Всё про конкурентный анализ для продакта. Используй как памятку

Сегодня хочу рассказать про конкурентов с разных сторон: как JTBD помогает их найти, какие бывают конкуренты, про важность главного конкурента для стартапа, про добавочную ценность и 4 силы в JTBD, которые помогут забрать клиента у конкурента.

Изначально это серия заметок в моём телеграм-канале, которые связаны по системе Зеттелькастен. Каждая заметка строится по принципу “1 тезис + 1 пример”, чтоб было понятнее и сохранялся фокус на главной идеи. При этом она связана с другими, чтобы было легче перемещаться между ними. Надеюсь, что и статья понравится и вы скинете знакомым (или к себе в канал), и сам канал зацените. Приятного!

Всё про конкурентный анализ для продакта. Используй как памятку

Как JTBD помогает найти конкурентов?

JTBD поможет тебе понять, кто твои конкуренты и какую задачу ты на самом деле решаешь. Зная, что человек хочет сделать, ты видишь все альтернативные решения, которые он может "нанять" для выполнения своей задачи. Например, я хочу переместиться из дома в центр Казани. Доступные мне решения в городе: • Пешком • Аренда или покупка велосипеда/электросамоката • Велосипед/электросамокат по подписке • Общественный транспорт (автобусы, трамваи, метро) • Такси (разные тарифы от эконома до бизнеса и шеринг) • Личный автомобиль (покупка или каршеринг) — не для меня из-за эпилепсии

Раньше у горожан были повозки, лошади и кареты. В будущем, благодаря прогрессу и госрегулированию, появятся беспилотные авто, такси и автобусы.

Альтернатив для решения задачи много. При этом сама задача часто остаётся неизменной, но решения прогрессируют благодаря технологиям и изменениям в мире. Концепция JTBD помогает увидеть все эти варианты. Выбор конкретного решения зависит от контекста человека, но это уже другая история.

Какие бывают конкуренты? Собрал все типы

Понимание своих конкурентов помогает лучше осознать собственные преимущества и эффективнее отстроиться от них. Вот основные типы конкурентов:

  • Прямые — решают ту же задачу тем же способом, что и ты.
  • Косвенные/вторичные — решают ту же задачу, но другим способом.
  • Конкуренты за результат — решают другую задачу, но их результат конфликтует с результатом твоего продукта.
  • Конкуренты за точку входа — решают задачи впереди твоей, забирая на себя весь трафик и контролируя его.
  • Конкуренты в рекламных каналах — привлекают клиентов там же, где и ты.
  • Конкуренты за ресурсы человека — забирают время, деньги и энергию твоих клиентов.

Раньше я часто фокусировался только на прямых конкурентах и не видел всей картины. Но когда осознал, что конкурентов намного больше, обнаружил неочевидные сегменты клиентов и преимущества для них.

Давай разберём каждый тип конкурентов на примере: "Я хочу переместиться из дома в центр Казани". Представь, что ты продакт в Яндекс Такси.

  • Прямые конкуренты — другие агрегаторы такси (Максим, Убер). Это игра с нулевой суммой: клиент выберет либо тебя, либо конкурента.
  • Косвенные конкуренты — пешая прогулка, общественный транспорт, личное авто. Всё, что поможет переместиться, но другим способом.
  • Конкуренция за результат — отказ от личной встречи. Например, общение по Zoom, телефону или в мессенджерах позволит пообщаться, но при этом без личного общения.
  • Конкуренты в точках входа — альтернативные способы вызова такси. Сначала агрегаторы забрали трафик у таксопарков, а теперь чаты и боты в Telegram предлагают связаться напрямую с водителями.
  • Конкуренты в рекламных каналах — все, кто покупает рекламу там же, где и вы. Например, если вы размещаете баннеры для привлечения водителей, там же может рекламироваться ОСАГО или Lada.
  • Конкуренты за ресурсы человека — альтернативы поездке: остаться дома, заказать доставку, приготовить самому. Это самая широкая категория конкурентов.

Вывод: когда в следующий раз будешь проводить анализ конкурентов, используй эту статью как памятку, чтобы не упустить ни одного типа конкурентов.

Кто твой главный конкурент и почему он у тебя должен быть?

У твоего продукта или стартапа должен быть главный конкурент. Иначе непонятно, какую задачу решает твой продукт и вообще нужен ли он людям.

Долгое время я создавал идеи "с потолка" в духе: "А что если сделать соцсеть на основе любимого контента? Отмечаешь всё, что тебе нравится, и алгоритм находит тебе людей с похожими вкусами". Дальше поток сознания уносил меня вдаль, и казалось, что моя придумка нужна всем. Ведь звучит круто и прикольно. Но оказалось, что нет. Я не понимал, кого я собираюсь заменить, какую задачу решаю своим продуктом и почему люди начнут им пользоваться.

У людей ограниченный бюджет и всего 24 часа в сутках. Ты начинаешь понимать, что для использования твоего решения нужно кого-то вытеснить из кошелька и распорядка дня твоего клиента. То есть предложить что-то подешевле, побыстрее, покомфортнее и т.д. Дать добавочную ценность.

Но сначала важно понять, кого ты хочешь "выдавить". Если клиент уже на что-то тратит деньги, энергию или время, значит, за этим решением кроется задача. Это говорит о том, что ты, скорее всего, не сделаешь что-то ненужное.

Если знать решение, задачу и критерий, по которому клиент выбрал это решение и который ему важен, то ты с большей вероятностью создашь что-то нужное людям.

