Как легко управлять каталогом товаров на сайте и продавать больше: возможности YML, о которых вы могли не знать
А еще — как быстро развернуть новый каталог и поддерживать его актуальность, как подружить YML-файлы с «1С» и друг с другом и где еще разместить товары.
Вероятно, вы уже слышали о YML и его функциях, а может, даже пользовались какими-то из них. В этой статье я разложу по полочкам самые важные фишки, которые непосредственно влияют на эффективность бизнеса и деньги.
Возиться с каталогом руками — проблемно (и не нужно)
Чтобы наполнить каталог товарами и поддерживать его актуальность, собственники магазинов парсят карточки товаров (описания, фото, характеристики) у поставщика, а затем поручают наполнение копирайтерам и контент-менеджерам.
Всё это стоит денег и часто немалых, ведь каталог нужно не только наполнить, но и поддерживать. Кроме того, есть риск погрязнуть в этой работе и вовсе не запуститься. И ладно если речь о паре сотен товаров — а если их несколько тысяч?
Так вот YML — это способ сделать это быстрее и дешевле.
Главное, что нужно знать про YML
Что это такое. YML (Yandex Market Language) — это стандарт карточек товара, разработанный Яндекс.Маркетом в 2003 году. YML-файл представляет собой набор полей, куда система управления магазином автоматически заносит характеристики товаров, категорию, название, описание, ссылки фото (или сами фото), артикул и т.д. Можно заполнить все по стандарту или что-то пропустить.
Яндекс.Маркет — это один из первых агрегаторов, собравший на одной площадке продавцов со всей страны. Естественно, производители хотели туда попасть, и YML был придуман как раз для того, чтобы они могли без проблем загрузить свои товары.
Сегодня эту функцию поддерживают почти все платформы и системы управления магазинами, включая uniSiter.
Как работает YML-каталог. Для работы достаточно основных четырех параметров:
name — имя товара
category — категория
price — цена
- description — описание
Фотографии загружаются по ссылкам, указанным файле.
Технически YML — это подвид формата XML. Вот пример YML-файла из инструкции Яндекса:
Можно задавать нестандартные характеристики. Допустим, вы продаете смартфоны. В основном нужно указывать бренд, размер экрана, емкость батареи и еще 10 параметров. Однако у некоторых смартфонов в комплекте идут наушники и стекло, а часть моделей — б/у.
Стандартных параметров здесь недостаточно, поэтому нужно задействовать элемент param. Пример использования:
Основная задача — поддержка актуальности товаров. Когда поставщик меняет описания товаров, проводит фотосессии или добавляет новые позиции, приходится отслеживать это вручную и вручную же вносить изменения в XLS- или CSV-таблицы.
С подключенным YML все эти обновления автоматически отразятся и в вашем магазине. Промежутки обновления обычно можно задать в настройках.
Предоставлять YML-каталог продавцу — в интересах поставщика. Работа в товарке достаточно сложная с точки зрения процессов. Поэтому выбирая поставщиков, владельцы магазинов скорее предпочтут тех, которые предоставят информацию, готовую к размещению на сайте. Запросил-получил-загрузил — и готово.
Инструкции Яндекса:
Что такое YML (с примерами) и как создать каталог
Экспорт товаров в YML из разных CMS
Ниже будет еще несколько инструкций.
Как YML помогает увеличить продажи
Привлекательные карточки. Когда поставщики не предоставляют YML с информацией о товарах, продавец вынужден брать данные в другом месте — опять же, парсить или платить за наполнение. В результате товары могут смотреться не очень.
Если же оформить всю продукцию по единому стандарту, она будет смотреться более выигрышно. Проще всего сделать это с помощью YML-каталога.
Естественно, стандартизованные описания не обязательно будут выглядеть привлекательно — в первую очередь это зависит от качества самого контента.
Автогенерация объявлений в Яндекс.Директ. Чтобы запустить рекламу, нужно создавать уникальные объявлений с релевантными запросами. Чем выше ассортимент магазина, тем сложнее и дольше готовить рекламные кампании.
