Четыре причины, почему самописная CRM — заведомо проигрышный путь

Решение внедрить CRM дается бизнесу непросто. Еще сложнее определиться — какую систему выбрать. Самый тернистый путь — строить собственную CRM с «нуля». Web-интегратор o2it.ru рассказывает, почему такая идея заведомо ведет компанию к провалу.

Четыре причины, почему самописная CRM — заведомо проигрышный путь

Плюсы самописной CRM-системы

В разработке собственной CRM компанию привлекают:

  • Возможность идеально подстроить систему под решение конкретных бизнес-задач
  • Персонализация интерфейса с учетом всех требований
  • Отсутствие расходов на покупку лицензий

На этом плюсы заканчиваются. Теперь разберем, почему, даже при наличии определенных профитов, создавать самописную программу — плохая идея.

Четыре причины, почему самописная CRM — заведомо проигрышный путь

Причины не разрабатывать собственную CRM-систему

Первая: нерациональная трата сил, времени и денег

Вы точно хотите изобретать велосипед вместо того, чтобы ехать? На рынке CRM десятки готовых решений: как универсальных, которые адаптируются под бизнес-процессы компании, так и отраслевых — с уже продуманными нишевыми сценариями. Создание собственной CRM с нуля выйдет дороже, дольше и трудозатратнее, чем внедрение готового софта.

Четыре причины, почему самописная CRM — заведомо проигрышный путь

Вторая: сложная поддержка и развитие

Вы будете отставать от рыночных трендов, уступая крупным игрокам на рынке CRM с кратно большими ресурсами разработки. Ваши конкуренты, использующие готовые CRM-решения, получат новые функции быстрее и обретут преимущество.

Четыре причины, почему самописная CRM — заведомо проигрышный путь

Третья: риск остаться без технической поддержки

Разработкой собственной CRM в компании занимается штатный программист, который однажды ее покинет. В отличие от готовых CRM, решить проблемы самописной системы может только тот человек, который ее разработал. Ему одному известны все тонкости и нюансы, поскольку времени и средств на разработку документации у вас, вероятно, не было. Или вы даже не задумывались об этом на старте. Когда он покинет компанию, вам придется искать замену. Загвоздка в том, что большинство подрядчиков не берется за поддержку неведомой программы.

Четыре причины, почему самописная CRM — заведомо проигрышный путь

Четвертая: дорогостоящий переход на работу в другую CRM

Если в какой-то момент созданная CRM перестанет отвечать запросам компании, быстро заменить ее на другую не получится. Процесс перехода вновь потребует вложения денег и времени, и может занять от нескольких месяцев до пары лет.

Четыре причины, почему самописная CRM — заведомо проигрышный путь

Почему лучше выбрать готовую CRM

Готовые CRM-системы имеют ряд преимуществ над собственной разработкой: техническая поддержка от вендора, регулярные обновления и рынок опытных интеграторов. Популярные сценарии работы уже продуманы: их нужно лишь адаптировать под существующие процессы. Недостающий функционал реализуется через штатные lowcode/no-code конструкторы и готовые решения из Marketplace. В крайнем случае, нужные опции можно разработать и интегрировать с CRM-системой. И это будет куда дешевле и быстрее, чем создавать с нуля всю систему целиком.

Четыре причины, почему самописная CRM — заведомо проигрышный путь

Мы честно думали над исключениями. Хотели показать вам, когда разрабатывать собственную CRM может быть целесообразно. Увы. Таких примеров у нас для вас нет. Если вдруг это ваш случай, поделитесь в комментариях своим опытом.

1818
9 комментариев

Позволю себе вставить свои 5 копеек.

- Самописная CRM всегда дешевле готового решения в долгосрочной перспективе.
- Разобраться в чужом коде для поддержки можно. Даже если отсутствует документация, просто времени будет затрачено больше.
- Тренды не всегда нужны, а иногда и противопоказаны.

Выбор самописной или готовой - это выбор между андроид и Ios, между Linux и Windows, и так далее. Для каждого существует своя правда.

В своей статье вы субъективны и описываете только со своей стороны, я же знаю достаточно примеров, когда самопис был выгоднее, удобнее и проще готового решения. Как-то так.

2

Сергей, позвольте с вами не согласиться.

1. Самописная CRM выходит гораздо дороже с точки зрения стоимости владения и развития системы. Крупные вендоры CRM вкладывают десятки тысяч человеко-часов на развитие своих продуктов ежемесячно, даже Enterprise-сегменту сложно выдать такой объем.
Вы же не разрабатываете собственный офисный пакет, или операционную систему для конкретной компании.
2. Если есть документация, то это, конечно, намного доступнее, но опять же требует время на изучение. Время = деньги, поддерживать систему становится дороже. А если документации нет, то вы тут же попадаете на Vendor Lock.
3. Компания находится в рынке, рынок меняется очень быстро, если не следовать тренду, то можно скоропостижно покинуть рынок.

Будем рады, если приведете примеры успешного внедрения самописных решений.

И писал CRM и внедрял готовые и допиливал уже внедренные.

Почему писали CRM:
- ИТ компания, у которой есть экспертиза в разработке, быстрее(не факт что дешевле) сделать самим.
- Очень крупная компания, где CRM основа бизнеса.

Почему использовали готовые:
- Бизнес без экспертизы в ИТ, и не желающий ее получать
- Мелкий бизнес

1

Вчера была встреча с клиентом, у которого самописная ERP. В компании 500 сотрудников, средний бизнес. Настрадались с ней они страшно, как раз по причинам, которые описаны в статье.

Сегодняшняя политика компании: смотрим готовые решения с возможностью конфигурации под нас.

Возможность идеально подстроить систему под решение конкретных бизнес-задач

Вот этот пункт перечёркивает все недостатки и сложности, связанные с собственной CRM/ERP и прочими системами.

Если, конечно, это не типовая организация, а имеет своё бизнес-ядро, свою бизнес-идею.

1

Многие наши клиенты с самописными решениями когда-то так думали...

Конечно, собственные решения имеют право на жизнь, но на наш взгляд, только в Enterprise-сегменте, да и то далеко не во всех случаях.

Чтобы не было ХЗ, нужно внятное ТЗ.
Опыт разработки информационных систем показывает, что если они автоматизируют процесс, то всегда дешевле, проще, быстрее и прибыльнее для клиента писать свою.
Если автоматизируют не процессы, а отдельные функции, то у изобретённого велосипеда, на который вы ссылаетесь, передние колёса крутятся быстрее задних и проблема отсутствия CRM или покупки из коробки никуда не отваливается.
Первично описание процессов по известным правилам, а не в стиле "Я так думаю".
Мало готовых решений способно удовлетворить запросы конкретной компании, в которой как известно, кроме унифицированных функций, о которой подумали разработчики "коробки", есть ещё и бизнес-логика.
Я думаю, что всё индивидуально и зависит от конкретных условий.
Мнение автора категорично и субъективно.
Главная ошибка - автоматизировать то, что не описано процессами. А если описано, то результативнее писать свою, 100%.

1