No Code: инструменты для проведения маркетинговых рассылок, часть вторая

No Code: инструменты для проведения маркетинговых рассылок, часть вторая

Вторая часть второй статьи из цикла "No Code”, в которой детально рассмотрю все виды маркетинговых рассылок и практический подход к их организации.

Предисловие

2 декабря я опубликовал первую часть статьи о маркетинговых рассылках, которая опубликована и доступна на VC - "Ссылка на первую часть".

Она не имела взрывной популярности, однако ее добавило в закладки 82 пользователя (на момент 4 декабря), а значит кому-то она все же пригодилась и пригодится в работе в дальнейшем! 😉

Напомню, что мы рассмотрели в ней 2 варианта рассылок: "Email-рассылки" и "SMS-рассылки", обсудили их теорию, практику и сделали небольшую выборку из сервисов, которые подходят под наш формат No Code:

  • Полностью переведены на русский язык
  • Имеют условия для работы с Российскими юридическими лицами
  • Понятны любому пользователю без навыков программирования, администрирования и без продвинутых знаний в сфере интернет-маркетинга (Без кода, же)

Если вы не увидели вашего сервиса в рассылках - я буду благодарен, если вы дополните материал его описанием в комментариях, так как основная задача материала - рассказать в первую очередь о маркетинговом инструменте и предложить варианты для его реализации!

Теперь, во второй части, мы рассмотрим следующие типы рассылок и обзорно рассмотрим их преимущества и недостатки.

PUSH-рассылки (уведомления)

По сравнению с электронной почтой и SMS, это относительно молодое явление, которое сейчас уже стало "мейнстримом" и пользователи научились не только отказываться от них, но и использовать по назначению, фильтровать и отличать качественные от нежелательных.

С технической точки зрения, данный способ рассылки является, наверное, единственным способом отправить сообщение от вашего сервера пользователю практически без посредников.

Веб-пуш уведомления

Благодаря техническому устройству, пока что единственным ограничением на пути ваших сообщений и внимания пользователя остается только его желание подписаться и не отказываться от рассылки в дальнейшем. Это достигается благодаря тому, что пользователю необязательно передавать вам в ручную каких-либо персональных данных: при подписке сервер запоминает “токен” конечного пользователя, а также данные о его браузере, регионе подключения (на основе IP), выбранной языковой версии, а также об устройстве, которым пользуется подписчик.

Сообщения веб-пуш допускают следующую структуру: заголовок, сообщение, изображение и ссылку. По сути, это потомок RSS-рассылки, которая имеет схожую структуру и принцип действия и уже совсем потеряла популярность.

Просматривать данную версию сообщения смогут пользователи компьютеров во всех современных браузерах, а также в пользователи устройств Android. Технически, на устройствах iOS система Push реализована сложнее, и для их использования недостаточно одного только веб-сайта и настройки.

Создание веб-пуш рассылки

Первый вариант: настроить сервер самостоятельно и управлять кампаниями в ручную. Когда еще не существовало современных сервисов, предлагающих организацию рассылок в формате SAAS, все популярные сайты создавали подобную систему с нуля.

Второй вариант: использовать существующий сервис для создания Push-уведомлений. Во-первых, это экономит время и подходит всем базовым фреймворкам и CMS-системам, во-вторых, позволяет управлять рассылками с помощью уже созданного и продуманного интерфейса. Да, это платно, но по сравнению с другими способами доставки информации - является самым недорогим и не менее эффективным.

Отправку Push-уведомлений и интеграцию с сайтом, поддерживают уже упомянутый в первой части статьи сервис Sendbox от Mail.ru для бизнеса, а также множество других ресурсов, например, встроенный в Яндекс.Касса (ЮКасса, теперь, блин) сервис от ИП Аликова Ильи Сергеевича (которым, например, мы пользуемся, как клиенты эквайринга), профильная компания Push4Site, eSputnik и другие, менее заметные участники рынка РФ.

Так как веб-пуш имеют практически нулевую себестоимость при наличии базы подписавшихся посетителей - стоимость сервисов мало отличается и зависит от общего ценностного предложения.

Mobile-Пуш уведомления

Как уже и говорил - iOS не поддерживает Push-уведомления в веб-версии в отличие от Android. Единственным наиболее эффективным вариантом для взаимодействия через Push с пользователями на мобильных устройствах является создание мобильных приложения для AppStore и PlayMarket, их успешная публикация и распространение среди вашей аудитории.

Тогда, вы сможете получить больше данных об их устройствах и отправлять уведомления на их мобильные телефоны в том виде, в котором они действительно привлекают внимание.

