Как за 15 минут понять, нужен вашему бизнесу SMM или нет
Разработали простой инструмент для маркетологов и директоров по маркетингу — треугольник BRP. Поможет быстро проанализировать цели бизнеса и понять, насколько для их достижения подходит SMM. Не замена полноценному анализу, но возможность сэкономить ресурсы на его проведение. Без воды, наглядно с примерами и по делу.
Привет! Это Студия Чижова.
Мы постоянно взаимодействуем с директорами по маркетингу и штатными маркетологами и знаем, что часто им приходится сталкиваться с вопросом необходимости SMM.
Чаще — когда нужно доказать высшему руководству, что SMM нужен, и получить на него бюджет.
Реже — наоборот, когда высшее руководство хочет «красивый аккаунт», а маркдир видит, что ресурсы тратятся, выхлопа нет и эффективнее было бы перераспределить бюджет в пользу других каналов.
Специально для таких случаев мы разработали треугольник BRP. Это инструмент, который помогает за 15 минут базово понять, нужен вашему бизнесу SMM или нет.
Это не замена полноценному анализу, а тактический инструмент, который может сэкономить необходимые для более глубокого исследования ресурсы.
- «Мы ведём соцсети, но не видим выхлопа»
- «Нам нужно больше продаж, а не вовлечённости»
- «Кажется, мы просто тратим бюджет ради галочки»
Если эти вопросы для вас актуальны — читайте эту статью.
Треугольник BRP — модель для трезвой оценки необходимости SMM для бизнеса
BRP — это аббревиатура, обозначающая три ключевые направления, по которым оценивается потенциал SMM для бизнеса:
- Узнаваемость бренда (Brand Awareness) — когда нужно повысить узнаваемость бренда, укрепить доверие и эмоциональную связь с целевой аудиторией. Это работа «вширь» — на охват и массовое восприятие.
- Отношения с аудиторией (Relationship) — когда важно выстроить долгосрочные отношения с клиентами после покупки. Удерживать, повышать лояльность, увеличивать LTV и средний чек. Это работа «вглубь» — на укрепление связи с уже существующими клиентами.
- Результативность (Performance) — когда в приоритете решение задач по продажам, конверсии и заявкам. Канал работает на прямой результат, а не на формирование имиджа или лояльности.
Каждый параметр отвечает за свою часть взаимодействия с аудиторией. Вместе они образуют треугольник BRP.
Соцсети принесут результат, когда уже налажен базовый поток продаж и есть потенциал в Brand Awareness и Relationship. Если бизнес только на старте, нет задач по формированию узнаваемости бренда и/или построению долгосрочных отношений с клиентами — дешевле и эффективнее использовать другие каналы для продвижения.
Пошаговый план проверки, нужен ли бизнесу SMM, по модели BRP
Если у вас уже окупаемый бизнес и вы готовы к масштабированию каналов трафика и продаж — переходите к оценке по BRP.
Шаг 1. Определяем, какие у бизнеса есть задачи с точки зрения брендинга, перформанса и коммуникации с аудиторией
Начните с анализа текущих целей компании. Задайте себе и команде следующие вопросы:
- B → нужно ли усиливать узнаваемость бренда? Есть ли потребность формировать доверие, эмоциональную связь и позиционирование на рынке?
- R → важно ли поддерживать коммуникацию с текущими клиентами? Есть ли задачи на удержание, повторные продажи или повышение LTV?
- P → является ли целью прямая продажа или привлечение потенциальных клиентов? Важны ли конкретные показатели конверсии, CPA, ROI?
Шаг 2. Оцените уровень важности каждой задачи
Проставьте каждому из параметров BRP оценку от 0 до 10, где:
- 0 — задача не актуальна.
- 10 — задача критически важна.
Так вы получите численную оценку приоритетов, которая ляжет в основу дальнейшего анализа.
