Как мы полгода создавали себе маскота. Кейс Calltouch

Как мы полгода создавали себе маскота. Кейс Calltouch

В 2024 году Calltouch представил маскота как часть нового визуального языка бренда. О создании без бюджета, но с нейросетями рассказал арт-директор Calltouch Олег Кривенко.

Как мы полгода создавали себе маскота. Кейс Calltouch

Зачем нам понадобился маскот

Маскот — выдуманный персонаж, который является символом компании. Он помогает создать дружелюбную связь с клиентами. Маскот обладает своим характером и уникальным набором эмоций, чтобы сделать взаимодействие с брендом более живым и интересным. Мы подумали, что мы уже достаточно взрослые, чтобы обзавестись своим символом Calltouch, и поставили задачу создать маскота.

Как появилась концепция

«В Calltouch о маскоте заговорили в конце 2023 года, когда мы поменяли позиционирование и стали платформой омниканального маркетинга. Маскот должен был еще сильнее подчеркнуть наш рост и развитие, поскольку за 12 лет на рынке мы прошли огромный путь от сервиса коллтрекинга к платформе, закрывающей все задачи маркетологов», – Виктория Одинцова, директор по маркетингу.

Идея маскота отразила изменения: с 2 продуктов Calltouch вырос до 30+, охватывающих привлечение, конверсию и аналитику. Маскот символизирует многозадачность, а фраза «Calltouch оброс щупальцами» подсказала образ многорукого маркетолога-осьминога.

Первые попытки создать персонажа в нейросетях
Первые попытки создать персонажа в нейросетях

«Я решила, что нашу компанию лучше всего будет отражать осьминог в межгалактическом снаряжении, путешествующий автостопом по маркетингу — под фирменный стиль Calltouch, который также поменялся еще во время перепозиционирования осенью 2023 года. Осьминог Calltouch должен быть уверен в себе, знать все тренды и технологии, и быть всегда очень заботливым и бережным по отношению к другим», — идейный вдохновитель маскота, менеджер по партнерскому маркетингу Calltouch Варя Голева.

Как придумали имя

В первых вариантах концепций для маскота мы рассматривали идеи использовать котов или собак. Названия были соответствующие к ним, такие как Омникот, Тачкот, Омнимоська.

Для финального имени нашего осьминога-астронавта мы использовали сочетание позиционирования платформы (омниканальная) и первое слово в названии компании +call. Получили Омниколл, которое сократили до милого — Омник.

Как мы полгода создавали себе маскота. Кейс Calltouch

Фишки и качества

Конечно же идейно начали наполнять его смыслами и объяснениями.

Как мы полгода создавали себе маскота. Кейс Calltouch

Как делали дизайн

«На этом этапе над созданием маскота работали 2 человека – я, в качестве арт-директора и специалиста по нейросетям, и моушн-дизайнер Данил Жарков, которому предстояло, в дальнейшем, сделать маскота в 3D» — Олег Кривенко, арт-директор Calltouch.

Подбор референсов

Тут все довольно тривиально: изучали сотни референсов 3D маскотов на Пинтересте, смотрели опыт наших отечественных коллег. Поняли, что в перспективе, мы его будем делать в 3D, для анимированных реклам наших продуктов. Решили пойти на авантюру и сделать его в нейросетях. Спойлер — у нас ничего не получилось, но мы не пожалели о потраченном времени.

Как мы полгода создавали себе маскота. Кейс Calltouch

Поиск дизайна в нейросетях

Сразу предупредим, сложные инструменты, вроде собственных сборок Stable Diffusion и Comfy UI, мы не рассматривали, так как хотели, чтобы генерировать нашего маскота мог любой сотрудник.

Вооружившись всеми знаниями по нейрогенерациям и известным нейронкам (привет школе Щёлочь с их курсом по нейросетям) мы приступили к визуальному поиску и оптимальному промпту (текстовый запрос для генерации изображения) для нашего маскота.

Начали с первых проб в Bing от Microsoft (на основе DALLE3). Так как он отлично понимает промпты (не нужно иметь углубленных знаний, достаточно понимать приблизительно, что вы хотите видеть), то сам запрос был несложным, примерно такой:

Промпт:

a tiny hovering blue-cyan matte octopus wearing matter gray silver astronaut helmet with black round LED display that shows bright happy face emoticon on it, a 3d mascot, isolated on black background, simple 3d render

Результат:

Как мы полгода создавали себе маскота. Кейс Calltouch

Ключевые слова промпта, на которые стоит обратить внимание:

  • в начале промта обычно прописывается ракурс, параметры кадрирования, но на этапе поиска это не важно, поэтому у нас его нет. Можно пробовать front view, side view, full body shot и т. д.
  • hovering — чтобы он не стоял на полу. Удобно, когда нужно визуализировать предметы для последующей обрезки фона
  • blue-cyan matte octopus и gray silver astronaut helmet — как можно подробнее описываем сущности — то есть осьминог в шлеме космонавта
  • with black round led display that shows bright happy face emoticon — после «базы» прописываем детали. В нашем случае это черный цифровой экран, на котором изображено счастливое эмоджи лицо
  • isolated on black background — та же история, что с hovering. То есть мы изолируем наш объект, чтобы нейросеть не рисовала что-то на фоне.
  • simple 3d render — медиум, в котором выполнена генерация. В нашем случае, это простой 3D рендер

