Как перевести 20 сотрудников с «Google Workspace» на «Яндекс 360 для бизнеса» за 1 ночь и без потерь

Делимся опытом и подробной инструкцией с теми, кто отважился на импортозамещение. Уровень сложности: средний. Наш Production Director Олег Позняков проработал весь процесс, подготовил инструкции и описал в этом материале.

В Dau Relationship Marketing мы исторически работаем с облачными сервисами Google для бизнеса — большинство документов создаются в Google Docs, встречи проходят в Google Meet, а удобный интерфейс Gmail победил традиционный «Аутлук» у большинства наших коллег.

Увы, но после ограничения возможности оплаты иностранных сервисов с российских карт мы приняли решение перейти на отечественный аналог.

Российские альтернативы

Рассматривали два варианта:

— «Яндекс 360 для бизнеса» https://360.yandex. ru/business/ (от 249 рублей за пользователя в месяц)

— «VK Workspace» https://biz. mail. ru/mail/ (от 2990 рублей за месяц — включает 30 пользователей, но за офисный пакет надо доплатить еще 4990 рублей в месяц)

Функционально оба продукта наследуют у Google. Но под капотом здесь знакомые многим интерфейсы почты Яндекс и Mail. ru, а в качестве офиса — известный OnlyOffice, уступающий привычным для нас «Google документам».

Оба продукта предлагают удобную миграцию с любого другого IMAP-почтовика без потери писем. Для нас это было принципиальным.

После тестового знакомства с обоими продуктами выбор был сделан в пользу Яндекса, в основном из-за интерфейса почты и нежелания переплачивать.

Для наших 20 аккаунтов Яндекс вышел в 4980 рублей в месяц против 8980 рублей у VK.

Чек-лист переезда

Составим список всего, что сотрудники нашей компании успели нажить внутри сервисов Google, чтобы ничего не забыть при переезде:

Gmail — вся переписка, контакты, шаблоны сообщений и подписей;

Google Drive — все созданные сотрудниками документы (и множество публичных ссылок на эти документы, отправленных клиентам и партнерам);

Google Calendar — назначенные встречи и регулярные собрания.

Чат, Сайты, Forms и Apps Script у нас почти не использовались, поэтому в этой статье не рассматриваются.

Пошаговая инструкция для того, кто всё это затеял

Инструкция по миграции от Яндекса предлагает использовать нетривиальный метод с применением специального сервисного аккаунта. После пары тестов стало понятно, что организатора переезда он оказывается достаточно трудоемким.

Поэтому у себя мы воспользовались несколько более простым методом.

Яндекс умеет забирать почту из любых IMAP-сервисов, только дай ему пароли от ящиков, из которых надо унести всю переписку. Но обо всем по порядку.

На весь процесс у нас ушло около 12-14 часов (вечер рабочего дня и утро следующего). Большую часть времени заняло копирование писем, которое шло ночью без участия человека.

Шаг 1.

Заранее инструктируем коллег о предстоящем переносе. У нас это получилась довольно длинная инструкция, но почти все справились с ней быстро.

Делимся инструкцией, которую получил каждый сотрудник перед переездом.

Скачать ее можно по ссылке.

Смело назовем этот шаг самым важным для успеха всего предприятия.

Шаг 2.

Создаем для будущего администратора новый аккаунт в обычной Яндекс.Почте.

Шаг 3.

Регистрируем организацию на https://360.yandex.ru/business/. Потребуется ИНН компании. Оплачиваем счет за выбранное кол-во аккаунтов и месяцев с банковской карты или по выставленному счету для организации.

Шаг 4.

Заводим в панели администратора домен организации, подтверждаем права на него одним из доступных способов:

Создаем все почтовые ящики и группы рассылок (в Яндексе группы называются «проектами»). Не используйте простые пароли — замечено, что Яндекс может заблокировать ящик с простым паролем автоматически.

Шаг 5.

В этот момент все сотрудники нашей компании выполнили первую часть данной им инструкции. На выполнение было отведено время в самом конце рабочего дня.