При ответе оценивайте ситуацию на текущем этапе развития бренда и в ближайшей перспективе (до 6–12 месяцев). Может быть так, что на дальней дистанции SMM важен, но прямо сейчас лучше вложить ресурсы в другие каналы, чтобы выстроить канал продаж, а потом подключить SMM на этапе масштабирования. Шаг 3. Постройте треугольник BRP
На графике отметьте значения B, R и P. Соедините точки прямыми линиями: получится треугольник.
Уделите внимание зоне R-B (Relationship и Brand Awareness). Если она большая, значит, у вас есть пространство для работы с аудиторией и построения бренда, — SMM точно имеет смысл.
Если зона R-BA маленькая, но доминирует ось P (Performance) — скорее всего, SMM вам не подходит, используйте более эффективные каналы:
- контекстная и поисковая реклама;
- реклама на маркетплейсах;
- email-маркетинг;
- партнерские программы.
Вы можете вести соцсети и ради имиджа: например, чтобы руководство было довольно или чтобы быть «как все». Но тогда единственный KPI — это личная удовлетворенность, а не реальные маркетинговые результаты.
На примере покажете?
Конечно.
Чтобы было понятнее, как работает модель BRP на практике, разберем три кейса из разных сфер. Покажем, как оценка по модели BRP влияет на выбор стратегии продвижения в соцсетях.
Пример 1. Франчайзи крупного международного бренда электроники — сеть магазинов в пяти городах России
- Повышение узнаваемости (B) → оценка: 6 из 10
Бренд уже хорошо известен в России и на международном рынке. Но франчайзи важно выстраивать локальную узнаваемость, чтобы отстроиться от мультибрендовых магазинов, где можно купить продукцию федерального бренда.
- Коммуникационные задачи (R) → оценка: 8 из 10
Ключевая задача — поддержка долгосрочных отношений с пользователями. Покупатели часто приобретают несколько товаров бренда, поэтому важно формировать лояльность, помогать с выбором и информировать о новинках с помощью регулярного контента.
- Лидогенерация (P) → оценка: 5 из 10
Соцсети не являются основным каналом прямых продаж, поскольку большинство покупок совершается через официальные магазины. Тем не менее, через соцсети можно повлиять на выбор потребителя до момента покупки.
Вывод: SMM для франчайзи крупного международного бренда — важный инструмент удержания аудитории и повышения LTV. Стратегия должна быть направлена на создание полезного и обучающего контента, который будет удерживать бренд в центре внимания владельцев устройств и их окружения. Это могут быть обзоры, советы, акции и UGC-контент.
Пример 2. Медицинский центр в Барнауле
- Повышение узнаваемости (B) → оценка: 4 из 10
Бренд региональный, поэтому потенциал повышения узнаваемости ограничен. Можно использовать только локальные медиа и инфлюенсеров. При этом соцсети можно использовать для презентации услуг медцентра, регалий врачей и других преимуществ.
- Коммуникационные задачи (R) → оценка: 7 из 10
В соцсетях и мессенджерах можно решать широкий круг коммуникационных задач: ответы на вопросы пациентов, снятие возражений, запись к врачу и прочие.
- Лидогенерация (P) → оценка: 2 из 10
Работает слабо из-за достаточно узкой аудитории и сложности пути клиента.
Вывод: медицинскому центру в Барнауле соцсети нужны для коммуникации с аудиторией. В создании большого вирусного охвата нет необходимости. Важнее информировать об услугах и формировать доверие к специалистам. Цели стратегии: снижение цены подписчика, увеличение органического охвата. Инструменты: создание информационного, репутационного и продающего контента.
Пример 3. Федеральный бренд в сегменте FMCG
- Повышение узнаваемости (B) → оценка: 7 из 10
Федеральному бренду важно повышать узнаваемость среди целевой аудитории. Соцсети работают в рамках бренд-стратегии, но могут не быть ключевым инструментом.
- Коммуникационные задачи (R) → оценка: 7 из 10
Бренд заинтересован в построении долгосрочных отношений для укрепления лояльности. При этом покупатели мало мотивированы подписываться на бренд в соцсетях.
