Маркетинг и UX: эффект IKEA, или как с помощью когнитивных искажений повысить ценность и удобство продукта или сервиса

В результате трех экспериментов профессоров было доказано, что люди, которые вкладывают в создание продукта свои усилия (например, самостоятельно собирают мебель по инструкции) — оценивают дороже такой продукт, чем точно такой же продукт, но собранный за них. И хотя собранный продукт экономит время и силы на сборку, при этом ценится он меньше.

Инструкция по сборке шкафа "Billy" от IKEA ikea.com
3737

С Лего какой то странный эксперимент, предлагать людям оценить уже собранный товар, суть которого непосредственно в процессе сборки

1
Ответить

Идея в том, что конструктор Лего можно было купить, забрать домой и там разбирать/собирать множество раз, в отличие от оригами из бумаги. А испытуемые оценили собранный своими руками конструктор по цене $ 1,46, а собранный за них за $ 0,59. Ключевой момент третьего эксперимента в том, что если испытуемые не успевали собрать конструктор, то они по прежнему могли его купить и вместе со всеми деталями уже закончить сборку дома. Но эффект ИКЕА в этом случае пропадал и оценка несобранного конструктора снижалась. Таким образом, если какая-то задача на сайте не закончена - эффекта не будет, значит необходимо делать задачи простыми и понятными. Надеюсь не слишком сложно объяснил :)

1
Ответить