И опять на помощь приходит YML. В Яндекс.Директе есть функция «Смарт-баннеры» — интерактивные баннеры с динамическим контентом. На основе YML-каталога система сама сгенерирует баннеры с логотипом, названием товара, его фотографией и ценой.
Динамические объявления для рекламы на поиске также формируются автоматически.
Объявления формируются в момент формирования результатов поиска. Например, есть магазин смесители для ванны. Через загруженный YML-файл Яндекс узнает, что в наличии есть данный товар. Когда пользователь введет запрос по смесителю, объявление тут же автоматически сформируется и попадет в результаты поиска.
Информативные сниппеты. Сниппет, сформированный на основе YML, содержит больше данных о товаре (фото, цену, краткое описание), чем обычный. Такой сниппет формируется в выдаче, если в магазине есть товары, подходящие под запрос.
Экспорт товаров в агрегаторы и сервисы. Продавать товары можно не только на сайте. Выгрузите YML-каталог на агрегаторы и сторонние сервисы — и получайте дополнительный трафик и продажи без лишних затрат.
- Мультимаркет. Детище VK Group (ex. Mail.ru Group). Бесплатная площадка для продажи через «ВКонтакте», «Одноклассники», «Юлу» и AliExpress.
- 2GIS. Удобный сервис, который показывает предложения компаний с ценами и расположением на карте.
- Яндекс.Карты. Отмечает организации по маршруту следования. У каждой компании есть карточки, в них раздел с характеристиками товаров.
- Farpost. Доска объявлений Дальнего Востока с предложениями по всей России.
Flagma. Крупная доска объявлений. Позиционируется как международная бизнес-платформа.
- Агрегаторы запчастей — drom.ru, auto.ru и другие.
- Десятки других сервисов и досок объявлений: CDEK-маркет, TIU, «Пульс цен», «Из рук в руки», RegMarkets и так далее.
Решение технических проблем: что делать, если ...
Проблем может быть сразу несколько. В конце блока есть схематичное представление о том, как в таком случае должна работать система.
Нужно приплюсовать наценку. Для каждого партнера поставщики готовят отдельный каталог с розничными ценами, но так делают далеко не все.
Если у вас только классический YML с закупочным прайсом, изменить цифры под себя не проблема: достаточно заказать IT-разработчиками скрипт, который будет рассчитывать и выставлять нужную цену исходя из ваших условий работы с этим поставщиком.
Несколько YML от разных поставщиков. Когда партнер один, все просто. Но в таком формате мало кто работает: как правило, у магазина поставщиков несколько. И тут с товарами на сайте может возникнуть путаница.
Допустим, вы продаете инвентарь для уборки, один из товаров — вёдра. У одного поставщика ведра находятся в подкатегории «Вёдра» с разбиением на «Пластиковые и «Металлические». А у другого есть только пластиковые вёдра и лежат они в категории «Изделия из пластика». В результате после загрузки на сайт одни и те же товары будут в разных категориях, а покупатель запутается или чего-то не увидит.
Единого алгоритма для решения проблемы нет, оно зависит от возможностей конкретной платформы или системы управления.
Например, мы в uniSiter выбираем одного основного поставщика и все категории каталога настраиваем как у него. Для остальных поставщиков создаем категорию «Прочее», причем от посетителей ее можно скрыть. Владельцу платформы нужно один раз зайти в эту категорию и разнести предложения по основному каталогу.
Таким образом, информация из «Прочего» от второстепенных поставщиков выносится в общий каталог и без проблем синхронизируется с основными данными — покупатель видит корректные цены, описания, фото и прочие данные.
Данные из разных YML и 1С конфликтуют. Это чревато одной или сразу обеими проблемами:
Дубли товаров. Новые товары подгружаются с YML и 1С одновременно, в результате на сайте создаются две карточки одного товара. Это вредно не только с точки зрения пользовательского опыта и покупок, но и SEO.
- Разные данные в разное время. Данные в карточки подгружаются из YML и 1C с разным периодом и могут не совпадать. Если оставить как есть, то в один промежуток времени будет показываться одна информация о товаре, в другой — другая. Например, цена то 1000 рублей и «Доставка через 2—3 дня», то 1200 рублей и «В наличии».
