Почему старт маркировки интернет-рекламы нужно отложить — мнение eLama

Уже через четыре месяца в России вступит в силу закон, по которому вся реклама в рунете будет проходить через единую систему учета. В сервисе eLama, через который запускает рекламу более 35 000 агентств и представителей среднего и малого бизнеса, уверены, что вступление закона в силу необходимо отложить. Почему — рассказывает операционный директор eLama Антонина Серебрякова.

Согласно закону № 347-ФЗ с 1 сентября 2022 года все рекламодатели, рекламные системы и агентства в срок до 30 дней с момента размещения рекламы должны будут регистрировать ее в Едином реестре интернет-рекламы (ЕРИР). Данные о количестве показов объявлений и площадках, фактически потраченных деньгах, агентах и контрагентах будут храниться в ЕРИР минимум пять лет, тексты объявлений — три года.

Рекламные агентства должны будут интегрироваться с операторами рекламных данных (ОРД), собирать с клиентов дополнительную информацию, передавать данные до запуска рекламы и обновлять их каждый месяц. Подробнее о том, как новые требования о регистрации интернет-рекламы могут вызвать подорожание услуг и проседание рынка, читайте в статье.

Насколько рынок готов к исполнению новых требований?

Что сейчас происходит на рынке интернет-рекламы

Примененные против России экономические санкции вызвали просадку рынка на 25%.

Клиенты рекламных агентств перестали размещаться на зарубежных платформах, а заметного роста использования отечественных при этом не произошло. Дело в том, что большинство российских рекламодателей уже использовали их — так, в Яндекс Директе, по нашим данным, размещались 85% клиентов из сегмента малого и среднего бизнеса (SMB). Кратный рост оборотов в Директе и проектах VK для части клиентов возможен только при запуске медийных форматов или рекламы по таргетингам с более низкой конверсией в продажи — а это не подходит клиентам-SMB. Вместе с оборотами клиентов упали и обороты агентств.

Чтобы компенсировать потери, небольшие агентства перестраивают бизнес-процессы: переучивают специалистов для работы с российскими рекламными системами, сокращают расходы, ищут новых клиентов.

Главное для них сейчас — сохранить бизнес, сократить как можно меньше рабочих мест и быстро найти замену поставщикам IT-услуг, технических компонентов, сырья, которые больше нельзя получить из-за рубежа.

В рамках подготовки инструментов, которые могли бы помочь бизнесу перестроить процессы под новые требования законодательства, мы проводим исследования и опросы среди представителей малого и среднего бизнеса, а также специалистов.

По последним данным, 74% опрошенных не знают о вступлении закона в силу и никак не готовятся к нему. Из тех, кто знает о законе, более 80% считают, что его вступление в силу нужно перенести.

Слышали ли вы что-либо про этот закон?
Да, слышали, активно готовимся к его внедрению
Да, слышали, ничего не делаем
Не слышали и не знаем
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Что будет, когда закон вступит в силу

Введение закона о маркировке рекламы с 1 сентября 2022 года создаст дополнительную нагрузку как на рекламные агентства в сегменте SMB, так и на малый и средний бизнес, который рекламируется в интернете.

~ 300 000 ₽
Составит стоимость перестройки бизнеса SMB-агентства для соответствия закону. Не все смогут позволить себе такие затраты

Но дело не только в деньгах, но и в усложнении бизнес-процессов, которые уже страдают от последствий экономических санкций.

Сложная технологическая инфраструктура, необходимая для работы ОРД, сделает рекламу дороже для конечных клиентов, в том числе представителей малого и среднего бизнеса. Стоимость привлечения новых клиентов для них вырастет. Но они не смогут увеличить рекламные бюджеты, потому что все свободные деньги сейчас направляют на то, чтобы перестроить бизнес-процессы и найти новых поставщиков.

Агентства, которые ведут рекламу для 3-5 небольших клиентов, работают на упрощенной системе налогообложения и отдают бухгалтерию на аутсорс — а значит, не разбираются в бухгалтерском учете — столкнутся с проблемами, связанными с необходимостью корректировать акты оказанных услуг и вносить изменения в документооборот.

Небольшие агентства, которые получают часть заказа клиента в агентстве полного цикла и не собирают данные о всей цепочке контрагентов, потеряют 7-10% заказов.

