Red Bull ничего не производит сама, даже энергетики — но захватывает рынки благодаря маркетингу Статьи редакции
В 80-х компания без собственного производства вывела в Европу конкурента Coca-Cola, над которым смеялись из-за странной упаковки и высокой цены. В 2020 году Red Bull занимала 43% рынка энергетиков, владеет спортивными командами, турагентством, брендом одежды и медиакомпанией — и все это без собственного производства.
Пересказ материала The Generalist.
История австрийского Red Bull началась с Бангкока и напитка Krating Daeng. В 1960-х энергетиков на Западе не было. В Азии же рынок полнился японскими и южнокорейскими брендами. Они позиционировались как лекарственные и ориентировались на обеспеченную часть населения Таиланда.
Выросший в бедной семье фермеров Чалео Йювидья не понимал, зачем энергетики богачам, ведь в силах нуждается рабочий класс. Тогда, сперва продавец антибиотиков, а позже владелец фармацевтической компании, Йювидья решил создать свой бренд.
Состав напитка, куда входили таурин, кофеин, глюкоза и сахароза, он позаимствовал у конкурентов. Символом бренда стал красный гаур: бык отражал дух народа. Отсюда и название — Krating Daeng, от тайского «красный бык».
За два года энергетик вытеснил зарубежных конкурентов, став самым популярным в стране. Krating Daeng стоил меньше и отсылал к тайской культуре, чем и полюбился местным фермерам, рабочим и дальнобойщикам. Чтобы укрепить позиции на родном рынке, предприниматель стал также спонсировать турниры по муай-тай.
В 1982 году Йювидья познакомился с австрийцем Дитрихом Матешицем, будущим владельцем Red Bull. Тот тогда руководил маркетингом в компании по производству зубной пасты Blendax, местным лицензиатом которого и был Йювидья. Он угостил уставшего с дороги Матешица своим бодрящим напитком.
Австриец остался в восторге и задумался, как превратить производство напитка в международный бизнес. Узнав, что поставщик энергетиков — крупнейший налогоплательщик Японии, Матешиц предложил Йьювидье создать западную версию Krating Daeng. Йювидья бы его производил, а австриец продвигал.
Не рассчитывая привлечь инвестиции, партнёры вложили по $500 тысяч и получили по 49% компании. Оставшиеся 2% передали сыну Йьювидьи. Технически, больше власти было у Йювидья, однако оба решили, что управлять брендом станет Матешиц.
Как не анализировать рынок, но уметь продвигать
Австрийский напиток получил название Red Bull и стал газированным. Его официальный выпуск состоялся 1 апреля 1987 года. Однако Матешиц забыл учесть особенности европейского рынка: популярностью тогда пользовались содовые, а не энергетики.
«Не было повода считать, что людям нужен напиток, который на вкус хуже, чем Coca-Cola, поставляется в меньшей по объёму банке, а стоит дороже», — сказал спустя много лет вице-президент рекламного агентства Ogilvy Рори Сазерленд.
Общественность восприняла продукт с насмешкой: энергетик не только стоил дороже, но и продавался в странной вытянутой банке. Однако такой была стратегия Матешица. Он видел Red Bull элитным напитком для модных и предприимчивых и хотел развить идею «мятежного духа», поэтому продвигал его на горнолыжных курортах, а также в барах и клубах.
По этой же причине он привлёк студентов престижных университетов: те за деньги рекламировали напиток на вечеринках и клеили логотип Red Bull на свои автомобили. Всё это дало начало студенческим амбассадорским программам и помогло компании стать ближе к народу. В дополнение идеи Матешиц стал раскручивать продукт на турнирах по экстремальным видам спорта.
Стратегия сработала: в первый же год Red Bull продала 1 млн напитков и заложила почву для целого рынка энергетиков, общий объём продаж которого достиг $53 млрд в 2018 году. Если ожидания аналитиков оправдаются и рынок будет ежегодно расти на 7,2%, то к 2026 году объёмы продаж могут дойти до $86 млрд.
Как ничего не производить, но везде успевать
«Red Bull интересна тем, что ничего не производит и по сути является сугубо маркетинговой компанией. Брендом без заводов-изготовителей», — резюмирует Джеф Рэйнер, профессор Университета Брунеля. Однако при этом Red Bull занимает лидирующую позицию с долей рынка в 43%. Её конкуренты Monster и Rockstar, для сравнения, владеют 39% и 10% соответственно.
Компания отдаёт производство на аутсорс и фокусируется на том, что делает лучше всего, — маркетинге. Именно благодаря этому за последние 34 года у неё получилось построить целую империю:
- Шесть футбольных и одна хоккейная команды.