Но не нужно забывать, что создание мобильных приложений оправдано не для каждого бизнеса, а Push-уведомления отключить в iPhone гораздо проще, чем в браузере :)

Рассылки в мессенджерах

На мой субъективный взгляд - это нечто среднее между Push-уведомлением и SMS-рассылкой. Чтобы отправить сообщение пользователю, например, в Viber - независимо от того, используете вы для этого сервис или нет - окончательная модерация отправителя будет производиться мессенджером и окончательные условия и стоимость также зависят от его рекламной политики.

Стоимость на осуществления рассылки в РФ приблизительно одинаковая и стоимость одного сообщения будет составлять 52 копейки за системное и 2 рубля 8 копеек за рекламное сообщение. Разница только в интерфейсе и общих условиях использования каждого сервиса.

Например, уже знакомые нам из первой части материала, Sendbox и ePochta, поддерживают подобную услугу, правда, последний, вероятнее всего, делает это вне интеграции с Viber, за то дополнительно предоставляет услугу рассылки в WhatsApp по базе заказчика.

Конечно, помимо сервисных, существуют нелегальные способы отправки рекламы в мессенджерах, в основном, в WhatsApp и Telegram. Их принцип состоит в том, что вы арендуете сервер, устанавливаете на него специальное программное обеспечение, формируете базу получателей (предварительно, проверяя наличие зарегистрированного аккаунта в мессенджере с помощью отдельной программы), а затем с помощью предварительно зарегистрированных аккаунтов осуществляете неофициальную рассылку.

Стоимость одного сообщения в таком случается почти равна нулю, но каждое отправленное вами сообщение помечается, как подозрительное и не выводится в уведомлениях (потому, что вас нет в контактах получателя). А при превышении лимитов - вовсе блокируется мессенджером, вместе с аккаунтом отправителя. И в начале мы с вами, кажется, договорились, что СПАМ (или, применительно к мессенджерам - SPIM) - это плохо и нам не подходит. Кстати, для справки, один из наиболее известных на сегодняшний день маркетплейсов для покупки нелегальной продукции рекламировал ссылку на .onion сайт именно посредством нелегальной SPIM-рассылки.

Рассылки в социальных сетях

Если рассматривать еще способы, превосходящие Email-рассылки и Push-уведомления по вовлечению, то одним из подобных инструментов являются маркетинговые рассылки в социальных сетях.

Сервисы Sendbox от Mail.ru для Бизнеса или SendPulse единственные предлагают легальный в РФ функционал для отправки сообщения в социальной сети Вконтакте или Одноклассники. Стоимость данного способа составляет от 35 копеек от 2 рублей за сообщение в зависимости от региона получателя.

К сожалению, данный способ не подходит для рекламного рода сообщений, но отлично подойдет тем, у кого продажа связана с одной из упомянутых социальных сетей или является ее частью. Данный способ для отправки уведомлений будет виральнее Email-сообщения и дешевле, чем отправки SMS.

На просторах социальных сетей множество объявлений и групп с коммерческими предложениями о том, чтобы распространить рекламное сообщение о вашей организации среди целевой аудитории. При чем, в некоторых случаях это работает и иногда стоит относительно недешево. Обычно, для такого метода используются заранее созданные и внешне оформленные аккаунты, которые подключаются к специальному программному обеспечению, имитируют авторизацию пользователя и отправку сообщений таким образом, что система безопасности социальной сети не воспринимает это, как СПАМ-рассылку. Но это не значит, что она таковой не является 🙃

Другие способы рассылки

Естественно, бизнес всегда находится в поиске оригинальных способов доставить свой “мессендж” целевой аудитории и явно письмо на электронную почту нельзя считать интересным.

В книге Максима Батырева о татуировках Продавана был описан интересный, но мало применимый на практике кейс, в котором потенциальный клиент получал посылку с мобильным телефоном, в котором был сохранен единственный номер: менеджера по продажам.

А еще, мне понравилось напоминание о многими забытой, но очень действенной “рассылке” для любого бизнеса - рассылке цветов для женщин на праздники и брендированные подарки на определенные даты, важные для вашего бизнеса или ваших взаимоотношений с клиентом. Да, это старомодно и малоприменимо для большой аудитории, однако не стоит забывать о личном контакте с ключевыми клиентами и выстраивании человеческих взаимоотношений.

Также, хотел в дополнение упомянуть, что многие предприниматели используют различные, не совсем очевидные способы для маркетинговых рассылок в интернете. В ход идут сообщения в чатах на профильных форумах, в специализированных порталах и на онлайн-мероприятиях. Если вы зарегистрируетесь на одной из программ Сколково в качестве предпринимателя - в ваши личные сообщения поступят десятки бизнес-планов от начинающих стартаперов. И самое интересное в том, что иногда, именно такие случайные сообщения приводят в конечном итоге к большой и значительной сделке.

