Час в суверенном интернете: Google «лёг». Что ждет маркетинг, если рунет изолируется?

В понедельник в середине рабочего дня многие пользователи в России и, как оказалось, не только, пожаловались на не работающие сервисы Google. Впервые за долгое время мы смогли выяснить, насколько глубоко проникли зарубежные сервисы в нашу жизнь. А, следовательно, и предположить, что будет, если они пропадут на больший период, нежели пару часов. Аналитики бренд-бюро Sixth Sense пофантазировали о возможном (тьфу, тьфу, тьфу) локдауне рунета.

Час в суверенном интернете: Google «лёг». Что ждет маркетинг, если рунет изолируется?

Планирование digital-рекламных кампаний в США отличается от того, как это делается в России. Одна из причин — количество компаний, обладающих широким рекламным инвентарем.

Для большинства компаний за пределами ТОП-100 все digital-планирование может ограничиться буквально двумя платформами:

  • Google: видео и блогеры на Youtube, медийная реклама на подавляющем числе ресурсов и СМИ, контекстная реклама
  • Facebook+Instagram: видео реклама, реклама в постах, ТГБ, ведение сообществ

Зачем нам информация про сервисы США?

Есть одна наиболее реальная причина, по которой Google и Facebook могут прекратить работу на территории нашей страны — это федеральный закон N 90-ФЗ от 1 мая 2019 года, более известный как закон «о суверенном интернете». В случае появления политических разногласий у руководства стран, российская часть сети может быть «изолирована».

Давайте опустим технические особенности внедрения этих глобальных изменений и подумаем над тем, с какими возможностями мы останемся постфактум. И какими инструментами будет обладать digital-маркетолог в новых реалиях.

Обращаем внимание, что в статье рассмотрены только самые популярные сервисы. Мы знаем о существовании, например, своих мессенджеров у Яндекс и Mail Group. Но их популярность сейчас несравнима с аналогами и, следовательно, они не станут основными получателями клиентов при блокировке зарубежных ресурсов.

Google

<p>Сервисы Google и некоторые аналогичные сервисы Яндекс</p> https://www.6-sense.pro/

Сервисы Google и некоторые аналогичные сервисы Яндекс

https://www.6-sense.pro/
  • Основная сложность, очевидно, будет с крупнейшей видео соцсетью в мире — Youtube, которой владеет Google. Контент здесь легко потреблять, а авторам легко его популяризовать и монетизировать. Среди аналогов, которые могут «подхватить» аудиторию, сейчас можно назвать только видео-платформы российских VK и ОК. При этом их функциональность значительно отличается, как и рекомендательный алгоритм.
  • Самые популярные b2c-услуги в Google связаны с почтой, картами и хранением данных. С этим у российских компаний нет проблем, и они помогут совершить относительно мягкий переход клиентов.

Бизнес-сообществу придется в короткий период перейти с Google Workspace на экосистему Яндекс или Mail, которая также обладает ограниченным функционалом. Специалисты Sixth Sense отдельно отмечают возможность редактировать файлы одновременно нескольким пользователям в Google Docs. Но базовые необходимые офисные функции будут удовлетворены — хранение и обмен данными, почта и календарь, переписка в чатах.

  • Рекламные возможности Яндекс аналогичны возможностям Google, за исключением размещения рекламы на Youtube. Кабинет Яндекс доказал свою эффективность за годы работы в нем, поэтому мы не ожидаем потерь в эффективности после возможного локаута.

Facebook + Instagram

Социальные сети из США и из России https://www.6-sense.pro/
Социальные сети из США и из России https://www.6-sense.pro/

В случае с социальными сетями особенностью станет репутационный и имиджевый аспект. Facebook ассоциируется с бизнес-сообществом, большая часть аудитории у него — это две столицы, а после блокировки LinkedIn на территории РФ многие специалисты начали использовать Facebook как площадку с HR-функциями. Ближайшим российским аналогом FB кажется VK, однако нашей социальной сети потребуется некоторое время на адаптацию. И для внедрения возможностей, и для переноса публичных страниц и аккаунтов, и с точки зрения привычки со стороны пользователей.

Рекламные функции буквально дублируют друг друга во всех социальных сетях: везде есть трафиковые форматы, везде есть посты, карусели и мини-сайты, такая же ситуация с видео. Поэтому эффективность рекламных кампаний будет в большей степени зависеть не от возможностей российских соцсетей, а от скорости перетекания бизнес-сообщества и соответствующего контента в рунет.

WhatsApp

WhatsApp и аналоги https://www.6-sense.pro/
WhatsApp и аналоги https://www.6-sense.pro/

WhatsApp сегодня является частью Facebook. Однако это мессенджер, поэтому мы рассмотрим его отдельно.

Некоторое время назад мы с вами стали свидетелями попытки блокировки Telegram на территории России. Попытка тогда не увенчалась успехом, однако мы увидели, как это может выглядеть. Приложение может даже остаться у нас на смартфонах, но оно не будет работать.

Для пользователей дизайн мессенджеров почти не отличается, идентичные элементы находятся в одинаковых местах.

В бизнес-секторе по мессенджерам ситуация отличается от соцсетей и поиска. Telegram в некоторых функциях уже лучше приспособлен для использования его в бизнес-целях, несмотря на меньшую базу клиентов.

Поэтому в категории мессенджеров мы ожидаем наименьшие проблемы и со стороны пользователей, и со стороны бизнеса.

Отметим еще пару моментов, которые характерны для всех рассмотренных сервисов.

* Технический момент — серверы Google. Как показал опыт блокировки Telegram, множество российских приложений и сайтов находятся на зарубежных серверах. Их блокировка приводит к остановке работы и российских ресурсов. Мы предполагаем, что этот вопрос будет одним из основополагающих при изоляции рунета. Российские IT-гиганты обеспечат новые серверы на первых же этапах грядущих изменений.

* Также важно отметить возможные ценовые изменения. В рассмотренных категориях приложений характерна олигополия, которая превратится в монополию. Это неизбежно повлияет на стоимости услуг, прежде всего для бизнеса. Ведь на неопределенный срок альтернатив у бизнеса просто не будет.

Будем надеяться, что наши размышления так и останутся только размышлениями.

P.S. Эта статья была создана на момент 14 декабря, 18:00, когда сервисы Google уже начали восстанавливать работу. Вся информация актуальна на это время.

Поделитесь в комментариях, какие еще аспекты могут быть у нового российского диджитала?

55
5 комментариев

-Бабушка, бабушка, а мы сильная страна?
-Да внучок.
-Бабушка, бабушка, а мы можем все сами?
-Да внучок.
Бабушка, бабушка, а мы независимая страна?
-Да внучок.
-Бабушка, бабушка, а значит мы можем всё закрыть и быть сильными?
-Да внучок, а теперь допивай свой йогурт от Данон, садись на стул Йахствахен, и ешь свой гамбургер, не то я заберу у тебя твой айфон и не сможешь ты в свои игрушки играть.

4
Ответить

Каждый раз, читая подобные рассуждения, я недоумеваю:
то ли их авторы мечтают о железном занавесе, то ли считают, что верх доблести - всё делать самостоятельно.
Примерно как в том анекдоте, в котором мужик открыл бордель, но работает в нём пока один.
Независимость и в какой-то мере свобода - это про возможность купить данон и йахствахен, если надо. А если не надо - не покупать.

1
Ответить

))))

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить