Проверка турбулентностью: как сохранить NPS на высоком уровне в кризис

Продать что-либо постоянному лояльному клиенту до 14 раз легче, чем новому, свидетельствуют данные исследователей Школы бизнеса Дардена университета Вирджинии. Оценить лояльность клиентов помогает показатель Net Promoter Score (NPS). Как эффективно работать с ним в кризис, рассказывает директор по качеству ВсеИнструменты.ру Андрей Спирин.

Проверка турбулентностью: как сохранить NPS на высоком уровне в кризис

Наиболее известные компании в мире показывают высокий NPS: 62% у Amazon, 68% у Netflix, 77% у Starbucks, 96% у Tesla, указывают аналитики NPS-платформы Retently.

У российских маркетплейсов и интернет-магазинов в целом не очень высокий NPS, свидетельствуют данные Аналитического центра НАФИ — в среднем, от 20% до 50%. Хотя нужно отметить, что в рамках этого исследования на лояльность клиентов в России повлияли скорее качество купленного товара, а не путь его приобретения.

Опыт ВсеИнструменты.ру

Обычный NPS ВсеИнструменты.ру 90% в феврале 2022 года снизился до 87%, хотя выросла покупательская активность. Люди стали тратить сбережения, покупать дорогие товары: станки, компрессоры, генераторы.

Это крупное оборудование обычно пользуется меньшей популярностью, поэтому и на складах расположено «далеко». Моментально перестроиться и обеспечить привычную быструю доставку резко возросшему количеству покупателей было проблематично, на что остро реагировали клиенты. К тому же из-за сбоя логистических цепочек партнеры на тот момент приостановили поставки новой продукции. Пришлось возвращать людям деньги за заказанный товар, а ценность этих денег падала из-за скачков курсов валют. Например, покупатель заказал перфоратор за 5000 рублей. Товар не пришел, ему вернули деньги. Все это заняло несколько дней, в течение которых перфораторы выросли в цене до 10 000 рублей. Лояльности такая ситуация клиентам не добавляла.

В непредсказуемых условиях мы не могли гарантировать привычный уровень сервиса для наших покупателей. Сейчас ситуация стабилизировалась: клиенты успокоились, паника на рынке прошла. Вот что мы для этого сделали.

Проверка турбулентностью: как сохранить NPS на высоком уровне в кризис

Онлайн-активизация

Когда лояльность клиентов стала падать, мы создали оперативную рабочую группу для быстрого реагирования. Поначалу группа собиралась ежедневно, теперь — раз в неделю. Топ-менеджеры, входившие в группу, реагировали на внешние факторы, в том числе на нарушение сроков поставки и резкие изменения закупочных цен. Эти направления мы держим в фокусе до сих пор.

Период турбулентности — не время завоевывать новых покупателей, но отличная возможность, чтобы сохранить отношения с ядром клиентской базы. Вот какие еще принципы мы используем в коммуникации.

Меняться по итогам опросов. Ключевой мотивацией для покупателей участвовать в мониторинге мнения будет то, что они увидят изменения по итогам своих ответов. Если изменений не видно, то и активности в опросах ждать не стоит.

Не предлагать “плюшки”. Призы, промокоды, деньги и любая другая материальная мотивация при опросах и мониторингах работает слабо. Такой стимул может быть эффективным один раз, но никак не повлияет на лояльность клиентов. Вероятнее вы привлечете любителей всего бесплатного. Не факт, что они будут вашими покупателями.

В кризис — оставить в покое. Мы уверены, что в целом в кризисный период не стоит дергать людей рассылками и попытками опросов об их отношении к компании. Это может только раздражать в непростое время.

Проверка турбулентностью: как сохранить NPS на высоком уровне в кризис

Каналы коммуникации и их эффективность

ВсеИнструменты.ру опрашивает клиентов через мобильное приложение (30%), сайт (40%), почтовые рассылки (20%), и в прочих источниках (10%). Наиболее эффективно работают те каналы коммуникации, которые удобны клиенту. Того, кому удобнее отвечать в мобильном приложении, бесполезно опрашивать на сайте или с помощью телефонных звонков. Для выявления оптимальных каналов можно спросить у самого клиента либо оценить объемы обратной связи в каждом из доступных для компании каналов.

