Как понять, что SEO может помочь в кризис, и с чего начать работу

Рекламу в Google и некоторых социальных сетях перекрыли, но бизнесу нужен трафик. Руководитель SEO-направления IT-Agency Юлия Кравченко рассказывает, что можно сделать, не привлекая сторонних специалистов.

В конце марта пользователи искали «икеа аналоги» в 12 раз чаще, чем в конце февраля

Потенциал Google растёт, потому что рекламы нет, но аудитория поисковика осталась и продолжает искать то, что ей нужно. Теперь — не отвлекаясь на рекламные объявления.

Мощные заграничные конкуренты ушли, освободились большие доли рынка. Спрос, конечно, снижается, но далеко не везде, люди продолжают покупать мебель и одежду, а значит — искать аналоги IKEA и H&M.

Бизнесы, для которых SEO может быть актуальным

Чтобы понять перспективы SEO для себя, можно соотнести свою ситуацию с этими пунктами:

  • Много клиентов приходило из рекламы в Google.
  • Спрос на ваши товары и услуги сохранился или почти не снизился.
  • Компания не зависит напрямую от зарубежных поставок и услуг.
  • Бренд может заменить иностранные аналоги, которые сейчас недоступны в России.
  • Компания не занималась SEO раньше только потому, что прямая реклама быстрее окупается.

Исследуем состояние ниши и поведение пользователей, чтобы найти точки роста

Проанализировать, как изменился спрос на ваши продукты и услуги с конца февраля в сравнении с предыдущими периодами. Например, можно посмотреть на количество показов по запросам в сервисе Яндекс Вордстат с детализацией по неделям.

Найти те категории ваших товаров и услуги, которые сейчас растут или не упали, и темы, которые сейчас выросли на фоне внешних событий.

График показов по запросу «купить гречку» за 12 месяцев: последние значения графика за период с 21 февраля по 6 марта

Оцениваем текущее положение сайта в поиске

Это ваша точка А — полная картина сильных и слабых сторон компании. Она должна показать:

На каких позициях сайт выдаётся в поиске по основным целевым запросам. Особенно важны запросы, которые и раньше приносили переходы и продажи по рекламе в Google. Быстрый сервис, который поможет понять, по каким запросам сайт вообще виден в поиске, — keys.so. Если у вас есть список важных запросов, но позиции по ним неизвестны, то можно проверить их через Topvisor.

Сервис keys.so показывает, по каким запросам сайт «Русской шахматной школы» стоит на первых позициях

Нет ли внутренних ошибок, которые мешают сайту быть выше. Вариантов ошибок много, но среди наиболее значимых — долгая загрузка сайта и отсутствие страниц, которые отвечают на запросы пользователей.

Проверить, какие проблемы есть на сайте, можно через инструменты для веб-мастеров Яндекс.Вебмастер и Google Search Console. Чтобы ими воспользоваться, достаточно зарегистрироваться и добавить в них свой сайт.

Для более тщательной проверки используют приложения для SEO-аудита, например, SiteAnalyzer. Его иностранный аналог — Screaming Frog SEO Spider. Отдельно проверить скорость загрузки страниц можно онлайн на PageSpeed Insights.

Сервис PageSpeed Insights показывает скорость по ключевым параметрам, а ниже даёт список рекомендаций, как её повысить. Например, «удалите неиспользуемый код JavaScript»

Насколько сайт конверсионный и могут ли пользователи ему доверять. Например, можно ли на сайте сразу купить товар или заказать услугу и удобно ли это делать. Есть ли у компании УТП, которые помогали бы конкурировать с другими. Есть ли инструменты повышения лояльности клиентов: скидки, акции и т д.

Хорошая ли у компании репутация. В первом приближении её можно оценить по рейтингу в отзовиках, Яндекс.Картах, Google Мой Бизнес и прочих подобных сервисах.

Считаем, сколько продаж может принести SEO

Чтобы прикинуть эффективность нового канала до продаж, нужно посчитать его экономику. Сделать это тщательно поможет адаптированный под SEO шаблон юнит-экономики Ильи Красинского.

Если нужно оценить хотя бы примерно, рассмотрим два варианта:

Сайт небольшой и продвигается по небольшому количеству поисковых запросов. В этом случае потенциальное количество пользователей можно вычислить по семантике. Для этого нужно собрать свои целевые запросы в Яндекс.Вордстате, а далее с помощью среднего CTR посчитать, сколько пользователей из общего количества запросов, перейдут на сайт.

CTR зависит от того, на какой позиции в поисковой выдаче находится сайт. Посмотреть эти значения по Google можно на advancedwebranking.com.