SMB-агентства, которые конкурируют с большими за счет более низких цен, должны будут сделать бизнес-процессы в разы сложнее и дороже. Это снизит их конкурентоспособность.

По нашим оценкам, в таких условиях около 30% небольших агентств примут решение о закрытии бизнеса.

Спасти их от исчезновения, а рынок от дальнейшего падения, поможет отсрочка старта маркировки. Мы направили в Правительство РФ обращение, в котором предложили перенести вступление закона в силу на 1 марта 2023 года

Много сейчас говорится о поддержке малого и среднего бизнеса: правительственные меры анонсировал премьер-министр Михаил Мишустин, президент Владимир Путин подписал закон, который предусматривает поддержку граждан и бизнеса в экономической и социальной сфере. Отсрочка вступления закона в силу снимет с SMB ряд обязательств, особенно обременительных в нынешней ситуации.

Мы считаем, что она тем более возможна, что рынок уже становится прозрачнее: происходит переход на отечественные рекламные системы, рекламный инвентарь закупается на внутренних ресурсах.

Как поможет рынку отсрочка старта маркировки

Отсрочка позволит бизнесу сохранить штат и приостановить падение доходности, а также сфокусироваться на поиске поставщиков и новых бизнес-возможностей — и уже после адаптации к новым условиям переключиться на задачи маркировки.

Кроме того, если вступление закона в силу будет отложено, у рекламных систем и ОРД будет больше времени, чтобы технологически подготовиться и объяснить рынку обновленную логику работы. Это поможет прояснить положения, которые сейчас можно трактовать неоднозначно — например, о том, какие варианты интеграции будут доступны рекламным агентствам.

Это также даст eLama и другим компаниям время на разработку инструментов, которые помогут агентствам перестроить свои бизнес-процессы под новые требования.

В конечном итоге это снизит затраты рекламных агентств на то, чтобы подготовиться к соблюдению закона.

0
30 комментариев
Написать комментарий...
Кот Учёный
Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Яков Сомов

Не порти

Ответить
Развернуть ветку
Dmitrii Medoedov

Реклама в принципе должна остаться только государственная и социальная.

Только государство может по-настоящему желать потребителю чего-то хорошего или транслировать ему что-то реально важное.

А вот бизнес только залезает к народу в карман и одурачивает, больше ни на что он не способен.

30 лет свободного рекламного рынка ни к чему хорошему не привели-результаты мы все видим.

[SRCSM]

Ответить
Развернуть ветку
Артём

Вот вы шифруетесь сарказм за сложные абривиатуры, шифруете.
А ведь случайно зашедший неподготовленный разум прочтёт как с листа, и пойдёт повторять это.
А потом закон появится. Эффект бабочки)

Ответить
Развернуть ветку
Николай Замотаев

Учитывая насколько хреново государству удаётся социальная реклама - я хочу на это посмотреть.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Vlasov

будут краткосрочные контракты рекламировать

Ответить
Развернуть ветку
Парень

Даешь рекламу военкоматов!

Ответить
Развернуть ветку
Антон Демин

Толсто

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Артём

Целиком поддерживаю Еламу. Я бы предложил отсрочить не на 1 год, а на 3-5. Сейчас не время множить бюррократию. Её нужно сокращать.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Замотаев
Сейчас не время множить бюррократию. Её нужно сокращать.

Не сокращать, а в идеале - децимировать :)

Ответить
Развернуть ветку
KotoVasya

Хотели посчитать сколько зарабатывают иностранные компании, но они ушли, теперь этот закон не нужен. Расходимся

Ответить
Развернуть ветку
Никита Пуст

Нужно отменить закон

Ответить
Развернуть ветку
Николай Замотаев

Госдума как корова - назад ходить не умеет.

Ответить
Развернуть ветку
Almir Sadykoff

Давайте перечитаем:

Согласно закону № 347-ФЗ с 1 сентября 2022 года все рекламодатели, рекламные системы и агентства в срок до 30 дней с момента размещения рекламы должны будут регистрировать ее в Едином реестре интернет-рекламы (ЕРИР). Данные о количестве показов объявлений и площадках, фактически потраченных деньгах, агентах и контрагентах будут храниться в ЕРИР минимум пять лет, тексты объявлений — три года.

