Как выстроить канал продаж во «ВКонтакте» для сети магазинов товаров для дома. Кейс «ХоzМир»

«Студия Чижова» рассказывает, как выстроить стратегию привлечения клиентов в программу лояльности и к третьему месяцу получить регистрации по 305 рублей.

Привет, это Студия Чижова!

Мы неоднократно рассказывали о том, как работать с соцсетями бизнесу, у которого большинство конверсий осуществляются офлайн. Этой теме, например, посвящен один из наших ключевых кейсов по сети Улыбка радуги: там мы помогли партнеру на 33% увеличить среднемесячный ARPU.

В марте этого года к нам обратилась московская сеть магазинов сегмента FMCG ХоZмир. Партнер поставил перед нами задачу сформировать базу лояльных покупателей и выстроить работу по увеличению LTV с помощью ВКонтакте. Воронку нужно было создать с нуля, раньше компания не использовала этот маркетинговый канал.

В этом материале мы пошагово расскажем, как выстроили воронку O2O-маркетинга (online-to-offline) для ХоzМира на основе опыта нашей студии и наработок по другим проектам в этой сфере. Этот подход можно использовать для продвижения любого офлайн-ритейлера.

Анализ рынка

Изучение пользовательского поведения

Главное, что нужно понимать о пользовательском поведении в сегменте товаров FMCG — они предпочитают делать покупки офлайн.

Ранее мы проводили собственное исследование и выяснили, что 90% подписчиков рассылки покупают офлайн. При этом больше половины людей постоянно следят за акциями в мессенджерах.

Как выстроить канал продаж во «ВКонтакте» для сети магазинов товаров для дома. Кейс «ХоzМир»

То есть, в этой сфере нужно выстраивать систему привлечения людей из соцсетей офлайн, а не пытаться «перевоспитать» их и убедить пользоваться интернет-магазином.

Также мы изучили маркетинговые исследования покупательского поведения по товарным категориям, которые есть в ассортименте клиента и сделали важные выводы, которые в дальнейшем использовали при разработке контента:

  • Люди стали чаще делать домашнюю уборку во время пандемии и это сформировалось в привычку.
  • У покупателей вырос запрос на экологичность. Важен не только натуральный состав, но и отношение бренда к производству и окружающей среде.
  • В средствах для дома покупатели реже обращают внимание на компанию-производителя, важно в первую очередь назначение.
  • Среди покупателей косметики преобладают средства для ухода за кожей лица и волосами. В России объем продаж растет на ~4.5% в год.

Анализ рекламы и контента конкурентов

Мы провели обширный конкурентный анализ, изучив как лидеров сегмента типа FixPrice, так и прямых конкурентов ХоzМир, небольшие сети товаров для дома. По итогам сделали выводы, которые затем использовали в разработке собственной рекламной стратегии и контент-стратегии.

Как выстроить канал продаж во «ВКонтакте» для сети магазинов товаров для дома. Кейс «ХоzМир»

Анализ аудитории

Анализ аудитории должен дать ответы на два вопроса: почему люди покупают и почему отказываются от покупки. Чтобы ответить на них, мы используем метод Jobs To Be Done.

JTBD не просто описывает потребности. Он их конкретизирует под результат от взаимодействия с компанией. Здесь важно в буквальном смысле «залезть в голову» человека и вытащить его мысли.

Возражения собираем в один документ: в дальнейшем будем снимать их с помощью контент-маркетинга.

Возражения собираем на основе комментариев и отзывов покупателей конкурентов и партнера. Каждая формулировка в таблице является осознанным отказом – у человека уже сформирована потребность, но предложенное решение не подошло.

Далее разрабатываем карту взаимодействия с клиентом по модели Consumer Journey Map, чтобы определить место социальных сетей в маркетинговой стратегии и определить задачи коммуникации с аудиторией.

Как выстроить канал продаж во «ВКонтакте» для сети магазинов товаров для дома. Кейс «ХоzМир»

Разработка стратегии

На основе анализа аудитории и конкурентов мы разработали собственное решение для достижения поставленной задачи.

