Как начать продавать на Ozon [полный гайд по маркетплейсу, часть 1]
Формат и ассортимент маркетплейса. Условия для входа на площадку и правила успешного сотрудничества.
Ozon фигурирует во всех топах самых востребованных маркетплейсов России, в том числе и в нашем. И это справедливо: ежемесячное количество его пользователей уже превысило 40 миллионов человек.
Приглядимся к Ozon попристальнее с точки зрения владельца малого бизнеса: какие товары выгодно размещать на площадке, какие есть форматы сотрудничества, как зарегистрироваться и сделать карточки товаров, которые продают.
Ozon — маркетплейс с растущей аудиторией
Ozon — популярный российский маркетплейс, интернет-витрина, где множество продавцов предлагают миллионы товаров.
В 2020 году, во время разгара пандемии коронавируса, многие российские и зарубежные интернет-магазины получили огромный прирост покупателей. Стремительный рост продаж на маркетплейсах, в том числе и на Ozon, продолжается до сих пор. Люди привыкли к удобству онлайн-покупок — огромный ассортимент, тысячи реальных отзывов, постоянные акции и скидки, а также цены, которые чаще всего ниже, чем в офлайн супермаркетах у дома и ТЦ.
Ozon начал свою работу еще в 1998 году и считается самым первым маркетплейсом в России. Изначально в продаже было всего три категории товаров — книги, видео- и аудиокассеты. Прошло больше 20 лет, и на Ozon можно купить практически все, начиная от товаров ежедневного спроса до стройматериалов и электроники. Конечно, есть исключения, например, маркетплейс не торгует табаком, алкоголем или оружием.
Количество активных покупателей (тех, кто хотя бы один раз в месяц совершает покупку) на Ozon стремительно растет каждый год. Всего за 12 месяцев (2020-2021 гг.) маркетплейс стал одной из крупнейших ecom-площадок — число покупателей увеличилось с 13,8 до 25,6 миллионов человек.
Для продавцов на Ozon есть специальный сайт, на котором можно зарегистрироваться, заполнив небольшую анкету, и загрузить все необходимые документы (они отличаются в зависимости от статуса юрлица — ИП, ООО или самозанятость).
Заявку на подключение к партнерству Ozon рассмотрит в течение нескольких рабочих дней.
Ассортимент продукции на Ozon
На Ozon представлено порядка 30-ти категорий товаров и свыше 83 миллионов наименований продукции. Все они находятся в разделе «Каталог», при выборе категории открывается список из десятков подкатегорий товаров. На первые места вынесены самые популярные категории, в которых чаще всего делают заказы пользователи:
- «Электроника»,
- «Одежда»,
- «Обувь»,
- «Дом и сад»,
- «Детские товары».
Популярные разделы каталога дублируются и на видном месте — в верхнем меню:
Ozon — мультикатигорийный маркетплейс, поэтому продавать здесь можно самые разнообразные товары.
Вот неполный список категорий товаров в каталоге Ozon:
- одежда и обувь (женская, мужская и детская);
- электроника (смартфоны, гаджеты, компьютеры, комплектующие и многое другое);
- дом и сад (текстиль, мебель, дачные и садовые товары, декор и интерьер, хозяйственные и строительные материалы);
- детские товары (питание, товары первой необходимости и гигиены, игрушки, творчество, коляски и кроватки, мебель для детских комнат);
- бытовая техника;
- аптека (лекарственные препараты, БАДы и витамины, медицинская техника, спортивное питание и средства для реабилитации);
- строительство и ремонт;
- красота и здоровье;
- товары для животных;
- спорт и отдых;
- продукты питания;
- автомобильные товары;
- бытовая химия и гигиена;
- цифровые товары (онлайн-подписки на кинотеатры или игры, ПО и др.);
- товары для взрослых (18+);
- товары для курения (портсигары, трубки, электронные сигареты и системы нагревания табака). Но в продаже нет никотиновых жидкостей, обычных сигарет и табака.
Стоит ли малому бизнесу выходить на Ozon
Малый бизнес вполне может рассматривать Ozon как перспективную площадку для онлайн-торговли — большое число активной аудитории, собственный сайт и удобное мобильное приложение, разные варианты условий сотрудничества, огромный выбор товарных категорий практически под любую нишу. В 2022 году Ozon планирует активно продвигать такие категории товаров, как одежда, обувь и аксессуары.
На маркетплейс выгодно заходить небольшим брендам, которые имеют свою собственную линейку продукции и налаженное производство.
Если получить разрешение на торговлю сторонним брендом, то, размещаясь на Ozon, можно найти покупателей не только внутри площадки, но и получить условно бесплатный трафик из органической выдачи Яндекса и Google. Ссылки на Ozon отлично ранжируются в поиске, как по высокочастотным запросам:
так и по средне- и низкочастотным.
