Как понять, что IT-компании пора делать ребрендинг?
Мы в компании Skillaz — разработчике интеллектуальной системы подбора персонала полного цикла – в конце апреля 2020 года провели ребрендинг.
Спустя год мы готовы поделиться своим опытом, лайфхаками и поэтапным планом по проведению ребрендинга с такими же, как мы, компаниями, теми, кто уже вырос из IT-стартапа и готов двигаться дальше.
На момент начала этого большого проекта мы уже многого достигли. Начав со штата в 5 сотрудников и маленького офиса разработчиков, мы быстро выросли в серьезного игрока на рынке HR-tech. В первую очередь, безусловно, благодаря нашему продукту, позволяющему автоматизировать подбор в крупных компаниях.
Что мы имели на момент начала ребрендинга:
· Отличный продукт, который уже хорошо себя зарекомендовал на рынке HR-Tech.
· Инвестиции от HeadHunter.
· Крупных клиентов, таких как Сбер, Пятерочка, МегаФон, Газпром Нефть и несколько других.
· Планы заполучить больше клиентов из списка RBK-500 и в разы увеличить выручку.
· Серьезный штат отличных разработчиков.
То есть, по факту, мы уже выросли из IT-стартапа.
При том, что мы имели с точки зрения фирменного стиля:
· Лого компании был разработан в самом начале нашей истории и уже серьезно устарел.
· Кроме самого лого у нас не было ничего, с чем можно было бы работать.
· Лого уже не отражал сути нашего продукта: если в начале мы говорили про помощь в подборе сотрудников по скиллам от a до z, то, эволюционировав, наш продукт стал больше про скорость и технологичность при массовом подборе.
· Наш устаревший лого смотрелся недостаточно выразительно рядом с логотипами наших клиентов.
· Презентации о продукте делались специалистами отдела продаж и визуально отталкивались от их чувства прекрасного. Тут надо сказать, что Skillaz работает на рынке b2b в энтерпрайз-сегменте. И личная презентация очень важна, она должна произвести то самое первое впечатление.
· Мы хотели развиваться в соцсетях, выглядеть несколько более серьезно и стильно, выдерживать единый тон коммуникации, чтобы стать более заметными в IT и HR-коммьюнити.
· Наши конкуренты с самого начала взяли серьезный темп в плане маркетинговых коммуникаций и уже серьезно вложились в свои бренды. Мы двигались другим путем, но пришло время привести в порядок и этот фронт работ.
· Внутренние коммуникации также нуждались в проработке, ведь штат быстро вырос, при этом, в основном, за счёт IT-специалистов, для которых важен не только продукт, но и статус компании, в которой они работают.
Все это заставило нас задуматься о новом фирменном стиле.
С чего мы начали?
1) Мы определили цели компании, разделив их на долгосрочные и краткосрочные. Важнейшая долгосрочная продуктовая цель — сделать Skillaz системой, вокруг которой вырастет экосистема из собственных IT-решений, подрядчиков и партнеров, закрывающих различные потребности в HR, и благодаря Skillaz, взаимодействующих друг с другом для взаимного повышения производительности.
Самая эффективная outbound-стратегия для среднего и большого B2B бизнеса — это выстраивание репутации среди ключевых и будущих клиентов, так как на этом рынке не работает привычная B2B-лидогенерация. Важная краткосрочная цель — создание нового фирменного стиля Skillaz для коммуникаций с потенциальными клиентами в оффлайн и диджитал, для формирования экосистемы цифровых решений вокруг Skillaz, для лучшей самоидентификации на рынке и взаимодействия с профессиональным сообществом.
2) Мы замеряли некоторые показатели, чтобы четко понимать, что было «до». Это нужно, чтобы после внедрения нового бренда снова замерять эти показатели и увидеть эффективность ребрендинга не только на уровне «ммм, стало более симпатично», но и в цифрах.
