Создание прибыльного Slack-бота с доходом в $25 тысяч в месяц

История Standuply — бота для проведения совещаний и опросов команды в Slack.

Иллюстрация: Slack.com

Провалы и удачные решения при создании и продвижении бота. Мы начали с нуля и выросли до 700 платных клиентов, пользуясь такими каналами, как: Slack App Directory, Product Hunt, контент-маркетинг и социальные сети.

Стартовав с бесплатной версии в бете, мы по шагам добавляли цены, планы и ограничения. В итоге без инвестиций нам удалось создать продукт, который приносит $25 тысяч в месяц, превышая наши расходы.

С чего всё начиналось

Два года назад я и Артём Бородин собрали наши сбережения и пошли ва-банк, чтобы создать стартап Standuply. Мы слепо верили, что у нас получится, хотя шансы были не на нашей стороне:

  • мы не технические основатели и не пишем код;
  • не поднимали инвестиций, у нас не было связей со Slack;
  • мы находимся в Томске, далеко от основных ИТ-хабов.

Однако у нас была колоссальная мотивация, как будто второго шанса больше не представится. Два года спустя, преодолевая стресс и страхи, мы сделали первый шаг к успеху.

Весь 2018 год доход Standuply рос, и в мае мы вышли на рекорд — $25 тысяч в месяц. Нам платят Slack, Evernote, Adobe, IBM, SAP, GE и другие компании от Fortune 500 до мелких стартапов по всему миру.

Наш MRR растёт на $3000-4000 каждый месяц.

Такими темпами мы надеемся достигнуть $100 тысяч MRR уже в следующем году. Наш случай — подтверждение, что можно построить бизнес на миллион долларов исключительно на платформе Slack.

Это было крайне тяжело. Но зато теперь у нас есть опыт, которым хочется поделиться. Специально для российской аудитории vc.ru я перевёл оригинальный материал.

Создание Slack-бота: наши трудности и уроки

В течение 2016 года мы работали над MVP и экспериментировали. Мы сменили концепцию три раза и даже в какой-то момент были готовы сдаться.

Однако позже нам посчастливилось найти фокус (благодаря акселерационной программе Startup Sauna), и в результате в декабре 2016 года мы запустили проект Standuply.

Наш путь до запуска был тернист, но описывать его здесь не буду. Я подготовил отдельный (настолько же детальный, как и этот) материал о нашей истории от идеи до запуска MVP: “From Business Idea to $100k Product Launch”.

В начале 2017 года Standuply, будучи в открытой бете, обслуживал 200 Slack-команд. Однако продукт был ещё сырой, и ему не хватало нескольких полезных функций.

Внезапно наш бот начал падать, что повторилось несколько раз в течение пары недель. Это было настолько неприятно, что пришлось выходить из положения.

Мы отправили пользователям сообщение с этим фото в надежде спасти ситуацию. Им понравилось.

Слева направо: Глеб, Артём, Алексей (я)

Также в те времена наш сайт не работал в Safari. В результате часть команд стала уходить.

За этим было больно наблюдать, но мы ничего не могли сделать c двумя разработчиками в команде. Это цена, которую вы платите, когда развиваетесь без инвестиций с ограниченным бюджетом.

Один из самых популярных запросов на функции — добавление ответа, если пользователь пропустил такую возможность (в случае, когда Standuply проводит стендап-совещание).

Незадолго до этого Slack анонсировал появление кнопок в их ботах. Кнопки должны были позволить легко реализовать эту пользовательскую хотелку. К тому же казалось, что это будет отличное дополнение для Standuply.

Однако наш код не позволял легко добавить кнопки в бота. И что же вы думаете? Мы решили переписать бота с нуля.

Вместо запланированных полутора месяцев у нас ушло на это четыре месяца.

Более того, после релиза функция с добавлением ответов так и не стала особо популярной. Лучше бы мы потратили время на вещи, несущие основную ценность, например, интеграции, или улучшили стабильность.