Например, в 2022 году мы полностью исключили из пула каналов мониторинга обычный телефон — этот канал был наименее эффективным, не все клиенты готовы качественно вовлекаться в незапланированный телефонный разговор. В момент опроса некоторые клиенты ВсеИнструменты.ру жаловались на высокие цены, но не было ясно, о каком товаре речь, с кем нас сравнивают и на сколько цены высоки. Теперь при таком отзыве мы используем больше возможностей: уточняем у клиента детали в переписке и, если нужна дополнительная информация, звоним в удобное для клиента время.

Методология NPS

В компании ВсеИнструменты.ру мы изначально стали использовать 10-балльную шкалу NPS. Также существуют 5-балльная и 7-балльная. Критически важно не пересматривать этот параметр и использовать тот принцип, который исторически был заложен в компании — если считали по 5-балльной шкале, то всегда нужно использовать её. Иначе данные на длинном отрезке времени будет не с чем сравнивать.

Проверка турбулентностью: как сохранить NPS на высоком уровне в кризис

Классический NPS отвечает на один конкретный вопрос: «Насколько вы готовы порекомендовать нашу компанию своим знакомым». Можно аккуратно вводить дополнительные вопросы, но не менять основной. В 2018 году в качестве эксперимента ВсеИнструменты.ру заменили классический вопрос о готовности рекомендовать на: «Насколько вам понравился сервис компании ВсеИнструменты.ру». NPS взлетел сразу на несколько пунктов без каких-либо кардинальных изменений сервиса. Через шесть месяцев мы вернулись к классическому вопросу, и показатели стабилизировались на прежних значениях. Ничего от того эксперимента мы не выиграли.

Больше основной вопрос мы не меняли, а вот дополнительные вводим по мере необходимости. Например, если клиент ставит оценку ниже 9 баллов, мы задаём уточняющие вопросы, которые позволяют нам понять, что могло не устроить потребителя в сервисе.

5 советов ВсеИнструменты.ру: как эффективно работать с NPS в нестабильной экономической ситуации

1. Смиритесь с тем, что резко повысить показатель не получится, но стоит попробовать сохранить его. Нужно настроиться на максимальную чуткость к клиентам: часто они сами говорят о том, что их действительно не устраивает. Сохранив базовое значение в период кризиса, компания сможет вернуться к улучшениям в более спокойные времена.

Будьте верны обещаниям, которые даете клиентам на любом этапе взаимодействия. Во ВсеИнструменты.ру это срок доставки, цена и другие условия сделки.

2. Принимайте оперативные решения. Во ВсеИнструменты.ру функционировала антикризисная рабочая группа из топ-менеджеров. Поначалу встречи проходили раз в неделю, затем — раз в две недели. Теперь — реже. Менеджеры группы реагировали на изменения продаж и обратную связь от клиентов, принимали оперативные решения. Как только изменение внешних факторов замедлилось, снизилась и интенсивность работы группы.

3. Смотрите глазами клиента. В кризис велик соблазн отказаться от обещаний клиентам, которые вы дали в спокойное время (безусловный возврат товара, расширенная гарантия), и сэкономить 1 млн рублей в год. Клиент испытает боль. Но когда эти решения нужно будет внедрять после кризиса, это обойдется гораздо дороже, лояльность не вернется быстро, и экономия не оправдает себя.

4. Будьте честны. В случае накладок как можно скорее сообщайте о них клиенту и объясняйте, что вы делаете для их устранения. Во ВсеИнструменты.ру мы ввели обязательную практику информирования в случае невозможности доставки товара, чтобы клиент мог купить его где-то еще и вернуть деньги как можно скорее.



1010
14 комментариев

«Оставить клиента в покое». Первый раз вижу такой человечный совет от бренда

2
Ответить

10 бальная система НПС как-то качественно отличается от 5 или 7 балльной, не находите? ))

Ответить

Различие только в том, что 5-ти бальная шкала жителям постсоветского пространства более привычна и понятна. Какую выбрать - решать вам. Но ключевое - не менять на постоянной основе шкалу для удобства сравнения показателей за прошлые периоды.

1
Ответить

Поконкретнее плиз, кто конкретно входил в рабочую группку?

Ответить

Топ-менеджеры и руководители основных подразделений. Лица, которые могут принимать ключевые решения "здесь и сейчас".

Ответить

Вы уверены что паника на рынке прошла? бренды продолжают уходить

Ответить

Именно паника ушла, началась осознанная работа по планированию дальнейших действий. Да, бренды уходят, но мы уже понимаем, что это неизбежно и готовы к этому.
Это как и с пандемией, в начале никто не знал что будет дальше и как с этим жить, сейчас уже все привыкли и живут в новой реальности.

Ответить