Как анализировать каналы в Яндекс Дзен и делать правильные выводы?

В прошлой статье я рассказывал, как можно анализировать Telegram-каналы. Материал неплохо засветился и понравился читателям, чему я очень рад. Поэтому в этот раз решил написать об анализе каналов в Дзене и формировании правильных выводов на основе метрик.

Какой сервис можно использовать?

Инструментов для аналитики Дзен-каналов не так много. Из всех я выбираю zenstat. Потому что его бесплатная версия отлично закрывает базовые запросы, а функционал не уступает конкурентам.

Раздел «Поиск каналов»

Состоит из 2 бесплатных фильтров:

  • Название канала или URL;
  • Описание.
Так выглядит раздел «Поиск каналов» в zenstat
Так выглядит раздел «Поиск каналов» в zenstat

Если вы хотите найти конкретный канал — вводите его название или ссылку. А если хотите найти конкурентов по определённой тематике — вставляйте ключевые слова в «Описание».

Теперь разберёмся результатами выдачи:

  • статус индексации (иконка робота). Указывает, отображается ли канал в поисковой выдаче и обновляются ли данные по нему внутри zenstat. Если стоит статус «Да» — значит всё хорошо. Если стоит статус «Нет» — можно написать в поддержку.
  • подписчики. По их числу определяем популярность канала. Рекомендую сразу не хвататься за канал с наибольшим числом подписчиков — оно может быть накручено. Лучше просмотреть ряд дополнительных показателей и сформировать общий вывод.
  • подписчиков за 30 дней. Отражает изменение числа подписчиков. Чаще всего, каналы с негативной динамикой можно не рассматривать.
  • просмотров за 30 дней. Как и число подписчиков, показатель указывает на популярность канала. Однако его накрутить сложнее. Поэтому, если видим высокое число просмотров за 30 дней — предварительно помечаем канал как эффективный.
  • публикации за 30 дней. Этот показатель будет сильно различаться в зависимости от специфики канала. Например, новостные издания выдают 1500+ материалов за такой период, а обычные блогеры — около 50. Поэтому искать эффективное число публикаций можно только в рамках обзора вашей ниши, а не глобального изучения рынка.
  • охват. Тут сервис ошибся с наименованием. zenstat под «охватом» имеет ввиду среднее число просмотров одной публикации. Держите это в голове и дополнительно учитывайте — число просмотров не равно числу уникальных людей, которые просмотрели материал (т.е. настоящему охвату). При этом на «охват» всё равно стоит смотреть, чтобы оценивать виральность контента определённого канала — чем выше число, тем лучше. А ещё показатель можно учитывать, если хотите заказать рекламное размещение и предположить, сколько просмотров сможете набрать.
  • ER. В zenstat он считается так: (лайки + комментарии) / просмотры * 100. В результате получаем показатель, который подсказывает, какая часть от просмотревших публикацию людей провзаимодействовала с постом. Смотря на ER можем оценить, насколько аудитории интересен контент. Условно, если видим ER выше 5% — значит публикации приносят пользу потребителям и вызывают отклик.

Показатели внутри каналов и их оценка

Если кликнуть по любому из найденных каналов, то откроется его подробная статистика. Из интересного на старте страницы: есть отдельные блоки с показателями по типам публикаций. То есть, можно отдельно посмотреть, что лучше вовлекает аудиторию: статьи, видео или посты. Исходя из этого можете определить, какие публикации лучше всего использовать на собственном проекте.

Пример начала страницы канала в zenstat
Пример начала страницы канала в zenstat

Далее идёт серия графиков и таблица с теми же показателями:

  • Подписчики. Динамика изменения числа подписчиков по дням, неделям или месяцам. Если посмотреть на ярко выраженные выбросы и сопоставить их с особенностями продвижения за этот период — возможно, получится выявить эффективные подходы в продвижении канала.
  • Аудитория. График отражает изменение одноимённого показателя, от которого отказался сам Дзен. Поэтому на этот чарт можете не смотреть — он уже не актуален.
  • Публикации. Число вышедших публикаций по дням, неделям или месяцам.

Далее идут популярные теги, которые канал использует чаще других, и данные о публикациях (о них рассказываю в следующем пункте статьи).

Отдельно рекомендую обратить внимание на блок «Похожие каналы». Если вам не хватает конкурентов для анализа — возьмите их тут.