3) Мы выбрали грамотного подрядчика. Конечно, всем хочется сразу работать с известными компаниями, при этом бюджет на ребрендинг обычно скорее похож на бюджет для работы с фрилансерами. Ни то, ни другое нам не подходило. В итоге мы выбрали небольшое брендинговое агентство «OSOKA», у которого уже был большой опыт ребрендинга в целом и ребрендинга IT компаний в частности. Плюс, нам понравился их подход к работе. Для нас было важно, чтобы мы хорошо понимали и слышали друг друга, чтобы агентство стало скорее продолжением нашей команды. «Химию» никто не отменял.
4) Мы выделили внутри компании команду людей, которая была полностью погружена в проект. Конечно, ребята занимались не только этим, но сосредоточенность на результате внутри команды очень важна.
5) Мы заполнили очень объемный бриф, который предоставило агентство, и передали им всю важную сопутствующую информацию.
Что мы получили?
· Новый логотип. В нем остались узнаваемые черты – точка над i, фирменные цвета – черный, белый и оранжевый – которые были дополнены вспомогательными цветами, сделавшими визуальный язык более объемным. Из логотипа исчез ненужный акцент на скилы от a до z, зато появился фирменный знак – фигурка из игры «Тетрис». Это решение максимально точно отражает суть продукта: наши технологии помогают в условиях всё ускоряющихся процессов находить нужные фигуры для пустующих мест. К тому же выбранная фигурка является самой трудной в «пристраивании», а также походит на первую букву названия Skillaz.
· Фундамент бренда. В его основу легла плашка с отсутствующей фигуркой. Так сама фигурка стала символизировать соискателя, а плашка – работодателя. Они идеально подходят друг другу. Эта плашка легла в основу большого количества носителей – от футболок и чашек до онлайн баннеров и оформления соцсетей.
· Фирменный паттерн. Это не просто хаотично разбросанные элементы – наш паттерн символизирует бесконечную карьерную лестницу, на которой каждая фигура найдет для себя точки роста и развития. В новом офисе мы обязательно используем этот паттерн в интерьере.
· Фирменный шрифт. Теперь у нас есть собственный шрифт, который делает нашу коммуникацию еще более узнаваемой.
· Визуальную систему, на основе которой уже наши дизайнеры разработали логотипы для суббрендов и новых продуктов компании.
· Шаблон презентации. Теперь все специалисты по продажам имеют на руках стильную презентацию, с которой не стыдно прийти к самому крупному клиенту.
· Брендбук. В нем прописаны все константы фирменного стиля. С этим документом теперь не возникает вопросов, как оформить новые носители. Имея на руках брендбук, мы смогли быстро создать новый сайт. Плюс в 2020 году перед нами встала задача перенести коммуникацию в онлайн. Мы провели более 20 мероприятий с крупнейшими игроками рынка. Для эфиров мы быстро и без проблем разработали оформление.
Чего мы добились за год после ребрендинга?
· NPS вырос на 13% по сравнению с прошлым годом
· Количество клиентов градации РБК-500 выросло в 2,5 раза
· Узнаваемость в профессиональном сообществе выросла почти в 3 раза
· Выручка компании увеличилась в 2,3 раза (со 153,6 млн за 2019 год до 346, 5 млн в 2020 году).
· Частота и качество коммуникации в соцсетях увеличились в 4 раза
Является ли это результатом исключительно ребрендинга? Конечно же, нет! Это результат и постоянной работы над продуктом, и улучшения внутренних процессов, и в целом накопленный эффект от целого ряда маркетинговых и не только активностей. Помогло ли нам появление нового фирменного стиля в достижении наших целей? Безусловно, да!
Надеемся, что наш опыт будет полезен многим компаниям, которые хотят выйти на новый уровень. Мы уверены, что ребрендинг – это правильное решение на пути к обретению сильного и конкурентного визуального образа компании.
"директор по развитию / директор по маркетинг с доступом у телу владельцев/директоров хочет просрать тонну конторских денег за скромный откат"
Вы невероятно далеки от истины
Рассказывайте свою версию, сообщество сравнит.
я думал, что только крупные конторы удаётся разводить на ребрендинг
Я думал, все уже в курсе, что ребрендинг важная и нужная вещь.