Цена вопроса: затраты продавцов на Ozon
Ozon зарабатывает на каждом поставщике, и от полученной прибыли с продажи товара берет комиссию, которая различается в зависимости от категории продукции.
Например, одна из минимальных комиссий установлена для продажи компьютеров и ноутбуков (4%), а поставщики одежды и обуви платят до 15%.
Поскольку комиссии в конечном итоге могут забирать приличную часть прибыли, то выгоднее всего на Ozon торговать товарами собственного производства или же средне- или высокомаржинальной продукцией.
На этом взносы и комиссии не заканчиваются — поставщики оплачивают сборку заказа, его доставку до покупателя и другие расходы, которые напрямую зависят от выбранной схемы работы с Ozon. Калькулятор маркетплейса позволяет рассчитать возможные затраты и сумму прибыли от торговли на площадке.
3 правила успешного сотрудничества поставщика с маркетплейсом
- Рейтинг цен — Ozon оценивает, насколько предложенная стоимость товара выше или ниже минимальной по рынку. Например, если продавец завышает стоимость социально значимых товаров, то маркетплейс помещает их в раздел «Карантин цен». Пока поставщик не снизит стоимость, позиции будут заблокированы и не будут отображаться в поисковой выдаче. Продажи возобновятся только после обновления цены.
- Постоянная доступность товара. Товары всегда должны быть в наличии, а поставщики готовы отгружать их в любой день недели, без праздников и выходных. Негативный параметр оценки надежности поставщика — отказ в поставках (аккаунт может быть заблокирован при превышении процента отказа от общей суммы поставок).
- Качественный товар и работа самого поставщика. Критерии, которые влияют на рейтинг продавца: скорость доставки, отсутствие пересорта, брака и недовложений в поставку, а также качество самого продаваемого товара.
Условия подключения поставщиков
Физические лица не могут стать поставщиками Ozon (за исключением самозанятых), обязательное требование для начала торговли на маркетплейсе — наличие юридического статуса, то есть оформленного ИП или ООО.
Кроме того, законом запрещено торговать на маркетплейсах ИП на патенте.
Для самозанятых необходимо соблюдать главные условия:
- не перепродавать чужой товар;
- не выходить за максимальные рамки годового дохода в 2,4 миллиона рублей.
Пример. Самозанятый может продать спортивный костюм, который сшил самостоятельно, но не имеет права торговать им, если закупил его на фабрике или сшил по контракту на производстве. В таком случае уже потребуется оформление статуса юридического лица — ИП или ООО.
Независимо от того, какой юридический статус имеет поставщик, он обязан соблюдать ряд обязательных требований маркетплейса:
- Использовать в работе электронный документооборот. ЭДО может быть тот, с которым продавец привык работать, или программа-партнёр Ozon («СФЕРА Курьер», «Контур.Диадок»).
- При необходимости предъявлять документы на продукцию, например, сертификаты соответствия качества или декларации.
- Подтверждать регистрацию торговой марки в том случае, если название товара или магазина поставщика совпадает с уже зарегистрированной ТМ.
Основные этапы для старта работы на Ozon
Весь процесс от начала сбора документов до старта продаж занимает не меньше месяца. Рассмотрим основные шаги для выхода на Ozon:
1. Оформление статуса юридического лица, сбор необходимых документов — учредительные, сертификаты и декларации на продукцию. В случае, если поставщик планирует продавать не собственный бренд, — подготовка разрешений на торговлю товаром.
2. Создание бизнес-аккаунта поставщика на Ozon и загрузка всех документов. После отправки заявки принимается решение о партнерстве. С Ozon необходимо согласовать будущий ассортимент магазина, так как на любом из маркетплейсов есть целый список товаров, запрещенных к продаже.
3. Выбор схемы работы с Ozon, касающийся особенностей поставки. Всего три варианта:
- FBO (fulfillment by Ozon) — Ozon хранит, отгружает и доставляет товары.
- FBS (fulfillment by seller) — поставщик хранит и отгружает продукцию со своего склада, но доставкой занимается Ozon.
- RFBS (real fulfillment by seller) — в этом случае продажа осуществляется со склада продавца, доставлять товар можно самому (любыми транспортными компаниями и даже лично до пункта выдачи самим продавцом) или же пользоваться логистической службой Ozon (например, вызвать курьера компании).
Можно совмещать несколько схем одновременно, к примеру, мелкие и недорогие товары отправить на склад Ozon, а дорогостоящую продукцию хранить у себя.
4. Подписание контракта и интеграция складской программы поставщика с Ozon. Подключение ЭДО (электронного документооборота). В большинстве случаев это 1С, но есть и другие варианты с удобным интерфейсом и службой поддержки.
5. Выгрузка карточек товара в личный кабинет Ozon (MAS): фото, описание, характеристика, цена.
6. После прохождения модерации карточки с товарами появляются в поисковой выдаче.