Например, в тех же личных сообщениях на VC.RU, я познакомился с огромным количеством предпринимателей и специалистов и в процессе открыл и завершил сделок на 100-200 тысяч рублей в общей сложности, хотя зарегистрировался меньше года назад и просто общался с людьми, с которыми мы друг другу интересны. Еще, VC мне подарило возможность познакомиться с первым в жизни инвестором и запустить стартап на новый уровень. Хотя, это уже скорее относится к PR-инструментам, а не к рассылкам 😉

Заключительная рекомендация

Помните, что при выборе инструмента важно отталкиваться от целей, которых вы хотите достичь. Однако, для современного бизнеса, использование, как минимум, 3 вариантов коммуникации из перечисленных - необходимо. Маркетинговые рассылки, пусть и потеряли прежнюю эффективность, остаются прибыльным и работающим способом работы с вашей аудиторией и увеличения продаж.

Обзорная диаграмма 2 частей материала bashkiroff, photoshop, free fonts
Обзорная диаграмма 2 частей материала bashkiroff, photoshop, free fonts

Тем более, сейчас, предпринимателю доступны десятки сервисов для организации бизнеса без технических навыков, найма специалистов и продвинутых знаний в сфере маркетинга. А для базового понимания процессов, надеюсь, вам поможет данный момент в работе и у вас получится запустить свою первую маркетинговую рассылку! :)

Что касается подборки, как в прошлой версии “No Code”, то при выборе сервиса есть смысл в первую очередь отталкиваться от технических требований и возможностей источника подписчиков. Если у вас типовое решение (например, WordPress или Тильда) - ищите тот сервис, который поддерживает быструю интеграцию и обновление базы. Если решение собственной разработки (заказанное у студии или разработчика) - лучше проконсультироваться с ним, но в любом случае ему понадобится для интеграции API, а значит только при наличии его вам подойдет сторонний сервис.Если принципиальной разницы нет, то упомянутые в рассылки SendBox, Epochta и различные узкоспециализированные сервисы станут отличным выбором.

Если у вас возникнут вопросы по настройке тех или иных видом маркетинговых рассылок - с радостью помогу вам в личных сообщениях VC и проконсультирую по мере возможностей.

Для будущих стартаперов: обратите внимание на Y Combinator и Indie Hackers. На последнем есть выборка проектов, основатели которого имеют или не имеют технические навыки. Обратите внимание на качество и показатели "No Code" проектов. Оно очень низкое. Инвестору интересно проверить гипотезу на команде программистов, которым выгоднее дать денег за процент в проекте, чем нанять и организовать команду самостоятельно. Ему не нужен такой же, как и он, специалист, который не сможет в случае чего проанализировать продукт и дописать там, где это нужно. Исключений очень мало. No Code - это история для компаний и предпринимателей, а не для IT-стартаперов. Исключений из этого мало. И, возможно, маркетинговые инструменты и инструменты для дизайна без кода - как раз то исключение, которое реально экономит тру-прогерам время и не требует от них применения профессиональных навыков. Но, на будущее, если хотите делать стартап в IT - сначала изучайте профессиональные навыки, а потом делайте, имхо.

Буду, как всегда, благодарен вашим откликам на материал и комментариям ❤

2020
10 комментариев

Как разработчик, пристально слежу за развитием No-code инструментов - это потенциальная база клиентов на "классическую" разработку после того как MVP вырастет из no-code штанишек.
Вопрос: почему ограничиваетесь только переведенными на русский язык инструментами? 

Ответить

Многие компании в РФ вынуждены работать только с теми организациями и сервисами, которые могут заключить договор на русском языке и предоставить счет на оплату в рублях РФ на расчетный счет в РФ.
И таких компаний очень много. 
Если бы писал на Medium, то естественно рассматривал бы любые сервисы :)

1
Ответить

А если я использую google sheets - я значит тоже в no-code тусовке? Зачем обычные Saas приплетать в no-code движ?

Ответить

Продукт No Code тусовки нужен, имхо, предпринимателям без технических навыков. Это история на мой взгляд про Canva, Tilda, Sendbox, Roistat и так далее.
А всякие стартапы по типу "откройте консоль, установите Node.js, 21 стороннюю библиотеку и сделайте свое супер-приложение в 3 клика на No Code технологии" пока и останется тусовкой :)

1
Ответить

Google Sheets полностью автоматизирован для работы с РФ-аудиторией и является бесплатным. Когда буду формировать материал о средствах работы с документами и командной работы - естественно включу их первыми в подборку и статью :)) 

Ответить

Принимаю идеи для следующей части материала в формате No Code: об отдельном разделе или, возможно, вашем проекте 🚀

Ответить