Главный тренд будущего в области маркетинга на примере музыкального шоу-бизнеса

Live-streaming уже давно стал важным элементом в продвижении каждого музыканта и артиста. Такие стримы были тем способом, с помощью которого артисты могли общаться со своей аудиторией без цензуры. Но в период всемирной пандемии, такой лайв-стриминг стал нечто большим.

Реальность для мировой музыкальной индустрии при пандемии

До коронавируса реальность лайвстриминга была грустной для артистов – живые онлайн-выступления практически никак не оплачивались. Концерты в прямом-эфире раньше рассматривались просто как инициатива конкретного артиста или его продюсеров для повышения присутствия в сети, узнаваемости и популяризации музыки исполнителя.

В период коронавируса многие концерты носили благотворительно-рекламный характер, чтобы поддержать людей по всему миру и, конечно, чтобы оставаться на слуху у своей аудитории, привлекая при этом новых фанатов.

Что будет дальше?

Захотят ли фанаты платить такие же суммы, как и за живые выступления своих любимых музыкантов? Вероятнее всего да. Технологии потоковой передачи данных, а также V-технологии активно развиваются – это дает возможность большему числу людей посмотреть подобный концерт любимого артиста, а самим музыкантам охватить значительно большую аудиторию.

В спорте эти тренды уже давно используются и монетизируются. Подтверждение этому чемпионат по боям без правил UFC, в котором взимается плата за просмотр и люди активно платят за это. В чем такое преимущество для человека? Он платит за просмотр боя, получается картинку очень высокого качества и при этом остается дома, в комфортных для него условиях.

Если же музыкальные лейблы и продюсеры договорятся с такими платформами, как Netflix или Hulu, то это может улучшить качество видео ряда и доступность потокового/виртуального концерта для более широкой аудитории.

Главной проблемой эксперты видят то, что передача высококачественного звука и картинки требует серьезную пропускную способность сети и высокую скорость передачи.

Может показаться, что меломаны по всему миру негативно воспримут тот факт, что придется больше смотреть концерты из дома. Но опять же – не у всех есть возможность попасть на живое выступление любимой группы, да и неизвестно, когда в полной мере восстановится жизнь докоронавирусного уровня. На самом деле подобные опасения имеют место только в части тех людей, которые являются ярыми фанатами живых выступлений. А сколько людей помимо таких фанатов хотели бы посмотреть концерт любимого исполнителя вживую?

К тому же уже есть коллективный музыкальный опыт, который провел композитор Eric Whitacre. Он придумал концепцию виртуального хора. Его видео стали очень популярными и показывают высокий уровень прогресса технологий – каждое видео охватывает все больше людей и одна из песен под названием «Sing Gently» объединила 17572 человека – это самый крупный виртуальный хор за всю историю.

Звездные кейсы мировых знаменитостей в 2019-2020 годах

Крис Мартин, фронтмен группы Coldplay стал одним из первых знаменитостей, кто запустил тренд на прямые трансляции и онлайн-концерты. Еще в 2019 году, под предлогом экологических проблем, он отказался от гастролей в поддержку нового альбома Everyday Life. А когда была объявлена пандемия, и Америка оказалась закрытой, Coldplay провел прямую трансляцию своего выступления и назвал ее «Вместе дома». Global Citizen и Всемирная организация здравоохранения узнали об инициативе Coldplay и предложили провести еще одну серию концертов с таким же названием.

За Coldplay последовали и другие музыканты. Например, британец Yungblud. Когда пандемия охватила весь мир, что вызвало отмену туров и концертов, стало очевидно, что музыкальную индустрию ждет непростое время, так как музыкантов лишили главного источника доходов – поступлений от продажи билетов на живые выступления и шоу.

К середине марта, когда стало очевидно, что мир охватил глобальный локдаун, джазовый барабанщик из Сиэтла Мэтт Йоргенсен вместе с еще несколькими музыкантами провел живой концерт в Facebook Live. Сначала у него было ощущение, будто играет в пустоту, но когда они проверили комментарии и чаевые, которые люди им оставляли, то быстро понял, что это не так. Их смотрели и слушали! Это не самый популярный исполнитель, однако, за 2 часа времени его аудитория составила 1800 человека. А на следующий день она удвоилась. В итоге они собрали даже большую аудиторию, чем обычно это делали оффлайн на разных площадках своего города.