Очевидно что все это будет технически реализовано на стороне самих сервисов, просто будет вестись передача всех рекламных объявлений и по факту потраченных средств на сервера ЕРИР, то есть та информация, которая итак уже имеется у всех сервисов. Как айтишник скажу - ничего грандиозного, а уж тем более значительно увеличивающего стоимость рекламы тут не предвидится.

Отсюда сделаю вывод, что кто-то хочет хоть как-то обосновать повышение цен на услуги рекламы и обвиняет в этом данный закон, как когда-то операторам связи навязали запись разговора каждого клиента с последующим хранением. Но там хоть реальные затраты были, на инфраструктуру. А тут все просто будет передаваться в ЕРИР, где даже регистрироваться скорее всего не придется, потому что база интегрирована с госулугами.

"Слышал звон, да не знает, где он" — пословица о том, кто, будучи совершенно неосведомлённым, говорит невпопад, некстати; (неодобрительно).

Ответить
Развернуть ветку
Антон Демин

А морока с Актами? А платные тарифы у ОРД?

Ответить
Развернуть ветку
Almir Sadykoff

Морока в том что Вы в любой момент можете скачать Акт у сервиса, где размещаете рекламу?)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Невероятный Блондин

Матвиенко в помощь ))

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Юхтин

@eLama.ru Я из поста не понял. Эта бюрократия коснётся только рекламных агентств?

Или те, кто самостоятельно ведут свою рекламу в Яндекс Директе, например, тоже должны будут куда-то относить планы и отчеты по своей рекламе?

Ответить
Развернуть ветку
eLama.ru
Автор

Добрый день! Всех, кто запускает рекламу на территории РФ: агентства, фрилансеров, физлиц, ИП, юрлиц и иностранных компаний. Ваш вопрос хороший, как это будет реализовано технически пока неясно.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Юхтин

Это же жесть! Зная, как у нас все реализуется, «парой кликов» там не отделаться будет обычному человеку. Как бы ещё отдельного сотрудника на это дело брать бы не пришлось

Освещайте эту тему максимально подробно, пожалуйста

Ответить
Развернуть ветку
Trepolsky Dmitry

Лучше всего данный закон отложить на 5 лет до стабилизации ситуации, лишняя нагрузка на малый и средний бизнес в России не нужна.

Ответить
Развернуть ветку
Давид Замирович

Я в целом согласен, что агентствам придется перестроить некоторые процессы и развить дополнительные внутренние компетенции, но разве это плохо? Мы все прекрасно знаем, как "откручиваются" крупные бюджеты и зачем внедряются данные изменения. Возможен наверное какой-то переходный период, но в целом нововведения явно на пользу и обычным клиентам, и фискальным органам.

Ответить
Развернуть ветку
staycalm7

Елама, не по теме, но некуда об этом написать(!). Последние неделю работаете плохо, т.к. постоянные сбои при работе с Директом. Средства идут очень долго. Особенно у тех, кто работает на автостратегиях могут быть незапланированные проблемы, стратегии уйдут на переобучение.

Ответить
Развернуть ветку
eLama.ru
Автор

Добрый день! Это правда, у нас были некоторые сбои в работе с Яндекс Директом, но сейчас все должно работать хорошо.

Пожалуйста, напишите нам в соцсети или на [email protected], если что-то работает некорректно, мы подскажем, как можно сохранить бюджет.

Ответить
Развернуть ветку
Chyvakoff

Поддержка малого бизнеса на 90% заключается в том, что любой клочок земли в городе можно купить, поставить там говнопалатку, в которой граждане России будут продавать овощи и шаурму.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Анурьев

Понятно, что ничего не понятно.

1. Фрилансеры/самозанятые смогут и дальше предоставлять услуги по размещению рекламы в Яндекс?

2. Если да, что для них поменяется?

Ответить
Развернуть ветку
Николай Нед

Товарищи, везде обсуждаются рекламные системы... но с ними все понятно, они автоматизируют.

1. А что с телеграм каналами? Владельцы ТГ каналов должны отчитываться за рекламу?
2. Владельцы YouTube-каналов должны отчитываться за "нативные" и не очень интеграции?
3. Владельцы сайтов, размещающие рекламу клиентов: баннеры, статьи должны отчитываться за рекламу, просмотры и тп?
4. Что с бартером?

Ответить
Развернуть ветку
Артем

Да, уже почти 1 сентября, а информации больше не стало

Ответить
Развернуть ветку
27 комментариев
Раскрывать всегда