Из арт-директора агентства Slava в оператора-постановщика

Анна Волик — о смене профессии и о том, как распознать, что карьера зашла в тупик и пора двигаться дальше.

Из арт-директора агентства Slava в оператора-постановщика

Как пришла в рекламу

Я попала в рекламу случайно после окончания магистратуры НИУ ВШЭ по направлению «Социология, маркетинговые исследования». Я не была уверена, что хочу работать по специальности, и искала любую работу в большой международной компании.

Знакомая подкинула вакансию в BBDO Group в отделе ТВ-баинга (закупки эфирного времени на ТВ) — и я тут же побежала на собеседование. Тогда я рассуждала так: «Начну скорее работать, освоюсь, а потом разберусь, в каком направлении двигаться дальше».

Через полгода я перешла из ТВ-баинга в отдел маркетинговых исследований, где занималась аналитикой и оценкой эффективности рекламных кампаний. Это был важный этап самопроверки — хочу ли я работать по своей специальности или всё-таки нужно искать что-то другое.

За плечами были шесть лет обучения, и мне не хотелось спускать их в трубу. Но в то же время я была уверена, что всегда есть возможность обучиться новым навыкам и освоить новые профессии. Главное — понять, к чему лежит душа.

В то время была большая конкуренция среди желающих попасть в рекламный креатив. И я вместе с ними жаждала снимать яркие эмоциональные ролики, осваивать нюансы рекламного сторителлинга и визуального повествования.

Тогда я в первый раз решила, что хочу менять профессию. Правда, переход был не быстрым — больше полугода потребовалось на самообразование, стажировки, курсы и конкурсы, чтобы собрать портфолио и получить первый офер в креативный отдел в качестве арт-директора. И больше полутора лет — чтобы снять первый ролик.

Чем занималась в рекламе

С BBDO Group началось погружение в индустрию — это моя рекламная alma mater. Здесь я училась креативу (то, что рекламщики называют ideation), стажировалась и собрала первое портфолио. В агентстве DDB прошла «школу» дизайна и digital — занималась сайтами, принтами и разработкой интернет-кампаний для Tele2, McDonalds, Kitekat.

Первые ролики для ТВ и интернета сняла в стенах небольшого, но мощного агентства Slava — здесь мне посчастливилось поработать с такими крупными клиентами, как Google, Raffaello, Kinder Pingui, «Фрутоняня», Pfizer, и получить опыт общения с большими продакшнами, а также с талантливыми российскими и зарубежными режиссёрами.

За время работы в агентствах я прокачала навыки разработки рекламных кампаний и визуальных концепций роликов, графического дизайна.

Из арт-директора агентства Slava в оператора-постановщика

Почему решила менять профессию

Я не сменила сферу коренным образом — остаюсь в видеопроизводстве (реклама, клипы, кино), но в роли оператора-постановщика. Скорее я ушла в смежную профессию в рамках той же сферы.

Если можно так выразиться, то агентство и клиент вместе создают полуфабрикат. Не поймите неправильно — он хорошей консистенции, держит форму, вкусно пахнет и имеет хороший потенциал вызвать эмоциональный отклик у потребителя. Но кто-то должен его приготовить, довести до финальной кондиции, добавить приправы и даже чуть усилить вкус. Этим занимается съёмочная команда вместе с продакшном. В какой-то момент я поняла, что для меня это и есть самая интересная часть работы над роликом.

Мне как арт-директору не хватало участия в непосредственном материальном воплощении идеи — в проработке элементов, из которых строится визуальная гармония изображения и всего ролика, — благодаря им разворачивается драматургия истории. Это свет, цвет, движение камеры, композиция, правильный художественный образ — всё, чем занимаются оператор-постановщик и режиссёр.

Часть этих компонентов закладывается агентством и клиентом, но остальное полностью ложится на плечи съёмочной команды. Для меня в этой работе больше творческой реализации, хоть иногда по привычке и хочется влезать в сценарии и смыслы.

Как меняла профессию

Мне кажется, нужно быть честным с самим собой и менять работу, если она не приносит столько же эмоциональной отдачи, сколько сил ты в неё вкладываешь. Принятие этого факта — это первый шаг перехода. Мне везло с прекрасными коллективами и понимающими руководителями везде, где я работала, и я безмерно благодарна им за опыт и поддержку. Но хороший коллектив — не равно подходящая лично вам работа.

Если где-то в глубине нарастает неудовлетворённость — пора задуматься. При этом важно различать просто усталость от выполнения сложных задач, жёстких сроков и глобальную усталость от того, что вы находитесь не на своём месте. Суть как раз в том, чтобы найти «свою» работу, где вы решаете одну большую проблему за другой, ломая голову, тратя силы и нервы, но при этом дико кайфуете.

Если у вас сейчас нет чёткого понимания, куда двигаться, но есть желание сменить профессию, то можно попробовать действовать по схеме «у меня есть гипотеза о том, чем я хочу заниматься, и я, не откладывая, иду её проверять». В моём случае эта стратегия сработала дважды.

