Маркетинг идет на поправку: сколько стоит пациент, что делать и что не делать в продвижении клиники сегодня

Маркетинг идет на поправку: сколько стоит пациент, что делать и что не делать в продвижении клиники сегодня

Перегруженные коллцентры в клиниках, сотни потерянных клиентов, дорогие лиды – знакомая история? В конце 2024 года UIS совместно с крупнейшими медицинскими клиниками России провели исследование «Диагностика медицинской отрасли в 2024 году».

Маркетинг идет на поправку: сколько стоит пациент, что делать и что не делать в продвижении клиники сегодня

Мы выяснили, сколько сегодня стоит пациент, какие маркетинговые стратегии и рекламные каналы наиболее эффективны в медицине. Заодно разобрались, какие инструменты помогают запустить успешный и прибыльный бизнес.

Хотите «вылечить» рекламную кампанию в вашей компании? Знакомьтесь с собранными данными, осознанно управляйте коммуникациями и наращивайте показатели с UIS!

Часть 1. Динамика медицинской отрасли… или куда мы звоним

Маркетинг идет на поправку: сколько стоит пациент, что делать и что не делать в продвижении клиники сегодня

С начала 2024 года общая доля голосовых коммуникаций в медицине выросла на 15-20%. К концу года этот показатель может стать еще выше – достигнуть 30%. Клиники успешно привлекают целевых клиентов и качественно обрабатывают входящие звонки. Об этом говорит рост доли эффективных коммуникаций среди клиентов.

Маркетинг идет на поправку: сколько стоит пациент, что делать и что не делать в продвижении клиники сегодня
Маркетинг идет на поправку: сколько стоит пациент, что делать и что не делать в продвижении клиники сегодня

Один из первичных выводов исследования лежит на поверхности – без аналитики и качественных маркетинговых инструментов (то есть упакованного конверсионного сайта, соцсетей, агрегаторов-отзовиков и подобных историй) сейчас никуда. Как показывает практика, без серьёзного подхода уже через год-два клиника начинает разоряться – инвесторы фиксируют регулярный убыток, начинают распродавать оборудование… и в итоге бизнес закрывается.

Чтобы не допустить этого, хорошо знать не только то, что звонки приходят, но и понимать откуда. Мы проанализировали источники звонков у наших клиентов и увидели следующую картину.

Маркетинг идет на поправку: сколько стоит пациент, что делать и что не делать в продвижении клиники сегодня

Вывод: чаще всего в клиники звонят пользователи, которые нашли объявление о них в Яндекс.Картах. На втором месте – Google Search, а на третьем – Яндекс.Директ.

Маркетинг идет на поправку: сколько стоит пациент, что делать и что не делать в продвижении клиники сегодня

Эксперты отмечают, что картографические сервисы стали часто появляться в статистике CJM.

Почему карты? Причин может быть много:

  • Люди по картам ищут то, что ближе к дому или работе
  • Пациенты сначала записываются на прием, потом звонят через Яндекс.Карты уточнить адрес, как пройти и т.д.
  • Реклама в Навигаторе (и в целом в Картах)
  • Переход в карты через органический поиск
  • Переход в карты с самого сайта

Яндекс или Google?

Авторы исследования уделили особое внимание еще одному источнику лидгена – органическому трафику. Статистика за 2024 год показывает, что среди пользователей все еще превалируют поисковые запросы в Google.Search. Их доля от общего органического трафика составляет в среднем 40-45%, на Яндекс, в свою очередь, приходится только 25-30%.

Маркетинг идет на поправку: сколько стоит пациент, что делать и что не делать в продвижении клиники сегодня

Вывод: пользователи продолжают активно пользоваться сервисами Google, несмотря на то, что он ушел из России. Более того, именно Chrome остается браузером по умолчанию на мобильных устройствах многих пользователей.

Маркетинг идет на поправку: сколько стоит пациент, что делать и что не делать в продвижении клиники сегодня

Часть 2. Какой канал приносит больше качественных клиентов?

На следующем этапе исследования мы решили выяснить, какой канал приносит больше всего горячих покупателей. Сделать это можно с помощью статистики по доходимости пациентов до врачей, но ее может просто не быть на руках – в силу ИТ-специфики отрасли, о которой мы говорили в начале материала.

Поэтому наши исследователи рассмотрели сразу несколько показателей, чтобы найти корреляцию между качеством клиентов и источника – от Яндекс.Карт до VK Ads. Они выделили три метрики:

  • Первая метрика — это средняя длительность разговора. Согласно нашей статистике, в среднем по источникам, она составляет 2 минуты. Мы предполагаем, что чем дольше средняя длительность разговора, тем более качественный спрос поступает с этого источника.

Маркетинг идет на поправку: сколько стоит пациент, что делать и что не делать в продвижении клиники сегодня
  • Вторая метрика — вовлеченность по трафику на сайте. Насколько активен человек, как много страниц сайта клиники он изучил, как долго был на сайте и т.д.
Маркетинг идет на поправку: сколько стоит пациент, что делать и что не делать в продвижении клиники сегодня
Маркетинг идет на поправку: сколько стоит пациент, что делать и что не делать в продвижении клиники сегодня
  • Третья метрика — отказность. Она показывает, какая доля посетителей сайта ушла почти сразу же (менее чем через 15 секунд), не записавшись и не позвонив.

