{"id":14272,"url":"\/distributions\/14272\/click?bit=1&hash=9c431bca9c7cafdd4ed114bc7fb4d407f06f28aa165d6f80b9637d3a8581e5c2","title":"\u0421\u0431\u0435\u0440\u041a\u043e\u0442 \u2014 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0438\u043d\u0444\u043b\u044e\u0435\u043d\u0441\u0435\u0440, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043f\u043e\u043b\u0435\u0442\u0435\u043b \u0432 \u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441","buttonText":"","imageUuid":""}

О потерях говорить рано, но разработчики и рекламодатели напряжены: первые результаты запрета на сбор IDFA в iOS 14.5 Статьи редакции

Некоторые называют новые правила Apple «атомной бомбой», после которой придётся заново учиться маркетингу. Другие считают, что компания вытесняет Facebook и других конкурентов на рекламном рынке и продвигает свои инструменты.

26 апреля Apple выпустила обновление iOS 14.5, в котором изменила настройки конфиденциальности: теперь разработчики приложений по умолчанию не имеют доступа к уникальному идентификатору устройства (The Identifier for Advertisers, IDFA).

IDFA используют платформы мобильной аналитики и рекламодатели, чтобы понимать, на какие сайты заходили с конкретного устройства, какими приложениями пользуются, и что в них делают.

Идентификатор помогает показывать подходящую рекламу, делить пользователей на аудитории, оценивать эффективность рекламных кампаний. Например, по IDFA можно понять, какая реклама мотивировала установить приложение на устройство.

Чтобы IDFA заработал, пользователю нужно предоставить доступ к идентификатору сразу в двух приложениях — в котором увидел рекламу и в которое перешёл по объявлению.

Информация из настроек iOS, посвященных доступу к IDFA

До iOS 14.5 разработчики могли получать IDFA по умолчанию. Теперь Apple требует, чтобы приложение при первом запуске в явном виде запрашивало у пользователя разрешение на использование IDFA.

Для этого используется фреймворк App Tracking Transparency (ATT) — если приложение его не поддерживает, c 26 апреля 2021 года оно не проходит модерацию в App Store.

Изменения затрагивают всех игроков рынка: разработчиков, рекламодателей, пользователей и рекламные системы. Например, от действий Apple может пострадать рекламный бизнес Facebook и Google, а также разработчики условно-бесплатных мобильных игр.

Также у Apple есть и своя рекламная система внутри iOS, точность и привлекательность которой после изменений в приватности может стать выше, чем у инструментов Google и Facebook. Таким образом компания планирует захватить часть рекламного рынка, пишет FT.

Что предлагает Apple взамен IDFA

Изменения в iOS 14.5 влияют только на возможность отслеживать источник установки приложения отдельным пользователем.

Теперь рекламные сети, а от них — рекламодатели, будут получать только агрегированные данные для подсчета количества установок и их принадлежности (атрибуции) к рекламным кампаниям, отмечают в «Яндексе».

Если пользователь отказывается давать доступ к IDFA, у Apple есть альтернативы для разработчиков:

  • SKAdNetwork — платформа Apple для анонимизированного трекинга установок приложений с привязкой к рекламным кампаниям.
  • IDFV (identifier for vendor) — аналог IDFA, но для приложений конкретного разработчика. Он позволяет анализировать события и поведения пользователя внутри приложения и служит для продуктовой аналитики.

«Альтернативные» инструменты не решают всех задач рекламодателей и разработчиков, отмечает основатель сервиса аналитики Adapty Виталий Давыдов.

Они дают данные только в агрегированном виде и не рассказывают детально о пользователях, поэтому анализировать рекламные кампании и их эффективность станет сложнее.

Например, они не позволяют создавать look-a-like аудитории (похожие друг на друга группы пользователей) и использовать ретаргетинг, если разработчик явно не передал данные пользователя в рекламную сеть, говорит Давыдов.

Кого не устраивают изменения и почему

Весь рынок онлайн-рекламы аналитики FT оценивают в $350 млрд. Главным противником изменений стала Facebook — основной игрок с выручкой в $86 млрд в год.

Соцсеть заявляла, что изменения нанесут удар по рекламной бизнес-модели, от которой зависят разработчики бесплатных приложений.

Apple снизит эффективность рекламы и больше всего повредит малому бизнесу, утверждала Facebook. Например, рекламодателям в соцсети будет сложнее выбрать целевую аудиторию и измерить результаты кампаний.