Так мы поняли, что не важно, сколько мелких приятностей добавляешь в продукт, его успех зависит от основополагающих функций, за которыми пришли пользователи.

В итоге у нас ушёл весь 2017 год, чтобы сделать стабильно работающего Slack-бота с отличным веб-кабинетом.

Хорошие решения требуют времени, особенно в SaaS. Мы выучили полезные уроки. Вот самые ценные с той поры, когда мы работали над MVP:

  • интервью с пользователями могут не раскрыть понимание новых функций;
  • внутренняя статистика — это наше всё;
  • два разработчика лучше одного;
  • техническое планирование может сэкономить дни и даже недели;
  • оптимизация под мобильные устройства важна с первого дня;
  • расплывчатые заголовки плохо работают, как бы ярко они ни звучали.

Я подготовил отдельный материал с 10 основными уроками, которые мы извлекли, работая над нашим MVP: “Building SaaS MVP: 10 Hard Lessons Learned”.

Рост с нуля до 15 тысяч команд

Чтобы добиться роста, мы попробовали множество маркетинговых каналов. Вот основные из них, откуда мы получали трафик и (иногда) регистрации.

Slack App Directory

Некий добрый человек в Slack заметил, что мы создали хороший продукт, и Standuply был опубликован на главной странице Slack App Directory. Это случилось в марте 2017 года.

За две недели мы получили 750 новых регистраций и перевалили отметку в 1000 команд. Было круто.

Даже после того как нас убрали с фичеринга, мы продолжаем получать стабильный поток регистраций из директории. Slack App Directory — лучший источник трафика для Slack-бота на ранней стадии.

Смотрите, как изменился наш график регистраций до и после фичеринга.

Спады приходятся на выходные, когда наши клиенты не работают

Контент-маркетинг

Мы делали ставку на контент-маркетинг в 2017 году и продолжаем эту активность и сейчас.

Я написал и опубликовал с десяток статей и несколько лонгридов. Это позволило улучшить наши SEO-позиции и получить значительный трафик на наш блог на Medium.

В общей сложности мои публикации просмотрели 150 тысяч раз в 2017 году.

Статистика с Medium

Тем временем результат был далёк от того, на что мы рассчитывали. С материалов было очень мало новых регистраций. Люди просто читали и проходили дальше.

Проведя опрос, мы не встретили никого, кто бы сказал, что узнал о Standuply из нашего блога. Трекинг по UTM-меткам подтверждал этот результат.

Что-то было не так. И позже мы поняли причину, дело было в платформе Medium.

Проблема заключается в том что для компании практически нереально выделиться на фоне однообразия оформления всех публикаций на Medium. «Я читал это на Medium», — обычно слышали мы вместо «Я читал это в блоге Standuply».

Также на Medium меньше инструментов конвертации читателей в посетителей и подписчиков. Так что мы решили перевести блог с Medium на WordPress.

Product Hunt

Мы запускали Standuply и другие релевантные продукты на Product Hunt восемь раз за последние полтора года.

Первый запуск, с которого началась история Standuply, принёс ранних последователей. Он не был особо успешным, мы закончили день на седьмой позиции, но тем не менее получили 150 новых команд.

Второй раз мы запустили веб-страницу нашего лонгрида “1000 Slack groups”. Поднявшись на второе место, получили около 5000 переходов и несколько регистраций.

Следующий раз мы запустили Standuply 2.0 когда продукт значительно изменился. Это был относительно успешный запуск: шестое место дня, упоминание в почтовой рассылке Product Hunt, что в итоге привело к нам сто новых команд.

Мы запускали наши мажорные функции, каждый раз с разными результатами: Top Daily Hunts in Slack (пятое место дня), Slack Video Messaging (второе место дня), Slack Voice Messaging (третье место дня).

