Чего еще не знают маркетологи: b2b маркетинг, лидогенерация и KPI для PRщиков

«После дедлайна» начинается самое интересное: креативная работа, полезные встречи и наш подкаст. Сегодня мы говорим с Марией Полудо, начальником управления маркетинга, продвижения и поддержки бизнеса, ВТБ Лизинг.

ВТБ Лизинг — B2B компания. В ней есть и маркетинговый отдел, и пиарщики. Но если с работой этих подразделений в В2С все относительно ясно, это часто обсуждается, то с В2В дело обстоит немного иначе. Разница кроется в ответственности: в В2С клиент несет ответственность за покупку только перед самим собой, он может себе позволить поступить импульсивно или эмоционально. На этом часто строятся коммуникационные стратегии В2С-компаний — на креативе, эмоциях, впечатлении.

В В2В ситуация совершенно иная: покупатель несет ответственность перед компанией. Во-первых, в В2В принимающих решение всегда несколько человек: как минимум тот, кто платит деньги, тот, кто будет пользоваться потом этим продуктом, тот, кто будет внедрять продукт (особенно для IT продуктов это очень релевантно). Все, кто принимают решение, они руководствуются в первую очередь техническими характеристиками, рациональными функциями продукта

Мария Полудо

Поэтому в В2В-маркетинге главное — показать, что продукт полезен для компании, он не дороже других и с ним относительно легко работать. И здесь невозможно играть на эмоциях. Чем крупнее клиенты и их рынки, тем больше мы уходим в коммуникацию. В крупнейших компаниях вообще нет лидогенерации, у них главное — работа с имиджем. И у них, как правило, есть отдельные пресс-службы. Инструментами пиар можно развернуть нужные инфоповоды, пойти в отраслевые СМИ, рассказать там в формате классических статей о плюсах своей продукции. Можно организовывать или участвовать в узкоспециализированных мероприятиях, бизнес-завтраках, где есть возможность много и развернуто коммуницировать. Но только тем, кто готов это слушать, кто понимает, кому нужно в этом разобраться, чтобы для своей компании выбрать максимально качественный продукт с рынка. Так работает крупный В2В.

Источник: Unsplash.com

Во многих компаниях поменьше пиар часто находится в отделе маркетинга. Их роднят коммуникации и разделяют цели. Цель маркетинга всегда завязана на продажи, его работа — привести как можно больше клиентов. Цель же пиара — развитие узнаваемости компании, формирование позиционирования и репутации. Для того чтобы верно разделить функции, необходимо понимать верхнеуровневые цели компании. Дальше их нужно декомпозировать, понять, что необходимо сделать пиару, а что — маркетингу. «Например, пиар скажет нам, чтобы туда прийти, нужно чтобы у компании было такое позиционирование, чтобы она вот так выглядела в информационном пространстве. И для этого мы сделаем раз-два-три-четыре-пять. И соответственно появляется набор проектов». Также и у маркетинга, но он уже ближе к доле рынка, объему бизнеса, показателю оттока. Но и те, и другие задачи ведут к достижению верхнеуровневых целей компании. При этом невозможно ставить маркетингу и пиару одни и те же KPI. У первого это могут быть лиды, конверсии, различные метрики. У пиара — поддержка узнаваемости, развитие репутации.

Хороший способ оценить функции и разделение отделов — рассмотреть путь клиента. Пиар работает на самых начальных его этапах, когда клиент анализирует разные предложения на рынке, изучает и подбирает себе подрядчика. В компанию клиент придет через контекстную рекламу, программатик, в диджитал-канале. И оценивать стоимость лида в пиар-коммуникациях будет неверно.

Здесь очень хорошо, если прозрачно настроены воронка продаж и сквозная аналитика: нужны ассоциированные конверсии. Посмотреть, сколько раз на этот материал кликнул клиент, условно почитал, его коснулся, прежде чем он обратился. Вот эти ассоциированные конверсии и будут нам показывать, коснулись ли целевые клиенты или нет этого материала. Прочитали, не прочитали. Какой вес он вообще дает в принятии решения, когда клиент уже обращается. Именно это — та метрика, через которую нужно оценивать пиар.