Facebook в своём руководстве по ATT отмечала, что новый фреймворк прямо или косвенно влияет на все формы мобильной рекламы, включая веб, а не только на ту, что показывает внутри приложений.

Apple в ответ на жалобы Facebook обвинила соцсеть в желании собрать как можно больше данных о пользователях.

Среди других компаний, отметивших проблемы после выхода iOS 14.5:

  • Представители игровой мобильной индустрии называют обновление «атомной бомбой», после которой придется заново учиться маркетингу. Например, игровая студия Tenko Games ожидает падение выручки одной из игр на 20%.
  • Unity объявила, что может потерять до 3% ($30 млн) выручки в 2021 году из-за ATT.
  • Snap предупредила инвесторов, что изменения в iOS 14.5 могут в долгосрочной перспективе негативно повлиять на бизнес.
  • Девять немецких ассоциаций рекламодателей подали в Германии антимонопольный иск к Apple — они опасаются, что рекламная выручка разработчиков упадёт на 60%. Похожую жалобу подали 2000 стартапов во Франции.

Действительно ли пользователи блокируют доступ к IDFA после выхода iOS 14.5: первые результаты и выводы

К середине мая несколько аналитических платформ опубликовали первые отчеты о том, как часто пользователи соглашаются предоставить IDFA приложениям.

  • По данным App Metrica, около 19% российских пользователей iOS 14.5 разрешили получить доступ к IDFA для 50% приложений, рассказали vc.ru в «Яндексе». У 25% приложений этот показатель превышает 25%. У 5% приложений доля пользователей, разрешивших доступ к IDFA, достигает 40%.

После обновления в App Metrica будет два отчета: один на основе собственной атрибуции с детальными данными по тем, кто разрешил доступ к IDFA, второй — на основе SKAdNetwork-атрибуции (с агрегированными данными — для установок от пользователей, которые запретили трекинг активности).

  • По данным MyTracker с 3 мая по 9 до iOS 14.5 в России обновилось 12.1% устройств, рассказали vc.ru в Mail.ru Group. Процент согласия на доступ приложения к IDFA сильно зависит от его категории: от 6% до 38%. Один из самых высоких показателей в категории e-commerce — от 20 до 40%.
  • По данным AppsFlyer, дали доступ к IDFA около 36% пользователей. Но на 11 мая только 15% разработчиков добавили ATT в свои приложения. AppsFlyer считает тех пользователей, кто нажал кнопку согласия или отказа ATT.
Полная статистика AppsFlyer

Доля согласившихся сильно зависит от региона: в развивающихся странах показатель на 35% выше, чем в развитых, указывает AppsFlyer. Например, в играх в Бразилии процент согласия достигает 47%, а в Индии 36%, тогда как в США — 18%, в Германии и Великобритании — 20%.

Чем популярнее категория и известнее бренд приложений, тем выше шанс, что пользователи согласятся на передачу IDFA. Например, среди приложений в «Покупках» доля согласившихся — 43%, в «Финансах» — 40%, тогда как в соцсетях и «образе жизни» — 18% и 27% соответственно.

  • По данным платформы Kochava, за первую неделю после выхода iOS 14.5 дать доступ к IDFA согласилось 45% пользователей. При этом те, кто отказываются, тратят больше времени на решение — они читают вводный текст, объясняющий, зачем приложению нужен доступ к данным.

Но пока варианты объяснений недостаточно убедительны, чтобы пользователи соглашались, пишет AppSumer.

Пример запроса IDFA в iOS 14.5
  • Самые низкие показатели согласия у платформы Flurry — в зависимости от региона и вида приложения процент колеблется от 4% до 13%. Так как это были первые данные о внедрении ATT, информацию Flurry о «4% согласившихся в США» опубликовали многие издания, например, Ars Technica.

Но Flurry подсчитывала не только тех, кто точно нажимал кнопку согласия или отказа от IDF, а вообще все нажатия кнопок «разрешить» и «запретить» во всех приложениях и высчитывала среднее значение.

Поэтому эта метрика не даёт понимания, как пользователи на самом деле реагируют на окно ATT, пишет AdExchanger.

Издание отмечает, что у Flurry есть и полезные данные — процент тех, кто полностью запретил всем приложениям доступ к IDFA в настройках iOS. Во всем мире их оказалось 5%, в США — 3%.

