Как ресторану увеличить выручку без затрат на рекламу и запустить программу лояльности с помощью чат-бота

Всем привет! Меня зовут Александр Корс, я основатель компании Botmaker — конструктора чат-ботов для бизнеса в Telegram. Сегодня я расскажу, как выстроить долгосрочные отношения с клиентами через программу лояльности.

Как ресторану увеличить выручку без затрат на рекламу и запустить программу лояльности с помощью чат-бота

Программа лояльности — это отличный способ увеличения продаж.
В чат-ботах он основывается на трех взаимосвязанных модулях:

  • Выгодное предложение для первого заказа

Подарок или большая скидка — отличная мотивация, чтобы подписаться на чат-бот. Приветственный бонус конвертирует пользователей в клиентов, после чего продолжает коммуникацию в соответствии со стратегией компании.

  • Бонус за приглашение друзей

Пользователи приглашают в бота своих друзей и знакомых, размещая ссылку в социальных сетях. Пригласивший получает скидку или другой бонус, а вы получаете клиентов без затрат на рекламу.

  • Автоматическое поздравление с Днём рождения

Бот собирает данные пользователей и поздравляет их, делая специальное предложение: провести торжество в вашем ресторане, выбрать наряд для праздника и т. д.

Польза для бизнеса:

1. Чат-бот помогает сэкономить на SMS и обзвонах.

2. Своевременные напоминания и поздравления поддерживают долгосрочные дружеские отношения с клиентами без дополнительных усилий.

3. Персонализированная коммуникация, основанная на интересах конкретного пользователя, эффективно закрывает потребности и приносит дополнительную прибыль.

4. Самообновляющаяся база позволяет возвращать единожды заглянувших гостей. Вместо электронного меню и чаевых по QR-кодам, пользователь переходит в чат-бот, совершает те же действия, и остается на связи для дальнейшего контакта.

Представим, что человек узнаёт о чат-боте из stories в соцсетях. Там говорится, что любой гость может получить пиццу в подарок при соблюдении двух условий — запуске бота и заполнении карты лояльности в ресторане. Если пользователь заинтересовался предложением, он переходит по ссылке в чат-бот и нажимает кнопку «Начать».

Далее гость попадает в воронку и получает приветственное сообщение от чат-бота с приглашением в ресторан. На этом этапе очень важно использовать рабочий call-to-action: перед запуском чат-бота мы советуем предварительно протестировать предложения на фокус-группе.

Итак, клиент приходит за бесплатной пиццей и заполняет карту лояльности. Здесь в присутствии сотрудника ресторана он вводит данные о себе, в том числе дату рождения. Задача сотрудника — избежать предоставления неверных данных и «активировать» карту лояльности в чат-боте.

Как ресторану увеличить выручку без затрат на рекламу и запустить программу лояльности с помощью чат-бота

Расходы и реальная выгода

Теперь оценим стоимость привлечения клиента через чат-бот.

Допустим, розничная стоимость пиццы — 700 ₽. Для большинства людей это довольно хорошая мотивация прийти в заведение и запустить бот ресторана. С обычной наценкой в 350% себестоимость пиццы будет равна 200 ₽.

При среднем чеке от 1 000 ₽ вероятность, что клиент обойдётся одной бесплатной пиццей и не купит напиток или десерт, минимальна. Допустим, он дополнительно закажет бутылку Coca-Cola и чизкейк — тогда заведение выйдет в ноль или даже в небольшой плюс.

В итоге новый клиент обойдётся вам абсолютно бесплатно или почти бесплатно. Вы экономите деньги на привлечении, а клиент при этом получает пиццу и приятное воспоминание :)

Удержать или привлечь?

Любой маркетолог скажет, что привлечь нового клиента значительно дороже, чем удерживать существующего. И даже если вы не заработаете на первом посещении, чат-бот будет стимулировать пользователя на повторный визит, сообщая о новинках, акциях и специальных предложениях.

При этом все пользователи чат-бота автоматически сегментируются по категориям: полу, возрасту, локации, предпочтениям в еде и прочему. Это значит, что вы не будете надоедать пользователю ненужными новостями и сможете предлагать точечные офферы: тех, кто работает недалеко от ресторана, пригласят на бизнес-ланч, а любителей сочных стейков не станут беспокоить обновлением вегетарианского меню.

Конечно, для описанного способа привлечения крайне важно, чтобы атмосфера ресторана и качество еды не оттолкнули клиента. Но если вы уверены в своем продукте — гость вернётся к вам не один раз. LTV будет расти, а значит, увеличится долгосрочная прибыль от каждого лояльного клиента.

Что дальше? Реферальная программа!

Гость убедился, что бот удобен для взаимодействия с вашим заведением. Он может в пару кликов забронировать стол, оставить отзыв и вызвать официанта, а еще — получить бонусы за приглашение друзей.

Крупнейшие сервисы как Uber и Airbnb начисляют бонусы обеим сторонам: тому, кто рекомендовал, и тому, кто пришёл по рекомендации за первой услугой. Возьмем это на вооружение!

Например, за каждый визит друга по рекомендации клиент получает купон на любое блюдо из меню. Выгодно ли ему рекомендовать бота, чтобы на постоянной основе получать подарки? Конечно да!

Получается максимально прозрачный и оцифрованный процесс. С помощью чат-бота можно отслеживать всех участников программы лояльности и видеть статистику приглашений.

Работа с блогерами

Чат-бот оптимизирует взаимодействие с инфлюенсерами и предлагает альтернативу рекламе по фиксированной цене. При помощи реферальной системы вы можете генерировать персональные ссылки для сотни блогеров и работать по CPA-модели, то есть платить только за реальных клиентов, а не просто подписчиков.

На практике 9 из 10 блогеров соглашаются работать по такой модели, если вы предлагаете хорошие условия для их аудитории.

Еще вы можете работать по бартеру и приглашать инфлюенсеров на бесплатную дегустацию: в своих соцсетях они показывают ваш ресторан и делятся впечатлениями от еды. Рекомендуя блюда, блогер интегрирует персональную ссылку на ваш чат-бот, в котором можно забронировать столик и получить подарок. Реакция лояльной аудитории не заставит ждать :)

Допустим, рекламу увидит 1 000 человек, из которых 150 запустят чат-бот. Из них 10 человек придут в заведение в ближайшие дни и оформят карту лояльности, то есть подтвердят посещение по рекомендации. За привлечение посетителей блогер получит купоны на пиццу, себестоимость которой, как вы уже знаете, окупается привлеченным гостем. Win-win.

Автоматические поздравления

Каждый, кто имеет карту лояльности, оставлял свои данные в чат-боте. За неделю до праздника и в сам день рождения этот человек получит уникальное предложение, поздравление и приглашение отметить праздник именно у вас.

Как ресторану увеличить выручку без затрат на рекламу и запустить программу лояльности с помощью чат-бота

Напомню, что средний чек на день рождения в 5-10 раз выше, чем при обычном посещении.

Если в клиентской базе 10 000 человек, то каждый день у вас примерно 27 именинников. Допустим, 20% из тех, кто получил заранее такое предложение от бота, решили отметить праздник в вашем ресторане (5 человек в день). Тогда дневная выручка заведения выросла бы как минимум на 25 тысяч, месячная — на 750 тысяч, а годовая — на 9 миллионов рублей.

Всё в ваших руках

Помните, что 80% результата — ваше отношение к работе с чат-ботом. Это эффективный инструмент маркетинга, но не волшебная кнопка. Уделите время изучению функционала и настройке, используйте все возможности, и тогда бот окупит себя в сотни раз.

Хорошего дня и высоких чеков! :)

1212
9 комментариев

Подскажите, а если у заведения уже есть телеграм-канал, можно ли его связать с чат-ботом? Или стоит отказаться от канала в пользу бота?

Ответить

Добрый день, Алина.
Как маркетолог вам отвечу: я бы рекомендовал комбинировать инструменты Телеграм-мессенджера:
- Телеграм-канал - это скорее SMM-инструмент, где регулярно постится общая полезная информация о продукте/компании
- Телеграм-бот - это скорее посадочная страница (лендинг) внутри мессенджера, цель которой - сконвертировать пользователя в конкретное действие

3
Ответить

Можете написать мне в Лс и я вам пришлю дополнительные кейсы и саму работу чат-бота в вашей нише.

Ответить

Можно в телеграм вести ленту новостей ресторана, но я не особо вижу в этом смысл. Польза бота во много раз выше для бизнеса, чем канал.

1
Ответить

"...Задача сотрудника — избежать предоставления неверных данных и «активировать» карту лояльности в чат-боте..."
"...При этом все пользователи чат-бота автоматически сегментируются по категориям: полу, возрасту, локации, предпочтениям в еде и прочему..."

Есть вопросы:
1. Каким образом сотрудник проверит данные? Например, я и до масштабных сливов везде, где нет строгой необходимости, не оставляла настоящие данные + использовала номер телефона, стоящий в модеме. Едва ли бесплатная пицца заставит меня оставить реальные данные.
2. Как происходит сегментация по локации? Например: "...тех, кто работает недалеко от ресторана, пригласят на бизнес-ланч..". Как определить, что я работаю рядом, а не живу? Или вообще мимо проходила?

1
Ответить

1. Нет никаких гарантий) но в любом случае какие-либо подарки человек получает по факту прихода в заведение и тд! + за правильные данные есть мотивация определённая, подарок на др и тд.

2. С помощью сегментации в начальной воронке)

Ответить

Сколько стоит такой бот?

Ответить