Воронка взаимодействия с клиентами на основе фреймворка AARRR

Главная цель продвижения — привлекать аудиторию соцсетей офлайн. При создании стратегии нужно учитывать особенность ниши товаров для дома

Люди делают покупки регулярно, но на небольшие чеки

Как выстроить канал продаж во «ВКонтакте» для сети магазинов товаров для дома. Кейс «ХоzМир»

Если использовать традиционные подходы: например, купоны или кодовые слова, то мы сможем оценить только небольшую часть продаж. При этом люди, привлеченные из соцсетей могут годами ходить в магазин и приносить ему по нескольку тысяч рублей каждый месяц.

В нише товаров для дома нужно выстраивать воронку, которая увеличивает ARPU — среднюю выручку в расчете на одного клиента за определенный период времени (например, за месяц)

Для ХоzМира мы выстроили проверенную воронку: подписываем людей на рассылку, затем предлагаем зарегистрировать карту лояльности и ведем методичную работу по прогреву аудитории, повышению лояльности и увеличению продаж: подробнее о ней расскажем далее. Этот подход показал эффективность в других наших проектах.

Подписчики рассылки ходят в магазины чаще и покупают на большую сумму, чем в среднем по сети

Воронку AARRR мы используем, потому что это идеальный способ работы с лояльностью. Мы выделяем сегменты, которые находятся на разных этапах знакомства с брендом и работаем с ними одновременно, планомерно увеличивая продажи.

Как выстроить канал продаж во «ВКонтакте» для сети магазинов товаров для дома. Кейс «ХоzМир»

AARRR описывает порядок действий при разной степени взаимоотношений компании и потенциального покупателя

Разработка коммуникационной стратегии

Коммуникационная стратегия отвечает на вопросы, как выстраивать взаимодействие с аудиторией.

Коммуникационная стратегия включает следующие составляющие:

  • Big Idea — основная мысль, вокруг которой вращается весь контент бренда
  • Tone of Voice — голос бренда, как мы общаемся с аудиторией: эмоционально или нейтрально, официально или дружески, сложно или просто
  • Редполитика — инструкция по подготовке текстов, которая учитывает как ключевые смыслы, которые бренд доносит до аудитории, так и чисто типографские нюансы оформления постов. Это нужно, чтобы при смене контент-менеджеров голос бренда не менялся.

Разработка визуальной стратегии

Единая визуальная стратегия позволяет сделать бренд узнаваемым у целевой аудитории.

В работе с визуалом все начинается с основной идеи. Для этого изучаются методы конкурентов, дизайн-код партнера и собственные наработки.

В основу визуальной идеи мы заложили качественные фотографии товаров в сочетании с минималистичными графическими элементами. Такой подход позволяет создавать узнаваемый стиль и приятен для восприятия.

Описание визуальной идеи
Описание визуальной идеи

Далее создаем визуальную концепцию, выбираем шрифты и определяем правила работы с фотографией.

Как выстроить канал продаж во «ВКонтакте» для сети магазинов товаров для дома. Кейс «ХоzМир»
Как выстроить канал продаж во «ВКонтакте» для сети магазинов товаров для дома. Кейс «ХоzМир»

Для гибкости коммуникации мы использовали три основных плана: общий, средний и макро.

При работе с контентом важно использовать все виды планов чередуя их между собой для создания более интересной визуальной композиции. В фотографиях мы не использовали моделей для создания естественного восприятия.

Привлечение новой аудитории в аккаунт и рассылку

На первом этапе нам нужно привести бизнесу новую аудиторию.

Здесь ключевые вопросы — кого мы приводим в аккаунт и как мы это делаем.

Кого приводить в аккаунт

В этом вопросе ключевой фактор — величина сети. ХоzМир — относительно небольшая компания. У партнера 22 магазина в Москве. Ключевым фактором для клиентов является расположение магазина. Ехать несколько остановок даже ради выгодного предложения люди не будут. Им нужно, чтобы магазин находился недалеко.

