{"id":14283,"url":"\/distributions\/14283\/click?bit=1&hash=8766cc03cba44a6d934ee26f882971a64223452448548d2fc3a5f37339e77cfa","title":"\u0412\u0438\u0434\u0435\u043b\u0438 \u0432 \u0421\u043e\u0447\u0438 \u0443\u0436\u0435 \u0432\u0441\u0451? \u0412\u043e\u0442 \u043d\u0435\u043e\u0431\u044b\u0447\u043d\u0430\u044f \u0438\u0434\u0435\u044f \u0434\u043b\u044f \u043e\u0442\u0434\u044b\u0445\u0430 \u043d\u0430 \u043a\u0443\u0440\u043e\u0440\u0442\u0435 ","buttonText":"","imageUuid":""}

Кнут, Канбан и Scrum. Как заставить маркетологов работать?

Маркетологи — странный народец. Что-то вот там делают, пишут, по клавишам тыц-тыц и на боковую. А платим за что? Работа в чем? Непрозрачно как-то!

А организовывать их вообще кошмар как сложно. Бегают вокруг, что-то придумывают. Мы с этим тоже столкнулись, но выход есть! И в этой статье поделимся опытом и расскажем, через какие метаморфозы пришлось пройти нашему отделу маркетинга.

Stockimage.jpg

А в чем проблема-то?

Сейчас уже мало кто помнит, как отдел работал раньше. Но старожилы рассказывают, что было не очень. В промежутках между жалобами на молодежь и сидением в очередях в больницу.

Работали «как попало». Новая задача могла прилететь когда угодно, и было неясно: надо скорее браться за нее или сперва доделать предыдущую. Новичкам было трудно понять, нормально ли они справляются. Да и в целом проблема распространялась на весь отдел: было сложно измерить хорошо работает команда или нет. Никто не понимал, какая норма у сотрудника, можно ли ему докинуть еще с десяток задач, или он попросту не успеет сделать их все. Вкупе с отсутствием приоритетов это порождало какой-то вселенский хаос.

Были и проблемы во взаимодействии. Все проверки, вся работа отдела была завязана на руководителе, который проверял материалы. Это не особенно тормозило процесс. Но что если нанять еще пару сотрудников?

Команда из 3-4 человек практически не взаимодействовала между собой. Каждый занимался какими-то своими делами. Маркетолог мог столкнуться с трудностями и не знать, что коллега только что справился с такой же задачей.

В общем, мы были героями фильма. Мы не успевали все, везде и сразу. Плюс такой подход практически не масштабируется. Найми еще с пяток сотрудников и появится «бутылочное горлышко» — руководитель просто не успеет всех проверить и распределить задачи.

И что делать?

В какой-то момент мы поняли, что хватит это терпеть. Штат планировалось расширять, так что нужно было оптимизировать рабочий процесс. За решением далеко ходить не пришлось: мы решили перенять практики из отдела разработки, которые работают по SCRUM. Подход закрывает сразу три проблемы.

Проблема 1: Планирование и распределение нагрузки

По методологии каждая задача имеет свою «стоимость». Это число отражает сложность каждого таска. Оценка трудозатрат помогает измерить производительность отдельного сотрудника и отдела в целом.

Это помогает видеть общую картину намного лучше. Скажем, один сотрудник написал два материала, а другой снял и смонтировал видео. Кто поработал эффективнее? Или даже не так, мог ли все это сделать один человек?

Мы фиксируем производительность каждого в таблице и выводим средние значения. Спустя пару месяцев работы у нас появилось четкое понимание загрузки каждого сотрудника. Мы знаем, сколько задач может закрыть каждый член команды в день, неделю, месяц. Исходя из этих данных нам стало намного проще строить планы.

Также трудозатраты помогают отследить производительность сотрудника в динамике. Например, если средние значения начали падать, то нужно выяснить причины. Возможно, человек погребен под массой однотипных задач или ему просто пора в отпуск.

Главное здесь — это численные значения, которые можно сопоставить и сравнить.

И если раньше мы планировали как-то так:

То сейчас в этой таблице больше цифр и конкретики:

Проблема 2: Командные взаимодействия

Гибкие методологии строятся на взаимодействии команды. Маркетинг — это не та сфера, где можно все делать в одиночку, нельзя быть профи во всем. Идеальным сценарием будет разделение сфер ответственности. Кто-то отвечает за статьи (это я!), кто-то — за контекстную рекламу и так далее.

И чтобы эффективно работать с контентом, нужны межличностные отношения. Чтобы люди решали вопросы между собой и на выходе получался готовый продукт. Например, определить аудиторию статьи до написания и запланировать соответствующую рассылку. Такой подход позволяет делать более качественный контент

Проблема 3: Беспорядок в задачах

К методологии также прилагаются инструменты наведения порядка в задачах. Те же трудозатраты помогают команде удобно планировать день, не откладывать трудные вещи на потом.

Ставим приоритеты задач: «Низкий», «Средний» и «Высокий». Так уже намного проще понять, что важно закрыть в первую очередь. Благо, что никто не злоупотребляет с высоким приоритетом.

Ежедневные стендапы помогают грамотно организовать работу. Каждое утро команда собирается вместе, каждый рассказывает, что сделал вчера, что будет делать сегодня и какие трудности были. Так все в отделе в курсе, как продвигается работа по маркетинговой стратегии.

Почему спринты и куда мы тратим труд

Спринты в SCRUM подразумевают, что в их конце у команды появляется готовый продукт или его часть. Для маркетинга это не слишком применимо. В конце недели у нас не выходит какой-то один материал или одна рекламная кампания. Из-за этого многие редакции и маркетинговые агентства предпочитают канбан. Есть задачи, есть их статус, но за пределами «выкинуть таск в крайнюю колонку» цели нет.

Но мы все же решили использовать спринты. Потому что так намного проще считать трудозатраты и понимать, какой объем работ мы сможем взять на неделю. Для нас это важно, чтобы равномерно распределять нагрузку.

Потому что надо было лучше работать, а не писать хокку.

Особенно это полезно сейчас, когда отдел работает сразу над 4 продуктами, и мы можем отследить, как распределяются трудозатраты. Это удобно с точки зрения бизнеса, ведь у нас есть цифры, и мы можем посчитать рентабельность маркетинговых активностей.

Визуализация рабочего процесса помогает нам оценить прогресс спринта в любой день недели. Это хорошо работает с психологической точки зрения: ты видишь, сколько задач ты уже закрыл и сколько еще осталось. Есть ощущение, что делаешь что-то полезное для компании.

С этим нам помогает наша система Аспро.Agile, мы ее как раз для этого и разрабатывали. Долгое время использовали ее внутри компании и в этом году выпустили в публичный доступ.

Обычно мы не ставим цель спринта, но иногда случается. Чаще всего это релиз нового продукта или акция.

А что в итоге?

Сейчас мы все еще ищем способы оптимизировать свою работу. Видим еще много моментов, которые можно доработать. Все это процесс, причем небыстрый. Нам потребовалось несколько лет, чтобы прийти к формату, в котором нам будет комфортно работать. Хотя возможно, через пару лет мы посмотрим на эту статью и поймем, как же было неудобно.

Главное что методология помогает появляться новым практикам, развивать полезные и отказываться от того, что не работает.

0
77 комментариев
Написать комментарий...
Banyanya

Сочувствую, продавцы аджайлов и до вас добрались.
Всегда поражало то, как эти методологии способны убивать мотивацию тех людей, у которых все в порядке с самоорганизацией и без них.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ланкевич

А agile про «мотивацию» или про «самоорганизацию»?

Ответить
Развернуть ветку
Banyanya

Про демотивацию тех, у кого все в порядке с планированием, и ибд с нулевым эффектом тех, у кого изначально с этим не очень.
Не умеешь в планирование? Собери митинг! Отвлеки от работы как можно больше людей, чтобы у всех с ним тоже стало плохо!

