Когда «Макдоналдс» конкурирует со спортзалом

Очень часто при слове «конкурент» почему-то вспоминают аналогичные компании и продукты, то есть те, которые делают то же самое, что и мы, продают тем же клиентам и в той же модели. Но тут есть пара интересных моментов.

  • самым опасным конкурентом может оказаться вовсе не аналогичная компания;
  • зачастую для приобретения серьезного преимущества нам надо выйти за рамки устоявшегося рынка и выбрать в качестве главного конкурента кого-то совершенно неочевидного, например, другой способ решения той же задачи.

Вот об этом и поговорим и сделаем это в виде типизации конкурентов.

Привет, на связи Андрей Федоров, руководитель Rocketyze и автор канала про маркетинг. Всё, о чем я пишу, получено на практическом опыте; мы никого не учим, информацию не продаем, а делимся бесплатно, и большую часть времени занимаемся собственными проектами, а не клиентскими. Так что весь опыт оплачен собственными болью, слезами и деньгами :)

Но вернемся к конкурентам.

Как и зачем типизировать конкурентов при анализе?

Сразу оговорюсь: делать это имеет смысл, только если полученная информация будет затем использоваться — самоценности в ней нет.

Мы в своей практике делим конкурентов на типы, как правило, с двумя целями:

  • Определить неочевидных конкурентов.
  • Анализировать группу конкурентов в целом, а не каждого по отдельности.

Остановлюсь на каждой цели чуть подробнее.

Цель 1. Определить неочевидных конкурентов

Чаще всего при слове «конкурент» на ум приходят прямые аналоги: товары, услуги, компании, которые делают то же самое, что и мы. Но зачастую самые опасные конкуренты — не они, а другой способ решить задачу потребителя.

Часто самые опасные конкуренты — не прямые аналоги, а другой способ решить задачу потребителя.

Например, если задача — перемещаться по городу из точки А в точку Б, то конкурентами автомобиля Мазда будет не только автомобиль Хонда, а еще каршеринг, общественный транспорт, такси, велосипед, самокат или прогулка пешком.

Типизация позволяет увидеть таких неочевидных конкурентов. Особенно важно их видеть , если вы работаете на рынке, подверженном быстрым и радикальным изменениям (где происходит так называемый «дисрапт»).

Мазда конкурирует не только с Хонда, но и с такси, каршерингом, общественным транспортом, велосипедом и самокатом, а еще — с передвижением пешком. Но только если задача потребителя — передвигаться по городу. Другие задачи потребителя — другие конкуренты.
Мазда конкурирует не только с Хонда, но и с такси, каршерингом, общественным транспортом, велосипедом и самокатом, а еще — с передвижением пешком. Но только если задача потребителя — передвигаться по городу. Другие задачи потребителя — другие конкуренты.

Цель 2. Анализировать группу конкурентов в целом, а не каждого в отдельности

Пытаться анализировать всех конкурентов бессмысленно — усилий уйдет масса, а эффективность такой работы под вопросом. Поэтому надо найти схожие черты и проанализировать всю группу, например, чтобы определить, как мы будем от нее отстраиваться.

Анализировать всю группу конкурентов, а не каждого отдельно — часто более эффективный способ для поиска отстройки.

У вас цели типизации могут быть свои.

Какие критерии типизации выберем?

Критериев для типизации конкурентов масса: по товарной категории, по группе потребителей, по доле рынка и т.д. Мы в последнее время чаще придерживаемся подхода из фреймворка jobs to be done, то есть анализируем конкурентов по типу работы, на которую «нанимают» продукт, и по результату, к которому приводит выполнение работы.

При конкурентном анализе мы фокусируемся не на товарных категориях (какие еще продукты есть в нашей категории), а на работе, которую выполняет товар (какие еще продукты конкурируют за выполнение этой же работы).

Это позволяет нам изменить ракурс и увидеть неочевидных конкурентов, а значит дает новые идеи отстройки от конкурентов и заодно — направления развития продукта.

Как назовем типы конкурентов?

Классификаций конкурентов миллион, но есть забавный момент: почти все маркетологи используют термины «прямые», «непрямые (косвенные)» и «заменители», но определяют их по-разному. Что одни называют непрямыми, то другие — заменителями, у третьих заменители тоже есть, но означают что-то другое, иногда типы вообще объединяют. В общем, согласия среди маркетологов тут нет.

Но, возможно, согласие и не нужно. Определять конкурентов можно в разных ситуациях и с разными целями, главное, чтобы вам самим было понятно, о чем речь.

Мы исходим из определения конкуренции, которую дает Intercom в книге про JTBD (не только аналоги, но и другие способы выполнить работу), но называем типы конкурентов иначе.

Вот! Мы тоже не отстаем и придумываем свои определения. Дело в том, что названия Intercom мне не очень нравятся: прямые (direct), вторичные (secondary) и непрямые (indirect). Несколько смущает, что между прямыми и непрямыми есть промежуточный тип — вторичные, при этом возникает вопрос, а кто первичные?

Кроме того, мне не очень нравятся определения «прямые» и «непрямые» по следующим причинам:

  • Прямой конкурент — часто понимают как синоним слова «опасный», но это далеко не всегда так. Самым опасным конкурентом может быть и непрямой.
  • Непрямой по самому значению слова должен включить всех, кто не является прямым. Но если помимо прямых есть еще два (или три, или четыре) типа конкурентов, то все они, по логике, будут непрямыми. И в чем тогда смысл отнесения к этому типу?