Процент согласных пользователей по данным разных платформ AppSumer

Платформа аналитики данных AppSumer сопоставила отчеты с первыми выводами:

  • Пока результаты слишком «сырые»: слишком мало разработчиков подключили ATT в приложения и не все пользователи не обновились на iOS 14.5. По данным App Metrica, до iOS 14.5 обновилось меньше 25% всех владельцев iOS-устройств.
  • Полноценных результатов можно ждать, когда про запрет на отслеживание узнает основная аудитория приложений, а не только те, кто ставят новую iOS раньше остальных. Это может произойти уже к концу мая.
  • Процент согласия пользователей неравномерный — он зависит от региона и категории приложения, что усложняет работу рекламодателям и разработчикам.
  • В среднем предоставляют IDFA около 40% пользователей.
  • Учитывая, что для работы IDFA нужно согласие сразу в двух приложениях, в реальности процент «согласных» ещё ниже.
  • Так как пользователи читают текст запроса на доступ к IDFA, нужно делать его как можно более позитивным и ориентированным на выгоду пользователю, а не компании. Текст по умолчанию не влияет на процент отказа.
  • Чтобы подготовить пользователей, стоит показать экран-подсказку и объяснить, зачем приложению понадобилось отслеживать пользователя. А лишь затем показать экран запроса на IDFA.
Пример «Ситимобила» Habr
  • Спрашивать о доступе к трекингу лучше вместе с другими запросами, чтобы пользователь точно обратил внимание на сообщение, отмечает App Metrica.
  • Чтобы продолжать привлекать трафик на iOS, рекламные партнеры должны поддерживать SDAdNetwork. Это может вызвать временные сложности у участников рынка, так как не все ещё используют инструменты Apple.
  • Рекламодатели немного перенесли бюджет с iOS на Android, а значит, на Android вырастут расходы на рекламу.
  • Стоимость тысячи показов рекламы на iOS-устройствах падает из-за изменений рекламных бюджетов и невозможности таргетировать объявления на конкретную аудиторию.
  • Разработчики начнут добавлять больше встроенных покупок в приложения, чтобы компенсировать расходы на рекламу. Это позволит Apple зарабатывать больше на комиссии в 30% с каждого платежа.

«Ограбила банк мафии»: зачем Apple запрещает IDFA

Официально Apple объясняет изменения в работе IDFA защитой пользователей iOS.

Компания делает акцент на приватности и во многом строит маркетинг вокруг их защиты на фоне утечек данных в других сервисах — это находит отклик как среди покупателей, так и среди отраслевых экспертов.

Запуск ATT позволяет Apple не только нанести удар по Facebook и другим сторонним рекламным платформам, снизив их выручку и возможности на iOS, но и расширить свой рекламный бизнес, пишет Financial Times со ссылкой на источники.

Например, Apple продавала рекламу в результатах поисковой выдачи App Store, а после запуска iOS 14.5 добавила второй слот для рекламы уже на саму вкладку поиска — в «Рекомендации».

Реклама от Apple в App Store

С помощью ATT Apple может «сломать» работающие механизмы рекламных инструментов Facebook для таргетинга и предложить собственные.

Компания запрещает «чужим» использовать данные пользователей под видом защиты конфиденциальности, но может использовать их сама, пишет маркетолог и медиаэксперт Эрик Бенджамин Сеуферт.

Apple наращивает сбор данных в своей экосистеме и оптимизирует свои рекламные алгоритмы за счет ограничений других компаний, говорит Сеуферт. Например, Apple использует данные транзакций приложений и их скачивания для персонализации рекламы внутри iOS.

Причем ATT отключает доступ к этим данным для сторонних разработчиков, а компания даёт привилегии собственным рекламным инструментам Apple Ads Attribution API, представленным в феврале 2021 года, утверждает Сеуферт.

Тем не менее Apple не создаёт профили пользователей, как Google или Facebook — она разделяет их на сегменты на основе их поведения. Каждый сегмент состоит не менее чем из пяти тысяч пользователей.

Подобную технологию рассчитывает запустить и Google в браузере Chrome, но от неё отказались остальные браузеры.

ATT не даёт реального выбора пользователю, а Apple явно представила свою рекламную сеть одновременно с новой политикой конфиденциальности.

С ATT для пользователя ничего не изменилось: крупная технологическая компания продолжает отслеживать данные о приложениях и монетизации для таргетированной рекламы. Только теперь компанией стала не Facebook, а Apple.

