Инновации на "отлично" на рынке FMCG. Часть1 - Конъюнктура рынка

«Результат дают маркетинг и инновации. Все остальное – расходы»


Питер Дракер

Товары повседневного спроса в целом, имеют стабильный и массовый спрос и ежедневно удовлетворяют потребности огромного числа потребителей практически всех слоев населения. Тогда зачем производителям и ритейлерам задумываться об инновациях, если продукция и без того, на первый взгляд, априори обеспечена сбытом?

Последние годы характеризовались трудностями на российском рынке FMCG, логично последовавшими за макроэкономической нестабильностью. В соответствии с прогнозами Министерства экономического развития Российской Федерации ожидается рост ВВП на уровне 2,2-2,3% при годовой инфляции ~4%. В 2018 году реальные доходы населения близки к тому, чтобы вернуться в «красную зону». Рынок FMCG испытывает на себе влияние не только слабой динамики потребительских доходов, но и влияние фундаментальных демографических тенденций.

Неутешительные прогнозы динамики населения России обещают его сокращение к 2025 г. в размере от 1-2 млн человек (Росстат) до 4 млн человек (The Economist Intelligence Unit). Наиболее экономически активный слой населения - в возрасте от 20 до 64 лет - сократится с 65 до 58%. Пенсионные и налоговые реформы 2018 г. также представляют собой сдерживающие факторы для рынка FMCG.

Рост городских агломераций (бессменным флагманом которого в России является Москва, где к 2025 г. ожидается проживание 25 млн человек по прогнозу Института Генплана Москвы) по всей стране характеризуется увеличением числа одиночных домохозяйств. Люди, проживающие одни, характеризуются удельно более высоким уровнем потребления. Отличается и их модель потребления: если для большой семьи всегда требуется приготовление полноценного завтрака и ужина, то живущие одни люди, особенно молодые и экономически активные, часто предпочитают готовые блюда и сервисы доставки.

Вместе с тем развитие цифровых технологий коренным образом меняет привычки потребителей и то, как компании конкурируют между собой. Получается, что компаниям помимо того, что надо удовлетворять потребности потребителей порой в не самых простых условиях нужно расти, но добиться этого непросто. Поэтому в погоне за клиентом, технологическими и социальными трендами компании FMCG стали чаще использовать инновации как обязательный маркетинговый инструмент.

22
Начать дискуссию