«Никто не хочет покупать сейчас то, что будет работать через год»: Майк Нимофф о неудавшемся проекте в Дубае, переезде в Сочи и переделе гостиничного рынка

«Никто не хочет покупать сейчас то, что будет работать через год»: Майк Нимофф о неудавшемся проекте в Дубае, переезде в Сочи и переделе гостиничного рынка

Майк Нимофф — легендарная личность на ниве SMM. Уж точно не менее эпатажная, чем Андрей Фрольченков, у которого Мегаплан недавно брал интервью. Несколько лет назад между ними даже состоялся мегабатл, где они померились силой слова и креативностью.

Майк, он же Михаил Фомин, уже больше 15 лет занимается рекламой и продвижением проектов в интернете. Начинал с создания сайтов, развивал соцсети клиентов в рекламном агентстве, вместе с компаньоном создал умный видеосервис для ивент-индустрии. Сейчас Майк Нимофф вписался в новый проект: помогает российским отельерам продвигать свои услуги, прокачивать процессы и качественно расти.

Мегаплан продолжает общаться с неординарными предпринимателями и топ-менеджерами из ИТ и других сфер деятельности на злободневные темы. О том, что происходит в российском гостиничном бизнесе после ухода западных сервисов бронирования и как будет трансформироваться этот рынок в ближайшее время, Майк Нимофф рассказал генеральному директору Мегаплана Сергею Козлову.

— Хотел начать с профессионального вопроса, но на языке вертится другой: откуда у тебя такой псевдоним?

— Всё просто. Когда-то давно у артистов была мода менять окончание в своих фамилиях на off, потому что это прикольно звучало на английском. Нимофф — это перевёрнутая фамилия Фомин. Я использую псевдоним в интернете, которым занимаюсь с 2009 года. Так я легко идентифицирую людей: если кто-то обращается ко мне Майк, значит, они как-то связаны с профильной деятельностью. Если кто-то звонит и говорит «Мишаня, здорово!» — значит, мы пересекались где-то в офлайне. В письмах так же: используют псевдоним — значит, пришли из интернета. Возможно, по контакту из моих соцсетей.

«Никто не хочет покупать сейчас то, что будет работать через год»: Майк Нимофф о неудавшемся проекте в Дубае, переезде в Сочи и переделе гостиничного рынка

— Теперь понятно. У тебя действительно долгая карьера. Ты уже 15 лет в этой индустрии. Почему вдруг переключился на отели, это как-то связано с уходом «Букинга» и занятием освободившейся ниши?

— Не совсем. Два с половиной года назад я работал в «Авито», потом полгода там же удалённо, когда началась операция. Мы с моим бизнес-партнёром Степаном Даниловым параллельно пытались на международных выставках продвигать наш сервис MeYou, который умеет делать короткие интервью на мероприятиях. Наша суперстудия записывает беседы с гостями и одновременно является сервисом для деловых знакомств — два в одном. В международном варианте мы придумали название Real Time Media.

«Никто не хочет покупать сейчас то, что будет работать через год»: Майк Нимофф о неудавшемся проекте в Дубае, переезде в Сочи и переделе гостиничного рынка

До 2020 года мы приучали людей пользоваться нашим сервисом в России. Потом началась пандемия, и весь ивент-рынок сказал нам «до свидания». Все стали экономить в первую очередь на дополнительных фишках при проведении мероприятий. Мы делали много контента, который люди забирали с собой. Это PR на будущее. Мы снимаем интервью с гостем и сразу отдаем файл ему в ватсап или телеграм. Все видео брендированы. Гости могут сразу похвастаться ими в своих соцсетях, а организаторы — опубликовать в своих и там отметить гостей. И всё это происходит прямо в день мероприятия.

Тем самым практически в режиме реального времени организатор может показать мнения людей, которые были у него на мероприятии. Также этот контент можно использовать для рекламы следующих мероприятий. То есть это контент на будущее.

Наша студия всем нравится как продукт. Но никто не хочет покупать сейчас то, что будет работать через год, и это базовая проблема.

Потом я вернулся из Дубая и начал искать интересные удалённые интернет-проекты. И узнал об Ассоциации загородных отелей (АЗО), которая уже более 10 лет объединяет отечественных отельеров. Основательница Галина Исаева со своей командой проводят мероприятия — как правило, для небольших гостиниц и для отдельных специалистов, например маркетологов и управляющих. Ассоциация предоставляет полный комплекс образовательных услуг по тому, как управлять отелем.