Наш лучший запуск мы сделали недавно, в мае 2018 года — Standuply 3.0. Он стал первым продуктом дня и четвёртым продуктом недели. Так мы попали в обе рассылки от Product Hunt: дневную и недельную. Смотрите, как это сказалось на регистрациях.

Product Hunt — это отличный источник для получения новых клиентов.

К каким выводам мы пришли:

  • Вы можете запускаться каждый раз, как появляются новые мажорные функции и релизы.
  • Дело случая, с кем вы будете соревноваться в течение дня. Вторник и среда — самые напряженные дни. Если нет 100% уверенности в успехе — понедельник или пятница менее рискованные дни (на выходных трафика намного меньше).
  • Итоговый результат зависит не только от хорошей подачи продукта и его качества, но и от того, сколько сторонников вы привлекли на свою страницу в день запуска.
  • Обычно лучшие продукты с понедельника по четверг попадают в недельную рассылку (но бывают исключения).

Социальные сети

Мы распространяли новости о Standuply в Facebook, Twitter, Hacker News, Reddit и на других сайтах.

В общей сложности эта активность принесла нам около 20 тысяч визитов за последние полтора года.

Данные с 1 января 2017 года по 4 июня 2018 года

Надеюсь, что в будущем мы сможем делать это более эффективно. Если вы знаете, как, напишите об этом в комментариях.

Конференции

У нас был стенд на трёх конференциях в 2017 году: ChatBot Summit в Берлине, Slush в Хельсинки и TechCrunch Disrupt в Берлине.

Chatbot Summit был полным фейлом — очень мало потенциальных клиентов, бестолковые разговоры о том, как чат-боты возьмут на себя большинство процессов и задач (я уверен, что большинство из них окажутся бесполезными).

Slush — суперконференция, практически как рок-концерт. Нам очень понравилось. Также Slush предоставляет возможность поговорить тет-а-тет в течение 15 минут со спикерами.

Мы пообщались с Десом Трэйнером из Intercom. Его стратегический совет состоял из мысли сфокусироваться на Slack и пары небольших тактических моментов.

Позже он прокомментировал наш результат.

The reason I advised you to go deep on Slack was that it was the riskiest part of your bet from my (limited) viewpoint. I was encouraging you to really test your core hypothesis before accumulating more risk with more features, or by going multi-channel. I’m happy to see to your core hypothesis proved itself, and $25K is a great start! Well done.

Ещё мы поговорили с Робином Уотерсом из Tech.eu. Он дал нам совет, как питчить журналистов (что мы ещё не пробовали).

  • обозначьте, где ваш продукт лучше других;
  • кто ваши известные клиенты и почему они пользуются вашим продуктом;
  • учитесь доносить вашу историю, почему вы это делаете, приведите факты и найдите удачный ракурс подачи;
  • выстраивайте долгосрочные отношения;
  • питч должен был информативным, но не длинным.

TechCrunch Disrupt в Берлине не сравнится с аналогичной конференцией в Сан-Франциско. Это был ещё один фейл. Мало релевантных разговоров и докладов. Стартап-аллея совершенно не стоила своих денег.

В результате этих трёх поездок мы получили дополнительно ну максимум дневное количество регистраций. Мда...

С другой стороны, бесценно видеть лица людей, когда они читают сообщение на вашем ролл-апе. Мы даже просили некоторых объяснить, что мы делаем, после того, как они увидели ролл-ап, но не ещё ничего слышали о нас.

Было бы круто иметь LED ролл-ап, чтобы менять текст прямо на конференции и проводить A/B-тестирование.

В итоге мы решили, что стартап-мероприятия не стоят нашего времени и денег в текущей стадии продукта. Из Сибири куда-либо летать далеко и накладно.

Благодаря всему этому мы создали buzz вокруг продукта и превысили порог в 15 тысяч зарегистрированных команд на июнь 2018 года.