По данным сайта advancedwebranking.com CTR сайта на пятой позиции в мобильном поиске Google равен 5%. То есть только 5 из 100 пользователей перейдут на сайт из поиска

Например, если запросом интересуются 10 тысяч пользователей, а сайт по этому запросу выдаётся на пятой позиции в мобильном поиске, сайт получит 5% от 10 тысяч, то есть примерно 500 человек.

Сайт большой и семантика широкая, то есть все целевые запросы вручную не перебрать. В этом случае проще всего зайти на Similar Web, взять своего самого мощного конкурента и посмотреть, сколько посетителей он привлекает. Для дальнейших расчётов нужно знать свой средний чек и свою среднюю конверсию в продажу с сайта. Перемножаем эти значения на количество посетителей и получаем приблизительный доход, который можно привлечь через SEO.

Очень приблизительный расчёт потенциального дохода от SEO на примере интернет-магазина косметики

Зная бюджет на SEO и доходы, которые получим, поймём, сходится ли экономика и в какой момент. В первый месяц может не сходиться, но может сойтись в третий и дальше продолжить улучшаться.

Если экономика сходится, составляем план действий: 5 шагов

Стратегия поискового продвижения очень индивидуальна, но основные шаги присутствуют всегда. Вот что можно сделать в любом случае:

  • Проверить, может ли текущая структура сайта охватывать весь поисковый спрос. Если нет, создать недостающие страницы: отдельные категории, теги, описания услуг, информационные материалы на популярные темы. Об этом мы рассказывали в статье «Как превратить проблемы пользовательского опыта в точки роста для бизнеса».
  • Проверить, что контент на страницах действительно даёт пользователям полезную информацию. А заголовки и описания кратко и по существу раскрывают, о чём эти страницы. Как заполнять сайты текстом, мы описали в статье «SEO для контента: как писать статьи человеческим языком и попадать в топ поисковой выдачи».
  • Проанализировать текущие сниппеты и сделать всё для повышения CTR. То есть проверить, как сайт выглядит в результатах поиска и сделать так, чтобы пользователям хотелось кликнуть именно на вашу ссылку. Например, вот рекомендации Google о том как управлять представлением сайта в выдаче.
  • Проверить присутствует ли сайт во всех внешних сервисах, где ещё пользователи могут искать их товары и услуги. К таким сервисам относятся отзовики, каталоги, карты и т. п. Зарегистрироваться во всех них: максимально полно заполнить карточки, реагировать на комментарии пользователей там и поощрять клиентов оставлять отзывы.
  • Проверить, что сайт удобен для пользователей и быстро загружается. Необязательно стремиться достичь 100 баллов по PageSpeed Insights, но важно показать положительную динамику по ключевым метрикам Google.
Ключевые метрики нового алгоритма Google, по которым он оценивает сайты. Алгоритм действует с 1 февраля 2022

Вывод

Да, SEO — это инвестиционная история, которая начинает работать минимум через три месяца от начала проекта, а результаты показывает через полгода или даже год. Но плюс SEO в том, что можно вложиться сейчас, а дальше перейти на поддержку. То есть потом тратить уже гораздо меньше и получать такой же результат.

Если у вас возникли вопросы, пишите здесь в комментарии или мне в Телеграм → @Julie_Kr.

0
3 комментария
Себастьян берейро

Внешние ссылки не важны для анализа? Кроме отзывов и каталогов

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Кравченко

Да, внешние ссылки влияют на ранжирование. Часто целенаправленная работа с ними расценивается как манипуляция, хотя без этого тоже можно обойтись. По опыту считаем, что важно для быстрого эффекта, даже в Google, работать над сайтом: расширять структуру, дорабатывать контент под спрос, делать сайт быстрым и удобным. Также нужно быть везде, где клиенты ищут ваши услуги, например, в ключевых каталогах, агрегаторах. Но если у вас сложная ниша, сильные конкуренты и внешние факторы играют большую роль, то стоит проанализировать их ссылочные стратегии, выбрать трастовые площадки, где есть конкуренты, но нет вас и придумать варианты присутствия на них.

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав

После того как семантика проработана, только внешние ссылки и остаются. Особенно для Гугла это прямой рычаг. Если очень упростить, то ссылочные доноры должны DR и ИКС иметь выше вашего. И в идеале что бы со страницы донора ссылка было тол ко на вас. Смотрим количество и качество ссылок конкурентов и начинаем растить тоже самое у себя. И потом опережать конкурента. Тогда будете выше.

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда