Управление стартап-студией. Что бы я рассказал самому себе 3 года назад?

Заводу цифровых бизнесов Admitad Projects исполнилось 3 года. Это и окончание еще одного цикла, и пора подвести итоги, отрефлексировав события. Общий контекст повторять не буду. Он, а также история, подробно изложены в статье про то, как за пять лет докатились до жизни такой.

Управление стартап-студией. Что бы я рассказал самому себе 3 года назад?

Здесь приведу 3 фактора, которые я вывел для себя. Если бы знал о них в 2018 году, то сэкономил бы много нервов себе и тем, кто работает рядом. Поэтому делюсь с вами в надежде что пригодится и кто-то “пропрыгает по клеточкам” быстрее/лучше нас.

Бизнес-модель стартап студии

Можно поделить на 3 крупных блока:

  • Создание проектов для рынка (инвесторов);
  • Также для рынка, но под дивидендную модель;
  • Для внутреннего заказчика (корпоративная).

В первом случае важно помнить, что вы делаете проект, который поднимает инвест-раунды, а затем в какой-то момент продается.

Во-втором — проект должен быстро выходить на самоокупаемость и в прибыль.

В третьем случае цели самые разные. Корпорации не всегда нужны просто деньги, а, например, команды с экспертизой на определенном рынке или дополнения для существующих бизнесов (что-то что увеличивает время и качество использования их продуктов). Также корпорация охоча до инсайдов с рынка, которые она рассматривает для других своих продуктов или просто проводит разведку. Конечно же, есть классика корпоративных задач: рост капитализации и увеличения доли дохода от цифровых продуктов в общем P&L.

Почему это важно. Не рекомендую совмещать. Определитесь, под какую бизнес-модель заточена студия. Уже от этого позиционирования надо делать различные акценты на команде и сервисах, которые предоставляете своим проектам.

Оптимальный размер производства

Тут сразу оговорка. Студия может быть вообще без сервисов (с минимальным набором), т.е. только консультирует, но операционные функции на себя не берет. Но это все ж более экономный вариант, и не совсем цифровой завод или фабрика по производству бизнесов, о которой в данном случае речь.

Если говорим про крупное производство, то по опыту магическое число в данном случае — 5-7 новых компаний в год, дошедших до стадии Seed (первые повторяемые продажи, mvp, команда…).

Если меньше, то чит-код студии перестает работать, а именно разделение расходов бэкофиса сразу на несколько проектов (на 7 в данном случае). Удобно и выгодно, когда у вас 1 бухгалтер на 7 проектов, 1 архитектор на 7 проектов, 1 главный юрист, HR, и тд.

С другой стороны, если проектов становится слишком много (от 8 и выше), то бэкофис надо составлять уже более основательный, а это лишние расходы, да и качество начинает хромать ввиду большой нагрузки. Внимание на 1 проект снижается, что на ранних стадиях вредно.

Главное, почему стоит следить за объемом производства:

  • Если у вас разом вырастет 10 компаний, и всем им потребуется фандрайзинг — это сложно.
  • Пусть даже из десяти самыми растущими будут три-четыре проекта, с каждой новой стадией энтропия возрастает в разы.
  • Слишком много всего начинает происходить. Вы не успеваете, теряете фокус, переходите на более стратегический уровень управления, а на ранних стадиях это опять же вредно.

Потому, выбирая между массовым производством компаний, и бутиковой версией, рекомендую все же бутиковую (оптимальный размер портфеля ежегодно, не больше, не меньше, с максимумом внимания к каждому проекту).

Если у вас большая корпорация, и объемы производства нужны другие, то делайте 5-6 студий внутри себя по направлениям, но не “раскачивайте” одну до огромных размеров.

Помните про цикл производства

Тут как в анекдоте: не выйдет родить ребенка за 1 месяц, даже если привлечь 9 женщин.

Чтобы проект получился, требуется время. Обычно от идеи до уже более-менее твердо стоящего на ногах бизнеса пройдет 15-20 месяцев. Проект должен накопить критическую массу решенных проблем: с рынком, с продуктом, с командой. Всегда что-то происходит, и за 15-20 месяцев все это произойдет и ядро сформируется.

Почему это важно, и на чем попался я сам. Когда сажаешь яблони, то через определенное время вырастут яблоки, что логично. Но в жизни часто бывает, что стратегия меняется, и нужны уже не яблони, а томаты. Это начало нового цикла в 15-20 месяцев.

