{"id":13654,"url":"\/distributions\/13654\/click?bit=1&hash=7a7aa21667aefd656b6233efba962ecbef616dfd5ac100a493b4b5899b23ff1f","title":"\u041c\u044b \u043f\u043e\u043f\u0440\u043e\u0441\u0438\u043b\u0438 \u0440\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439 \u043e\u0431\u044a\u044f\u0441\u043d\u0438\u0442\u044c, \u043a\u0442\u043e \u0442\u0430\u043a\u0438\u0435 \u00ab\u043a\u0440\u0435\u0430\u0442\u043e\u0440\u00bb \u0438 \u00ab\u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u043a\u0442\u00bb","buttonText":"\u0421\u043c\u043e\u0442\u0440\u0435\u0442\u044c","imageUuid":"32086418-934b-5de5-a4ef-6425a84c490a","isPaidAndBannersEnabled":false}
Маркетинг
Skillaz

Как понять, что IT-компании пора делать ребрендинг?

Мы в компании Skillaz — разработчике интеллектуальной системы подбора персонала полного цикла – в конце апреля 2020 года провели ребрендинг.

Спустя год мы готовы поделиться своим опытом, лайфхаками и поэтапным планом по проведению ребрендинга с такими же, как мы, компаниями, теми, кто уже вырос из IT-стартапа и готов двигаться дальше.

На момент начала этого большого проекта мы уже многого достигли. Начав со штата в 5 сотрудников и маленького офиса разработчиков, мы быстро выросли в серьезного игрока на рынке HR-tech. В первую очередь, безусловно, благодаря нашему продукту, позволяющему автоматизировать подбор в крупных компаниях.

Что мы имели на момент начала ребрендинга:

· Отличный продукт, который уже хорошо себя зарекомендовал на рынке HR-Tech.

· Инвестиции от HeadHunter.

· Крупных клиентов, таких как Сбер, Пятерочка, МегаФон, Газпром Нефть и несколько других.

· Планы заполучить больше клиентов из списка RBK-500 и в разы увеличить выручку.

· Серьезный штат отличных разработчиков.

То есть, по факту, мы уже выросли из IT-стартапа.

При том, что мы имели с точки зрения фирменного стиля:

· Лого компании был разработан в самом начале нашей истории и уже серьезно устарел.

· Кроме самого лого у нас не было ничего, с чем можно было бы работать.

· Лого уже не отражал сути нашего продукта: если в начале мы говорили про помощь в подборе сотрудников по скиллам от a до z, то, эволюционировав, наш продукт стал больше про скорость и технологичность при массовом подборе.

· Наш устаревший лого смотрелся недостаточно выразительно рядом с логотипами наших клиентов.

· Презентации о продукте делались специалистами отдела продаж и визуально отталкивались от их чувства прекрасного. Тут надо сказать, что Skillaz работает на рынке b2b в энтерпрайз-сегменте. И личная презентация очень важна, она должна произвести то самое первое впечатление.

· Мы хотели развиваться в соцсетях, выглядеть несколько более серьезно и стильно, выдерживать единый тон коммуникации, чтобы стать более заметными в IT и HR-коммьюнити.

· Наши конкуренты с самого начала взяли серьезный темп в плане маркетинговых коммуникаций и уже серьезно вложились в свои бренды. Мы двигались другим путем, но пришло время привести в порядок и этот фронт работ.

· Внутренние коммуникации также нуждались в проработке, ведь штат быстро вырос, при этом, в основном, за счёт IT-специалистов, для которых важен не только продукт, но и статус компании, в которой они работают.

Все это заставило нас задуматься о новом фирменном стиле.

С чего мы начали?

1) Мы определили цели компании, разделив их на долгосрочные и краткосрочные. Важнейшая долгосрочная продуктовая цель — сделать Skillaz системой, вокруг которой вырастет экосистема из собственных IT-решений, подрядчиков и партнеров, закрывающих различные потребности в HR, и благодаря Skillaz, взаимодействующих друг с другом для взаимного повышения производительности.

Самая эффективная outbound-стратегия для среднего и большого B2B бизнеса — это выстраивание репутации среди ключевых и будущих клиентов, так как на этом рынке не работает привычная B2B-лидогенерация. Важная краткосрочная цель — создание нового фирменного стиля Skillaz для коммуникаций с потенциальными клиентами в оффлайн и диджитал, для формирования экосистемы цифровых решений вокруг Skillaz, для лучшей самоидентификации на рынке и взаимодействия с профессиональным сообществом.