Итак, вроде получилась отличная генерация, все выглядит неплохо, можно забирать в продакшн? А давайте попробуем прогнать этот промпт еще несколько раз и отобрать похожие на первый дизайн варианты:

Как мы полгода создавали себе маскота. Кейс Calltouch

Похожи? Недостаточно. Где-то разные шлемы, где-то короче щупальцы, где-то вообще не выводится экран на шлеме. Нам нужно, чтобы он был максимально идентичным. Если даже мы дополним промпт по максимуму, они все равно будут чем-то отличаться. Как минимум, это непрофессионально. Как максимум — не будет узнаваемости, так как у нас каждый раз будет новый маскот.

Что делать в таком случае? Запоминаем, что получилось — в дальнейшем нам это пригодиться. И идем испытывать удачу в Midjourney.

Нейросети. Попытка номер 2

Выбрали нейросеть Midjourney с ее возможностью прикреплять любое изображение. Также тут можно делать более кинематографичные и профессиональные изображения. Генерация корпоративного маскота — довольно распространенный запрос, который решают с помощью Midjourney. Вот несколько примеров:

Как мы полгода создавали себе маскота. Кейс Calltouch

Можно заметить, что стиль маскотов в Midjourney не очень разнообразный. Это либо околодиснеевские или околоанимешные персонажи, либо гиперреалистичные, но сплюснутые по росту 3д модели антропоморфных существ. Мы подумали, что у нас есть все шансы, и начали действовать.

Midjourney сложнее понимает промты. Тут нужна практика, понимание структуры и английского. Нужно действовать от простого к сложному.

Поэтому, наш план был такой:

  • Генерируем персонажа: стилизованного левитирующего голубого осьминога.
  • Генерируем стилизованный шлем астронавта с дисплеем и эмоцией.
  • Соединяем это.
  • Пробуем менять позы маскота и смотрим, чтобы он мог держать предметы, например, телефон.
  • Запоминаем рабочий промпт, к которому добавляем команду –cref и изображение понравившегося дизайна персонажа (из прошлых генераций) для того, чтобы в каждой генерации, персонаж был идентичным.
  • Забираем в работу на носители.
Average Midjourney experience. Тут лишь 1/10 всех генераций, которые мы проделали

С какими проблемами столкнулись?

  • Из-за того, что у нас в промпте есть astronaut, нейронка постоянно пририсовывала нашему персонажу гуманоидные руки впридачу к щупальцам. Либо наоборот, было видно лицо осьминога в прозрачном шлеме.
  • Как решили? Избавились от astronaut как астронавта в генерациях, как и от octopus. Решили сделать сущности в виде огромного космического шлема из под которого извиваются щупальца. Получается примерно такой промпт: hovering big space matte silver helmet with black round LED screen that shows happy emoticon, and four inflated tentacles coming out under that helmet
  • Не получалось сделать простые белые эмотиконы на черном дисплее. Получались только желтые смайлики в кружках
  • Как решили? Никак. Либо оставлять только 2 точки для глаз либо желтый смайлик в кружке
  • Щупальца получилась слишком детальные и тонкие, их получалось слишком много.
  • Как решили? Частично, добавлением inflated перед tentacles и уточнением в 3-4-5 tentacles, т.е. указывали конкретное число, лучше указывать всегда меньше, чем хочешь по факту.
  • Визор шлема получался то овальным, то круглым, то прямоугольной формы.
  • Как решили? Никак. Планировали, что это решиться добавлением референса персонажа в конце промта
  • Очень много артефактов из-за огромного 8-этажного промта. Когда промт становится слишком длинным, Midjourney теряет гибкость и перестает улавливать стиль, из-за чего ты впадаешь в этап, когда начинаешь корректировать каждое слово в промте, которых итак уже больше 100
  • Как решили? Никак. Сокращение промта приводило к потере каких-то нужных фич, типа экрана или мутациям с щупальцами.
  • Никак не получалось заставить маскота держать какой-либо предмет (в нашем случае телефон).
  • Как решили? Частично - Жонглированием слов с щупальцами и глаголом holding в промпте.

Как видите, проблем оказалось довольно много. Это без учета добавления изображения-референса персонажа. Кстати, с ним тоже пробовали, принципиально ничего не менятся. А критичными оказались проблемы № 2,5,6.