Например, ты придумал идею, что было бы круто... Стоп, лучше начать с твоего главного конкурента. Тебе не нравится Яндекс.Такси, потому что дорого. Поскольку Яндексом пользуется множество людей, ты понимаешь, что за твоим потенциальным решением есть задача: переместиться из точки А в точку Б внутри города. То есть твоё решение уже не что-то абстрактное, и им могут пользоваться. Потом ты генерируешь гипотезы: а как сделать дешевле? Может, связывать водителей и пассажиров напрямую: без таксопарков и агрегаторов, которые как раз увеличивают стоимость поездки. Получается своего рода соцсеть, которая помогает найти друг друга.

Я оставил за скобками много вещей, чтобы сфокусироваться на том, как полезно генерировать гипотезы решений не из мысли "А что если", а отталкиваясь от выбора главного конкурента. Поскольку люди им уже пользуются, то это решает какую-то задачу определённых людей, и его выбирают по какому-то критерию. Осталось только определить задачу, критерий и людей, которым этот критерий важен. Это не гарантия, но увеличит шансы создать нужный продукт.

Фокус на добавочной ценности. Почему это важно?

Если фокусироваться на добавочной ценности продукта, легче выделить самое важное для разработки. Добавочная ценность — это причина, почему люди захотят переключиться с текущего решения на тебя. Это твоё ключевое преимущество на фоне альтернатив человека.

Когда я решился продавать свою базу знаний, мне было сложно определить добавочную ценность. И я начал добавлять всё подряд. Вдобавок к базе предлагал бесплатную консультацию, сообщество, реферальную программу и дайджест полезных постов из других каналов. Я пытался внедрить как можно больше фич, потому что не понимал, почему мои потенциальные клиенты захотят купить мой продукт. Но от добавления других предложений продукт становился ещё менее понятным.

Вместо этого стоило:

  • Найти главного конкурента, то есть вместо кого я буду и с кем меня будут сравнивать. Например, для тех, кто купил курс ГоПрактис. Они потратили деньги, а это значит, что решили важную для себя задачу.
  • Понять задачу, на которую наняли курс. Предположим, что это прокачать навыки, повысить грейд и получить более высокооплачиваемую работу.
  • Определить критерий, по которому они выбирают решение и который им важен. Находим тех, кому важна цена.
  • Затем на основе этого определить добавочную ценность. Вместо покупки курса приобретай конспект, который поможет прокачать навыки, повысить грейд и получить покруче оффер. Конспект стоит в 100 раз дешевле. Вместо 70 тысяч всего 700 рублей.
  • Но главное — когда ты понимаешь свою добавочную ценность, тебе проще определиться с тем, что разрабатывать и не наполнять беклог сотнями идей. Вместо этого начинаешь с простой и понятной добавочной ценности и тестируешь только её.

Ты выбрал главного конкурента. Какие у этого преимущества

Когда создаёшь продукт с нуля, высокий риск сделать что-то ненужное. Чтобы не сталкиваться с этой проблемой, советую сфокусироваться на главном конкуренте. Благодаря ему ты поймёшь:

  • Задачу, которую решает твой продукт
  • Свою добавочную ценность (конкурентное преимущество)
  • Сегмент, для которого твой продукт лучше
  • И потенциальный канал дистрибуции

Возьмём прошлый пример: сделать соцсеть для пассажиров и водителей. Твой главный конкурент — Яндекс.Такси. И тебе не нравится стоимость поездок.

Яндекс.Такси нанимают, чтобы он помог переместиться по городу.

Твоя добавочная ценность — низкая цена, поскольку можно договориться без посредников (агрегаторов и таксопарков).

Сегмент — те, кому тоже не нравится увеличивающаяся стоимость поездки.

Канал дистрибуции — это сам конкурент, поскольку там уже есть твой сегмент, который уже решает задачу и понимает добавочную ценность твоего решения. В приложении Яндекс Go можно купить рекламу. Я посмотрел, и они заявляют о 27 миллионах уникальных пользователей в месяц, где можно выбрать аудиторию по тарифу (эконом, комфорт и т.д.), таргетироваться по географии и получить аналитику.

Вывод: люби своих конкурентов. Они до тебя нашли задачу, людей и как доставлять продукт. Главное — определить для себя, с кем ты конкурируешь и почему выберут тебя. Потому что есть силы, которые удерживают людей от перехода.

4 силы. Как клиент принимает решение

Благодаря пониманию 4 сил тебе будет легче сформулировать коммуникацию, которая сконвертирует человека в твоего клиента. От перехода от старого решения к новому людей удерживают привычки и страх перемен: зачем переходить куда-то, если мне нормально, пробовать что-то новое, если я не уверен, что оно точно решит мою задачу так же, как моё текущее решение. При этом если у человека есть проблемы с текущим решением и он видит достоинства нового, которые будут обещать добавочную ценность, он готов попробовать новый продукт.

Давай проиллюстрируем 4 силы на примере рекламы Apple. Рекламная кампания «I'm a Mac» была чрезвычайно успешной.

  • Она подчеркивала слабые места Windows, чтобы показать, как тяжело и плохо пользоваться ПК. Этим отталкивала от конкурента.
  • Демонстрировала, насколько крутым был Mac и какие преимущества есть, чтобы подтолкнуть к покупке.
  • Показывала, насколько легко было переключиться для тех, кто боялся перемен и тревожился из-за перехода к Mac.
  • Изображала тех, кто не переключится, в качестве клоунов, снижая их привязанность к старым привычкам.

Чтобы конвертировать пользователей в покупателей, нужно работать со всеми силами: актуализировать проблему и снижать привязанность к текущему решению, показать достоинства вашего продукта и легкость перехода к вам. Эти 4 силы, помимо улучшения коммуникации, помогут наполнить беклог идеями. Но об этом подробнее в следующий раз.

Спасибо, что прочитали! Надеюсь, понравилось. Будет круто, если лайкнишь и прокомментируешь. Ну и на канал заходи

66
66
1 комментарий

Спасибо за статью!

1