Вот что они должны были сделать обязательно:

  • включить IMAP-протокол в настройках своего ящика,
  • разрешить доступ «ненадежным приложениям» к аккаунту (кстати, Google пишет, что эта возможность пропадет 30 мая 2022),
  • скачать к себе на компьютер все свои файлы из Google Drive,
  • удалить все встречи из календаря (после переезда на новый сервер старые встречи остались бы висеть призраками в календарях партнеров),
  • скачать из Gmail все контакты,
  • войти в свой новый почтовый ящик на Яндексе и заменить временный пароль постоянным.

Шаг 6.

Сбрасываем пароли на почтовых ящиках на Gmail на новые. Они нужны нам, чтобы Яндекс получил доступ к письмам.

Шаг 7.

Меняем MX-записи домена на новые от Яндекса. Прописываем SPF и DKIM согласно инструкции в панели администратора. Неудобно: Яндекс выдает эти записи поочередно, приходится ждать, пока DNS обновится.

Шаг 8.

Запускаем процесс миграции в панели администратора Яндекса. Удобно воспользоваться для этого таблицей-шаблоном в формате CSV. Ссылка на шаблон есть в самой панели.

Процесс копирования 20 ящиков общим объемом в 100 ГБ занял около 10 часов. Запустили в полночь и к началу рабочего дня всё было готово.

Шаг 9.

В начале рабочего дня все сотрудники выполнили вторую часть инструкции.

Вот что в ней обозначено:

  • создаем встречи в новом календаре заново,
  • проверяем СПАМ в новом ящике и спасаем оттуда нормальные письма во Входящие (да, Яндекс при миграции значительный % писем посчитал СПАМом),
  • раскладываем файлы на «Яндекс Диске» по местам, отправляем клиентам и партнерам новые ссылки на совместные файлы,
  • делимся доступом к своим календарям с коллегамию

Готово! Компания продолжает работу на сервисах Яндекса, попрощавшись с Google.

Чего нам не хватает в Яндекс 360 для бизнеса

Видеовстречи

— нет виртуальных фонов, так привычных всем по ZOOM, Google Meet.

Календарь

— в отличие от Google Calendar в Яндексе коллегам по умолчанию недоступны календари друг друга, надо специально открывать доступ.

Опыт работы с сервисом пока минимальный и это первые неудобства, с которыми мы столкнулись. Если вы тоже переехали, делитесь впечатлениями и лайфхаками, как вы привыкаете к интерфейсу Яндекса.

0
18 комментариев
Написать комментарий...
Дмитрий Дурягин

поддержка у Яндекса 360 для бизнеса ужасная.
мигрировал 250 ящиков с помощью api ключа и было четкое ощущение, что мне отвечает бот. Ответы были не связаны с моими вопросами. А персональный менеджер просто забыл отвечать на письма. Ролик дажи им снял с моими действиями.
Плюнул на корп. безопасность и мигрировал ручками через imap - то есть 250 раз повторил одно и тоже действие: 1. Сбросить пароль учетки, 2. Отключить на 10 мин дополнительную аутентификацию, 3.зайти под учеткой, поставить галочку «ненадежным приложениям». Очень увлекательно.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Lunegov

Если потом уходить из Яндекса, тоже только ручками.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Джурко

Отличная статья, спасибо)
Мы кстати тоже переехали из Google в Яндекс за 3 календарных дня, но поработав в Яндекс 1.5 дня, вернулись в Google. Мы поняли, что в Яндекс просто невозможно выполнять ряд задач, вернее возможно, но занимает это значительно больше времени и крайне неудобно.