Как оформить страницу магазина, чтобы получать продажи
У новых поставщиков на Ozon чаще всего нет собственного магазина, а только добавленные отдельно карточки товаров. Чтобы привлечь больше покупателей без дополнительных затрат, рекомендуем создать на платформе витрину магазина — это абсолютно бесплатный инструмент для продвижения. Бренд или поставщик самостоятельно оформляет персональную страницу своего магазина, которая будет отображаться и с мобильных устройств покупателей, и в десктопной версии сайта Ozon.
Как создать витрину магазина на Ozon
- В личном кабинете seller.ozon.ru перейдите на страницу «Маркетинг», во вкладку «Витрина» и нажмите на кнопку «Создать витрину».
- Заполните всю необходимую информацию о магазине. Кроме названия, желательно придумать подзаголовок, кратко рассказывающий о магазине и его преимуществах. Можно добавить логотип, выбрать фон для магазина из предложенных вариантов Ozon или загрузить свое изображение.
- Следующий шаг — добавьте баннеры и промо-товары в магазин через раздел «Конструктор витрины». Баннеры рекламируют только один товар, а промо-товары подходят для продвижения от 4 до 20 товаров одновременно на странице магазина. В конструкторе можно менять расположение блоков на странице, удалять неактуальные товары или добавлять новинки.
- Завершающий этап — публикация витрины магазина. После заполнения всех данных нажмите на кнопку «Опубликовать», после чего созданная витрина отправится на модерацию (срок проверки — 1 рабочий день).
Привлекательная витрина способна выделить продавца среди конкурентов на площадке Ozon. Она легко настраивается и редактируется, позволяет создать магазин в фирменном стиле — и все это без дополнительных вложений. Рекламные баннеры и промо-блоки акцентируют внимание покупателей на определенные модели, акции и скидки магазина.
Как создать эталонную карточку товара на Ozon
Один из важных этапов продвижения товаров — создание правильной карточки, которая быстро пройдет модерацию площадки и будет получать высокие позиции в поисковой выдаче Ozon. Эталонная карточка товара должна соответствовать целому ряду требований.
Рассмотрим создание карточки на примере продукции в категории «Красота и здоровье», товар — «Губная помада»:
1. Название продукта составлено корректно для отображения в поисковой выдаче. Обязательные требования к названию — содержит наименование бренда, тип товара, линейку и оттенок. Покупатель легко найдет такую помаду, если предпочитает конкретный бренд или оттенок.
Пример: Luxvisage (название бренда) Помада для губ (тип товара) GLAM LOOK Cream Velvet (наименование линейки продукции) тон 330 Сливочное пралине (оттенок).
2. Фото- и видеоконтент в хорошем качестве и достаточном объеме. Загружено несколько фотографий, которые показывают определенный оттенок по отдельности, а также сравнивают его с другими оттенками из всей линейки продукции. Видеоролик демонстрирует, как помада выглядит на модели. Покупатели смогут оценить все преимущества товара и выбрать подходящий оттенок из целой линейки.
3. В карточке товара добавлены сразу несколько вариантов других оттенков. На такой склейке с использованием образцов цвета покупательнице сразу на одной странице видны все оттенки линейки и она быстро сможет сделать выбор.
4. Точно заполнена аннотация к карточке товара, но она не перегружена лишней информацией и длинными предложениями. Из характеристик покупатель должен узнать всю информацию о товаре, включая производителя, срок годности, свойства, текстуру и другие важные параметры.
5. Обязательно заполнены дополнительные характеристики к товару, которые используются в фильтрах категории. Это может быть вес, способ применения, состав или особенность оттенка (матовый, глянцевый и т. п.). Так, если покупатели выбирают помаду, исходя из своих предпочтений, выше шанс у тех товаров, которые максимально точно отображают все предложенные платформой фильтры категории.
Вот так выглядит результат:
Правильно оформленная карточка товара увеличивает количество продаж. Она более привлекательна для покупателей, попадает на первые страницы в общей поисковой выдаче и в категориях.
Ozon — перспективный канал продаж для малого бизнеса
Ozon — перспективная площадка для малого бизнеса, владельцы которого хотят выйти на новый уровень продаж и запустить активную онлайн-торговлю.
Особенно высокий потенциал для развития бизнеса на маркетплейсе у тех, кто продаёт товары собственного производства.
Выходить на Ozon лучше всего с ассортиментом продукции в низкой и средней ценовой категории. Большинство пользователей заходят сюда, как в обычный супермаркет, и сравнивают цены у конкурентов.
Во второй части нашего гайда расскажем о способах продвижения товаров на Ozon — как внутри маркетплейса, так и о привлечении покупателей на страницу магазина из внешних источников.
Еще один момент, при регистрации продавца на Озон, можно вводить промокод, который дает 5000 бонусов для рекламного кабинета. И затем этими бонусами можно уже оплачивать продвижение своего товара. Промокод SELLERP7Y94SB53
Комментарий удален модератором
А куда нужно вводить код?