- Лидогенерация (P) → оценка: 1 из 10
Продажи через соцсети не являются приоритетной задачей. Продукция в основном реализуется через розничные офлайн-магазины.
Вывод: федеральному бренду в сегменте FMCG имеет смысл инвестировать в развитие соцсетей для решения брендовых и коммуникационных задач. Цель стратегии — создание охвата и повышение вовлеченности. Инструмент — создание вирусного контента, который усиливает эмоциональную связь с брендом, повышает лояльность и влияет на решение о покупке в офлайн-каналах.
Если SMM нужен — определитесь с форматами и инструментами для каждого направления
У бренда может быть одновременно три задачи: прокачать узнаваемость, наладить коммуникацию с аудиторией и поток продаж. Иногда приоритеты сбалансированы. Иногда одна цель явно доминирует над другими.
Допустим, вы построили треугольник BRP и увидели — зона R-B большая. Значит, смысл вкладываться в SMM есть. Теперь важно понять — как именно.
У каждой из трех осей BRP свои форматы работы, инструменты и метрики эффективности:
1. Brand Awareness. Если говорить о прокачке узнаваемости бренда, то ключевые цели здесь: создание охвата, повышение вовлеченности, укрепление эмоциональной связи между брендом и аудиторией. Нужна яркая, запоминающаяся визуальная и смысловая подача.
Инструменты: вирусный контент, сторителлинг, коллаборации с авторами.
KPI: стоимость органического охвата (PR Value), общий охват и частота показов, количество уникальных пользователей и рост брендовых запросов в поисковиках.
2. Relationship. При работе с аудиторией главные цели стратегии: поддерживать контакт с текущими клиентами, повышать лояльность, увеличивать LTV и снижать отток.
Инструменты: постоянное взаимодействие с подписчиками, регулярная публикация информационного, репутационного и продающего контента.
KPI: вовлеченность (ER — Engagement Rate), удержание аудитории (Retention Rate), доля повторных покупок (LTV), количество UGC (пользовательского контента), процент оттока подписчиков.
3. Performance. С перформансом всё проще. Здесь получить конверсию нужно сейчас и окупить рекламные вложения максимально быстро.
Инструменты: инфлюенс-маркетинг, таргетированная реклама, промокоды и лид-формы, динамические объявления, ремаркетинг и look-a-like аудитории.
KPI: количество лидов, конверсия в покупку, стоимость лида/клика (CPL/CPA), метрики рентабельности (ROI и ROAS).
Кейсы по теме:
Выбор форматов и инструментов должен соответствовать вашим целям. Не пытайтесь «закрыть все сразу» — сосредоточьтесь на тех задачах, которые действительно важны для бизнеса. Ниже таблица, которая поможет сориентироваться в целях, задачах, инструментах и KPI, исходя из потребностей бизнеса.
Резюмируем
Модель BRP — это не замена глубокому анализу, а практичный инструмент для быстрого принятия решений. Он помогает отказаться от шаблонных действий, сосредоточиться на реальных задачах бизнеса и эффективно распределить маркетинговый бюджет.
Используйте BRP как отправную точку при планировании SMM-стратегии. Это позволит сразу понять, стоит ли вести соцсети и если да — то на какие цели должен работать SMM: узнаваемость бренда, отношения с аудиторией или прямые продажи.
Возвращайтесь к оценке по треугольнику BRP раз в год или при значимых изменениях в бизнесе. Так вы сможете вовремя скорректировать стратегию и не упустить новые возможности для роста.
Хотите убедиться, что бюджет в SMM работает на реальные цели, а не просто на красивые отчеты, — обращайтесь в Студию Чижова. Мы оценим ваш бизнес с точки зрения эффективности соцсетей, получите четкий взгляд на то, куда стоит инвестировать, а где — перераспределить ресурсы.
Подписывайтесь на наше сообщество во ВКонтакте и telegram-канал. Там рассказываем про реальные кейсы, рабочие методики и показываем, как выстроить маркетинг в соцсетях.