2) Мы замеряли некоторые показатели, чтобы четко понимать, что было «до». Это нужно, чтобы после внедрения нового бренда снова замерять эти показатели и увидеть эффективность ребрендинга не только на уровне «ммм, стало более симпатично», но и в цифрах.

3) Мы выбрали грамотного подрядчика. Конечно, всем хочется сразу работать с известными компаниями, при этом бюджет на ребрендинг обычно скорее похож на бюджет для работы с фрилансерами. Ни то, ни другое нам не подходило. В итоге мы выбрали небольшое брендинговое агентство «OSOKA», у которого уже был большой опыт ребрендинга в целом и ребрендинга IT компаний в частности. Плюс, нам понравился их подход к работе. Для нас было важно, чтобы мы хорошо понимали и слышали друг друга, чтобы агентство стало скорее продолжением нашей команды. «Химию» никто не отменял.

4) Мы выделили внутри компании команду людей, которая была полностью погружена в проект. Конечно, ребята занимались не только этим, но сосредоточенность на результате внутри команды очень важна.

5) Мы заполнили очень объемный бриф, который предоставило агентство, и передали им всю важную сопутствующую информацию.

Что мы получили?

· Новый логотип. В нем остались узнаваемые черты – точка над i, фирменные цвета – черный, белый и оранжевый – которые были дополнены вспомогательными цветами, сделавшими визуальный язык более объемным. Из логотипа исчез ненужный акцент на скилы от a до z, зато появился фирменный знак – фигурка из игры «Тетрис». Это решение максимально точно отражает суть продукта: наши технологии помогают в условиях всё ускоряющихся процессов находить нужные фигуры для пустующих мест. К тому же выбранная фигурка является самой трудной в «пристраивании», а также походит на первую букву названия Skillaz.

· Фундамент бренда. В его основу легла плашка с отсутствующей фигуркой. Так сама фигурка стала символизировать соискателя, а плашка – работодателя. Они идеально подходят друг другу. Эта плашка легла в основу большого количества носителей – от футболок и чашек до онлайн баннеров и оформления соцсетей.

· Фирменный паттерн. Это не просто хаотично разбросанные элементы – наш паттерн символизирует бесконечную карьерную лестницу, на которой каждая фигура найдет для себя точки роста и развития. В новом офисе мы обязательно используем этот паттерн в интерьере.

· Фирменный шрифт. Теперь у нас есть собственный шрифт, который делает нашу коммуникацию еще более узнаваемой.

· Визуальную систему, на основе которой уже наши дизайнеры разработали логотипы для суббрендов и новых продуктов компании.

· Шаблон презентации. Теперь все специалисты по продажам имеют на руках стильную презентацию, с которой не стыдно прийти к самому крупному клиенту.

· Брендбук. В нем прописаны все константы фирменного стиля. С этим документом теперь не возникает вопросов, как оформить новые носители. Имея на руках брендбук, мы смогли быстро создать новый сайт. Плюс в 2020 году перед нами встала задача перенести коммуникацию в онлайн. Мы провели более 20 мероприятий с крупнейшими игроками рынка. Для эфиров мы быстро и без проблем разработали оформление.

Чего мы добились за год после ребрендинга?

· NPS вырос на 13% по сравнению с прошлым годом

· Количество клиентов градации РБК-500 выросло в 2,5 раза

· Узнаваемость в профессиональном сообществе выросла почти в 3 раза

· Выручка компании увеличилась в 2,3 раза (со 153,6 млн за 2019 год до 346, 5 млн в 2020 году).

· Частота и качество коммуникации в соцсетях увеличились в 4 раза

Является ли это результатом исключительно ребрендинга? Конечно же, нет! Это результат и постоянной работы над продуктом, и улучшения внутренних процессов, и в целом накопленный эффект от целого ряда маркетинговых и не только активностей. Помогло ли нам появление нового фирменного стиля в достижении наших целей? Безусловно, да!

Надеемся, что наш опыт будет полезен многим компаниям, которые хотят выйти на новый уровень. Мы уверены, что ребрендинг – это правильное решение на пути к обретению сильного и конкурентного визуального образа компании.

0
22 комментария
Написать комментарий...
fffggg gggfff

"директор по развитию / директор по маркетинг с доступом у телу владельцев/директоров хочет просрать тонну конторских денег за скромный откат"

Ответить
Развернуть ветку
Lisa Matusova

Вы невероятно далеки от истины

Ответить
Развернуть ветку
Миша Магадан

Рассказывайте свою версию, сообщество сравнит.

Ответить
Развернуть ветку
Миша Магадан

я думал, что только крупные конторы удаётся разводить на ребрендинг

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

Я думал, все уже в курсе, что ребрендинг важная и нужная вещь.