- Две команды «Формулы-1» и одна — гонок NASCAR.
- Две киберспортивные команды.
- Бренд одежды и турагентство.
- Музыкальная онлайн-библиотека и карьерная платформа.
- Медиаконгломерат — телеканал с ежемесячной аудиторией в 5,7 млн, звукозаписывающий лейбл, журналы и онлайн-ресурсы.
Кроме того, компания проводит сотни спортивных мероприятий: молодёжные соревнования, профессиональные турниры и фирменные чемпионаты, например, по полёту на самодельных летательных аппаратах. Она также спонсирует более 800 представителей 90 видов спорта, включая нишевые: санный спорт, вейкскейтинг, гонки на снегоходах, интеллектуальные игры.
Может показаться, что в компании бардак: она не контролирует цепочку поставок, ничего не производит и слишком много тратит на маркетинг. Однако Red Bull — это уже давно не просто напиток.
Как выручать меньше, но войти в историю
На маркетинг компания тратит больше других брендов: по приблизительным данным, 30–35% выручки. Если в 2020 году её выручка составила $7,42 млрд, то на продвижение ушло примерно $2,5 млрд.
Для сравнения, Coca-Cola в 2020 году расходовала почти столько же — $2,77 млрд (8,4% от выручки), хотя выручила в 4,5 раза больше. Nestle в последние годы тратила 7,8%, а Pepsico — 4,4%.
Со стороны такой подход выглядит как попытка поддержать актуальность ничем не примечательного напитка. Ведь, в отличие от Coca-Cola, у Red Bull нет секретного рецепта — это лишь микс из таурина, кофеина и сахара.
Однако компания играет в долгую. В то время как Coca-Cola спонсирует события, Red Bull их проводит и даже создаёт. Да, компания тратится на выпуск нового журнала, телешоу или проведение турнира по мотокроссу. Но благодаря этому может продавать спонсорские слоты — на печатных страницах, автомобилях, телевизорах.
Инвестиции в каналы продвижения — не единственный приоритет компании. Она также создаёт ценные активы. Первую команду «Формулы-1» Red Bull купила за символический доллар, пообещав вложить в неё $400 млн в последующие три года. На 2018 год она стоила уже $640 млн, уступая только Ferrari и Mercedes. Успех ждал и футбольный клуб «Нью-Йорк Ред Буллз»: купленный за $25 млн клуб теперь стоит $290 млн.
«РБ Лейпциг» — самый известный футбольный клуб компании. В 2009 году Red Bull купила лицензию, чтобы играть в Оберлиге, низшем дивизионе Германии, за €350 тысяч. К 2016 году клубу удалось выйти в Бундеслигу — высший дивизион, а в 2017 году и вовсе добиться участия в Лиге Чемпионов.
Результаты, которых компания достигла, раскрывают суть её маркетинга:
- О бренде узнали сотни миллионов телезрителей.
- О нём неделями говорили СМИ и болельщики.
- Ему, скорее всего, будут преданы и благодарны последующие поколения.
- Он уже стал частью спортивной истории.
Стать частью истории и есть вторая цель компании. Наглядный тому пример — проект Stratos. 14 октября 2012 года скайдайвер Феликс Баумгартнер поднялся на воздушном шаре на высоту 39 км и совершил прыжок из стратосферы, проведя в свободном падении 4 минуты 19 секунд. Он преодолел звуковой барьер, став первым человеком, который сделал это без использования технических средств. На такую рекламную кампанию Red Bull потратила семь лет и $50 млн.
Шаг за шагом Red Bull становится элементом культурного кода. Если цель её маркетинга — развить сознательную и бессознательную узнаваемость и привязанность к бренду, то компании это удалось, считает автор The Generalist.
Миллионы людей по всему миру еженедельно обсуждают успехи команды-конструктора «Формулы-1» «Альфа Таури» и ганского футбольного клуба «Ред Булл Гана», не упоминая при этом напиток. Вкладываясь в проекты с долгой историей, Red Bull создала собственную индивидуальность, став не только брендом напитков, но и культурным явлением.
Red bull не пью, но уважаю что они делают для спорта.
Они огромные молодцы, столько денег тратят на организацию чего-либо и по всему миру.