Гипотеза должна быть основана на внутренних ощущениях — какие нереализованные потребности у меня есть, что вызывает у меня наибольший эмоциональный отклик и желание действовать, что соответствует моей матрице ценностей.

Проверка в идеале должна осуществляться в максимально экстремальных условиях — желательно уйти с текущей работы (понятно, что это не всегда возможно, но это эффективнее, чем размазывать переход во времени), найти себе реальные дедлайны, связанные с этой профессией (собеседования, экзамены, фестивали, конкурсы, заявки на гранты) и углубиться в изучение области (курсы, самообразование, практика).

Обязательно должно быть внешнее обстоятельство, повышенные ставки, иначе мозг будет лениться и избегать решения этой задачи. Также классно если вы окажетесь в окружении людей интересующей вас профессии — будете перенимать их опыт и постепенно вливаться в среду.

Примерно так я и действовала. Сначала уволилась, чтобы высвободить время, затем пошла на курс по фотографии в Photoplay и параллельно занималась фрилансом, подрабатывала у друзей. Это обучение нужно было, чтобы не вариться дома в своих мыслях и сомнениях — а их было предостаточно, и чтобы начать делать хоть какие-то шаги в сторону новой профессии.

Из арт-директора агентства Slava в оператора-постановщика

Когда у тебя есть реальное задание, ты уже не бороздишь просто так просторы интернета, читая всё подряд по твоей теме, и не залипаешь на YouTube. Ты ищешь что-то конкретное и извлекаешь из этого намного больше практической ценности. Ещё я познакомилась со студентами московских киношкол и помогала им на съёмках — это давало контакты и съёмочный опыт, а в последствии — работу.

Следующим шагом было поступление в киношколу «Индустрия» — к экзамену нужно было собрать видео- и фотопортфолио и выполнить несколько вступительных заданий. Снова у меня был список задач и понимание, какие статьи читать, какие видео смотреть, с кем проконсультироваться.

У меня не было репетитора или ментора — в этой профессии репетиторов не существует, менторы в теории могут быть у начинающих операторов. У меня были контакты операторов, с которыми я работала в рекламе, — они могли ответить на вопросы, подсказать книги, фильмы, статьи или просто дать совет. К этим же талантливым ребятам я приходила на площадки и смотрела, как они работают, почему принимают именно такие решения, как рассуждают.

Во время учёбы я получила много съёмочного опыта и реализовала творческие проекты. Летом сняла свой первый клип. Но думаю, что я всё ещё нахожусь в состоянии перехода — в этой профессии вообще можно всю жизнь учиться и быть в движении, что мне дико нравится. Ментально для меня переход завершится, пожалуй, когда я начну получать от этой профессии финансово больше, чем в неё вкладываю. Это сложный период во всех отношениях, но от него никуда не денешься. Надо продолжать работать.

Сейчас я учусь на последнем курсе в киношколе на операторском факультете, параллельно подрабатываю фокус-пуллером и камерменом, снимаю творческие проекты. Зимой буду снимать короткий метр, летом — заявку на полный метр. В новому году планирую собрать шоурил и начать снимать рекламные ролики — в каком-то смысле возвращаюсь к истокам.

2020
15 комментариев
Комментарий удалён модератором

рекламный (подчеркиваю, рекламный!) арт-директор это не -директор- как таковой, это дизайнер, который умеет в рекламные идеи и их воплощение, контролирует съемку и прочее - прочее.
В дизайн-студиях арт-директор это царь и бог, да, но реклама своим путем пошла еще в середине 20 века:)

2
Ответить

В названии «арт-директор» часть «директор» от direction (направление). В рекламных агенствах он работает в паре с копирайтером обычно. Копирайтер отвечает за текстовое направление, арт-директор за визуальное. Они обычно на одном уровне иерархии. Начинающие креативные пары получают мало, пары с опытом - больше. Над ними стоит креативный директор. Вот он и начальник. Отвечает за весь креатив. По деньгам, думаю, арт-директор и оператор-постановщик не сильно отличаются (при одинаковом уровне опыта и компании)

2
Ответить

Молодец! Эта статья заставит многих осмыслить своё нахождение на рабочем месте,свою нужность) ps учились в одном классе с автором))))

3
Ответить

Нелюбимый ВУЗ, нелюбимая работа, незнание своих желаний и целей, смена мест работы, нет личной жизни (=работа, работа, работа, куда пойти работать) - может быть пора сходить к психотерапевту? Бегать от себя в работе можно всю жизнь, но КОГДА НАЧИНАТЬ ЖИТЬ? P.S. И кто сказал, что в работу нельзя привнести жизнь - ВАШУ ЖИЗНЬ?

1
Ответить

про личную жизнь (если имеются ввиду отношения) в статье не было ни слова не потому, что ее нет, а потому, что в ней все хорошо :)

3
Ответить

Интересное интервью, спасибо! Для человека самое важное понять то, кем он является!

2
Ответить