Старт и рост продаж

Некоторые эксперты агитируют за внедрение цен с первого дня существования продукта. Мы не последовали этому совету — в течение бета-тестирования, которое длилось девять месяцев, наш продукт был бесплатный.

Это решение имело свои плюсы и минусы.

Так мы привлекли больше бета-пользователей. Однако не все из них были готовы платить. Обратная связь от таких пользователей может отвлекать и демотивировать.

В следующий раз я бы начал брать деньги раньше, но возможно, всё-таки не с первого дня.

Мы выкатывали цены очень плавно. Сначала в личном кабинете появилось сообщение о том, что триальный период пользователя подходит к концу, со ссылкой на оплату.

Ни одна команда не была отключена или ограничена в функциях. Продажи начали приходить.

Далее мы внедрили систему нотификаций в боте и в веб-кабинете, которая присылала подобные сообщения с различной периодичностью. Это принесло ещё больше продаж.

Всё также мы ещё никого не отключали. В результате чего в течение шести месяцев мы выросли с нуля до $6000 MRR.

Следующим шагом мы внедрили два дополнительных ценовых плана с продвинутыми функциями. Причём некоторые из них появились в продукте после представления ценового плана. Такие фичи мы пометили “soon”, чтобы пользователи были оповещены.

Это сработало очень хорошо. Мы начали получать продажи по новым планам, что сказалось на увеличении среднего чека.

Финальный шаг стал самым существенным для нашего роста выручки.

Мы внедрили полноценную систему разграничений пользователей по планам и триальным периодам. Мы стали отключать пользователей после окончания триала и блокировать фичи более дорогих планов для тех, кто покупал базовый план.

До этого момента мы не вводили ограничения, потому что были сфокусированы на продукте и создании дополнительных функций, а не на росте заработка.

Как только заработала система ограничений, наши продажи взлетели. Хоть мы и волновались, что пользователям может это не понравится, но всё прошло гладко.

Сравните наш MRR до и после. Система полностью заработала в апреле.

Мы поняли, что не нужно бояться играть с пользователями по правилам. Иногда, будучи слишком добрым, можно навредить своему бизнесу.

Планы на будущее

В стартапе есть множество вещей, которые нужно сделать, но время и ресурсы ограничены. Поэтому мы пока ещё успели далеко не всё, что хотелось.

Customer Success — одна из этих областей. Наш средний чек не настолько большой, чтобы держать команду менеджеров customer success. Однако мы верим, что помогая клиентам в их бизнесе, мы повысим вовлечённость в наш продукт.

Какое это прекрасное чувство — пересечь порог прибыльности. Это значит, что ты выживешь, в то время как остальные 90% стартапов — не факт.

Поэтому я сторонник того, чтобы как можно скорее выйти на близкий к самоокупаемости уровень, чтобы упрочить свои позиции (для b2b).

Мы ставим себе краткосрочную цель — достигнуть $100 тысяч MRR. Этот уровень является поворотной точкой для SaaS и подтверждает серьёзный потенциал бизнеса.

В долгосрочной перспективе же мне любопытно, а может ли Slack-бот выйти на уровень $1 млн MRR. Если и вам интересна эта область, следите за нашими историями в блоге Standuply.

Ключевые выводы

  • Slack App Directory — прекрасный источник лидов для Slack-бота на ранней стадии.
  • Пользователи Slack-ботов готовы платить за ценные для них решения.
  • Экосистема Slack-ботов развивается, предоставляя возможности для создания новых компаний.

Однако конкуренция усиливается. У Standuply сейчас более 20 прямых конкурентов — и это только в Slack.

Если вы думаете создать бота в Slack, лучше не тянуть. Вероятно, через год-два это будет сделать намного сложнее.

0
71 комментарий
Написать комментарий...
Mikhail Trofimov

Круто, молодцы!
Фокусироваться на Slack – это действительно очень рискованная стратегия. Мы в revealbot наоборот осознали, что донести ценность нашего продукта до клиента гораздо проще без Slack, а привязка к платформе очень ограничивает рынок.