Аналогично! Да они проводят мировые акции, соревнования, турниры
Их делает Кока-Кола или пепси, что не так уж и плохо
Комментарий недоступен
Почему-то сейчвс стало модным быть инфоцыганом)
Знание сила, утратила силу)) Имитация знания, вот новая сила)) Человек должен сам отбирать качественный материал, того что покупает, тут не проблема большого количества инфоциган, а тех кто это покупает. Вы же не покупаете гнилые продукты в магазине. Рынок сам формирует запрос. Если что сам против инфоцыганства, просто таковы реали.
Впаривать свое знание, в смысле обучать других? Или в плане оказывать услуги лидогенерации?
А почему бы и нет в конце-концов? Впаривание знаний (если они действительно есть) хоть и принесет сильно меньше денег, чем можно выудить с их помощью с рынка, но и гемора будет сильно меньше.
РедБулл поднимает автомобильный спорт в России. Если бы не этот дарующий крылья напиток, который продаётся втридорога, то наш Максим Йосипович никогда бы не сидел в столь быстрой машине.
Уж кто действительно поднимает автоспорт России, то это неизвестные китайцы, продающие брызговики Sparco и "спортивные" замки на капот.
Макс Ферстаппен русский?
Подумаешь цвета не в том порядке расставила.)) Видимо до этого делала тот же плакат с Даней Квятом))
Квят тоже всю карьеру выступал в редбуловских командах. Так, что реально продвигала:)
Найс найс)))
Справедливости ради у Redbull оригинального отличный вкус.
Да что уж там отличного... Тауриновая отрыжка и конские количества сахара. Пьют его не из-за вкуса, а из-за прихода.
Они молодцы. Если я покупаю энергетики то чаще это редбул. Мне нравится как они расходуют деньги и для меня это как пожертвование на интересные активности. Как с религией :)
Немножко религии для маркетинга только в плюс продажам)
Комментарий удален модератором
Помню, в далеких годах, в одних из первых The International по Dota, девчата из Red Bull раздавали напитки абсолютно бесплатно всем зрителям ночной трансляции, а также являлись одними из организаторов просмотра. Только за такие моменты, можно спокойно респектовать им.
В каждом крупном городе были такие мобильные команды, ездили на брендированных жуках. Они каждый день ходили по массовым мероприятиям и сэмплирили.
Ещё в городах у них были бренд- менеджер по студентам, шлялся по вузам и сэплы раздавал.
Денег действительно не жалели.
К нам в университет на брендовых мини куперах приезжали ребята и тоже бесплатно раздавали )
У нас даже на местном небольшом мероприятии в универе раздавали банки ред булла бесплатно)
хотя я эту заразу не пью
Пил, пью и буду пить
Здоровья погибшим!
Попробовал один раз - стало плохо, никакой бодрости не получил
Комментарий удален модератором
Вы ничего не понимаете. Red Bull не надо пить, как газировку, он нужен тогда, когда вам нужно быть в кондиции ближайшие 2-3 часа, такое у нормальных людей бывает раз в пол года. Выпил и знаешь, что не раскиснешь ближайшее время.
"Миллионы людей по всему миру еженедельно обсуждают успехи команды-конструктора «Формулы-1» «Альфа Таури» и ганского футбольного клуба «Ред Булл Гана», не упоминая при этом напиток."
Вот тут поржал, любители автоспорта прекрасно знают, что Альфа Таури и Ред Булл по сути одна команда, решает там один человек.
Ред Булл и АльфаТаури - разные команды, хоть и решает там один Хельмут Марко
В футболе самая успешная команда Red Bull - это РБ Лейпциг.
Просто в этом предложении должен быть "Ред Булл", тогда всё складывается )
всё-таки не совсем одна, конструкторские бюро там разные и они стараются как минимум делать вид, что не используют решения друг друга (чего стоит хотя бы прошлогодняя ситуация, когда Хорнер сказал "Давайте мы просто тогда четыре RB16 на стартовую сетку поставим"), да и были времена, когда у них даже двигатели были у RB от Renault, у Toro Rosso от Ferrari
это как говорить, что Mercedes и Williams — это одна команда, в которой всем заправляет Тото
здесь, скорее, "семья" Red Bull и "семья" Mercedes, где "глава" в виде Тото или Хорнера может сказать "сегодня Джордж выступает за мерседес", но в остальном "дети" занимаются тем, чем хотят
речь здесь исключительно о том, что когда говорят о том, что Гасли взял подиум на Alpha Tauri, никто даже не думает вспоминать о напитке, в отличие от РБ Лейпцига или Red Bull Racing
хотя я не вспоминаю о напитке и при победах Макса, для меня это просто уже разные реалии
Для экстремального спорта эти ребята сделали столько, что уважуха.