Понятно, что это классические термины, но они, на мой взгляд, перестали быть «говорящими» и универсальными. Поэтому забудем про названия и посмотрим на суть. С точки зрения работ и результатов работ выделяется три типа конкурентов.

Мы называем типы конкурентов «аналоги», «заменители» и «альтернативы».

<i>Мы применяем классификацию, которую предлагает <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.intercom.com%2Fresources%2Fbooks%2Fintercom-jobs-to-be-done&postId=187542" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Intercom</a>, но называем типы по-другому. </i> (Картинка из книги Интеркома)
Мы применяем классификацию, которую предлагает Intercom, но называем типы по-другому.  (Картинка из книги Интеркома)

Три типа конкурентов «по работам»

1. Аналоги

Аналогичный продукт (компания), который выполняет ту же работу тем же способом. К примеру, конкурент Макдоналдса — Бургер Кинг.

Когда «Макдоналдс» конкурирует со спортзалом

Аналоги конкурируют за выбор исполнителя — какой продукт будет нанят потребителем для выполнения определенной работы определенным способом.

2. Заменители

Продукты, которые выполняют ту же работу и позволяют достичь того же результата, но делают это другим способом.

Если потребитель хочет быстро утолить голод, то конкурентом Биг Мака может быть Сникерс. Продукт не является аналогом нашего, но наш может быть заменен на него для выполнения той же работы.

Когда «Макдоналдс» конкурирует со спортзалом

Заменители конкурируют за работу/результат — какой тип продукта будет нанят потребителем для выполнения работы и достижения результата.

3. Альтернативы

Продукты, которые выполняют другую работу и направлены на другой результат, но конкурируют за те же ресурсы потребителя — в первую очередь, его кошелек и время.

Конкурентом Макдоналдса может быть спортзал. Возникает вопрос: как можно одновременно хотеть Биг Мак и быть стройным? Но люди живут в таких противоречиях и вынуждены постоянно выбирать, ведь время и деньги уже распределены.

Кстати, «ничего не покупать» — тоже конкурент Биг Мака.

Когда «Макдоналдс» конкурирует со спортзалом

Альтернативы конкурируют за ресурс потребителя. Продукт не может заменить наш для выполнения работы и достижения результата, но является альтернативным вариантом для потребителя.

Да, спортзал тоже конкурент Биг Маку, ведь все ресурсы (деньги и время) потребителя уже распределены. Он может потратить их на Биг Мак, а может — на спортзал.
Да, спортзал тоже конкурент Биг Маку, ведь все ресурсы (деньги и время) потребителя уже распределены. Он может потратить их на Биг Мак, а может — на спортзал.

Ниже приведены несколько примеров. Я специально беру известный бренд (Макдоналдс), товарную категорию (кофе) и услугу (аутсорс бухгалтерия), чтобы посмотреть на отличия в подходах. Также обязательно указываю виды работ, на выполнение которых потребители могут нанимать продукт или услугу — это позволяет анализировать конкурентов в контексте.

<i>Важно анализировать конкурентов в контексте «работы», на которую потребитель «нанимает» продукт, так как конкуренты у продукта будут разные в зависимости от «работы».</i>
Важно анализировать конкурентов в контексте «работы», на которую потребитель «нанимает» продукт, так как конкуренты у продукта будут разные в зависимости от «работы».

Какие еще могут быть конкуренты

В начале статьи я писал, что можно искать конкурентов по товарной категории, типу потребителя или другим критериям, если это будет оправданно.

Но в некоторых ситуациях имеет смысл учесть еще пару типов, которые не соответствуют классификации по работам:

  • Потенциальные и будущие конкуренты. Могут относиться к любой из категорий выше. Если компания сейчас с вами не конкурирует, это не означает, что завтра не начнет. Учитывайте, например, компании, которые сейчас не работают на вашем географическом рынке или не представлены в вашей категории, но имеют ресурсы для этого.
  • Конкуренты в каналах продвижения и продаж. Вам надо привлечь внимание пользователя, и вы всегда конкурируете с невероятным количеством компаний и продуктов, которые хотят продать что-то «вашим» потребителям. Учитывайте и их тоже.

К чему я это все

  • Типизировать конкурентов полезно, чтобы анализировать их группами, а не по отдельности, а также определить неочевидных конкурентов.
  • Есть разные критерии типизации, но один из наиболее эффективных подходов — по работам: аналоги, заменители, альтернативы. Вы можете называть их иначе.
  • Не забывайте про потенциальных конкурентов и особенно конкурентов в каналах продвижения/продаж.
  • Типизация сама по себе ценности не имеет — она нужна, только если собранная информация будет для чего-то использоваться.

Подписывайтесь на канал про маркетинг в телеге. Там покороче, но ежедневно.

4343
87 комментариев

такое ощущение, что на VC запустили бота для написания статей. я это "привет, на связи [имя, должность, место работы]..." вижу примерно с той же интенсивностью, как "пришёл в бешенство, когда узнал" в заголовках lenta.ru.

17
Ответить

А для вас важнее вот это представление себя (хотя чего в нем плохого?) или содержание статьи?

2
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Прочитал ещё раз и, видимо, понял мысль.

Да, ничего не покупать - это очень сильный конкурент. Вы с ним боретесь, даже если у вашего продукта нет аналогов (чего почти никогда не случается). Человек всегда думает «а надо ли мне это?»

6
Ответить

Ну потому что автор упустил или пропустил:
1. Сегментацию рынка
2. Выбор целевого сегмента
3. Позиционирование

И вот без этих шагов и получается, что все конкурируют со всеми и единственный выход бартер )))

1
Ответить

Не очень понял, можете пояснить?

Ответить