Маркетинг идет на поправку: сколько стоит пациент, что делать и что не делать в продвижении клиники сегодня
Маркетинг идет на поправку: сколько стоит пациент, что делать и что не делать в продвижении клиники сегодня

Напиши нам, напиши

Реалии 2024 года таковы, что звонки – это не единственный канал общения с клиентом. Все больше пользователей используют чаты и текстовую коммуникацию. Поэтому, если рассмотреть статистику с учетом всех обращений – в том числе писем и сообщений – на первом месте будет WhatsApp.

Маркетинг идет на поправку: сколько стоит пациент, что делать и что не делать в продвижении клиники сегодня
Маркетинг идет на поправку: сколько стоит пациент, что делать и что не делать в продвижении клиники сегодня
Маркетинг идет на поправку: сколько стоит пациент, что делать и что не делать в продвижении клиники сегодня

Ксения Сидорова, основатель агентства медицинского маркетинга Lighthouse Digital, директор по маркетингу Школы Медицинского Бизнеса, советует клиникам внедрять в онлайн-общение с клиентами чат-ботов – для мгновенных ответов или выделения специальных сотрудников для работы с платформами. Это помогает клиентам почувствовать свою значимость для клиники.

Откуда тогда берутся потерянные обращения?

Учтем и то, что часть клиентов, которые обратились в клинику, не доходит до покупки. Например, лидер нашего «антирейтинга» по доле потерь – это VK Ads. Поэтому специалистам важно отслеживать клиентский путь и разбираться, на каком этапе коммуникации клиент «теряется» и с чем это связано.

Маркетинг идет на поправку: сколько стоит пациент, что делать и что не делать в продвижении клиники сегодня

Качество работы администраторов одна из частых проблем в медицинской клиники. Статистика весьма красноречива: 60% обращений теряются именно на этапе обращение пациента. Из-за этого стоимость привлечения дошедшего пациента сильно растет.

Удобный интерфейс также может оказаться решающим фактором при выборе клиники. Статистика показывает, что источник более 60% трафика — это мобильные устройства. Поэтому эксперты советуют клиникам обращать больше внимания на адаптацию десктопного сайта для мобильных устройств.

Маркетинг идет на поправку: сколько стоит пациент, что делать и что не делать в продвижении клиники сегодня

Часть 4. Реклама в деньгах и отраслях

Аналитика, рекламные каналы, «горячие» клиенты – это все прекрасно. Но давайте о наболевшем – сколько все это стоит? Исследователи выяснили, что ежемесячные расходы клиник на рекламное продвижение в 2024 году выросли, в среднем, на 15%.

Маркетинг идет на поправку: сколько стоит пациент, что делать и что не делать в продвижении клиники сегодня

Наиболее активно — на 20% — прирос с точки зрения маркетинговых инвестиций VK Ads, что свидетельствует о фокусе клиник, постепенно смещающемся на этот канал. При этом – из интересного – именно в этом канале клиенты чаще всего «теряются».

Маркетинг идет на поправку: сколько стоит пациент, что делать и что не делать в продвижении клиники сегодня
Маркетинг идет на поправку: сколько стоит пациент, что делать и что не делать в продвижении клиники сегодня

По расходным графикам (в частности, по трендам CPC) можно заметить сезонность спроса на медицинские услуги – причем с просадкой в начале лета и январе.

Маркетинг идет на поправку: сколько стоит пациент, что делать и что не делать в продвижении клиники сегодня

В разбивке на направления, наиболее сглаженной эта тенденция является у многопрофильных клиник. А вот для наркологических клиник январь с его новогодними празднованиями — наоборот, пик спроса.

Маркетинг идет на поправку: сколько стоит пациент, что делать и что не делать в продвижении клиники сегодня

Часть 5. Подведем итоги

Пожалуй, главный вывод, который можно сделать из этого большого исследования рынка медицины в 2024 году, – это необходимость персонализации. Эксперты советуют разрабатывать индивидуальные предложения и напоминать о профилактических проверках или акциях. Здесь есть два пути – проанализировать настоящее или предугадать будущее:

  • персонализация на основе данных: собирайте и анализируйте данные о поведении пациентов, их предпочтениях и истории обращений. Это позволит создавать таргетированные маркетинговые кампании и улучшать качество обслуживания
  • предиктивная аналитика: используйте модели машинного обучения для прогнозирования потребностей пациентов и вероятности повторных посещений. Это поможет более эффективно планировать ресурсы и усиливать вовлеченность пациентов

С полным текстом исследования можно ознакомиться на сайте UIS.

Заодно не теряйте данные и не тратьте ресурсы на поддержку разных систем. Подключайте единое омниканальное решение по управлению коммуникациями и медицинским маркетингом.

Подписывайтесь на telegram-канал UIS говорит! Там еще много полезных кейсов, лайфхаков и анонсов крутых мероприятий для маркетологов и предпринимателей!

Начать дискуссию