В прошлом году у ассоциации появилась идея создать проект для отельеров — Фабрика отелей. Где в одном месте можно найти поставщиков всего, что нужно: от тапочек до гостиничных модулей. Мы приступили к реализации. Это будет большой интернет-каталог с поставщиками и сопровождающими онлайн-мероприятиями. Получается онлайн-выставка поставщиков для отельеров 24/7. Сейчас проект находится в стадии beta-тестирования. Скоро публичный запуск. В этом проекте я выполняю роль CEO, управляя и разработкой, и наймом сотрудников, и т. д. Добро пожаловать в стартап =)

Главное отличие от подобных ресурсов, которые, конечно же, уже есть, в том, что на страницах поставщиков будут висеть карточки их представителей. Чтобы быстро с кем-то связаться, достаточно будет воспользоваться контактами в карточке представителя компании. Мы за общение с живыми людьми, а не с брендами. Наша сила — это мощное комьюнити поставщиков и отельеров под брендом АЗО.

Что касается освободившейся ниши, то да, всё позакрывалось. А в отельном бизнесе есть деньги, но не такие огромные, как все думают. Например, некоторое время назад было очень популярно делать глэмпинги. Прямо в любой непонятной ситуации тебе говорили: «Открывай глэмпинг, будешь зарабатывать миллионы». Эту тему форсили производители палаток. Но флёр прошел, и стало ясно, что глэмпиньеры (недавно узнал, что есть такое слово) не окупают свои проекты. Я теперь живу в Сочи и наглядно это вижу.

— Кстати, Фрольченков тоже там живёт. Вы не встречались?

— Знаю, что он где-то рядом обитает. Весной мы встретились на центральном пляже, но после этого ни разу не виделись. Я живу в Центральном Сочи. А многие живут в деревнях Адлер и Сириус (простите меня, если что), но называют это Сочи, ещё кто-то из знакомых живёт в Абхазии, поэтому мы физически не пересекаемся. В Красную Поляну, где царит вайб расслабленного Бали, я не езжу — просто столько не употребляю.

— А что происходит с туриндустрией в Сочи: цены выросли, толпы народу?

— Все орут, что в Сочи всё переполнено. Да, с мая по октябрь. Остальную часть года никого нет, город пустой, и отели бьются за постояльцев, готовы падать по цене. Надо быть очень аккуратным, чтобы открывать и покупать отель тут или где-то ещё.

До поездки в Дубай я 5 лет разгребал снег в Московской области. С осени до весны 2023 года я впервые прожил с зимой без снега, когда ты можешь выйти в январе на улицу в тапках. В октябре моя жена поехала работать в Сочи, и я к ней переехал. Удалённая работа и очередная зима без снега мне понравились, и мы с женой решили остаться. Очень уж надоело разгребать снег в Московской области.

«Никто не хочет покупать сейчас то, что будет работать через год»: Майк Нимофф о неудавшемся проекте в Дубае, переезде в Сочи и переделе гостиничного рынка

Тем более, что в Москве особо ничего не происходит, в офис никто не зовёт. Все давно на удалёнке. Вот я к вам приезжал недавно (в Москву), а у вас уже холодно. В Сочи же не суперзима, 1–5 градусов тепла, но снега нет, только дожди, ливни, смерчи. Ты можешь ходить в пальто без шапки и в кроссовках, как в американских фильмах.

Возвращаясь к нашим региональным отельерам, цены у них трындец. Я недавно общался с посуточниками «Авито» и узнал, что домик на Селигере может в сутки стоить 30 тысяч рублей. Ну не может быть там уровень сервиса на 30 тысяч! Но так как есть спрос, а предложение ограниченно, такие цены. Всё растёт и развивается, но бизнесменам аккуратными нужно быть. Гостиницей управлять сложно, на этом поле выигрывают сетевые игроки, которые набирают себе мелких отелей и развиваются по франшизе. Либо большой отель с большим номерным фондом. Сложнее всего маленьким отелям. Но, конечно, есть исключения.

— Получается, что так проще всего выжить?

— Точно. Во-первых, у тебя отстроен весь функционал, как и что должно работать. Отельный бизнес — это совсем другое, даже чем квартиры сдавать. У тебя всё должно быть построено на классных внутренних регламентах для всех: от людей на ресепшене до уборщиков и операционистов на телефоне.

Во-вторых, это более простой доступ к технологии. Например, запустил бота для общения с клиентами в отеле, и он уже сам может забронировать заселение. Бронист лишь проверяет и перезванивает, если есть вопросы. Представители управляющих компаний говорят, что самое важное в их бизнесе — это отработанные регламенты. Если они есть, тогда легко нанимать и обучать людей, работать с постояльцами.

А у нас же как: два товарища поставили три бани вдоль трассы М4 в Тульской области. Вроде работает, но как это развивать дальше? И они ездят на форумы ассоциации, чтобы понять, как расти. Недавно был форум по маркетингу. Приехали ребята с Дальнего Востока, у них на материке продуктовый магазин. Деньги есть, и они открыли глэмпинг там, куда сами ездят на рыбалку. Хотят расти ещё. Приезжали за обменом опытом.

Никакой инфобиз тут не поможет, только обмен реальным опытом. Я недавно заселялся в отель при Шереметьево, и передо мной девушка 20 минут пыталась заселиться без паспорта. Это по закону невозможно, максимум по водительским правам смогут заселить, да и то с весны, кажется.

