Метод персон: что это и как работает

Чтобы продвигаться и не сливать бюджеты, важно понимать ЦА. С этим поможет метод персон, в основе которого лежит идея создания вымышленных образов, которые описывают типичных представителей аудитории. Мы занимаемся продвижением 10 лет и поможем определить аудиторию и настроить маркетинг на нее! Обращайтесь за бесплатной консультацией.

Персоны помогают представить реальных потребителей: потребности, интересы, поведение. Как итог, выстраивать персонализированные стратегии. Метод персон как раз о «поставить себя на место» потребителей. Вы будете видеть чёткий портрет и опираться на конкретные данные, а не абстрактное представление. Такой подход сделает кампании эффективнее и повысит отклик аудитории, так как учтет предпочтения и проблемы пользователей.

Для правдоподобности портретов собирайте информацию из разных источников: опросов, соцсетей, интервью, конкурентов. На основе данных опишите целевого потребителя: демографические характеристики, поведенческие модели и даже мотивы покупки.

Так должен выглядеть минимальный портрет персонажа: информация о личности, источниках информации и точках влияния 
Так должен выглядеть минимальный портрет персонажа: информация о личности, источниках информации и точках влияния 

Этапы создания персонажей: от анализа до разработки

Создание персонажей требует структурированного подхода. Процесс разбивается на несколько этапов:

1. Сбор информации о клиентах. Чтобы создать реалистичного персонажа, проанализируйте текущих клиентов и потенциальных лидов, а не стереотипы. Учитывайте возраст, место жительства, образование, уровень дохода и ценности.

2. Классификация аудитории по сегментам. Определите, какие категории клиентов важны для бренда. Например, для продавца ПО важна профессиональная сфера, уровень знаний в технологиях, готовность обучаться. Это выделит сегменты, из которых позже будут формироваться персонажи.

3. Создание детального профиля персонажа. Каждому сегменту назначьте конкретного «персонаж», включив описание: имя и фото, демография, цели, потребности и т.д. Опишите мотивы и барьеры, с которыми персонаж столкнется при покупке. Например, Мария из предыдущего примера могла бы беспокоиться о пользе продукта. Перед покупкой она детально изучит реакции блогеров.

4. Проверка персонажей на актуальность. Важно проверить, соответствует ли созданный персонаж рынку и реальным потребностям. Один персонаж не может работать 10 лет — аудитория меняется, портреты должны адаптироваться под эти изменения.

Учтите, что этот процесс цикличен. Как только вы вносите изменения в продукт или проходит достаточное время с последнего анализа аудитории, рекомендуем начинать составление портретов со сбора новых данных о потребителях.

В чём польза метода персон

Правильно созданные персонажи улучшают маркетинговую стратегию и повышают конверсию. С их помощью маркетологи точнее предсказывают поведение аудитории и лучше адаптируют рекламу под потребности клиентов. Вместе с тем это помогает:

1. Настраивать таргетинг и контекст. Образы помогают настраивать персонализированные рекламные кампании, создавать точные сообщения для разных групп клиентов. Например, категории эко-френдли клиентов показывать рекламу с акцентом на экологические преимущества продукции, для любителей экономить — акцент на выгодные условия.

2. Улучшать контент-маркетинга. Зная потребности и боли аудитории, можно создавать релевантный контент, который вызывает больше отклика. Если бренд понимает, что аудитория нуждается в экспертных советах, стоит выпускать статьи, гайды и обзоры. Адаптированный и релевантный контент лучше вовлекает и формирует доверие к бренду.

3. Оптимизировать UX/UI. В «анкете» укажите, при помощи чего человек смотрит сайт: ПК, планшет, телефон. Если предпочтение отдается мобильным устройствам, сайт должен адаптироваться под них и оставаться максимально комфортным и удобным.

4. Распределять бюджет и ресурсы. Когда определите наиболее выгодный сегмент и поймете его потребности, стоит выделить больший бюджет на работу с ним, далее — по убыванию. Например, если анализ показал, что целевая аудитория — это молодые мамы, логично вкладывать больше средств в маркетинг в социальных сетях и контент на специальных форумах.

Ошибки, которых стоит избегать при создании персон

Создание персонажей требует тщательного анализа, есть ряд ошибок, которые могут серьезно снизить эффект метода. Вот распространенные и способы избежать:

1. Излишне обобщенные персонажи. Некоторые компании создают слишком общие персонажи, которые поверхностно описывают аудиторию. Например, просто описать «женщину, 25–35 лет, интересующуюся здоровьем» — это не создать реального, узнаваемого персонажа. Чтобы избежать такой ошибки, нужно подробно изучить целевой сегмент, обратить внимание на конкретные мотивы, поведение и проблемы, которые аудитория будет решать вашим предложением.

2. Смешение нескольких целевых аудиторий. Иногда для упрощения создают «гибридных» персонажей, которые включают черты нескольких сегментов. Это приводит к потере фокуса и размытию целей маркетинга. Дабы избежать этого, выделите несколько сегментов и создайте под каждого отдельного и уникального персонажа. Каждая персона отражает новую аудиторию и фокусируется на потребностях.

3. Недостаточное внимание к информации. Основа для создания персонажа — реальные данные о клиентах. Предположения или субъективные идеи маркетологов, которые сформированы на небольшом объёме информации приведут к тому, что персона не будет отражать истинную картину. Важно собирать информацию из всевозможных источников: проводите опросы, анализируйте трафик сайта, собирайте статистику в соцсетях, мониторьте аудиторию у прямых конкурентов.

4. Отсутствие регулярного обновления персон. Интересы и приоритеты клиентов со временем меняются. Потребности пользователей в среднем актуальны год или два, но потом информация устаревает. Портреты необходимо минимум раз в год пересматривать и обновлять, чтобы сохранять эффективность и актуальность метода.

Делимся советом, которым пользуемся: рассмотрите возможность проведения встреч всей командой, где каждый участник поделится инсайтами о поведении аудитории и внесет корректировки в текущих персонажей.

Заключение

Метод персон — это инструмент маркетинга, который помогает глубже понять аудиторию, выявить потребности клиентов и улучшить стратегию продвижения продукта. Создание персон позволяет лучше узнать клиентов, более чётко обозначить их потребности, интересы и барьеры, которые предстоит преодолеть рекламными сообщениями. Это помогает не только выстроить более эффективные маркетинговые кампании, но и оптимизировать сам продукт под запросы целевой аудитории.

Правильный подход к созданию персонажей поможет повысить лояльность, увеличить отклик на рекламу и укрепить позиции бренда на рынке. Регулярное обновление и использование персонажей во всех маркетинговых каналах делают работу результативнее и позволяет формировать персонализированные предложения, соответствуя текущим запросам потребителей.

За разработкой портрета и аудитории обращайтесь к профессионалам! На бесплатной консультации ответим на вопросы и предложим варианты продвижения под вашу ЦА.

11
Начать дискуссию