какой агрессивный, но вполне органично упакованный co-production
Вообще не фанат энергетиков, но одно время употреблял изредка их, по вкусу Ред Булл отличается от других. А в плане спорта у них очень интересные мероприятия
Я все понимаю, но не понимаю кто покупает сам напиток РБ. Очень редко виде, что кто-то его пьет. Как они реально деньги зарабатывают именно на напитке? По остальному все понятно.
А остальных ты всех понимаешь?
Я покупаю, и очень редко вижу, что кто-то пьёт Burn, но и его пьют.
Понимать нужно то, что не всех нужно мерить по своим субъективным наблюдениям, делая из них выводы.
а без сахара есть энергетики?
да, у адреналин раш целая линейка. я один вкус пробовал, мразотно.
Есть тот же редбул без сахара, светло-голубая банка, а не синяя
В спортпите есть нормальные варианты. Гуарана, например. В разных видах .
есть на сахзамах энергетики
Комментарий недоступен
Я выпил банку в зале. Так сердце билось в два раза быстрее и реально была энергия, но все это очень стремно. Было бы все это без сахара, то можно баловаться иногда.
Вот жеж собаки! Никогда не пробовал это гавно, но прочитал статью и захотел!
Кто эти люди, кому не пох до ганского клуба, который расформировали еще в 2014-м?
Ну раньше обсуждали же
Да и в NASCAR Ред Булла нет уже лет 8 или около того
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Позитивный бренд, ничего плохо не скажу.
Успехи Альфа Таури вряд ли получается обсуждать еженедельно, ибо это всего лишь фарм-команда Ред Булл Рейсинг.
У которой и успехов то особых нет)
Именно эту статью целых 6 месяцев ждала в моем холодильнике баночка редбула. Распил.
Если бы напиток ещё не был вредным для здоровья через изнашивание нервной и сосудистой систем, было бы идеально. А так, будто дилер героина - спонсор бесплатных отелей.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Red Bull Air Race почему-то забыли.
хотя аналогов-то нет
Спасибо за интереснейший материал.
Red Bull действительно уникальный пример подхода к продвижению продукта на контрасте с другими упомянутыми в статье компаниями.
Самый вкусный энергетик на рынке
Есть пруфы?
Мне лично действие таурина нравится больше чем кофеина. Но сердце начинает шалить если перепить )) Поэтому на энергетики я особо не налегаю, в любом случае за это придётся платить усталостью позже
Таурин чуть снижает давление, чтобы кофеин и сахар вас не убили быстро. А не бодрит))
Комментарий недоступен
Ты про м 150? Это ж вапщет и есть рэдбулл, почти то же самое , к медицине отношения не имеет
Комментарий удален модератором
@Инспектор как думаешь, я похудею?
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Был на мероприятии Red Bull Jump&Freeze очень понравилось
Когда-то у Ред Буда в России был совершенно омерзительный гвоздичный вкус, однако спустя время его изменили и сейчас среди остальных энергетиков мне он кажется наилучшим.
Комментарий удален модератором
Ред булл не пью, но брендом восхищаюсь. Классно они проводят рекламные компании и маркетинг у них что надо
Комментарий удален модератором
@Инспектор привет, как выходные?
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Пересказ старого видео Валунтайм.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий недоступен
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Удивительная компания, не стандартный подход. А как в спорт мощно зашли? Молодцы...
Кстати наследник РедБулл убил полицейского и сбежал. несколько лет пытались поймать и посадить.
В итоге омазался.
Вот что большие деньги делают.
Восхищаюсь этим брендом и не пью его продукцию. От слова совсем.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
"Не рассчитывая привлечь инвестиции, партнёры вложили по $500 тысяч и получили по 49% компании."
- всё что нужно знать о том, с каким настроением нужно начинать поднимать темы)
Red Bull ничего не производит.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий недоступен
А футбольные, хоккейные команды - это успешное достижение или дорогое хобби ее владельцев? Это не как салон красоты жены олигарха или бандита?
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Я практик с многолетним опытом дальних ночных поездок за рулем автомобиля. Перепробовал всё, что только придумано, в том числе и Ред Булл через полчаса после которого засыпал и с открытыми глазами вылетал встречу идущему транспорту. Есть только один способ приготовления другого продукта, который позволяет аккумулировать на несколько часов остатки внутренней энергии полностью утомленного организма для активации сознания. Это позволяет спасти жизнь себе и окружающим. Увы, чтобы воплотить эту идею в бизнес у меня в окружении нет талантливых маркетологов.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Ну футбольные фанаты их клубов очень критикуют Ред Булл. Все потому что они называют своих фанатов не фанатами, а клиентами, что очень не нравится футбольным болельщикам
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
И это ещё без единого нормального упоминания того, сколько они сделали для независимых музыкантов и музыкальной индустрии вообще.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
круть нереальная
Комментарий удален модератором
Когда вижу, как технические службы заказчика пропихивают новое оборудование за 40 лямов, становится грустно. Уже лет 10 пытаюсь донести до собственников, что современная парадигма производства изменилась. Не надо закапывать деньги в землю и станки!
