109 продаж абонементов за месяц в спортивной секции
Структура клиентского пути была полностью отражена в CRM. У каждого инструктора была своя воронка, состоящая из одинаковых этапов.
Такое решение позволяет наглядно наблюдать результативность по каждому тренеру, в то же время быстро формируя отчеты, отражающие ситуацию в бизнесе в целом.
Для сокращения времени, требуемого для обработки нового клиента, мы внедрили автоматизацию: в зависимости от статуса клиента, в CRM активировалась череда автоматических действий. Пример: при пропущенном звонке клиент получал автоматическое сообщение в ватсап и создавалась задача администратору "Связаться с клиентом по пропущенному звонку".
Подключили и настроили несколько каналов коммуникаций с клиентами: Сообщения ВК и Instagram*, Telegram, Whatsapp, входящие звонки, корпоративная почта. Теперь у клиента есть выбор и он может воспользоваться наиболее удобным вариантом.
При обращении к нам в мессенджеры, звонке или заявке с сайта - сделка с карточкой клиента создается автоматически. В ней уже указан источник заявки, адрес страницы, поисковый запрос клиента, наименование формы, имя и контактный номер.
В ходе коммуникации мы собираем в карточке клиента информацию о его возрасте, мотивации попробовать себя в единоборствах, спортивном опыте, ограничений по здоровью, источнике заявки, а также оцениваем вероятность его визита на пробную тренировку.
Карточка сделки в AmoCRM
Последнее необходимо для оптимального распределения рабочего времени администратора: более вероятным клиентам он регулярно поддерживает контакт по телефону, напоминая о пробной тренировке накануне и собирая обратную связь после, а с менее вероятными в мессенджерах, используя шаблонные сообщения.
Для отслеживания источника звонков клиентов мы установили коллтрекинг - автоматическую подмену номера на сайте. Зайдя на сайт с разных источников клиентам демонстрировались разные номера, звонок фиксировался и переадресовывался на наш основной номер.
Таким образом мы собирали статистику звонков от клиентов в разрезе их источника с точностью до поискового запроса.
Способам эффективной работы менеджера и увеличения доходимости до пробной тренировки мы посвятим отдельную статью.
Как оценить работу администратора и инструкторов?
Каждый разговор с клиентом записывается и сохраняется в AmoCRM в карточке клиента. В случае необходимости актуализации информации о нем или контроля качества обработки заявок запись разговора можно прослушать.
Теперь работа администратора стала полностью измерима и прозрачна: руководитель понимает, сколько звонков сотрудник принял и совершил в течение дня, сколько времени провел в разговоре, из каких рекламных каналов они поступают, достаточно ли качественно их обрабатывают.
Настроили "Рабочий стол" - дашборд, состоящий из основных показателей эффективности маркетинга и продаж.
Руководители видят "узкие горлышки" бизнеса, понимая, на каком этапе зависают новые клиенты. А также они могут в режиме реального времени наблюдать за размером и составом каждой группы, у каждого инструктора.
Это позволяет оптимально распределять поток новичков, а также оперативно реагировать на будущее переполнение или прогнозируемую стагнацию группы, своевременно предпринимая меры: закрывая набор, разделяя или объединяя группы, открывая новые в том же зале, в районе которого зафиксирован большой неудовлетворенный спрос.
Как определить реальную эффективность маркетинга?
Маркетологи хвастаются красивыми цифрами в отчетах, а администраторы рапортую о том, как много они совершили за день звонков. Но прибыли больше не становится. Знакомая ситуация?
Крайне важно, чтобы эффективность усилий маркетологов и менеджеров по работе с клиентами измерялась не в косвенных подписчиках, кликах, заявках или звонках, а в деньгах.
Такой подход позволяет управлять доходностью бизнеса, определяя наверняка, какие действия приводят к деньгам, а какие просто сливают бюджеты и время сотрудников, порождая новый далекой от реальности отчет.
Теперь, когда наш маркетинг и продажи оцифрованы и систематизированы - сводим статистику из рекламных кабинетов и CRM в один отчет. Это позволит нам сопоставить данные о продажах абонементов и выручке с рекламными расходами.
Почти 1/3 всех наших заявок из платных каналов рекламы приносит Яндекс РСЯ: 58 обращений по 310 рублей. И на первый взгляд это выглядит как перспективный канал для привлечения клиентов, который нужно продолжать расширять!
Однако, давайте попробуем выяснить, используя данные по продажам из CRM, насколько РСЯ окупается.
Мы видим, что из 58 заявок РСЯ привлек лишь 7 клиентов, что позволило создать выручку в 21 700 руб. при расходах в 17 995 руб. Такой канал тяжело назвать рентабельным, в сравнении с остальными.
О том почему так произошло, будет описано ниже, а нашими мыслями о важности отслеживания клиента до этапа продаж мы поделимся в отдельной статье.
Считаем рентабельность в разрезе залов, групп, инструкторов
Используя такой подход, мы можем управлять набором новичков в разрезе залов и групп. Мы видим наглядно, какую выручку нам приносят клиенты в разрезе пола и возраста, а также насколько рентабельно их привлечение.
Это дает нам возможность перераспределять рекламный бюджет исходя из районов города, активнее привлекая клиентов в залы, пользующиеся меньшим спросом, или своевременно закрывать стагнирующие группы, спасать перспективные, разделять на несколько групп быстро-растущие, где становится тесно.