24 апреля Post Malone провел прямой эфир всех песен группы Nirvana. Он собрал более 14 миллионов просмотров на Youtube и более 1 миллиона долларов в Фонд ООН.

В июне 2020 года корейский феномен BTS провела самый массовый в истории онлайн-концерт в честь 7 годовщины своего создания. По данным продюсерской компании Big Hit Entertainment шоу собрало 756 тысяч человек из 107 стран. Стоимость билетов составляла от 26 до 35 долларов. Группа заработала 20 миллионов долларов.

А что Россия?

Пожалуй, самым запоминающимся стало выступление группы Little Big, которая должна была представлять Россию на Евровидении в 2020 году.

Little Big в апреле выступили на платформе Яндекс.Эфир и собрали более 3 миллионов человек. Выступление длилось 1,5 часа.

Также онлайн концерты проводили музыканты Московской филармонии. Первым стал пианист Денис Мацуев, выступление которого посмотрели более 1,5 млн человек.

Группа БИ-2 собрала 2,5 млн человек на платформе Окко в марте, а позже шоу Елки, группы Сплин и Леонида Агутина набрали каждое по 4,5 млн просмотров.

Некоторые артисты проводили вообще живые выступления для 1-2 человек или небольшой группы людей. Некоторые артисты, которые лишились почти всех источников дохода в период пандемии устраивали подобные концерты, играя 2-3 раза в неделю, что стало как источником заработка, так и новым жизненным и профессиональным опытом для них.

Онлайн-игры – будущие крутые концертные площадки для музыкантов?

Какая площадка может быть лучшей для проведения внезапного концертного ивента? Конечно та, на которой аудитория максимально вовлечена в процесс. В компьютерных играх люди погружены в игровой мир на максимум и когда на их глазах в любимой игре начинается живое выступление, они погружены в него настолько, насколько это вообще возможно.

Концерт Трэвиса Скотта в Fortnite

Это доказал Трэвис Скотт, который в самый разгар локдауна провел 9-минутное выступление с 4мя треками. Это было целое представление, которое органично сплелось с игровым миром и вряд ли оставило кого-то равнодушным. Такой концерт за 3 дня показали в игре 5 раз. Для этого игровой процесс замораживался и главным действующим лицом становилась фигура рэпера, увеличенная в сравнении с игровыми персонажами в 1000 раз. В итоге выступление посмотрели 53,8 млн раз, а уникальных игроков было 27,7 миллионов. После этого новый сингл Трэвиса «The Scotts» в Billboard Hot 100 взлетел на первую строчку, а сам музыкант заработал по сведениям Forbes более 20 млн долларов.

Что еще можно отметить? Историю про концерт растиражировало 9 тысяч СМИ – это феноменальная PR-акция как для компании Epic Games, так и для самого музыканта, а у самого музыканта количество подписчиков на следующий день выросло на 1,4 миллиона человек. Знаете ли вы еще хоть одну площадку, которая способна вместить в себя миллионы человек?

Но Трэвис Скотт был не первым музыкантом, который устроил концерт в Fortnite – еще в 2019 году до начала локдауна исполнитель Marshmello выступил для 10 миллионов игроков. Игроки могли выходить прямо на сцену к музыканту и танцевать вместе с ним. Музыкант выпустил специальный худи, стоимость которого составила 55 долларов.

Самое большое преимущество выступлений для музыкантов в видео-играх – это гарантированные охваты на миллионы пользователей.

Вероятно в ближайшее время мы увидим новые игры или даже специальные платформы для музыкантов, которые позволят чаще и проще проводить подобные виртуальные выступления. Технологии не стоят на месте.

Концерты в Minecraft

Одна музыкальная группа из Филадельфии, США, под названием Courier Club еще в начале пандемии шутила, что если их тур отменят из-за пандемии, то они устроят концерт в игре Minecraft. Это очень быстро стало реальностью.

То, что началось как простая шутка, в итоге превратилось в виртуальный музыкальный фестиваль. Около 30 групп выступило на 3 серверах (виртуальных сценах). Чтобы принять участие, группы попросили предварительно записать или предоставить живое выступление, которое можно было транслировать в игру и как бы добавить его к аватарам игроков.