Раздел «Топ постов»

Здесь собираются все доступные сервису публикации и ранжируются по выбранному признаку. В фильтрах есть интересные моменты:

  • тип публикаций. По умолчанию, учитываются только статьи. Но можно переставить тип на видео, галереи или посты. В зависимости от того, какие ресурсы есть для производства контента и какие форматы планировали использовать — исследуйте подходящие вкладки и находите лучшие решения.
  • свойства и виджеты. Здесь можно отфильтровать публикации по техническому наполнению. Например, можно выбрать только посты с отключёнными комментариями или со встроенным виджетом Кинопоиска. Может быть полезно, если вы планируете опробовать определённый формат контента и хотите предварительно оценить, какие решения конкурентов уже хорошо себя показали.
Пример топа постов из zenstat
Пример топа постов из zenstat

Среди показателей самих публикаций расскажу только о тех, которые не упоминались в разделе «Поиск каналов» и представляют интерес:

  • дочитывания. Полное пролистывание статьи от начала до конца. По сути, этот показатель дополняет ER. Используйте его, чтобы оценить вовлечённость аудитории в контент.
  • процент дочитываний. Указывает часть от просмотревших постов, которая дочитала материал. Опять же, используйте в связке с ER и отдавайте проценту дочитываний приоритет, если вам важно, чтобы читатель доходил до конца публикации.
  • общее и среднее время просмотра. Суммарное и среднее время, которое пользователи провели за изучением материала. Показатели могут помочь, если вы хотите оценить какие материалы пользователи готовы долго изучать. Определяйте их; выделяйте тематики, на которые людям не жалко тратить время; применяйте наработки в своих проектах.

И ещё: если нажать на плюс рядом с названием публикации — откроются сведения о канале-авторе и ссылки, которые используются в материале.

Раздел «Сравнение»

По умолчанию раздел «Сравнение» пустой. Чтобы его наполнить нужно: провалиться, как минимум, в любые 2 канала; нажать кнопку «Сравнить». После этого в разделе «Сравнение» получим примерно такой результат:

Пример сравнения двух каналов в zenstat
Пример сравнения двух каналов в zenstat

Все показатели, которые тут упоминаются, мы уже видели в предыдущих разделах. Исключения: «Аудитория» и «Популярные теги».

Напоминаю, что от показателя «Аудитория» отказался сам Дзен. Поэтому на него можете не смотреть.

А «Популярные теги» прописывались чаще других тегов самим каналом при публикации контента. На них можете ориентироваться, если работаете в смежной тематике и канал-конкурент эффективно продвигается в Дзене.

Заключение

Если вам не хватает фильтров в zenstat или вы хотите исследовать расширенные периоды, а не только 30 дней, которые доступны на бесплатном тарифе — можно оплатить одну из доступных месячных подписок.

В остальном, просто следуйте этому руководству и правилу:

За показателями важно видеть смысл. Думайте не просто об изменении цифр, а о том почему они изменяются.

Формулируйте правильные выводы, бережно относитесь к данным и работайте с умом.

Если вы хотите запустить контентный проект, разработать стратегию продвижения бренда в соцсетях или провести исследование — обращайтесь ко мне. Можно писать в Telegram, в ВКонтакте или на почту. Надеюсь, сработаемся)

55
3 комментария

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, если я хочцу составить прогноз по показателям в Дзене для нового канала. То я отсматриваю такую сферу, и как мне сделать предположение, сколько может выдать новый канал по такой же тематике? Есть какая-то может формула?

Ответить

Здравствуйте. Я обычно прогнозов без исторических данных клиента не даю. Они будут необоснованны — потому что нашу концепцию ещё никто не тестировал, компания не была представлена на площадке, и т.д.

Вместо этого можно задать бенчмарки. Правильно пишете, что нужно смотреть на конкурентов в той же нише. Оптимально будет завести таблицу и добавить в неё не меньше 10 аккаунтов. Дальше нужно для каждого конкурента собрать данные о средних значениях ключевых показателей, например, за последние 3 месяца. После определить бенчмарки. Обычно выделяю три уровня «Низкий», «Ниже среднего», «Выше среднего» и «Высокий». Чтобы их обозначить, можно использовать процентили: до 25 процентиля — низкий уровень; от 25 до 50 — ниже среднего; 50–75 — выше среднего; от 75 — высокий.

Если нужны будут подробности — можете написать в Telegram: https://t.me/tomilenkoman

1
Ответить