Это очевидный коммерческий захват доли рынка, замаскированный под «крестовый поход» с лозунгами о морали и приватности. В конечном итоге это подорвёт открытость интернета и бизнес-модель условно-бесплатных приложений.

Эрик Бенджамин Сеуферт
Если вы готовы поделиться первыми результатами работы с IDFA в своих приложениях и рекламных кампаниях, пишите в личные сообщения на сайте или на почту: [email protected].
0
43 комментария
Написать комментарий...
Сергей Жуковский

Сейчас все орут "Караул", а через год забудут и адаптируются. То что Фейсбук думал, что можно легко сидеть на чужой платформе и грести миллиарды говорит о недальновидности менеджмента.

Фактически Эпл показала, что при желании можно выпилить бизнес Фейсбука, просто удалив его приложения из сторов.

Странно что Фейсбук не озаботился о создании своей ОС. Гугл поступил дальновиднее.

Ответить
Развернуть ветку
Simon Troyan

Вы видели интерфейс фейсбука?
ОС получится мертворожденной)

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow
Странно что Фейсбук не озаботился о создании своей ОС. Гугл поступил дальновиднее.

Легко сказать. Озаботиться то не проблема.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Шевцов
Ответить
Развернуть ветку
Сергей Жуковский

Риск компании потерять всё из-за исключения из сторов как-то должен быть совет директоров хотя бы почесаться в этом направлении. 

Ответить
Развернуть ветку
Александ Есть

Пока кроме авторов статей никто не кричит караул, а тем только и нужен повод  для кликбейтного заголовка

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Gutorov

статью читали? или дальше заголовка не пошло? из ее видно, что "караул" кричат совсем даже не авторы.

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Инфо цыгане, кругом инфо цыгане.  

Ответить
Развернуть ветку
S.Z

У майков не вышло, у фейсбука и подавно

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Жуковский

Мне нравилась система Майков. Балмер просто ебанько был.

Ответить
Развернуть ветку
KK

Как связан Балмер с отказом google и других компаний выпускать приложения? К примеру ms сделали youtube плеер, а Гугл потом их заставил убрать его.
Так же ms сделали возможность установки apk с андроид нативно в windows phone, но тут Гугл также запретили выкатывать. Ios АПП тоже делали эмулятор в windows phone, но в релиз не вышло. 

Ответить
Развернуть ветку
Антон Морозов

как не озаботился, был у них фейсбукофон, он же HTC First с интеграцией в facebook home, но чет не взлетел

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry

Да плевать сколько прибыли потеряют компании и сколько из них закроется. Эти деньги никуда не исчезнут, их просто заработает кто-то другой. Что-то не видно, чтоб фейсбук переживал за потерянную из-за них прибыль от рекламы у бумажных газет и радио.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Keskinov

Вот как-то вообще наплевать! Даже если завтра лицокнига обанкротится, никто не пострадает абсолютно. 

Ответить
Развернуть ветку
Аглалия Фурс

Интересно, с каких пор Реклама стала настолько необходимой пользователю, что кому не лень пытаются залезть к нему в трусы. А теперь надо разрешение у него спросить, ты посмотри на них

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Белобородов

Ну тут дело в таргетированной рекламе. Например нет никакого смысла предлагать, ну скажем, запчасти на машину, тому кто этим не интересуется. По этому рекламодателям интересно знать чем увлекается человек прежде чем ему что то рекламировать. Вот по этому и лезут.

Ответить
Развернуть ветку
seleko l

Мне постоянно предлагают. Не знаю когда до них дойдёт. Андроид. Если посмотреть, у Гугла офигенный объем информации обо мне, но ни разу в жизни ничего стоящего в рекламе не предложили. Ни в одной стране.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Белобородов

А я, наоборот этим пользуюсь. Например пишу в поисковике "котята", захожу на несколько вкладок и, опа, у меня везде в рекламе появляются котята. :) Так что поищите то что вам больше нравится и наслаждайтесь. :)

Ответить
Развернуть ветку
Алeкcандр Блoxин

Выше пишут, что пофиг. Но реального много небольших рекламодателей завязано в т. ч. и на рекламу в ФБ. Она была настолько эффективна, что благодаря ей, половина рекламного бюджета могло приходиться на ФБ. Сейчас эта половина просела в эффективности на 10-30%. Это означает, что CPS вырос, например, с 1000 рублей до 1300 рублей. И экономика всего рекламного канала вообще на будет сходиться. Это значит, что небольшой рекламодатель вообще отключит этот рекламный канал. И потеряет до половины выручки. И вот эта потеря половины выручки может обанкротить компанию.