Ответить
Развернуть ветку
Dau Relationship Marketing
Автор

Можете примеры привести? Я тоже не исключаю возможность отката, но пока отсутствие надежного способа оплаты является главной проблемой в работе с Google.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Джурко

Например, в Яндексе нельзя нормально открыть на просмотр какой-либо документ, в котором присутствуют элементы кроме стандартного текста. Без доступа к редактированию документ открывается в режиме предпросмотра, который не выполняет свою функцию.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Хлус

Спасибо за статью, она хорошая.
Но есть вопрос. Причем тут блокировки карт и сервисы для бизнеса. У нас так же используется Google. Никаких блокировок до сих пор нет и не предвидится. Аккаунт оплачен до конца года и по информации от ресейлера, коммерческие аккаунты продолжат работу и скорее всего могут быть продлены. Оплата происходит не картами а по безналичному расчету в национальной валюте. Продолжаем работать на Google сервисах и даже наращивать количество аккаунтов внутри. Возможно ситуация изменится, но пока все работает.
Как я понимаю из статьи и ответов на комментарии, основная причина это невозможность оплаты. Дайте комментарий как вы оплачиваете сервис. Или у вас используются персональные (личные/частные) аккаунты сотрудников, не сервис google для бизнеса с доменом?

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Stoma

Там еще есть проблема расширения. Сегодня попробовал добавить лицензии на Gsuite. Ответ: готовы продать на любую компанию вне России, а существующему корпклиенту – нет.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Хлус

Вот только третьего дня добавили еще одного пользователя. Крайне странно. Может попробовать ресейлера сменить, хотя это опасно, но попробуйте проконсультироваться в Softline.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Stoma

Спасибо, спрошу

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Poznyakov
Увы, но после ограничения возможности оплаты иностранных сервисов с российских карт мы приняли решение перейти на отечественный аналог.

Была оплата с банковской карты напрямую за сервис Google Workspace.

А кто у вас реселлер?

Мы общались с Softline — у них все просто: старых клиентов они продолжат обслуживать, но новых подключать им не разрешает Google.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Хлус

Ресейлер - Softline.Но у нас бизнес аккаунт, и за него платит организация, т.е. юридическое лицо (ООО или ИП), не физическое. Просто для меня показалась очень странная конструкция, когда к бизнес аккаунту привязана карта для оплаты. Это все же лучше проводить через бухгалтерию и оплату по расчетному счету. И аккаунт существует уже давно.

Ответить
Развернуть ветку
Великий Комбинатор

Был бы у Яндекса аналог переезда из G Suite для физиков со своим доменом... эх.

Ответить
Развернуть ветку
Dau Relationship Marketing
Автор

Думаю Яндекс не ожидал, что прилетит такое счастье и будет массовый запрос на переезд с Google на Яндекс )

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Makhalov

Под Gmail есть много удобных эддонов, мы в компании используем среди прочего Gmelius. У Яндекса интеграций с интересными сервисами нет в природе, что делает его сильно отстающим от Gmail. Потому сейчас актуальнее сравнивать не интерфейсы и базовые возможности, а именно внешние фичи.

Ответить
Развернуть ветку
Dau Relationship Marketing
Автор

Невооруженным взглядом видно, что сервисы Google круче. Но статья не про сравнение сервисов, а про вынужденный переезд. Пока кажется, что переехать проще чем иметь постоянные проблемы с возможностью оплаты. Но время покажет.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Если не секрет - какие именно сервисы Гугла круче с вашей точки зрения? Мне, скажем, в экосистеме Яндекса дичайше не хватает аналогов Google Data Studio, Tag Manager и объективности GA с её библиотекой темплейтов для аналитики. Но если брать интерфейсы, удобство и стабильность - то, кмк, Яша рвёт Гошу в клочья. Плюс свой набор фишек, который у Гугла не было никогда.

Ответить
Развернуть ветку
Dau Relationship Marketing
Автор

У меня пока минимальный опыт работы с Яндексом, да и в остальном в Гугле я пользовался в основном «менеджерским» инструментарием, но вот что сходу мне не зашло:
- функционал и логика Я.Диска
- возможности общего календаря - пришлось всем со всеми щепить календарь, чтобы планировать встречи
- офисный пакет (редактор таблиц, слайды) слабее
- приложения для мобилки
Возможно, все это вопрос привычки, поэтому посмотрим через пару недель.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Каренина

Есть ли здесь кто-то, кто коммуницирует с Американскими адресатами? Доходят ли письма Американским клиентам и ОТ них? Почему спрашиваю, допускаю что стоит блокировка некоторых российских серверов и сервисов на западе

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Раскрывать всегда