Лишь сотая часть неудачных генераций нашего маскота
Лишь сотая часть неудачных генераций нашего маскота

Финальный промт, после которого мы окончательно сдались:

side angled view, tiny 3d clay render vector icon mascot, a cute levitating huge minimalistic silver space helmet with a big black round LED screen that shows big yellow digital smiley face icon watching downwards, with vivid blue hovering three short fat inflated cute tentacles under that helmet, his one inflated tentacle in front of a helmet is holding a silver cellphone, floating in white space, isolated white background, simple minimalistic design, 3d clay render. soft muted diffuse lighting --no fingers, human hands, legs, wires, podium, pedestal, gloss, glossy, glossiness, plastic, astronaut hands, astronaut body, Apple logo, blur, blurry, shiny, sparkly

Здесь мы решили, что нейросети нам не подходят, учитывая какой большой промпт получается. Подумали, что выходит большой порог вхождения в понимание работы с ним и Midjourney для наших коллег, которые захотят его сгенерировать.

Но мы не лыком шиты, у нас был еще туз в рукаве и это — 3D. Взяли наиболее удачную генерацию с прошлых этапов за основной дизайн и пошли в Blender.

Финальный референс, получившийся в Midjourney (с дорисованной вручную эмоцией)
Финальный референс, получившийся в Midjourney (с дорисованной вручную эмоцией)

Спасибо 3Д

Зачем нам маскот в 3D и как им будут пользоваться наши коллеги — обычные люди, не дизайнеры? 3D-маскот будет сохранять идентичность в дизайне, мы сможем сделать ему такие эмоции, какие захотим. Мы сможем двигать ему щупальца и менять позы. Таким образом, мы сможем его использовать в моушн-дизайне. А чтобы его использовали наши сотрудники, мы придумали сделать конструктор маскота в Figma.

В дело вступает наш моушн-дизайнер Данил Жарков, который отлично владеет 3D. Сначала мы двинулись куда-то в другую сторону от выбранного референса:

Как мы полгода создавали себе маскота. Кейс Calltouch

После чего решили сконцентрироваться на выбранном референсе:

Как мы полгода создавали себе маскота. Кейс Calltouch

И после нескольких корректировок пришли к финальному варианту, который нас всех устроил:

Как мы полгода создавали себе маскота. Кейс Calltouch

После был этап с риггингом (создание скелета) для того, чтобы можно было двигать щупальца и анимировать его.

«Особых проблем с моделированием и созданием текстур не возникло, а вот когда настало время наделить Омника скелетом, пришлось изрядно подумать. Необходимо было выбрать оптимальное количество костей, при котором щупальца двигались бы естественно и при этом не создавали трудностей при анимации своим количеством. К слову, в финальном варианте на 1 щупальце ушло 12 костей (суммарно было потрачено 85 костей на всего Омника). Самыми сложными этапами проекта оказались риггинг и скиннинг. Кости постоянно крепились не так, как нужно, вес распределялся неоптимально, а движения сопровождались артефактами. Но после нескольких дней полного погружения, пары баночек энергетика и нескольких методичек по работе с костями удалось добиться отличного результата», – Данил Жарков, моушн-дизайнер.

Сделали конструктор в Figma

И вишенка на торте всего проекта. Чтобы можно было удобно использовать маскота в конструкторе в Figma, композиционно нужно было сделать так, чтобы его шлем находился в одной и той же точке координат, а щупальца, в разных позах, как бы прикреплялись к этому шлему. Таким образом мы отрендерили несколько вариантов поворота шлема, различные позы щупалец, разные эмоции. Бонусом нагенерировали разных предметов в 3D-стиле в нейросети Recraft, где можно делать сет иконок сразу с вырезанным фоном.

Набор компонентов для маскота, который мы регулярно дополняем
Набор компонентов для маскота, который мы регулярно дополняем

После мы добавили все эти рендеры в фигму с одинаковым позиционированием, чтобы они все вставали в одно и то же место. Сделали их компонентами, чтобы их можно было менять в два клика по принципу похожих конструкторов аватарок и персонажей из Community в Figma.

В итоге у получился удобный конструктор, с помощью которого любой сотрудник отдела маркетинга может за пару минут собрать нужную позу Омника. Всего на работу дизайна ушел 1 месяц, и Омник готов был увидеть свет.

Применение в коммуникации

Нам хотелось, чтобы кто-то обеспечил персонификацию бренда в соцсетях. Чтобы это был понятный и отражающий ценности Calltouch персонаж, который бы запомнился и полюбился нашей аудитории. Мы планируем внедрять Омника в коммуникации и дальше.

Как мы полгода создавали себе маскота. Кейс Calltouch

В конце осени Омник стал появляться в наших видео: в первом мы представляем его нашим подписчиками, во втором — с помощью Омника рассказываем про возможности продукта. Сейчас мы готовим новый стикерпак для Telegram (кстати, подпишитесь на наш канал!).

Пример использования конструктора маскота в анимации

Мы также интегрируем Омника в работу других отделов. Например, недавно появилась идея — сделать поздравительные открытки с маскотом для аккаунт-менеджеров, чтобы они могли более персонализировано поздравлять клиентов. В планах сделать космического Омника сквозным персонажем для всех каналов коммуникации, чтобы пользователи всегда знали, что они могут обратиться с вопросом к персонажу, который ответит им от лица бренда.

11
Начать дискуссию