Чтобы этого избежать, нужно настроить всё так, чтобы информация из YML никак не влияла на цены и наличие, подгружаемые из 1С.
В современных CMS функционала для решения этой задачи нет — придется заказывать разработку скрипта, который будет отвечать за склеивание карточек и управление данными.
Скрипт, решающий все вышеперечисленные проблемы, должен работать примерно так:
В uniSiter вшиты несколько таких скриптов, каждый отвечает за свою синхронизацию: YML-YML, 1С-YML и так далее.
А карточки мы склеиваем вот как:
- Скачиваем YML, конвертируем в Excel-файл, добавляем колонку «Коды 1С»
- Передаем клиенту и просим добавить эти коды
- Загружаем Excel-файл с кодами обратно на сайт
В результате сайт понимает, какие товары относятся к 1С, а какие — к складу поставщика. И когда у поставщика изменились остатки на складе, на сайте это также отображается.
По идее, можно было бы использовать артикул. Но есть риск совпадений, ведь у разных поставщиков артикулы могут повторяться, а в случае с кодом это исключено.
А как вы наполняете каталоги? Поделитесь своими способами.
Для начала поставщикам нужно научиться отдавать прайсы с остатками через API, а выгрузка товаров в YML это ещё лет десять ждать :)
Не, не скажите. По нашему опыту, поставщику гораздо проще отдать один общий YML для всех дилеров, чем разработать API. Часто не самые крупные поставщики используют какую-то популярную CMS и настраивают выгрузку каталога в YML в два счёта.
Вот когда поставщик будет делать отдельные YML под каждого дилера (с его ценой и нужными позициями), тогда заживём. Пока так делают единицы. Этого действительно лет 10 ждать.
Из нашего опыта API есть только у каждого 5 поставщика из тех, кто вообще хоть как-то делится своим каталогом.
Хранение и обработка продуктовой информации это отдельная тема и она не должна быть связана с учетной системой (где нужен минимум типа артикула, названия и картинки) и не связана с сайтом который представляет только один вид на эту информацию (например на розничном сайте нет смысла иметь информацию для B2B типа оптовых цен, сроков поставок и т.д.)
Весь мир давно уже использует для этого PIM (Product Information Management) системы, в которой хранят всю необходиму продуктовую инфорамцию и уже из нее данные выходят в разные каналы в разных форматах, надо YML для яндекса, сбермегамаркета или партнеров - нет проблем в эти каналы сгенерируется он и специальный для каждого участника. Надо что-то специальное? Какой-нибудь дикий XML или CSV - без проблем. Надо по API выгрузить на Озон и Wildberries - тоже можно и т.д. Не надо "изобретать велосипед"
PIM системы — шикарнейшее решение описанных вами задач. Но, к сожалению, невозможное (пока) для малого бизнеса из-за существенной стоимости.
У малого бизнеса, который, например, только собирается выходить в онлайн есть очень большая проблема с тем, что у него вообще нет никакого контента и нет ни времени ни денег на его сбор/генерацию. Поэтому интеграция сайта с YML поставщиков — очень быстрое и, наверное, самое простое решение этой проблемы.
Да, тут вы правы. И хотя есть и бесплатные PIM, но это значит, что не надо платить за лицензию. Но сам запуск системы, наполнение ее данными, создание и запуск нужных интеграций - это все равно затраты, поэтому малому бизнесу это часто не потянуть (дело не только в деньгах, у них нет просто даже времени на это). Это я не учел.
У многих ведь просто 1С-ка с интеграцией в сайт. Зачем вообще что-то загружать из YML поставщика?
Часто бывает так, что у вас в 1С не загружена вся номенклатура всех ваших поставщиков. Это и не зачем. Вероятно, будет часть товаров поставщика, которые у вас никогда так и не купят. Зачем засорять ими 1С?
В то же время, чем больше товаров на сайте, тем более авторитетным он выглядит как для поисковых систем (а значит, лучше продвижение), так и для самих клиентов. И у клиента больше вероятность найти то, что нужно. Поэтому лучше на сайт выгружать то, что вы в принципе способны поставить, а не ограничиваться наличием на складе.