Какой получился результат? 134 тысяч игроков посмотрели эти выступления. Эта шутка собрала 7,6 тысяч долларов. Теперь же гитарист Courier Club заявил, что они ведут переговоры с крупными компаниями для выделения им пространств для более масштабных мероприятий. Факт на лицо – музыкальный рынок в видео-играх существует и ему есть куда развиваться.

Если проводить подобные мероприятия снова и снова, то можно будет создать устойчивую и понятную бизнес-модель для других музыкантов, привлекать в игры рекламу и монетизировать иными способами. Потенциалы колоссальные.

Платформа для интерактивных выступлений Wave

Компания TheWaveVR создало точку сбора музыкантов под названием Wave – первая в мире многоканальная музыкальная платформа для исполнителей. Большинство концертов Wave – это живые и интерактивные выступления. Рэпер T-Pain превратился в гигантского огнедышащего дракона, а скрипачка Линдси Стерлинг путешествовала по красочным зеленым равнинам и городам в стиле киберпанк – аудитория концерта исполнительницы составила 400 тысяч человек.

Такие выступления позволяют музыкантам наращивать аудиторию и общаться с людьми напрямую. Виртуальная интерактивная среда – это будущее музыки.

Lil Nas X в Roblox

Видео-игры – это огромные социальные площадки, интерактивные соцсети, в которых люди общаются, встречаются, тусуются, влюбляются, развлекаются. Музыка должна стать и станет органичной частью этого пространства.

В ноябре 2020 года рэпер Lil Nas X провел небольшое выступление в другой популярной онлайн-игре Roblox. Это выступление привлекло 30 млн аудитории.

Многие музыканты по-прежнему нацелены только на классические социальные сети: Instagram, Facebook, TikTok и Twitch. Однако, онлайн игры и платформы – это недалекое будущее, которое содержит в себе новые возможности для продвижения и заработка.

2021 год – год онлайн выступлений?

Многое зависит от того, как будет развиваться ситуация с коронавирусом. На начало 2021 года некоторые закрываются уже на третий по счету карантин и что будет дальше неизвестно.

Но стоит признать один очевидный факт, даже без непонятной ситуацией с пандемией – мир увидел, что можно не только работать удаленно, но и вообще жить удаленно, в том числе проводить концерты и посещать такие выступления онлайн.

Некоторые музыканты увидели в этом большой источник доходов, другие рекламные возможности, а единицы, как Трэвис Скотт и Lil Nas X смогли монетизировать и разрекламировать свое творчество, мерч и получить новые коммерческие контракты с крупными компаниями.

Поэтому однозначно, что если даже и не 2021 год, но в будущем количество онлайн выступений на разных площадках будет только расти. Особенно мы видим множество перспектив в онлайн-играх.

7 полезных советов для проведения качественного онлайн-концерта

Как музыканту сделать свое выступление ярким и запоминающимся? Вот несколько шагов для этого:

  • Разберитесь с технической начинкой вашего концерта заранее.

Проверьте как работает и подключено ли оборудование, работают ли программы и какие бывают самые распространенные проблемы при проведении прямых трансляций, проверьте все подключения, убедитесь в том, что у вас хороший интернет и есть резервные источники для доступа в сеть, к которым вы в случае чего можете быстро переподключиться. Важно иметь дополнительное устройство, с которого вы сможете отслеживать активность аудитории, читать комментарии и сами что-то писать в ленту своим фанатам.

  • Монетизируйте свою работу

Выберите такой стриминговый сервис, через который людям будет проще вносить оплату – который поддерживает, например, PayPal, Yoomoney, через иные платежные системы, и есть возможность оплачивать банковской картой. Некоторые артисты устанавливают фиксированную плату за концерт, а другие дают концерты за донейшн или через виртуальную банку чаевых. Например, в Америке распространен сервис Stageit, но вы также можете проводить концерты в Instagram через прямые эфиры, на Face

  • Продвигайтесь

Сообщите как можно большему числу потенциальной аудитории о своем концерте в прямом эфире – посты и сторис во всех крупных социальных сетях, таргетированная реклама. Активно включайте воображение через какие каналы вы можете достучаться до своей аудитории. Кстати, если вы начинающий артист, у вас небольшая аудитория, а бюджет ограничен или вообще отсутствует, можно делать красивые обложки самостоятельно через Canva.com, в которой есть много бесплатных шаблонов.