пока нет подтверждённых положительных примеров пользы ребрендинга
Старый логотип Эпл просит уточнить, какие нужны подтверждения.
Ну там расчёты всякие скучные.
Вы знаете, с одной стороны, я бы тоже не против удовольствием посмотрел на расчёты - и думаю, они где-то есть.
С другой стороны, то, что ребрендинг сказывается на деятельности фирмы - это на столько прозрачная и очевидная истина, что подтверждений странно просить: а то мы докатимся до просьб подтвердить, что на продажах сказывается реклама, например.
Другое дело, что он может сказываться и негативно. Но тут, думаю, все очевидно - данный ребрендинг здоровый, крепкий, яркий и удобный.
Годный ребрендинг, сколько стоил, интересно.
Спасибо. 27 мая получили за него награду на Серебряном Меркурии
"Выручка компании увеличилась в 2,3 раза (со 153 649 млн за 2019 год до 346 578 млн в 2020 году)."- вы что-то напутали видимо)
Если бы ребрендинга небыло, то выручка не выросла бы?
Главное - продукт, а как написано разницы нет, особенно, если нужно писать что означают разные части лого.
Ну и старый лого был лучше - проще.
Ваше мнение на чём основано-то?)
Я так вижу. А ваше?
А, тогда ясно. "Прежде чем писать комментарии - стоит разобраться в вопросе" - именно такой совет Вы дали кому-то в комментариях. Думаю, для Вас он ещё более актуален.
:))) и в чем конкретно я не разобрался?
"346 578 млн" - утверждение означает 346,578 миллиардов, это явная опечатка. Или это новый "десятирог" о котором я не слышал.
"Если бы ребрендинга небыло, то выручка не выросла бы?" - это просто вопрос. Возможно автор бы ответил, что они каким-то образом проводили тестирование, одной половине потенциальных потребителей показывали маркетинговые материалы в новом стиле, а второй - в старом. Собрали бы метрики, конверсии и вывели, что новый стиль дал приток новых клиентов или наоборот.
"Главное - продукт, а как написано разницы нет, особенно, если нужно писать что означают разные части лого." - это просто мнение, тут правды нет, у каждого своя. Я тоже раньше впадал в романтические настроения и начинал визуализировать тайные смыслы и образы и пытаться сопоставлять их с миссиями компаний, делать сложные аббревиатуры понятные мне и совсем непонятные другим. Есть у меня куча историй про это. Лишь бы собственнику нравилось, для остальных это вкусовщина.
Не помню кто сказал, но мне понравилось, не дословно, но смысл понятен : "Если у вас магазин с продуктами, то просто напишите ПРОДУКТЫ, а потом уже, когда бизнес встанет на ноги будете придумывать громкие названия".
"Ну и старый лого был лучше - проще." - это вкусовщина. А о вкусах как вы знаете, не спорят.
Так что "Прежде чем писать комментарии - стоит разобраться в вопросе" к делу не относится.
Тогда я позволю себе внести коррективы, если эти фразы - "просто мнение".
*"По моему ощущению, главное - не продукт, а как написано, не важно".
Это только по Вашему ощущению, в реальности же важен и продукт, и то, как он продаётся.
*"Мне больше нравился старый лого"
Да, на вкус и цвет. А вот лучше - новый логотип. Как минимум потому, что теперь у него есть знак, который можно использовать в разных форматах и к нему привязан фирстиль, который объединит продукты и повысит (уже повысил) узнаваемость."
В статье же так и написано, что такие результаты - не только благодаря ребрендингу.
Мы так же сделали ребрендинг для 2 IT компаний, software разработчикам и создателям AR технологии для примерки.
Ниже ссылки на работы
Ребрендинг делают в единственном случае - когда хотят украсть денги из бюджета компании. Других причин делать ребрендинг не существует
В статье подробно описано совсем иное. Обвинения в коррупции очень серьёзные, и совершенно непонятно, почему вы так огульно это делаете...
Обвинения вам предъявит прокурор
Я делюсь наблюдениями