Еще интересно было бы узнать, а за какие фичи в итоге вам платят клиенты? Был ли какой-то поворотный момент в продукте, кроме монетизации?

Ответить
Развернуть ветку
Alex Kistenev
Автор

Михаил, привет!

В нашем случае чат-бот это основной инструмент доставки ценности (проведение асинхронных совещаний и опросов), поэтому без Slack этот случай существовать будет с большими ограничениями. Конечно, это ограничивает рынок и мы это чувствуем. Однако Slack растет и появляются серьезные конкуренты, которые могут расширить рынок для нас (MS Teams, Google Chat, Stride).

Клиенты нам платят за то чтобы синхронизовать распределенную команду. Основные юзкейсы это проведение standup совещаний, ретроспектив, проверка настроений коллектива. Хорошо заходят аудио/видео сообщения в Slack, которые мы недавно запустили. В итоге получается что нет какой-то конкретной фичи за которую платят клиенты, им нужно именно решение в комплексе.

Кстати, спасибо за твои статьи на vc.ru про инкорпорирование - извлек для себя много пользы ;)

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Korobov

Ребята, вы очень крутые

Ответить
Развернуть ветку
Alex Kistenev
Автор

Влад, спасибо за доброе слово!

Женя Круглов и ребята из AppFollow (комментарий ниже) тоже крутые, мы частично брали с них пример.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Владимир

$25k/month? Нот бэд, пойти запилить 21-го конкурента что ли...

Ответить
Развернуть ветку
Alex Kistenev
Автор

Не вопрос, мы за здоровую конкуренцию =)

На самом деле, это не так просто как с технической так и с маркетинговой точек зрения.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Loginov

Алексей, можно хотя бы кратко по поводу Stripe и регистрации фирмы? Делали это самостоятельно? Именно из-за этого вы сразу не могли запустить монетизацию?

Ответить
Развернуть ветку
Stan Podolski

Регистрация корп стоит от 100 до 600, если делать самому или делать через легал контору, времени это занимает от пары дней до 2 недель. Подключение страйпа не стоит ничего, но нужно иметь EIN, который бесплатный.

Важное примечение - работать на свою компанию в штатах нельзя. Можно на нее работать не в штатах, но до хрена заморочек с налогами, не каждый бух возьмется. Иначе до миллиона дохода в год можно делать налоги на коленке

Ответить
Развернуть ветку
Alex Kistenev
Автор

Павел, вот статья Михаила из Revealbot в тему: https://vc.ru/23093-company-in-usa

Если вам интересен наш опыт, напишите мне в личку: alex at standuply.com

Ответить
Развернуть ветку
Stan Podolski

Конкуренции до фига, следующий вон сегодня на PH вылез https://meetnotes.co/slack/?ref=producthunt

Ответить
Развернуть ветку
Alex Kistenev
Автор

спасибо за наводку

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Alexandre Svergoun

Скажите огромное спасибо путину за это. Его внешняя политика скоро сделает из России Северную Корею по уровню изоляции и доступности современных технологий.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Может вместо того что бы молча минусовать, докажите обратное?

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Kruglov

Ребята! Поздравляю, вы молодцы. С приветом из Хельсинки =)

Ответить
Развернуть ветку
Alex Kistenev
Автор

Спасибо! Салют из солнечной Сибири =)

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Bogoslavets

Спасибо за интересную статью и Pied Piper на вашем сайте (классно обыграли) :)
Подскажите, из каких стран основные команды? Российская аудитория совсем не интересна, если нет русской версии сайта?

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Krasikov

Не забывайте, что ЦА - это разработчики, которые в 99,99% знают английский язык.