На место небольшого рекламодателя придёт кто-то в замен, да. Но придёт транснациональная корпорация, для которой ВСЕ расходы на интернет — это 10% бюджета и им вообще всё равно на эффективность этого бюджета в терминах CPS, CPA, CPC. Типа P&G, Coca-Cola, Mars.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Цветков

А куда исчезнет боль клиента малого бизнеса, который смотрел рекламу и покупал товар или услугу?

Ответить
Развернуть ветку
Алeкcандр Блoxин

Не все товары из-за боли покупаются. Некоторые товары — витаминки.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Цветков

Мне кажется, что всё покупается при какой-то боли. Те же витамины  - не «витаминки», они покупаются вполне по понятным причинам. 

Ответить
Развернуть ветку
Макс Мухарёв

А кофе от какой боли покупается?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Цветков

Серьезно?))

Ответить
Развернуть ветку
Макс Мухарёв

Слишком очевидно?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Novicov

Все большие корпорации точно также считают эффективность, у них для этого даже сильно больше возможностей. И маловероятно что именно маленькие рекламодатели мешают сейчас придти и задавить рынок рекламным бюджетом.

Ответить
Развернуть ветку
Алeкcандр Блoxин

Я говорил, что они не считают эффективность в терминал CPA. Для них важен СPI и не слишком большая точность. Мне как бизнесу важно, чтобы вы КУПИЛИ мою детскую одежду. Для этого мне важно показать рекламу не любому человеку, а женщине 35-45, у которой есть дети и которая склонна к покупкам в интернете. Для Coca-Cola не важно кому показывать рекламу глобально. Они получат свои миллиарды показов и это повлияет на общее знание о бренде. Им этого хватит. 

Ответить
Развернуть ветку
Max TyT

Наоборот малый бизнес получил преимущество перед крупным. Для развития ему и не нужен ретаргетинг, также крупные игроки отбирали (перебивая ставкой) рекламные показы платежеспособных пользователей просто потому что могли (накоплено много информации). Теперь же все равны и лично у меня эффективность рекламы выросла в 2 раза.

Ответить
Развернуть ветку
Альберт

А как?

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

Да пох. Работали же раньше, ну и сейчас продолжат.
Какая вообще разница... просто цены, эффективность отрегулируются...
Раньше вообще баннерную рекламу покупали и ничего...

Ответить
Развернуть ветку
Артём Лисин

В целом да.

Ответить
Развернуть ветку
Тавил Тавилов

Да пофиг, зарабатывал один, теперь будет зарабатывать другой. Это все вообще головная боль только фейсбука, а никак не проблема бизнеса остального.

Ответить
Развернуть ветку
Невероятный Блондин
Компания запрещает «чужим» использовать данные пользователей под видом защиты конфиденциальности, но может использовать их сама, пишет маркетолог и медиаэксперт Эрик Бенджамин Сеуферт.

"пишет маркетолог и медиаэксперт"
А чё не "ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин"?

upd
О, у них даже сайты похоже называются )

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Пятикратный гровс-хакер... чемпион ультрамарафона... однажды наорал на Илона Маска в Магните...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Жуковский

Ну 30 процентов гребут же и никто не может нахлобучить

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

30% это очень и очень мало, тем более за digital продукты.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Жуковский

За продукт да. Но его создать, прорекламировать всё же стоит денег. Да и поддержка не бесплатная.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Дубов

Таргет пока что никак не изменился при закупке.

Ответить
Развернуть ветку
JimmyJocker

Ничего, контекстная реклама тоже неплохо работает.

Ответить
Развернуть ветку
Артём Лисин

.

Ответить
Развернуть ветку
Артём Лисин

Интересно а скидку или бонус можно предлагать за согласие?))

Ответить
Развернуть ветку
Unstable Po

Лучше конечно спрашивать, чем собирать данные пользователей "втихую". Но лучше бы они сделали фичу, где можно было бы заплатить доллар и избавить себя от любой рекламы и отслеживания на устройстве.

Ответить
Развернуть ветку
40 комментариев
Раскрывать всегда