А также управлять эффективностью работы инструкторов - оказываем помощь тем, кто слабо справляется с продажей абонементов после пробной тренировки и у кого наблюдается высокий отток учеников из группы, а также премируем самых успешных.
Как у любой боли есть источник, так и у любого секции есть самые успешные сотрудники, залы, группы. Наш подход позволяет не только определить наверняка, сколько мы зарабатываем и благодаря чему, но и выяснить, сколько для этого приходится тратить денег и времени администратора, и насколько это эффективно.
Почему мы теряем клиентов?
Теперь мы можем выяснить, на каком этапе происходит потеря клиентов. Чаще всего это, мы теряем около 1/3 клиентов еще до посещения пробного занятия.
Большая часть таких срывов происходит в результате обработки заявок из РСЯ - почти 60%. Этот же канал "отличился" в числе аутсайдеров по % продаж абонементов после пробной тренировки - лишь 57% учеников продолжают тренировки, в то время как остальные покидают нас. В совокупности, лишь 12% заявок с РСЯ покупают абонементы.
Попробуем выяснить причины таких результатов. Для этого мы используем отчет по причинам отказов.
Как мы видим, из 36 сорванных сделок, 12 совершено по причине "Мусорный лид". Такое же количество отказных сделок случилось по причине "Срыв сделки".
Несмотря на то, что РСЯ приносит максимум заявок среди всех платных каналов рекламы, окупаются они с большим трудом. Не исключено, что часть этих клиентов будет заниматься у нас долгие годы. Однако, на то, чтобы их получить, уходит огромное количество рабочего времени администратора, отделяющего зерна от плевел. К тому же, на привлечение этих заявок из РСЯ уходит более 42% месячного бюджет.
Очевидно - перспективным такой канал назвать тяжело. Поэтому впоследствии мы сократили расход на рекламу в РСЯ в несколько раз.
Результаты
Реклама: запустили поток целевых заявок из интернета с помощью мультиканального маркетинга, что дало 388 новых лидов по 109 рублей в среднем по всем каналам и 6% конверсией в заявку.
Какие ключевые решения дали результат?
Стратегия. Прежде чем вливать деньги в рекламу пытаемся определить основные точки контакта с клиентом, которые их уже приносят
Сегментация. Разделяем аудиторию на сегменты и для каждого из них готовим отдельную воронку
Многокасание. Не бросаем тех, кто нейтрально отнесся к нашей рекламе, покинул сайт, или не записался на пробную тренировку при первом обращении к нам.
Продажи: организовали прозрачный и эффективный процесс обработки заявок и привода новых учеников в зал
109 абонементов за месяц было продано с 28% конверсией в продажу и средним чеком 3 172 рубля без учета дохода с продажи экипировки и пр. Таким образом, за месяц удалось с нуля набрать 6 новых групп учеников.
Какие ключевые решения дали результат?
Учет. Вся информация о клиенте и действия с ним фиксируются в едином информационном поле, доступным маркетологам, администратору и инструкторам
Персональный подход. Стратегия общения с клиентом зависит от канала его привлечения, реакцию на рекламу и действий на сайта
Мессенджеры. Активно используем общение в мессенджерах, даже если сделку сразу не удалось успешно закрыть
Рентабельность: помогли руководителю оцифровать бизнес и определить источники максимальной прибыли и неэффективного расхода
42 592 рубля вложили в качестве рекламного бюджета, что принесло 345 750 рублей выручки с с продаж абонементов за первый месяц и 5 828 821 рублей ожидаемого дохода от пришедших клиентов за месяц, исходя из среднего цикла жизни клиента 17 месяцев.
Какие ключевые решения дали результат?
Системный подход. Реклама и продажи тесно взаимосвязаны. Внедряя тот или иной инструмент стараемся повлиять на конкретный показатель
Коммерческая аналитика. Измеряем результат своих действий в деньгах, объединяя рекламную статистику со статистикой по продажам
Решения на основе данных. Определяем эффективность каждого этапа привлечения клиентов и вклад сотрудника, который в этом участвует
Выводы
В маркетинге спортивного бизнеса есть свои нюансы. Однако, системный подход, тесная связь маркетинга и продаж, а также оценка эффективности продвижения в деньгах позволяет добиваться твердых результатов для бизнеса и набирать за месяц несколько новых групп новичков.
*Meta, которой принадлежит Instagram, признана в России экстремистской организацией
Сразу видно, автор живёт проектом)
Потрясает ваш глубокий подход к маркетингу, браво!
Не хочу никого обидеть, но охренеть вы задроты😳
Выстроить сквозную аналитику в гугл таблицах - это жесть) Снимаю шляпу!
В этом проекте на использование специализированных сервисов не было бюджета, поэтому мы компенсировали это усердием нашего аналитика)
В более крупных проектах мы применяем Roistat.
А в каких разрезах еще данные собирали, помимо отчета по продажам и LTV, и в разрезе тренеров?
Мы использовали около 30 отчетов. В их числе:
- отказы и их причины в разрезе инструкторов, групп, залов, источников трафика;
- рентабельность рекламы в разрезе рекламных кампаний и ключевых фраз/объявлений;
- отток и причины оттока учеников в разрезе инструкторов, групп, залов, источников трафика;
- прогульщики (не дошедшие до пробного занятия клиенты) в разрезе рекламных каналов и залов;
- и некоторые другие специализированные отчеты в разрезе отдельных рекламных инструментов.