P.S. Я не знал, что мы с одного города, когда выбрал вас. Хороший продукт

Ответить
Развернуть ветку
Alex Kistenev
Автор

Пожалуйста :)

Команды из США, Европы и Австралии. Россия есть, но намного меньше. Сам продукт можно настроить на любой язык, практически все нотификации настраиваются. Вы даже можете бота переименовать и сменить ему аватарку.

Поэтому пока перевод сайта не в приоритете.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Dergilev

Много ли российских компаний используют Слэк? Много ли из них готовы тратить на сервисные услуги? И зачем российский , если есть гигантский мировой рынок?

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Порозова

Отличный материал. Но есть вопрос. "Мы пообщались с Десом Трэйнером из Intercom. Его стратегический совет состоял из мысли сфокусироваться на Slack и пары небольших тактических моментов." Были еще какие-то варианты? Пробовали telegram? Мы просто сейчас тоже стараемся понять насколько важно использовать все возможные мессенджеры или лучше сосредоточиться на одном или двух.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Kistenev
Автор

Мы до Слэка пилили Телеграм полгода. Даже не знаю как бы прилично выразиться... Скажем так, там трудно построить бизнес за исключением особо нишевых/серых продуктов.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Superstartuper

Спасибо, очень здорово, особенно интригующе с такими вводными:
"- мы не технические основатели и не пишем код;
- не поднимали инвестиций, у нас не было связей со Slack;
- мы находимся в Томске, далеко от основных ИТ-хабов."
Интересно было бы почитать побольше - про техническую часть, как была построена разработка

Ответить
Развернуть ветку
Alex Kistenev
Автор

может быть в следующий раз напишем о технических подводных камнях, но для этого нужно отвлекать разработчиков, а это непозволительная роскошь =)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Антон Лавров

Алексей, спасибо за шикарную статью!

Скажите, сколько своих денег на маркетинг было потрачено? И работаете ли над проектом фулл тайм или совмещаете?)

Ответить
Развернуть ветку
Alex Kistenev
Автор

Антон, спасибо за высокую оценку!

На маркетинг (если не считать поездки на конференции) мы потратили от силы тысячи три долларов за все все время. Сейчас на маркетинг не тратимся, пользуемся теми каналами которые я описал.

Работаем фулл-тайм над проектом.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Дима Брейвен

Слежу с первой беты еще за вами. Рад за команду и то, что растете. Успехов вам и хороших запусков на продуктханте!

Ответить
Развернуть ветку
Alex Kistenev
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Alex Kistenev
Автор

Stripe в Россию, к сожалению не прийдет. Более того Россия у них в списке запрещенных стран на уровне Сомали и Венесуэллы.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Alex я вас не понимаю. Вам приходиться открывать компанию в другой стране из за того что внешняя политика путина нацелена на изоляцию. Внутренния политика путина ведёт к монополизму и усложнению ведения бизнеса. А вы всё равно защищаете путина и ставите мне минус за критику президентской политики. Где логика? Или вы действительно считаете что путин всеми силами помогает стартапам?

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Влад Чай

у меня вот вопрос к разработчикам, как вы подключили себе Stripe / Braintree / Recurly платежную систему для своего бота находясь в Томске?

Ответить
Развернуть ветку
Alex Kistenev
Автор

Stripe принимают в свою программу компании из обширного списка стран. То что мы находимся в Томске не означает что на международной арене мы позиционируемся аналогичным образом.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Дмитрий Янин

лайк

Ответить
Развернуть ветку
Николай Кожухаренко

очень крутая история, вдохновляет!
Алексей, а как у вас с Артемом роли распределены? Кто делал UI/UX?
Перед тем как выйти на рынок - конкуренты были и вы сделали лучше (продукт, маркетинг) или было более-менее свободно?

Ответить
Развернуть ветку
Alex Kistenev
Автор

Николай, спасибо! Артем отвечает за продукт и весь UI/UX на нем. Я отвечаю за продвижение.

Конкуренты были, но их было меньше.

Ответить
Развернуть ветку
68 комментариев
Раскрывать всегда