Ответить
Развернуть ветку
Миша Магадан
все уже в курсе, что ребрендинг важная и нужная вещь

пока нет подтверждённых положительных примеров пользы ребрендинга

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

Старый логотип Эпл просит уточнить, какие нужны подтверждения.

Ответить
Развернуть ветку
Миша Магадан

Ну там расчёты всякие скучные.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

Вы знаете, с одной стороны, я бы тоже не против удовольствием посмотрел на расчёты - и думаю, они где-то есть.

С другой стороны, то, что ребрендинг сказывается на деятельности фирмы - это на столько прозрачная и очевидная истина, что подтверждений странно просить: а то мы докатимся до просьб подтвердить, что на продажах сказывается реклама, например.

Другое дело, что он может сказываться и негативно. Но тут, думаю, все очевидно - данный ребрендинг здоровый, крепкий, яркий и удобный.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

Годный ребрендинг, сколько стоил, интересно.

Ответить
Развернуть ветку
Lisa Matusova

Спасибо. 27 мая получили за него награду на Серебряном Меркурии

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Красавцев

"Выручка компании увеличилась в 2,3 раза (со 153 649 млн за 2019 год до 346 578 млн в 2020 году)."- вы что-то напутали видимо)

Если бы ребрендинга небыло, то выручка не выросла бы?

Главное - продукт, а как написано разницы нет, особенно, если нужно писать что означают разные части лого.

Ну и старый лого был лучше - проще.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

Ваше мнение на чём основано-то?)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Красавцев

Я так вижу. А ваше?

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

А, тогда ясно. "Прежде чем писать комментарии - стоит разобраться в вопросе" - именно такой совет Вы дали кому-то в комментариях. Думаю, для Вас он ещё более актуален.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Красавцев

:))) и в чем конкретно я не разобрался?

"346 578 млн" - утверждение означает 346,578 миллиардов, это явная опечатка. Или это новый "десятирог" о котором я не слышал.

"Если бы ребрендинга небыло, то выручка не выросла бы?" - это просто вопрос. Возможно автор бы ответил, что они каким-то образом проводили тестирование, одной половине потенциальных потребителей показывали маркетинговые материалы в новом стиле, а второй - в старом. Собрали бы метрики, конверсии и вывели, что новый стиль дал приток новых клиентов или наоборот. 

"Главное - продукт, а как написано разницы нет, особенно, если нужно писать что означают разные части лого." - это просто мнение, тут правды нет, у каждого своя. Я тоже раньше впадал в романтические настроения и начинал визуализировать тайные смыслы и образы и пытаться сопоставлять их с миссиями компаний, делать сложные аббревиатуры понятные мне и совсем непонятные другим. Есть у меня куча историй про это. Лишь бы собственнику нравилось, для остальных это вкусовщина.

Не помню кто сказал, но мне понравилось, не дословно, но смысл понятен : "Если у вас магазин с продуктами, то просто напишите ПРОДУКТЫ, а потом уже, когда бизнес встанет на ноги будете придумывать громкие названия".

"Ну и старый лого был лучше - проще." - это вкусовщина. А о вкусах как вы знаете, не спорят.

Так что  "Прежде чем писать комментарии - стоит разобраться в вопросе" к делу не относится.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

Тогда я позволю себе внести коррективы, если эти фразы - "просто мнение".

*"По моему ощущению, главное - не продукт, а как написано, не важно".

Это только по Вашему ощущению, в реальности же важен и продукт, и то, как он продаётся.

*"Мне больше нравился старый лого"
Да, на вкус и цвет. А вот лучше - новый логотип. Как минимум потому, что теперь у него есть знак, который можно использовать в разных форматах и к нему привязан фирстиль, который объединит продукты и повысит (уже повысил) узнаваемость."

Ответить
Развернуть ветку
Lisa Matusova

В статье же так и написано, что такие результаты - не только благодаря ребрендингу.

Ответить
Развернуть ветку
Pocket Rocket Agency

Мы так же сделали ребрендинг для 2 IT компаний, software разработчикам и создателям AR технологии для примерки.
Ниже ссылки на работы

Ответить
Развернуть ветку
KSA
 Как понять, что IT-компании пора делать ребрендинг?

Ребрендинг делают в единственном случае - когда хотят украсть денги из бюджета компании. Других причин делать ребрендинг не существует

Ответить
Развернуть ветку
Lisa Matusova

В статье подробно описано совсем иное. Обвинения в коррупции очень серьёзные, и совершенно непонятно, почему вы так огульно это делаете... 

Ответить
Развернуть ветку
KSA

Обвинения вам предъявит прокурор
Я делюсь наблюдениями

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 22 комментария
null