{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Как провести AB-тест на автоматизацию продаж и не уронить конверсию

В прошлом году мы узнали, что часть занятий в китайских онлайн-школах ведут цифровые двойники преподавателей. В этом уже моя команда решила заменить бесплатный вводный урок по английскому на автоматическую версию. Мы придумали безопасный способ это сделать и нашли дополнительную прибыль.

Наш отдел отвечает за бесплатные вводные уроки от Skyeng: в назначенное время через нашу видеоплатформу с потенциальным учеником созванивается специально обученный преподаватель, который оценивает уровень языка и предлагает программу и соответствующий пакет занятий. Мы с командой отвечаем за оптимизацию метрики Customer Sales Costs (CSC) — это затраты на продажу пакета услуг одному клиенту.

В пиковые моменты нам стало не хватать ресурса преподавателей для вводных уроков

Время от времени происходят всплески количества заявок на вводные уроки, которые нельзя спрогнозировать и удовлетворить в полном объёме.

Известно, что не каждая заявка конвертируется в оплату. В 2019-м у школы появился скоринг — алгоритм, который на основе поведения пользователя на сайте и исторических данных по пользователям с похожим поведением прогнозирует вероятность совершения покупки. Если прогноз «зеленый» — скоринг отправляет на вводный урок, если «красный» — не отправляет.

Но мы же обещаем всем бесплатный урок, и пользователям с «красной» меткой скоринга тоже. Для них придумали недорогой способ сдержать обещание — автоматический вводный урок: без преподавателя, без звонков менеджеров, без допродажи после урока.

Автоурок запускался как сайд-проект, тратить много времени и денег на него на планировалось. Поэтому о генерации образов и прочем, как в Китае, речи не шло)

Продукт для холодного трафика выглядел как набор из нескольких слайдов:

  • анкета на выявление интересов, целей и опыта ученика,
  • экспресс-тест на уровень знания английского языка,
  • знакомство с Vimbox — платформой, на которой проходят занятия,
  • видео с блогером Таней Стариковой с ютуб-канала Skyeng, которая уточняла: «Сегодня здесь я, а завтра будет ваш настоящий преподаватель»,
  • набора рекомендуемых курсов и витрины оплаты (на всякий случай).

Отслеживая, что происходит с пользователями, которые проходили автоматический вводный урок, мы увидели оплаты. В команде появился локальный мем: «Автоурок настолько хорош, что продает даже тем, кто никогда не должен был купить».

С тех пор не отпускала мысль: «А что если так можно было и с горячими пользователями?»

Продукт, который не должен был генерить деньги, генерит их. Будем тестировать дальше?

Очень хотелось протестировать автоурок в полноценном АВ-тесте на теплом трафике.

Но каждый эксперимент — это риск упущенной выгоды за время его проведения. В нашем случае — радикальный. Какую конверсию можно ожидать в худшем случае, заменив проверенный путь с участием менеджеров и отрабатывающих возражения преподавателей на несколько слайдов и видео с блогером? Нулевую. Кроме того, вводный урок встречает пользователя в самый ответственный момент, когда он формирует первое впечатление о школе и продукте.

Мы посчитали этот риск в деньгах и нам не понравилось. Поэтому придумали заложить в дизайн подстраховку — отправлять тестовую группу на автоматический урок, но если оплаты не произошло, подхватывать пользователя — звонить и предлагать пройти обычный урок с преподавателем.

Таким образом сохранялась возможность замерить конверсию в первую оплату на автоматическом уроке на малых окнах (до подхвата) и сравнить её с контролем на идентичном малом окне. И в то же время исчезал основной риск нулевой конверсии из-за радикальной замены преподавателя на несколько слайдов с видео. Такой дизайн эксперимента казался приемлемым.

В этом решении тоже были риски, но уже не такие существенные. Мы удлиняли и усложняли пользовательский путь до оплаты, добавляя в него автоурок перед обычным. Экспертно казалось, что это может занизить конверсию по сравнению с контрольной группой. Но основной риск мы убрали, и запустили тест.

Идет вторая неделя эксперимента, мне пишет продакт: «Что-то не то с метриками»

Эксперимент был рассчитан на 3 недели набора новых пользователей и плюс 14 дней для закрытия конверсионных окон для подведения окончательных итогов.

Мы мониторим запущенные эксперименты по дашбордам, следим, не просела ли ключевая метрика — конверсия в первую оплату. Первая мысль, когда написал продакт: «Всё упало, тест придётся останавливать».