Продавцы аджайлов нереально отравляют жизнь инженерам. Если удается, то можно взять от методологий лучшее и подходящее и применить вдумчиво (мы спринты натягивали на опс, кстати, сами спринты мне нравятся, но мне не нужен погонщик). Если нет - не вылезаем с созвонов.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ланкевич

Я не могу согласиться с такой интерпретацией Agile, хотя понимаю всё отвратительное влияние псевдо специалистов, которые массовики-затейники.:)

Ответить
Развернуть ветку
Banyanya

Ну нам-то все равно, мы работали до аджайла и будем работать после, если это после будет. Но пока на любую идею находятся предприимчивые продажники, которые не против присосаться, а в итоге на команду из 5 человек 4 менеджера, программистов не хватает, зато есть аджайл коуч в штате.

Ответить
Развернуть ветку
Странный Игрок

Менеджерам меньше платить просто можно)

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Zotov

Идите читайте, что такое аджайл на самом деле. То, что вам попадались плохие менеджеры, не умеющие в организацию процессов, контексты и повестки митингов, не означает, что они это делали из-за аджайла

И что такое "продавцы аджайла" вообще? Agile - манифест на несколько строчек. Если вам его кто "продал", напишите мне кто, мне такие ребята пригодятся в b2b продажах IT продуктов)

Ответить
Развернуть ветку
Banyanya

Я в курсе, что такое аджайл, скрам, канбан, safe, и к несчастью посчастливилось быть свидетелем того как они стали необходимостью и хайпом.

Насчет "продавцов аджайла" (ща объясню) - аджайл конечно манифест, но есть еще фреймворки и методологии, написаны куча книг, появились тренинги, аджайл коучи, вы действительно думаете, что это от доброты душевной и ради эффективности, и никто на этом не зарабатывает?

Я сдавала itil, например, это платно, а тренинг кажется длился 4 дня по 7 часов. Через пару лет вышла новая версия и новые курсы и сертификации. Тимлиды и пмы бесконечно ездили на курсы по методологиям, начали получать свои сертификаты, это такой же бизнес, как и продажа чего-то еще, позволяющая выпускникам филфака влиться в айти хоть в виде кого.

Я не говорю, что в методологиях нет здравого зерна. Что-то из них можно применять, если команде это подходит. Но попробуйте еще убедить того, кто внедрил например скрам, что вам нужна его модифицированная версия, потому что такие-то и сякие практики плохо вписываются. Очень многие считают что скрам не по книжке не может применяться.
А хорошие вдумчивые менеджеры это редкость, если повезло хоть раз с таким работать, то здорово. Но обычно мидлменеджмент очень погружен в свои собственные амбиции выслужиться пофиг чем, все равно подходит оно внедрению или нет, ведь мидлменеджмент хочет красивые графики и презентации, а еще вот методологии модно, надо внедрить.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Zotov

Да, ваша проблема с "Agile" на самом деле не проблема с Agile, а проблема с людьми в вашей компании. Давайте приведу пример вам, как разработчику:

1. Аналитик пишет всеобъемлющее ТЗ, после этого вы разрабатываете монолитный продукт несколько месяцев, потом ваш ПМ сдает это все клиенту, а клиент говорит, что нужно подправить там и тут. Это "там и тут" никак вы не закладывали изначально в архитектуре и теперь на исправление + добавление этого нужно еще 3 месяца. Клиент начинает морозиться типа "че вы такие медленные, это же пустяк", возникают натянутые отношения из-за разработки

2. Вы вместе с аналитиком, менеджером и клиентом двигаетесь итеративно, начиная с самого малого. Фидбэк от клиента получаете раз в пару недель и обретаете возможность менять продукт во время его разработки. Пусть даже такой продукт будет разрабатываться тоже 6 месяцев (хотя вы не будете менять монолит раз в 3 месяца), но клиент будет видет результат работы + иметь возможность на него влиять +, скорее всего, даже первые итерации продукта уже будут генерить ему какое-то value

В итоге выходит, что 2 способ приводит к более здоровым отношениям с клиентом (он видит результат не через 3 месяца, а раз в пару недель, и может повлиять на что-то в моменте) и к более экономному отношению к трудозатратам

Это и есть на самом деле Agile.