Мария Полудо
Источник: Unsplash.com

Обычно пиар занимается созданием и освещением инфоповодов, работает без бюджета. Но иногда бывают и стыки с маркетинговыми коммуникациями. Например, платные спецпроекты — в них отдается контент и данные, не забираемые в постоянное инфополе пиаром. В больших компаниях можно разделить пиар и марком, в небольших нередко функция работы со спецпроектами уходит в пиар. «Но когда маркетолог начинает разбираться в пиаре, а пиарщик немножко в маркетинге, им легче взаимодействовать. Они тогда могут друг другу показать: “Вот здесь я могу вот так, посмотри”. “Давай посмотрим, вот мой материал, посмотри сколько там было ассоциированных конверсий”. И маркетолог смотрит спокойней, не требует лидов, понимая, что эти проекты имиджевые. Растет брендовый трафик, это показатель, что пиар-функция хорошо работает. Это тоже метрика для маркетолога, чтобы оценить качество работы пиара». Сейчас, в турбулентных условиях, функции пиара немного меняются. Нужно быть осторожнее, спокойнее, аккуратнее. И пиарщики стали приближаться к маркетингу: они больше поддерживают продажи продукта. В этой точке пиару «легче доказывать маркетологам свою функцию с точки зрения полезности».

Мария поделилась, как обычно ставит KPI для пиара в своем отделе. Есть имиджевая часть: развитие имиджа компании, репутации, узнаваемость. В ней можно поставить как KPI количество упоминаний в прессе. Но само по себе это количество смотреть бессмысленно, поэтому применяется комплексный подход: соотношение федеральных СМИ к региональным, целевых к нецелевым. Обязательно проверяется проникновение ключевых сообщений. Если же задача пиара — поддержка продукта, то здесь работает метрика «стоимость привлечения клиента»: это все затраты на всех клиентов — и на маркетинг, и на диджитал-маркетинг, и на CRM, на различный пиар, на проекты. Получившаяся сумма делится на количество клиентов и получается ориентировочная стоимость одного. Этот результат очень помогает в бюджетировании направлений.

Сейчас растет тренд на специализированные СМИ, специализированных пиарщиков, людей, которые живут в своей отрасли. И на специализированные каналы тоже. Например, Телеграмм. Но перед запуском такого канала необходимо проанализировать портрет потенциального читателя, продумать контент, стилистику и визуализацию. «Можно глубинными интервью взять несколько своих клиентов, которые уже купили твой продукт, и поговорить с ними, вытащить инсайты для себя, ту самую изюминку, на которую он подпишется и не захочет отписаться. Да, мы сходимся, сужаемся, но не только по отраслям. А сужаемся под портрет своего потребителя», рассказала Мария.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Anastasia Urnova

Выпью шампанское в тот день, когда все уже будут знать, что пиар - нужная вещь для бизнеса, который планирует жить дольше месяца, но лиды не кипиай тут

Ответить
Развернуть ветку
Крамова Настасья

Очень важная тема продвижение b2b, но много воды в тексте и на середине забываешь, о чем начало. Это вам к мысли оформления текста более краткими формулировками и заголовками

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ланкевич

Так грустно, что пиар, что маркетинг, всё про коммуникации. При этом маркетинг сводится к "воронкам".

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia Urnova

это вечная дискуссия о том, кто за что отвечает. Думаю, разобраться можно, только если классифицировать по специфике рынка

Ответить
Развернуть ветку
Maria Poludo

Тема интервью была обсудить маркетинг и пиар, их взаимосвязь и отличия. Поэтому акцент на коммуникациях и продвижении. Конечно тема маркетинга значительно многогранней.

Ответить
Развернуть ветку
Maria Poludo

Больше полезной инфы по маркетингу в моем телеграм канале «Эффективный маркетинг»

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда