха которую так не любят люди которые привыкли именно выдавать продукт, а не участвовать в постоянном процессе. Да, цель в маркетинге это такая линия горизонта которая постоянно от тебя ускользает и где то впереди. Так что то что ты перечисляешь для маркетинга норма, а не "бардак", и не родился еще такой маркетолог который без перебора нескольких гипотез сразу выкатит готовую прибыльную концепцию клиенту.

5
Ответить