На этой нестыковке многие инновационные команды и спотыкаются. Договорились, начали делать одно, потом сменилась стратегия, мандат или команда людей принимающих решение. Что выросло уже не интересно, надо сажать новое, а это... см. выше.

Потому не рекомендую формат стартап-студии, тем компаниям, где стратегию лихорадит. И наоборот, если у вас в этом вопросе постоянство, стартап-студия будет для вас супер-инструментом, так как получится итеративно улучшаться, работая на один и тот же рынок/сегмент/индустрию.

Несколько советов в режиме блица:

  • Фокус и отличия. Студий стало много. Постарайтесь, чтобы у вас были отличия и специализация. Так вы и шансы на успех своих проектов поднимите, и людям проще будет определиться, в какую студию по какой тематике лучше обращаться.
  • С первого дня держите рядом финансиста для правильной отчетности в понятном рынку формате.
  • Если можете работать на отдельных юрлицах, не завязанных на основной (крупный) бизнес, — делайте это.
  • Удобно смотреть на продукт через призму Продукт, Конверсия, Дистрибьюция. Для успеха достаточно, чтобы одна часть была лучше, чем у других. Две другие могут быть просто на уровне рынка. И это ОК.
  • Идея — это важно, но команда важнее. Хорошая команда вытянет плохую идею, плохая команда загубит даже гениальную.
  • Доли. Как правильно трактовать их размер, к примеру если у вас 80% в компании. Это означает, что при ответе на вопрос: — Какова наша ответственность в успехе проекта? Правильный ответ: — На 80%!

Оглядываясь назад, я понял, что мы, как искали оптимальный путь создавать новое и реализовывать из идей проекты и бизнесы, так и продолжаем искать. Были и внутренней разработкой, и проектным офисом, и корпоративным венчурным фондом, и стартап-студией. Три года назад, когда мы открывали Admitad Projects, еще толком не знали, что такой формат называют стартап-студией (venture builder, company builder и тд) — это был лишь еще один способ создавать новое.

Похоже, мы на пороге следующего шага. Компания Admitad пересобирается под новую цель, пересматривает свою стратегию и фокус внимания. То, что мы называли стартап-студией, теперь “вырастет” в каждом направлении компании. Софт, который создавали для управления портфелем созданных бизнесов, теперь масштабируется до единого дашборда компании “про новое” (оцифрованное предпринимательство в компании).

Цикл статей именно про стартап-студии считаю оконченным, если пропустили то вот по этой теме:

Вводное, про инновации и венчурные инвестиции в целом

Кратко про наш путь в индустрии

Подробности и внутренняя кухня студии

Скоро мы снимем с паузы наш венчурный фонд, а точнее перезапустим его в обновленном формате. Наше путешествие в мир новых способов работы с новым продолжается — следите за новостями!

2525
5 комментариев

1. Сначала хотел бы напомнить, как адмитад пытался кинуть вебмастера: https://vc.ru/claim/206660-admitad-popytalsya-sebya-opravdat-no-nichego-ne-vyshlo
2. В этой статье нет ни одного примера успешного проекта адмитада, в других беглым просмотром тоже не нашел. Пугает.
3. Вы сами пишете в предыущей статье, что стремитесь купить 80% доли в стартапах. Как у вас поворачивается язык называть это инвестицией?)) Чистый отжим фаундера, который за перспективу 20 процентов от доходов завтра работает бесплатно сегодня!

5
Ответить

1. Адмитад группа компаний, мне жаль что у вас был негативный опыт с одним из бизнес-юнитов компании.

2. Из последнего о чем писали:
https://blog.admitad.com/ru/admitad-vykupit-servis-onlajn-strahovaniya-pampadu/
https://admitad.pro/ru/blog/ekzit-startap-studii-admitad-projects-chekscan
Еще про 2 экзита проектов из студии пока не рассказывали публично, расскажем.

3. Мы работаем с компаниями с самых ранних стадий, условия индивидуально обсуждаются и принимаются всеми сторонами. Раз фаундеры соглашаются, то понимают ценность что даем. В ссылках что выше дал, оба случая что фаундеры довольны сотрудничеством и продолжают с нами работать, даже после того как все доли выкуплены (потому что выкуп долей это не конец работы, а начало новой, уже на большем объеме и по другой системе мотивации).

4
Ответить

Я бы рассказал себе что не тот волк кто волк, а тот волк кто волк.

1
Ответить

Уточните, пожалуйста, а при этом фаундер на 100% времени включается в разработку стартапа?
Если да, то вы ему платите за это?
Если нет, то на какие средства он живет?

Ответить