Как понять, что IT-компании пора делать ребрендинг?

Мы в компании Skillaz — разработчике интеллектуальной системы подбора персонала полного цикла – в конце апреля 2020 года провели ребрендинг.

Как понять, что IT-компании пора делать ребрендинг?

Спустя год мы готовы поделиться своим опытом, лайфхаками и поэтапным планом по проведению ребрендинга с такими же, как мы, компаниями, теми, кто уже вырос из IT-стартапа и готов двигаться дальше.

На момент начала этого большого проекта мы уже многого достигли. Начав со штата в 5 сотрудников и маленького офиса разработчиков, мы быстро выросли в серьезного игрока на рынке HR-tech. В первую очередь, безусловно, благодаря нашему продукту, позволяющему автоматизировать подбор в крупных компаниях.

Что мы имели на момент начала ребрендинга:

· Отличный продукт, который уже хорошо себя зарекомендовал на рынке HR-Tech.

· Инвестиции от HeadHunter.

· Крупных клиентов, таких как Сбер, Пятерочка, МегаФон, Газпром Нефть и несколько других.

· Планы заполучить больше клиентов из списка RBK-500 и в разы увеличить выручку.

· Серьезный штат отличных разработчиков.

То есть, по факту, мы уже выросли из IT-стартапа.

При том, что мы имели с точки зрения фирменного стиля:

Как понять, что IT-компании пора делать ребрендинг?

· Лого компании был разработан в самом начале нашей истории и уже серьезно устарел.

· Кроме самого лого у нас не было ничего, с чем можно было бы работать.

· Лого уже не отражал сути нашего продукта: если в начале мы говорили про помощь в подборе сотрудников по скиллам от a до z, то, эволюционировав, наш продукт стал больше про скорость и технологичность при массовом подборе.

· Наш устаревший лого смотрелся недостаточно выразительно рядом с логотипами наших клиентов.

· Презентации о продукте делались специалистами отдела продаж и визуально отталкивались от их чувства прекрасного. Тут надо сказать, что Skillaz работает на рынке b2b в энтерпрайз-сегменте. И личная презентация очень важна, она должна произвести то самое первое впечатление.

· Мы хотели развиваться в соцсетях, выглядеть несколько более серьезно и стильно, выдерживать единый тон коммуникации, чтобы стать более заметными в IT и HR-коммьюнити.

· Наши конкуренты с самого начала взяли серьезный темп в плане маркетинговых коммуникаций и уже серьезно вложились в свои бренды. Мы двигались другим путем, но пришло время привести в порядок и этот фронт работ.

· Внутренние коммуникации также нуждались в проработке, ведь штат быстро вырос, при этом, в основном, за счёт IT-специалистов, для которых важен не только продукт, но и статус компании, в которой они работают.

Все это заставило нас задуматься о новом фирменном стиле.

С чего мы начали?

1) Мы определили цели компании, разделив их на долгосрочные и краткосрочные. Важнейшая долгосрочная продуктовая цель — сделать Skillaz системой, вокруг которой вырастет экосистема из собственных IT-решений, подрядчиков и партнеров, закрывающих различные потребности в HR, и благодаря Skillaz, взаимодействующих друг с другом для взаимного повышения производительности.

Самая эффективная outbound-стратегия для среднего и большого B2B бизнеса — это выстраивание репутации среди ключевых и будущих клиентов, так как на этом рынке не работает привычная B2B-лидогенерация. Важная краткосрочная цель — создание нового фирменного стиля Skillaz для коммуникаций с потенциальными клиентами в оффлайн и диджитал, для формирования экосистемы цифровых решений вокруг Skillaz, для лучшей самоидентификации на рынке и взаимодействия с профессиональным сообществом.

2) Мы замеряли некоторые показатели, чтобы четко понимать, что было «до». Это нужно, чтобы после внедрения нового бренда снова замерять эти показатели и увидеть эффективность ребрендинга не только на уровне «ммм, стало более симпатично», но и в цифрах.

3) Мы выбрали грамотного подрядчика. Конечно, всем хочется сразу работать с известными компаниями, при этом бюджет на ребрендинг обычно скорее похож на бюджет для работы с фрилансерами. Ни то, ни другое нам не подходило. В итоге мы выбрали небольшое брендинговое агентство «OSOKA», у которого уже был большой опыт ребрендинга в целом и ребрендинга IT компаний в частности. Плюс, нам понравился их подход к работе. Для нас было важно, чтобы мы хорошо понимали и слышали друг друга, чтобы агентство стало скорее продолжением нашей команды. «Химию» никто не отменял.

