Ребрендинг Starbucks: Bucks ушел, а Stars остались
В 2022 году российский рынок сильно изменился: ушли многие западные бренды – какие-то попрощались до лучших времен, какие-то – были выкуплены российскими предпринимателями и после ребрендинга открылись заново. Одним из самых обсуждаемых и заметных уходов года стал Starbucks, позднее открывшийся под новым именем Stars. Тема заинтересовала нас не только с точки зрения громкого инфоповода, но и профессиональной – мы довольно долго и успешно занимаемся брендированием кофеен. Наша команда проанализировала метаморфозу Starbucks в Stars Coffee, а генеральный директор Илья Лазученков обсудил новый бренд с Сергеем Румянцевым, предпринимателем и основателем сети кофеен One Price Coffee.
В этом году на Новом Арбате открылась флагманская точка Stars Coffee – новая сеть, пришедшая на смену американскому Starbucks. Ажиотаж, конечно, не такой как вокруг «Вкусно и точка», но за процессом открытия следили внимательно – всем рынком, и мы своей отраслью.
Скорость открытия была феноменальной – активы партнеры выкупили только в конце июля, а открылись уже в августе. В качестве действующих лиц и инвесторов выступили Тимур Юнусов, более известный как рэпер Тимати, ресторатор Антон Пинский и холдинговая компания «Синдика» во главе с Арсеном Каноковым.
Тимати, как самый медийный и близкий к шоу-бизнесу инвестор, рекламировать новую сеть начал задолго до. Сразу же задействовал подписчиков – в своих соцсетях объявил конкурс на лучший логотип для Stars, заверил, что «чудовищных ребрендингов не предвидится» и пообещал сделать новый бренд 100% российским. Спустя несколько дней анонсировали название. Было три варианта: Stars Pinsky Coffee, Stars Kanokov Coffee и Stars Coffee. Выбрали последний вариант – прагматичное решение, ведь новые вывески можно было собрать из уже имеющихся букв.
Цены оставили прежними – минимальная стоимость кофе в районе 300 рублей, перекус – столько же. Здесь все понятно – бренд предполагает ценовую политику выше среднего, снижать стоимость позиций – во-первых, невыгодно, а во-вторых, размывает образ и аудиторию. На этом общие факты закончились, давайте попробуем взвесить pros and cons.
Айдентика
Из открытых источников известно, что покупателям активов перешли права аренды и оборудование Starbucks, товарные знаки и рецептура остались в собственности ушедшей сети. Новый логотип перенял многие черты оригинала – по сути, это его русифицированная копия, только вместо узнаваемой сирены теперь девушка в кокошнике. Это, конечно, вызывает вопросы о соглашении – если партнеры не получили права на товарный знак, чем обернется для них такая попытка копировать бренд? Оригинальные цвета заменили на мятный и кофейный. По крайней мере, так представил эти цвета сам бренд. На наш взгляд цветовое решение не слишком аппетитно и далеко от премиум-сегмента – теперь Stars как бы в тени западного оригинала.
Кофе
К кофейному вопросу подключили настоящих профессионалов индустрии – Лилию Гадельшину и Богдана Прокопчука, победителей кофейных чемпионатов и основателей «Эрны». Ребята подобрали для Stars новое зерно от российских обжарщиков, нашли новых поставщиков, пересобрали меню. Надо отдать им должное – все это, как и запуск новой сети, сделано в рекордно быстрые сроки. Но зерно – далеко не единственное, от чего зависит вкус в чашке.
Как мы помним Starbucks оставил новым владельцам оборудование, менять которое не стали. Только вот оборудование это – автоматическое. Да, это мощные суперавтоматические машины, которые созданы для работы с большим потоком гостей. Но параметры, по которым машина варит напиток, вводит бариста. То есть конечный вкус в чашке все равно зависит от человека. И пока непонятно, с чем связано нежелание переходить к спешелти-стандартам и раскрывать вкусовой профиль зерна.
Starbucks, а теперь и Stars, активно поддерживают ушедшую культуру, в которой кофейня – это скорее пространство с особой атмосферой, а не проводник, способный заинтересовать историей кофе, тонкостями заваривания и превратить ежедневный ритуал в искусство. Это формирует у потребителей особый взгляд на продукт, который у многих кофейных профи вызывает массу вопросов. Действительно ли это «лучше, чем было когда-либо»? Очень надеемся, что новый бренд в обозримом будущем сделает ставку на развитие кофейной культуры, обучит бариста и, возможно, расширит выбор альтернативы.
Атмосфера
Starbucks – как и любой lovemark, это, конечно, не про продукт, это про стиль жизни. Западная сеть создала в каждой кофейне особую атмосферу с элементами философии хюгге. Это бренд, несущий в себе эстетику американского достигаторства и одновременно стремления к балансу и уюту. Поэтому Starbucks был пристанищем для любого, кто стремится и вкладывается. Stars, к сожалению, эту атмосферу сохранить не смог. В основном из-за попытки сделать все очень близким к оригиналу. Смена названия и логотипа, изменения в меню и коммуникационной стратегии сделали Stars промежуточным брендом, в котором отсутствует самое главное – идентичность.
Суши Redbox
Неожиданная коллаборация с сетью суши-баров Redbox, принадлежащей Тимати и Пинскому. Но каким образом кофе пересекается с суши? Это вкусовое сочетание и правда не выглядит удачным. Возникает ощущение, что владельцы просто пытаются использовать арендные помещения по максимуму.
Stars Coffee – бренд, который нужно было создать в экстремально сжатые сроки. А когда нужно быстро принять решение и действовать, невозможно продумать и реализовать все на высшем уровне. Сеть кофеен, как актив, обошлась новым владельцам в приличную сумму, поэтому логично, что они сразу заставили его работать. В данной ситуации построение полноценного нового бренда не стоило бы тех затрат, которые они могли понести, если бы месяцами оттачивали его элементы.
Вообще, Старбакс - не только и не столько про брендирование (ничего такого выдающегося в их айдентике нет, это не Мак), сколько про характерную хипсторскую атмосферу. Любовь ко всему западному, а точнее европейскому, приправленная модным сленгом, айфонофилией, характерными шмотками и не менее характерной работой. Эдакий клуб по интересам. И вот тут, боюсь, этой атмосферы не будет - по одной простой причине: новый бренд тупо не западный.
ну в отличие от ребрендинга вкусно и точка выглядит нормально,просто потому что не настолько сильно отличается от оригинала