Поэтому в рекламе мы сделали основную ставку на супергео. Искали подписчиков среди людей, которые живут или работают в радиусе 2—5 км от магазинов сети.

Фрагмент воронки
Фрагмент воронки

Но также мы работали и с другими сегментами: например, с аудиторией конкурентов и аудиторией по ключевым запросам с ограничением по ГЕО.

Как привлекать аудиторию в аккаунт

В сфере товаров сегмента FMCG люди активно ищут возможность сэкономить и снизить свои регулярные расходы. Поэтому в рассылку нужно привлекать выгодными предложениями. Мы тестировали несколько офферов: конкурсы с призами, розыгрыш сертификата на 3000 рублей и большую скидку 28% на все категории товаров. Лучше всего сработали конкурсы с розыгрышем конкретных товарных позиций.

Как выстроить канал продаж во «ВКонтакте» для сети магазинов товаров для дома. Кейс «ХоzМир»
Как выстроить канал продаж во «ВКонтакте» для сети магазинов товаров для дома. Кейс «ХоzМир»
Как выстроить канал продаж во «ВКонтакте» для сети магазинов товаров для дома. Кейс «ХоzМир»
Как выстроить канал продаж во «ВКонтакте» для сети магазинов товаров для дома. Кейс «ХоzМир»

Удержание и активация аудитории

После того, как мы привлекли аудиторию в аккаунт, нужно добиться, чтобы она в нем осталась, регулярно вступала в коммуникацию с брендом и другими пользователями. Так мы создаем ядро лояльной аудитории: это люди, которые сами являются постоянными клиентами и рекомендуют магазин своим знакомым.

В нише товаров для дома лучше всего начинать с максимально простых интерактивов. Они хорошо вовлекают широкую аудиторию, стимулируют лайки и комментарии, а как следствие, повышают охват.

Как выстроить канал продаж во «ВКонтакте» для сети магазинов товаров для дома. Кейс «ХоzМир»
Как выстроить канал продаж во «ВКонтакте» для сети магазинов товаров для дома. Кейс «ХоzМир»

Также мы активно использовали полезный контент, ориентированный на женщин, которые ведут домашнее хозяйство и чаще ходят в магазины товаров для дома.

Как выстроить канал продаж во «ВКонтакте» для сети магазинов товаров для дома. Кейс «ХоzМир»
Как выстроить канал продаж во «ВКонтакте» для сети магазинов товаров для дома. Кейс «ХоzМир»

Такие посты собирали наибольшее количество органических лайков и репостов. Поскольку полезные посты человек мог сохранить и прочитать по мере надобности.

Также, в постах снимали возражения целевой аудитории:

Как выстроить канал продаж во «ВКонтакте» для сети магазинов товаров для дома. Кейс «ХоzМир»
Как выстроить канал продаж во «ВКонтакте» для сети магазинов товаров для дома. Кейс «ХоzМир»

Важный элемент прогрева — отзывы. На первом этапе мы использовали в качестве социального доказательства отзывы, которые пользователи оставляют в отзовиках и городских картах типа Яндекса или 2Gis.

Как выстроить канал продаж во «ВКонтакте» для сети магазинов товаров для дома. Кейс «ХоzМир»

Но одновременно нужно выстраивать воронку, которая будет приносить качественные живые отзывы от пользователей соцсетей. Доверия им всегда больше. Например, можно провести конкурс с призами на лучший отзыв о магазине или купленном в нем товаре. Аудитория всегда включается в такие активности.

Увеличение продаж

Основной инструмент увеличения продаж в товарах для дома — акции. Цель маркетинга — увеличить не маржу с каждого отдельного товара, а средний чек и количество чеков в месяц.

Рассылка — идеальный инструмент информирования клиентов об акциях и специальных предложениях. Также мы использовали в работе обзоры и подборки товаров.

Как выстроить канал продаж во «ВКонтакте» для сети магазинов товаров для дома. Кейс «ХоzМир»
Как выстроить канал продаж во «ВКонтакте» для сети магазинов товаров для дома. Кейс «ХоzМир»
Как выстроить канал продаж во «ВКонтакте» для сети магазинов товаров для дома. Кейс «ХоzМир»

Систему акций в социальных сетях нужно выстроить таким образом, чтобы полностью закрыть потребности пользователей. Можно создать календарь акций: например, в первую неделю месяца продавать со скидкой товары для ухода за телом, во вторую — косметику, в третью — товары для уборки, в четвертую — домашние электроприборы. Постоянные клиенты привыкают к графику и начинают заранее планировать покупки.

И — что самое главное — все свои потребности в товарах для дома начинают закрывать в одном магазине, увеличивая ARPU.

Создание автоворонки в мессенджере

Теперь подробнее расскажем о том, как работает автоворонка, которую мы реализовали в мессенджере при помощи чат-бота. Благодаря регистрации новых клиентов в программе лояльности через рассылку, мы можем отслеживать продажи по ним и по старым клиентам, рассчитывать средний чек и доходимость клиентов из социальной сети в офлайн. Все эти данные в дальнейшем можно использовать для анализа.

Воронка работает следующим образом после подписки на рассылку:

После назначения номера карты, бот предлагал посмотреть адреса ближайших магазинов

После выбора ближайшего магазина, подписчику предлагалась подобрать интересующую категорию товаров, по которым ему присылались бы акции и офферы со скидкой. Такой подход позволяет минимизировать отписки от рассылки:

Как выстроить канал продаж во «ВКонтакте» для сети магазинов товаров для дома. Кейс «ХоzМир»

Звучит все просто, но в техническом плане бот представлял собой сложную и многоуровневую конструкцию:

Как выстроить канал продаж во «ВКонтакте» для сети магазинов товаров для дома. Кейс «ХоzМир»
Фрагменты автоворонки
Фрагменты автоворонки

Вот такие результаты мы получили в первый месяц работы по воронке на привлечение в программу лояльности.

Как выстроить канал продаж во «ВКонтакте» для сети магазинов товаров для дома. Кейс «ХоzМир»

В дальнейшем этот подход нужно масштабировать. Мы составляем медиаплан и на основе показателей конверсии и средней цены регистрации рассчитываем перспективу на несколько месяцев вперед.

Также зная количество подписчиков рассылки и долю среди них активных клиентов — то есть, тех, кто делает покупки, а не просто зарегистрировался в программе лояльности — мы можем спрогнозировать выручку при определенном рекламном бюджете и ROI.

Андрей Петришин, руководитель проектной группы

При создании системы O2O-маркетинга крайне важна синергия подрядчика и заказчика. Иначе все идеи и инициативы окажутся в вечном бэклоге.

В работе с партнером мы достигли высокого уровня взаимопонимания и взаимодействия. Выражаем благодарность компании ХоzМир и персонально маркетологу Валерии Трумпокаис за за доверие, профессионализм и помощь в реализации наших идей для достижения оптимальных результатов..

Если хотите выстроить online-to-offline канал продаж в соцсетях и мессенджерах, обращайтесь в Студию Чижова.

-------------------------------------------------

В проекте участвовали:

Андрей Петришин, руководитель проектной группы

Артем Ченцов, проект-менеджер

Виктория Мингинос, контент-менеджер

Владислав Бармин, трафик-менеджер

Михаил Прозоров, автор кейса

Екатерина Некрасова, дизайн инфографики

Максим Ромаданов, главный редактор

1717
4 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

На доставку мы тоже ведем, но опыт ведения подобных проектов и опросы аудитории показывают, что большинство людей все-таки ходят в магазины сами. Но наш подход работает, независимо от того, в магазин человек приходит или делает заказ на доставку. Мы привлекаем пользователей в программу лояльности, а дальше можно тестировать разные подходы и подтверждать наши выводы. Или делать свои гипотезы и доказывать их)

1
Ответить

ХоZмир. Думаю, хейта им нормально прилетает за это.
А кейс классно расписан, спасибо!

Ответить

Название бренда партнера существует давно и не имеет никакого отношения к военной символике

Ответить