  • Учитывайте часовые пояса

Некоторые артисты напрочь забывают об этом. Однако, важно обязательно представлять кто ваша целевая аудитория и кто потенциально будет смотреть ваш концерт в прямом эфире. Цель не в том, чтобы просто отыграть как-нибудь, а в том, чтобы поймать как можно большее число людей онлайн.

  • Взаимодействуйте с аудитории

Людям нужно шоу и они любят видеть, что они важны для их кумиров. И пусть даже если вы еще не стали кумиров миллионов или даже десятков тысяч, стоит все-таки вовлекаться в общение со зрителями. Можно предложить аудитории задать вам вопросы и между песнями отвечать на некоторые из них.

  • Будьте искренним

Конечно, всегда хочется создать идеальное пространство для выступления. Но если все-таки этого не получается сделать, тем самым вы становитесь ближе к своей аудитории. Не страшно, если в кадр попадет ваш ребенок или собака. Страшно, если вас это смутит, собьет настрой – это моментально почувствует аудитория. Короче – будьте собой!

  • Смотрите живые выступления других артистов

Перенимайте опыт – это самое главное. Подмечайте фишки или наоборот не очень удачные моменты. А еще будьте всегда благодарным слушателем! Если вам жалко оставить небольшую сумму чаевых артистам, на которых вы пришли посмотреть, то не стоит ждать того же самого от своей аудитории и клиентов. К вам будут приходить ровно такие же люди, которые не желают финансово отблагодарить музыканта.

11
8 комментариев

Тут принято все порицать и быть циничным. 
Аккуратно скажу, что тренд на музыкальность скорее всего стабилизируется там же, где раньше были меломаны и аудиоманы (любители отправлять голосовые) и все это отскочит назад, как только людям снова разрешать общаться лично. Сейчас уже начался огромный тренд на живые встречи и музыка там ощущается несоизмеримо лучше. 

Будущее маркетинга - это отсутствие контекстной рекламы. CDPX платформы способные понимать тебя лучше мамы родной и буквально выстраивать твою модель потребления на N-множество лет вперед и адаптироваться под изменения. 

Это системы психопрофилирования личности по твоему цифровому следу, а ля Cambridge Analitca. 

Новый маркетинг - это гиперконкуренция, отсутствие "уникальности", а клиентские сервис-сервис-сервис + впечатления и эмоции, в том числе на ярких спекуляциях а ля RobinHood vs Wallstreet. 

Новый маркетинг - это нейросети, алгориты, рекомендации на основе данных о потреблению тобой жиров из твоих часов. 

Новый маркетинг - это игрофикация процесса, где за каждое действие относительно бренда и его правил игры - тебе дают вознаграждение. 

И в конце-концов AR-VR, но все еще очки виртуальной реальности есть у минимального количества людей и цена за последние пять лет не приблизилась к доступной "для всех", и пока не будет доступной платформы - будущее не наступит. 


Мое личное мнение, что следующий шаг это вовлечение потребителя в создание и формирование бренда, полная персонализация и генерация контента на платформах бренда. 

И конечно же динамически формируем контент под конкретного пользователя и все вышеописанное, чтобы прям затянуть его персонализированным для него виртуальным миром семок от мартина, где можно как пулемет харкать в прохожих и модифицировать под себя вкусы. 

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Андрей, благодарю!

Конечно, интересно!

Вот только когда-то раньше люди говорили, что разговаривать по маленьким устройствам и видеть своего собеседника, как будто он рядом – это тоже нереально. Теперь же это в порядке вещей.

Суть в том, кто и как понимает слово тренд.
Для меня, тренд – это не навсегда, а на ограниченное время.
Тренд – это возможность. Кто-то эту возможность видит, а кто-то нет.

Если люди готовы своим персонажам покупать кроссовки, в которых ходит их любимый исполнитель, то для кого-то это будет возможностью: участвовать в дизайне и продвижении таких кроссовок или стремление к тому, чтобы стать таким исполнителем, виртуальные кроссовки которого напяливают на персонажей. А кто-то будет считать это дичью...

В любом случае – интересно будет ознакомиться с вашим мнением.

1
Ответить

Я правильно понимаю, что вы представляете TheWaveVR - Digital Catapult?

TheWaveVR is a virtual reality platform for people who love music, enabling them to view, host, and socialise in shows world-wide, anytime, anywhere.

Интересно было бы пообщаться по теме стриминга.

Ответить

Алексей, нет. К этой компании не имею никакого отношения.

Ответить