Не знаю почему, но среди всех своих знакомых не знаю никого, кто бы пил Red Bull или другие энергетики. В студенчестве пили в ночь перед экзаменами или сдачей курсовых каких-нибудь - чисто не засыпать, но после... И ни разу не зожники... Даже подростков не вижу с банками энергетиков больше... Кто пет - загадка для меня...)
Было время, подростки любили это.
Классная статья, и бренд Red Bull тоже классный
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Пью и напоминает Ягуар
Помню, когда юным был, на метро катался. И там те, кто по утрам энергетики пили - очень неприятно пованивалм какими-то ягодами и отрыжкой. На метро не ездил давно, а энергетики ассоциирую с пованивающими людьми в метро, химозным запахом ягод и отрыжкой 🙂
Комментарий удален модератором
Блин кто это пьет? Знаю о редбуле еще с 90 но никогда не пил. Какой энергетик? Для чего он? Что он там и где заряжает? Всю жизнь занимаюсь физ. работой (включая постройку дома, баня, собственными руками) но никогда не заканчивалась никакая энергия, собственных сил нормального организма хватает с лихвой любому.... что маркетинг с людьми делает....
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Ред булл - лучший энергетик. Вкус с черникой -самый любимый. Главное, что его не делают в России, поэтому качество всегда стабильно -хорошее.
Комментарий удален модератором
Что-то я не понял почему все тут принялись петь хвалебные оды компании , которая, по сути, занимается грамотным поромыванием мозгов.
Маркетинг это то , что выгодно бизнесу , но даааалеко не факт , что выгодно потребителю. Благодаря маркетингу мы покупаем вещи, куда дороже, чем они стоят. А иногда мы покупаем вещи, которые вообще нам не нужны.
Хвалить компанию, которая пропихивает тебе вредный продукт (он действительно вредный, как любая другая газировка. Хотя бы за счёт конской доли сахара) за дорого?! Это что какой-то вид садомазахизма?
Странные люди.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Не знала, что не производят ничего, прям открытие, спасибо.
Помню в детстве было пиво ред булл - черная банка и красный бык. Интересно имеет ли отношение к этому ред буллу ?
Еше был голд булл в таком же дизайне
35% выручки на маркетинг- браво конечно, это ж сколько от прибыли - 50% ?
Лишнее подтверждение, что пипл когда хавает, не думает головой, точнее думает нерациональной ее частью, поддаваясь эмоциям. Шоу бизнес.
Неплохой кейс для понимания процессов.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Полет на воздушном шаре – магия и волшебство, которое доступно для любого желающего. Достаточно просто набрать https://skykyiv.com и забронировать полет! Для всех любителей необычного и загадочного, немного волшебного и сказочного времяпрепровождения наши сотрудники организуют превосходный полет на воздушном шаре в Киевской области.
Эта статья тоже часть рекламы? VC получил что нибудь от этого?
Практически никому не удавалось написать правильно слово "турагентство")))
" The Travel Birds отвечают за турагентсво"
Вопрос тем, кто тут утверждает об опасности энергетиков - на каких исследованиях основано ваше мнение?
То, что ежедневно употреблять сладкие газированные напитки нельзя - это понятно, есть конкретные исследования.
Но не могу понять тех, кто практически ежедневно жрут колу и подобную хрень, но боятся энерг. напитков.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
@Инспектор я тебя не достал сегодня?
Комментарий удален модератором
@Инспектор прости если отвлекаю от работы
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
По этой же логике и Apple и Nike ничего не производят - все собирается на заводах в других странах, а головные офисы занимаются маркетингом. Где я не прав, поправьте?
Я когда-то даавно читал статью про редбул, то была совсем другая статья...... как-будто о другом напитке.....
Подробностей не помню, но среди прочего там раскрывался вопрос той самой вытянутой баночки, которая не просто так появилась, и не сразу.
Комментарий недоступен
потому что чистая вода - это отрава для организма, привыкшего к отечественной, что из крана и цвета кока-колы)