Дико плюсую! Раньше старались всё в 1С загружать, а потом из нее на сайт. В итоге получали рутину, когда у поставщика менялись цены. При этом часть товара была уже недоступна. Сейчас интегрируем доступный товар из прайсов на сайт, а что продается - уже в 1С.
А что делать, если у меня у двух поставщиков в двух YML есть пересекающиеся товары? Как их склеить, чтобы не было дублей?
В идеальном варианте можно склеить по наименованию товара или артикулу.
Если и артикулы, и наименования у разных поставщиков отличаются, то мы в таком случае заводим специальный «код объединения», который разово проставляется вручную, и склеиваем по нему.
а зачем склеивать? у них все равно будет разные цены и наличие у того или иного поставщика..
Если мы говорим, про интернет-магазин, а не про маркетплейс/агрегатор, то клиенты привыкли, чтобы была одна карточка товара с наилучшими условиями. Т.е. если товар в наличии, то в карточке бы и было указано, что он есть и забрать его можно / или его отгрузят сегодня.
Или так:
В наличии 8 шт. - 1000 руб.
Под заказ через 5-7 дней - 850 руб.
Но не как на Али, где один и тот же товар в списке будет представлен 50 раз от разных поставщиков.
Я всё же вставлю свое "фи" относительно Яндекса: эти нехорошие люди, к своему спиз... "формату" yml, могли бы приложить xsd схему, чтобы народ, разрабы в частности, не мучился.
Если уж хочется xml юзать, как кровавый enterprise, то надо до конца доводить это дело.
Я не защищаю Яндекс и YML формат, но так случилось, что он стал стандартом обмена данными в e-commerce. Ничего с этим не сделать. Лучше уж так, чем через Excel ))
А эта XSD схема не поможет? https://github.com/lireincore/ymlparser/blob/master/yml.xsd
Это не полная схема отнюдь...
Не официальная, а значит бесполезная.
Значит Яндекс в любой момент может что-то изменить в своей схеме и придется долго искать, что же изменилось.
Это какая-то недоделанность что-ли. Странно что собранное, судя по всему, на коленке решение стало стандартом e-commerce.
Но это, стандарт в смысле, намекает о том, на сколько образованно сообщество e-commerce и кто там принимает эти стандарты ))
Согласен. Странно, что @Яндекс Маркет не может разместить у себя в справке официальную XSD схему. Похоже, она многим нужна.
А по поводу стандарта — так он же неофициальный стандарт. Просто формат YML настолько широко распространился, что его теперь принимают почти все, кто хочет собирать информацию о товарах. В статье список из десятка сервисов, но на самом деле их на несколько порядков больше.
Нам в этом формате многого не хватает (нет очерёдности товаров и категорий, нет фото категорий, нельзя задать фильтры, да много ещё чего), но мы пользуемся из-за его распространённости. И это очень круто, что есть хотя бы такой формат.
Ой, а можно попросить сменить "YML" на что-то иное? Прям вот сильно глаза режет ))
Например "Яндекс ML" или полную расшифровку.
Я та сюда зашёл думал тут про YAML (YML) будет что-то интересное написано, а не про Яндекс ))
Сменить в статье? - Меня не поймут.
Или всем в e-com предложить использовать что-то другое? - Это вне моих возможностей ))
"Вот пример YML-файла из инструкции Яндекса" - это XML.
YAML не является подвидом xml, вообще разные форматы.
—-
Обознался, тут речь про Yandex Market Language.
Долбанные наркоманы в Яндексе, пойду почитаю как умирает Яндекс маркет...
Бывает :)
А он умирает? Вроде, хотят возродить. А по данным самого маркета он третий по обороту маркетплейс в России. Нет?
Да, тут у меня в ленте второй день мелькает:
https://vc.ru/361280
Бывает хуже )))
Бывает timezone оказывается не +сколько-то часов, а минут. Есть острова у которых timezone это +20минут.
Бывает что город является областью в котором есть свои города и населенные пункты, например Москва )
Спасибо за статью! Забавно, что у YML так много возможностей, но мы обычно сталкиваемся с пользователями, которые только выгружают товары на сторонние площадки с его помощью. Мало кто использует YML для работы с поставщиками. А зря!
Всё так. Спасибо за поддержку!