4) Мы выделили внутри компании команду людей, которая была полностью погружена в проект. Конечно, ребята занимались не только этим, но сосредоточенность на результате внутри команды очень важна.

5) Мы заполнили очень объемный бриф, который предоставило агентство, и передали им всю важную сопутствующую информацию.

Что мы получили?

· Новый логотип. В нем остались узнаваемые черты – точка над i, фирменные цвета – черный, белый и оранжевый – которые были дополнены вспомогательными цветами, сделавшими визуальный язык более объемным. Из логотипа исчез ненужный акцент на скилы от a до z, зато появился фирменный знак – фигурка из игры «Тетрис». Это решение максимально точно отражает суть продукта: наши технологии помогают в условиях всё ускоряющихся процессов находить нужные фигуры для пустующих мест. К тому же выбранная фигурка является самой трудной в «пристраивании», а также походит на первую букву названия Skillaz.

Как понять, что IT-компании пора делать ребрендинг?

· Фундамент бренда. В его основу легла плашка с отсутствующей фигуркой. Так сама фигурка стала символизировать соискателя, а плашка – работодателя. Они идеально подходят друг другу. Эта плашка легла в основу большого количества носителей – от футболок и чашек до онлайн баннеров и оформления соцсетей.

Как понять, что IT-компании пора делать ребрендинг?

· Фирменный паттерн. Это не просто хаотично разбросанные элементы – наш паттерн символизирует бесконечную карьерную лестницу, на которой каждая фигура найдет для себя точки роста и развития. В новом офисе мы обязательно используем этот паттерн в интерьере.

Как понять, что IT-компании пора делать ребрендинг?

· Фирменный шрифт. Теперь у нас есть собственный шрифт, который делает нашу коммуникацию еще более узнаваемой.

Как понять, что IT-компании пора делать ребрендинг?

· Визуальную систему, на основе которой уже наши дизайнеры разработали логотипы для суббрендов и новых продуктов компании.

Как понять, что IT-компании пора делать ребрендинг?

· Шаблон презентации. Теперь все специалисты по продажам имеют на руках стильную презентацию, с которой не стыдно прийти к самому крупному клиенту.

Как понять, что IT-компании пора делать ребрендинг?

· Брендбук. В нем прописаны все константы фирменного стиля. С этим документом теперь не возникает вопросов, как оформить новые носители. Имея на руках брендбук, мы смогли быстро создать новый сайт. Плюс в 2020 году перед нами встала задача перенести коммуникацию в онлайн. Мы провели более 20 мероприятий с крупнейшими игроками рынка. Для эфиров мы быстро и без проблем разработали оформление.

Как понять, что IT-компании пора делать ребрендинг?

Чего мы добились за год после ребрендинга?

· NPS вырос на 13% по сравнению с прошлым годом

· Количество клиентов градации РБК-500 выросло в 2,5 раза

· Узнаваемость в профессиональном сообществе выросла почти в 3 раза

· Выручка компании увеличилась в 2,3 раза (со 153,6 млн за 2019 год до 346, 5 млн в 2020 году).

· Частота и качество коммуникации в соцсетях увеличились в 4 раза

Является ли это результатом исключительно ребрендинга? Конечно же, нет! Это результат и постоянной работы над продуктом, и улучшения внутренних процессов, и в целом накопленный эффект от целого ряда маркетинговых и не только активностей. Помогло ли нам появление нового фирменного стиля в достижении наших целей? Безусловно, да!

Надеемся, что наш опыт будет полезен многим компаниям, которые хотят выйти на новый уровень. Мы уверены, что ребрендинг – это правильное решение на пути к обретению сильного и конкурентного визуального образа компании.

44
22 комментария

"директор по развитию / директор по маркетинг с доступом у телу владельцев/директоров хочет просрать тонну конторских денег за скромный откат"

3
Ответить

Вы невероятно далеки от истины

Ответить

я думал, что только крупные конторы удаётся разводить на ребрендинг

2
Ответить

Я думал, все уже в курсе, что ребрендинг важная и нужная вещь.

1
Ответить

Годный ребрендинг, сколько стоил, интересно.

1
Ответить

Спасибо. 27 мая получили за него награду на Серебряном Меркурии

Ответить

"Выручка компании увеличилась в 2,3 раза (со 153 649 млн за 2019 год до 346 578 млн в 2020 году)."- вы что-то напутали видимо)

Если бы ребрендинга небыло, то выручка не выросла бы?

Главное - продукт, а как написано разницы нет, особенно, если нужно писать что означают разные части лого.

Ну и старый лого был лучше - проще.

Ответить