Я очень хотел бы послушать всех этих экспертов по работе с возражениями на месте той девушки с ресепшна, которая почти час объясняла, почему заселение невозможно, а гостья доказывала обратное и всё время кому-то звонила. Вероятно, где-нибудь в Краснодарском крае это прокатило бы, там и паспорт могут не спросить при заселении.

— В американских фильмах обычно говорят Джон Смит.

— Вася Петров. Даже для определённого предназначения могут сдать номер по водительским правам, а то и вовсе без них.

— Помню, что ты в Москве организовывал выезды на Белое море. Расскажи, что это за история была?

— У меня много родственников, есть они и на Белом море. Мне как блогеру давали машины в аренду за отзывы, и я делал такие туры. Это просто часть моего блогерского хобби для себя. Как только было объявлена мобилизация и все массового побежали из страны, у нас (в MeYou) нарисовался заказ для Саудовской Аравии в Узбекистане и Казахстане. Просто совпало (ребята, жду комментов). Мы делали короткие интервью: арабы брали интервью у своих представителей в этих странах, они рекламировали страну как туристическую Мекку для местных туркомпаний.

Что потом было делать? В России ивент-рынок накрылся, а Дубай стал глобальной Меккой нового бизнеса, второй Силиконовой долиной. Попробовали там продвинуть свой продукт, но получилось, как в фильме «Голограмма для короля», где героя мурыжили долгое время, а потом с той же технологией пришли китайцы. Зато мы проехали Дубай вдоль и поперёк, пообщались с людьми разного уровня, поснимали местных министров. Но если у них нет личной заинтересованности, никому ничего не надо.

GITEX провести, похвастаться летающим такси — это пожалуйста! А с точки зрения живого бизнеса там всё глухо. Живут хорошо только те, кто не зарабатывает в Дубае, потому что 80% жителей страны индусы, и конкурировать с ними с точки зрения услуг невозможно. Они задемпингуют тебя, даже если качество у них будет никакое. Заказчики там такие же индусы, и им всё подходит.

Сами арабы занимаются своими делами. Я вернулся в Россию, а Степан Анатольевич продолжает попытки сделать что-то глобальное. Может быть, срастётся со временем, когда всем большим компаниям покажем, как это здорово прямо на стенде брать короткие интервью и сразу отдавать их гостям. Спасибо сервису миграции данных «Акронис», с которым мы так успели поработать на их стенде на Gitex.

— Давай вернёмся в сегодняшний день. «Букинг» ушёл. «Авито», «Яндекс», «Посуточно», «Островок»... «Смартвей» начинает туда входить. У кого больше шансов и какая стратегия продвижения должна быть в ситуации, когда большая часть соцсетей закрыта?

— Главный захватчик внимания на российском рынке — «Яндекс Путешествия». Представляешь, насколько брендинг у них сейчас маленький, что про путешествия у них пока не думаешь. Но скоро всё изменится. Скорее всего, останутся на рынке «Яндекс» и «Авито». У них большие мощности и широкая известность: они могут людей закидать рекламой, задействуя все каналы связи и поддерживая 360 градусов касания с брендом. И все остальные будут выкуплены этими большими компаниями.

Возможно, у них стратегия такая: накопить узнаваемость, набрать какую-то базу и продаться крупным игрокам. «Авито» целиком и полностью заменяет Airbnb, забирая себе 15% от суммы сдачи. У них есть встроенные механизмы рекламы: на их аудиторию можно продвигать свою квартиру или отель. Через «Яндекс Директ» то же самое. Что может дать «Островок»? Там есть кнопка «Продвинуть»?

— Он может только предложить покупать рекламу у конкурента.

— Именно. Так что останутся большие киты. «Яндекс» — самый большой сервис, через который бронируют отели. Им очень легко: в поисковой строке добавили вкладку с путешествиями, и вот уже отели и всё, что с ними связано, — это тоже «Яндекс». Так же было с автомобилями, когда они купили «Авто.ру».

— А само название странное? Как будто не звучит.

— Это рашен эдишен. По дефолту, конечно, «Авито Тревел» и «Яндекс Тревел». Плюс ещё желание охватить широкий рынок путешествий, куда входит не только аренда, но и дополнения: трансфер, самолёты, развлечения на месте. У сервиса работает изначально глобальная стратегия. У нас люди долго в компаниях не работают, чтобы качать отдельный бренд. Поэтому проще прибавить к бренду стандартное продолжение и потом туда всё прикручивать. Интересно наблюдать, как крупные игроки поступают с другими брендами: они под шумок их покупают, но оставляют нишевыми. Так как люди к ним привыкли, продолжают пользоваться, не подозревая, что касса поменялась.

— Получается мнимый выбор такой.

55
11
1 комментарий

попкорн.жопег

Ответить