По поводу того, о чем вы говорите - мое личное мнение, что все адепты скрама автоматически не подпадают под самый первый принцип Agile:

Individuals and interactions over processes and tools

Потому что считают, что дэйли митинги и ретроспективы важнее, чем то, что люди НЕ ХОТЯТ так часто встречаться/созваниваться :)

А Kanban - настолько минималистичная методология, что никаких agile coach'ей не нужно. И уж тем более она не заставляет никого созваниваться постоянно.

Как пример, я руководил разработкой крупного продукта на миллионы $ ARR, с командой в 30 человек, и созванивался с ними раз в месяц. Голоса QA я вообще услышал только через год после старта работы. И работали мы по Agile, закрывая релизы за релизом :) все потому что я обширно подготавливал требования и коммуницировал с командой в основном либо через задачи в JIRA, либо через Slack, а не через дейли стэндапы

В общем, сочувствую вам по поводу ваших менеджеров. Не все мы такие плохие)

Ответить
Развернуть ветку
Banyanya

Наверное, нужно было упомянуть, что я не разраб, а то что ныне называется "девопс", с широким спектром задач, как проектных, так и операционных и срочных (сегодня делаю инфру и мониторинг, завтра пишу биллинг), плюс я не работаю на галерах/аутстаффе, только в продуктовых компаниях где подобные истории с заказчиками в таком виде не существуют.
Наверное, это объяснит вам мое мнение.
Сейчас я работаю в команде разработчиков по единому процессу, и мне гораздо тяжелее, чем им.

Тем не менее, были и успешные истории адаптации скрама под доделки и операцонные задачи плюс практики айтил, до момента пока остапа не понесло и скраммастер не принес сторипойнты.

Но в основном сейчас печально и за последние 6 лет как я работаю по аджайлоскрамам становится все грустнее из-за негибкости и попытки его втюхать везде.

Ну и к вашему примеру: наличие итераций - это то, что нравится даже мне. Но проблемы не в этом, а в ритуалах и микроменеджменту, который расцветает в таких условиях. Хотя я знакома с ситуацией, когда пишешь acceptance criteria, разраб пишет что-то два спринта и выдает вообще не то, но зачем эти затраты на хлыстание человека, который так делает регулярно? Если есть те, кто не занимается отсебятиной при оговоренных requirements и не затягивает сроки и без погонщиков.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Zotov
плюс я не работаю на галерах/аутстаффе, только в продуктовых компаниях где подобные истории с заказчиками в таком виде не существуют

ну, у нас b2b продукты тоже (только крупный b2b, поэтому коммуникация с заказчиком обыденная), т.е. не галера/аутстафф

Но проблемы не в этом, а в ритуалах и микроменеджменту, который расцветает в таких условиях

именно про это я и говорю - проблема в людях/менеджменте, не в самом Agile. В других компаниях это выстроено получше

Ответить
Развернуть ветку
Banyanya

Возможно, но и факт чуваков, впаривающтх курсы, сертификаты, коучинг тоже есть. И потенциальные возможности для нетехнических менеджеров и девочек с филфаков в роли скраммастера распустить хвост, надуть важные щеки и превратить скрам в репортинг. Конечно, вы можете сказать, что "у вас просто аджайла хорошего не было", но на моем опыте реализация говно в 90% случаев, в разных компаниях. Так что тут либо вам повезло (или вы молодец и построили все так, что всем хорошо), либо вы иначе все видите по ту сторону процесса.

Ответить
Развернуть ветку
74 комментария
Раскрывать всегда