Но беспокойство вызвало не падение, а наоборот, стабильный рост ключевой метрики в тестовой группе по сравнению с контрольной. Мы не предполагали возможность роста конверсии из заявки в оплату, и это действительно выглядело странно.

Что делает аналитик в таких случаях? Перепроверяет дашборд, датасорс, на котором он построен, честность сплитования и всё-всё, что можно проверить. Проверили. Всё корректно. Так как это были предварительные результаты и только середина теста — мы не стали сильно радоваться, списали на случайность и стали мониторить дальше.

Каждый оставшийся день мы ожидали начала обратной тенденции. Но этого не произошло.

Эксперимент завершился. Окончательные итоги — тестовая группа выигрывает у контрольной по ключевой метрике отдела конверсия заявка в оплату на 2,13 процентных пункта.

На графике гистограмма бутстрепа и накопительный p-value, тоже бустрапированный. Результат не случаен, мы перепроверяли.

Что такое 2 процента в рамках крупнейшей онлайн-школы Европы? Мы прикинули на цифрах 2019-го года — зная скорость роста школы, profit per user, доверительные интервалы — получились десятки миллионов дополнительной прибыли в год.

Но за счет какого подэтапа воронки выросла ключевая метрика? Конверсия заявка-оплата состоит из двух этапов: заявка-урок и урок-оплата. Рост сквозной конверсии за счет этапа заявка-урок означает, что мы увеличили затраты на преподавателей. В таком случае для принятия решения о раскатке эксперимента мы должны сравнить не только конверсии в группах, но и CSC. Но в нашем случае рост сквозной конверсии происходил за счет этапа урок-оплата. Это говорило о том, что мы выводили такое же количество учеников на урок, сохраняли те же расходы на преподавателей, но попав на обычный урок после автоурока, пользователи покупали чаще.

А вот конверсиях на малых окнах (покупка на автоматическом уроке) показала себя не так хорошо.

И что, в итоге бездушная автоматика победила?

Автоматический вводный урок оказался не настолько хорош, чтобы полностью снять потребность в преподавателях на этапе продажи. Но оказался прекрасным инструментом для прогрева пользователей перед покупкой. Мы встроили его в онбординг и проверили уже в рамках другого эксперимента — самостоятельного бронирования времени вводного урока без звонка от оператора. Эксперимент оказался успешным и был раскатан на весь трафик.

Вот так все выглядит сейчас.

Я очень рада, что мы решились протестировать гипотезу, которая казалась рисковой.

Если в бэклоге вашей команды есть что-то, что кажется «не очень», но есть ощущение, «а вдруг оно сработает», проверьте. Возможно, это та самая вещь, которая будет приносить пользу, деньги и сломает парочку ваших стереотипов. Рискните!

p.s. Пост основан на докладе Евгении Киселевой.

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Vadim Smirnov

Классный кейс! интересно узнать про сам автоурок: исследовали причины его конверсии в автооплаты? есть планы по её развитию? 

Ответить
Развернуть ветку
Евгения Киселева

Лучше всех на автоуроке конвертились рефералы. Трактуем это как то что есть супер лояльное ядро аудитории, которые готовы платить сразу. Сейчас для таких пользователей у нас есть возможность оплатить даже без автоурока

Ответить
Развернуть ветку
Yakov Sychev

Так, а почему 0 комментов? Статья ведь крутая, очень грамотно команда подошла, думаю даже посмотреть как это работает вживую сейчас у вас)

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov

Нет негатива - мало комменов обычно. С одной стороны приятно, с другой - круто было бы и благодарить, ведь ребята сделали реально крутой кейс! 

Ответить
Развернуть ветку
Nataliya Rumyantseva

Старикова главный фактор)

Ответить
Развернуть ветку
Евгения Киселева

Мы тоже считаем, что Таня сыграла значительную роль в успехе)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Пушкин

А мне больше Дэни нравится!

Ответить
Развернуть ветку
AdAurum 79

Спасибо, стало любопытно проверить, как это работает самим. Интересно было бы узнать подробнее про "покупку на автоматическом уроке", была ли польза только от такого урока и насколько “не так хорошо” он себя показал. 

Ответить
Развернуть ветку
Евгения Киселева

В несколько раз конверсия на автоуроке ниже по сравнению с обычным уроком на коротких окнах

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда