{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Что учесть в разработке интернет-магазина на Bitrix, чтобы не переплачивать за исправление ошибок

Cоставили чек-лист для тех, кто собирается заказывать разработку или делает сайты сам. Собрали опыт команды Antro в ёмкую памятку, чтобы перепроверить себя или подрядчика.

Определитесь, нужен ли вам Bitrix

Большая часть наших проектов — российские eCommerce-проекты. Для многих из них мы разрабатываем интернет-магазины на 1С-Bitrix, чтобы было удобнее клиенту. У этой системы управления есть готовые интеграции с различными CRM, платежными способами и службами доставки.

Bitrix — готовое решение. Вы сможете создать на нём сайт и сразу связать его с необходимыми сервисами: кассами, службами доставки и учёта. Если вам потребуется заменить разработчика, вы сможете быстро найти подрядчика и легко погрузите его в работу.

У Bitrix есть ограничения. Вот несколько, которые мы выделяем:

  • Дорогая разработка. Специалисты, которые работают на 1C-Bitrix, берут большие гонорары за работу. Вилка зарплат для таких специалистов в регионах — 80–180 тысяч, в столице — 120–300. Вам придётся оплатить лицензию для разработки, а потом потратиться на найм специалиста;
  • Для обновления сайта потребуется покупать лицензию. Её придётся обновлять, если вы оплачивали подписку более года назад;
  • Многие популярные CMS подвержены взломам. Иногда в старых версиях систем управления находят уязвимости, которые используют злоумышленники. Bitrix здесь не исключение — в июне хакеры атаковали несколько десятков сайтов и заменили информацию на них.

Мы рекомендуем использовать Bitrix только для интернет-магазинов. Эту CMS легко встроить в существующие бизнес-процессы, поэтому вы легко сможете запустить продажи и в интернете.

Если вам нужен сайт другого назначения, например, лендинг, стоит присмотреться к другим системам. Для того, чтобы управлять такими сайтами, можно найти решение, которое будет дешевле и проще.

Ануар Мендубаев, Team Lead Developer at Antro

Выберите хостинг

1C-Bitrix требователен к производительности сервера. Если подобрать хостинг неправильно, панель управления может загружаться невыносимо долго, а сайт начнёт зависать, когда магазином будут пользоваться сразу много пользователей.

Существует три вида хостингов, у каждого из них — свои плюсы и минусы:

Виртуальный (shared) хостинг. Это тип хостинга, при котором на одном сервере расположены сразу несколько сайтов. Такое решение подходит для лендингов, корпоративных сайтов, блогов и визиток поскольку они не требуют высокой производительности.

Запускать интернет-магазин на виртуальном хостинге рискованно: можете столкнуться с долгой загрузкой сайта. Подключайте такое решение только при нескольких условиях:

  • У вас небольшой магазин, на который не идёт много трафика покупателей;
  • В компании пока нет ресурсов, чтобы нанять DevOps-специалиста. На виртуальном хостинге уже будут установлены операционная система и необходимые пакеты — вам не потребуется сотрудник для настройки;
  • Вы планируете переносить сайт на другой хостинг в будущем, а виртуальный рассматриваете как временное решение.

Виртуальный выделенный сервер (VPS). При этом типе хостинга вы арендуете место на физическом сервере. На нём вы можете установить собственную ОС и развернуть решение, которое требует много ресурсов.

Такое решение хорошо подходит для интернет-магазинов и при этом легко масштабируется: если вам потребуется больше дискового пространства для проекта, вы сможете докупить его у поставщика услуг.

Главная издержка при использовании VPS — обслуживание. Вам потребуется специалист, который настроит и будет обслуживать работу с хостингом.

Выделенный (dedicated) сервер. С таким хостингом вы арендуете физический сервер, с которым можете вести работу. Схема работы похожа на VPS, но если в первом случае вы подключаете себе лишь часть сервера, то во втором вы снимаете его целиком.

Выделенный сервер — полностью независимое решение. У вас будет собственное дисковое пространство, которое не нагружается другими пользователями, а при необходимости вы также сможете его расширить по договору с подрядчиком.

Этот тип хостинга подойдёт владельцам крупных проектов: сервер вместит много данных, и при этом на нём можно развернуть любое решение. Издержка та же — для обслуживания потребуется специалист.

Чтобы проверить, подходит ли хостинг по техническим требованиям, у 1С-Bitrix есть специальный скрипт. Его нужно загрузить на хостинг, открыть в браузере и нажать кнопку «Начать тестирование».

Подготовьте SEO

Поисковая оптимизация (SEO) для многих пользователей выглядит так: специалист вписывает на сайте ключи, которые соответствуют поисковым запросам. Если после этого покупатель введёт в поисковике нужный запрос — получит ссылку на магазин. В общих чертах это верно, но чтобы так работало на практике, сайт нужно подготовить. Вот, о чём стоит позаботиться заранее, и о чём попросить разработчиков:

Заведите файл robots.txt. Это документ с инструкциями для поисковых систем. В нём вы задаёте параметры, какие страницы можно индексировать, а какие — нельзя. С помощью файла получится управлять трафиком и скрыть технические страницы из поисковых систем.

Создайте файл Sitemap. Он указывает поисковым системам информацию для отображения. Например, вы сможете уточнить приоритет отображения страниц, дату последнего обновления сайта, продолжительность видео, дату публикацию новостей.

Настройте URL. Обозначение ссылок тоже влияет на трафик. Постарайтесь подписывать их вручную, а не механически — так ссылка будет выглядеть привлекательно в выдаче. Чтобы она помещалась в поисковике, старайтесь уместить её в 75 знаков. Например: antro.cx/cases.

Используйте семантические теги страниц, чтобы ссылки в сниппетах корректно отображались. Тогда в поисковой выдаче пользователь увидит искомые слова и перейдёт на сайт с большей вероятностью.

Ссылки лучше писать латиницей. Тогда при копировании вашей ссылки не будет получаться неразбериха из-за разницы кодировок.

На скриншоте — пример того, что происходит в сообщении с ссылками на кириллице

Избавьтесь от битых ссылок и редиректов. Перед запуском сайта проверьте, что все ссылки работают корректно. Страницы, на которые вы направляете пользователей, должны быть заполнены, а ссылки должны быть написаны без ошибок. Иначе при использовании одной из функций сайта пользователь может получить ошибку 404, расстроиться и уйти.

Перестрахуйтесь и настройте страницу ошибки. Добавьте на неё контент, который поможет удержать на сайте пользователя, если он столкнётся с ошибкой.

Добавьте Lazy-load для медиаконтента. С таким типом загрузки страница у пользователя открывается не разом, а асинхронно. Например, по мере прокрутки сайта или по нажатию на разные элементы. Такая загрузка экономит время пользователя и объём трафика, который он загружает.

Пропишите микроразметку сайта. Это атрибуты и теги, которые помогают поисковым системам отображать нужную информацию с вашего сайта. Подготовьте её с помощью JSON-LD или OpenGraph для карточек товаров, «хлебных крошек» и контактной информации. Подробную инструкцию расписывать не будем — она потянет на отдельную статью. Пишите, если хотите прочитать :)

Получите SSL-сертификат. Он нужен для того, чтобы ваш сайт отображали поисковые системы и корректно открывали браузеры. Такой сертификат гарантирует, что соединение безопасно, и данные пользователя не попадут к злоумышленникам.

Проверьте результаты Core Web Vitals. Это система оценки сайтов от Google, которая помогает компании оптимизировать поисковую выдачу. Она учитывает три показателя:

  • LCP (Largest Contentful Paint) — скорость загрузки основного контента. Метрика отражает, насколько быстро отображается самый крупный блок на странице;
  • FID (First Input Delay) — время ожидания до первого взаимодействия с контентом. Он замеряет время между действием пользователя до момента, когда браузер может обработать эти действия;
  • CLS (Cumulative Layout Shift) — совокупный сдвиг вёрстки. Показатель отражает, насколько стабильно держится вёрстка при прогрузке страницы. Например, не сбивается ли текст при появлении рекламы.

Замерить показатели и сгенерировать отчёт можно при помощи Lighthouse. Для этого в браузере нужно открыть нужный сайт, нажать F12, выбрать вкладку Lighthouse → Desktop → Generate records.

Пример отчёта, который мы сгенерировали через Lighthouse

Обеспечьте безопасность

Иногда разработчики не соблюдают меры предосторожности при разработке. Тогда при возникновении ошибки у программиста уходят часы, чтобы найти проблемное место — заказчик переплачивает за разработку, а специалист тратит время, чтобы устранить недоразумение. Как избежать проблем:

Разворачивайте проект локально, на устройстве разработчика. Очевидная, но важная рекомендация: не стоит вносить изменения сразу в продакшн. Лучше подготовьте нововведения локально, протестируйте их работу, и лишь потом загружайте на сервер.

Разбивайте разработку на этапы. Некоторые разработчики добавляют фичи сразу в продакшн. Это очень опасный подход: легко повредить базу данных, отключить важные модули сайта или нарушить отображение страниц. Чтобы такого не происходило, всегда разделяйте разработку на этапы и требуйте этого от подрядчиков:

  • Разверните сервер для разработки, например, antrodev.ru — на него можно загрузить локальную версию сайта с новыми фичами. Не забудьте отключить для площадки индексацию, а ещё лучше — сделайте вход по паролю, чтобы никто не получил доступ к проекту до публикации. С помощью такого сервера можно отладить текущую версию или показать её заказчику сайта;
  • Проведите тесты. Все площадки (local, dev, staging, production) должны поддерживать актуальное состояние — так можно полноценно оценить работу всех частей сайта.
  • Сделайте бэкап рабочей версии сайта и загрузите нововведения в production. Только после тестов на локальном компьютере и тестов на рабочем сервере. Так избежите ситуации «я чёта нажал, и всё сломалось».

Если не разбивать работу на этапы, а надеяться на свой профессионализм, можно упустить важные детали и не оттестировать их до конца. Тогда на продакшене окажется нерабочая версия: например, будет кривая верстка или важная страница покажет Internal Server Error.

Ануар Мендубаев, Team Lead Developer at Antro

Регулярно делайте бэкапы и снапшоты. Копий много не бывает. Чем чаще вы их будете делать, тем проще будет исправить неполадку, если разработка пойдёт не по плану. Мы в Antro храним копии проектов в течение месяца, разбивая бэкапы на интервалы в три дня. Если что-то идёт не так, всегда можем откатиться к нужной версии и исправить ошибку.

Используйте систему контроля версии. Помимо регулярных бэкапов разработчикам следует использовать Git или другую систему управления версиями. Она поможет легко вести командную разработку, отслеживать изменения и в случае форс-мажора — откатиться к предыдущей версии.

Проведите тесты

Самая распространённая ошибка при разработке сайтов — сбой вёрстки. Из-за этого с компьютера интерфейс может выглядеть удобно, а с телефона уже ничего не получится разобрать. Как проверить, что у вас всё работает исправно:

Проверьте на соответствие дизайн-макетам. Сравните, как готовый сайт соотносится с прототипом. Это важно проверять, так как за дизайн и вёрстку сайта зачастую отвечают разные люди. Проверить соответствие можно с помощью плагина PerfectPixel.

Откройте готовый сайт на разных устройствах. Зайдите на него из нескольких браузеров, с разных операционных систем и с разных устройств. Чтобы проверить, как вёрстка отражается при разном разрешении экрана, можно растянуть или сжать окно браузера. Такой первичный тест поможет выявить самые очевидные проблемы.

Проверьте валидность кода. Так вы убедитесь, что разметка сайта сделана правильно, по стандартам разработки. Выявить ошибки можно с помощью валидатора.

Внесли vc.ru в валидатор. Вот, на что сервис предлагает обратить внимание

Замерьте скорость работы страниц. Это поможет определить, насколько хорошо оптимизирован сайт. Если скорость прогрузки и отклика низкая, стоит проверить, нет ли в коде частей, которые замедляют работу. Оценить можно с помощью PageSpeed Insights, GTmetrix или Pingdom Website Speed Test.

Пример: замерили скорость для vc.ru в PageSpeed Insights

Посмотрите, как сайт отображается на Retina-экранах. Пиксели на дисплеях устройств Apple расположены плотнее, поэтому цвета могут отображаться иначе. Проверьте, все ли картинки выглядят так, как было запланировано, и скорректируйте насыщенность, если требуется.

Пройдите по пути пользователя. Если разрабатываете интернет-магазин, примерьте на себя роль покупателя: воспользуйтесь каталогом, выберите товар и добавьте его в корзину, примените промокод, оформите заказ. Это поможет понять, все ли функции работают правильно.

Закажите технический аудит. Это независимая инспекция вашего сайта. Её стоит заказывать у сторонних подрядчиков, чтобы найти ошибки, которые могла не заметить команда разработчиков. Чтобы компания-инспектор не надумывала проблемы, чтобы навязать вам услуги, можно заранее предупредить, что за исправлением ошибок вы будете обращаться к другому исполнителю.

Наша команда тоже проводит технические аудиты для интернет-магазинов. Мы выявляем ошибки на сайтах и подсказываем, как их исправить.

Кратко: что предусмотреть при разработке сайта на Bitrix

Решите, нужен ли вам вообще Bitrix. Мы рекомендуем использовать его для интернет-магазинов. Такое решение поможет подключить платёжные системы и учёт, управлять ценами и распродажами, работать со службой доставки.

Подберите хостинг. Для большинства интернет-магазинов подойдёт виртуальный выделенный сервер. Если у вас масштабный проект и нужна полная самостоятельность управления, стоит арендовать выделенный сервер.

Обеспечьте SEO. Заложите условия для поисковой оптимизации ещё на уровне разработки. Тогда вам придётся прикладывать меньше усилий, чтобы продвигать сайт в дальнейшем.

Подстрахуйте себя на случай ошибок. Ведите разработку поэтапно, не полагайтесь на собственные навыки, а тестируйте нововведения на каждом этапе. Регулярно делайте бэкапы проекта, чтобы откатить изменения при возникновении неполадок.

Протестируйте готовый продукт. Проверьте, корректно ли работает вёрстка. Посмотрите, правильно ли сайт отображается на разных устройствах и соответствует ли он макету. Примените разные функции сайта и проверьте, правильно ли они действуют. Идеальный вариант — заказать независимый аудит.

Если планируете разрабатывать или переделывать интернет-магазин — прочитайте наши регламенты разработки. С ними вы не упустите важные мелочи. Либо напишите нам, и мы сделаем сайт за вас

0
144 комментария
Написать комментарий...
Александр Стексов

Делать сайт на Битрикс - это самая глупая затея. Программисты под Битрикс стоят дороже, чем на другие платформы. Да и сама платформа постоянно просит обновление ее лицензии за конские деньги. В общем нахер это говнище нужно

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Разрабы под битру не дороже прочих, и найти толковых для разработки или поддержки - несложно. Лицензия там тоже не шибко нужна спустя год-два.

Ответить
Развернуть ветку
Упоротый кролик

Это кажется так до поры до времени, довольно многие уходят с Битрикс на более удобные платформы. Разработчиков толковых мало, в лучшем случае вы получите сайт работающих на многочисленных костылях, для работы с которым вам понадобятся хорошая стрессоустойчивость.
. не забывайте что помимо лицензии, Битрикс просит дохрена мощный хостинг, в то время как другие CMS просят гораздо меньше мощностей. В большинстве случаев вы получите либо неоаботсопсобнюб какашку, либо просто какашку, в которой вы без без разработчика будете сами зарабатывать себе инвалидность нервов.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Тут сильно много зависит от того, кто делал и какой шаблон используется. Ну, и от администрирования тоже. Если вместо нормальной оптимизации там елка с фонариками из левых модулей, а разработчик - рукожоп, то проблемы неизбежны.
Но это не правило. Битра даже на виртуалке может шустро бегать, если сделано хорошо.

Ответить
Развернуть ветку
Упоротый кролик

Просто представьте во сколько обходится обслуживание таких сайтов как днс, мвидео и других популярных контор. Даже если разработчик не рукожоп, очень много денег надо готовить. К сожалению не соглашусь, в Битрикс хороший разработчик и минимум нервов и денег на работу с ним как раз очень редкий случай.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Ну, ДНС с Мвидео - не тот масштаб по всем параметрам, там Битрикс использовать - бизнес гробить.
Но для среднего по объёмам ИМ - вполне себе вариант.

Ответить
Развернуть ветку
Упоротый кролик

Для середнячка это тоже угробить бизнес, потому что ты много платишь, за то, чтобы в Битрикс у тебя был, а потом в геометрической прогрессии прибавляем стоимость работ по Битрикс у, которые могут длится годами в зависимости от случая, и окупаемость Битрикс будет очень долгой.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

В чём там переплаты-то? Выбрать нужную лицуху под свои задачи, купить готовый шаб или заказать. Плагин толковый под сеошку. определиться с нагрузками потенциальными - чтобы с хостингом разобраться. В общем-то - и всё.
В студиях заказать сайт на готовом шаблоне с кастомизацией и настройками и первичным наполнением - ну, под 150 тыр. Многие из тех, кому не нужно что-то новое интегрировать-переделывать, уже ни за что больше не доплачивают, включая лицензию. Магазин работает, продажи идут.

Ответить
Развернуть ветку
Упоротый кролик

Переплата за лицензии, переплаты за хостинг, переплаты за плагины, за шаблоны. Кроме того учитывайте, что в мире очень мало консерваторов, готовых ограничить себя, переплаты за доработку, настройки и много всего другого. В наших реалиях Даше самой дешёвой лицензии мало для реализации современного функционала. Другие CMS гораздо дешевле, а то и бесплатны как минимум на первых порах. На старте вам потребуется тысяч сто, чтобы получить адекватный сайт на Битриксе, при этом за то, что он лишь только будет существовать на твоём хостинге, а потом доработки, обслуживание. В то время как с бесплатной CMS, ты заплатишь за хостинг и домен только.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

И каковы альтернативы?
Сотка уйдёт как минимум на любом магазинном скрипте. Бесплатных скриптов достойного уровня я не знаю.

Ответить
Развернуть ветку
Упоротый кролик

А они есть и прекрасно функционируют меньше чем за сотку на старте, даже если все на шаблонах собирать.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Ну примеры-то можете привести? Я, кажется, со всеми доступными работал, и вот как по мне - битрикс и вебасист при всех их недостатках сильно меньше нуждаются в доработках и переделках, а тем более - замене на что-то ещё.

Ответить
Развернуть ветку
Ануар Мендубаев из Antro.cx

Можно использовать связку WordPress+WooCommerce, там куча готовых решений, как шаблонов и плагинов. Для маленьких сайтов самое то для быстрого старта с минимумом вложений. Я сомневаюсь, что готовые решения с интеграциями в CRM/ERP будут адекватно работать, но с другой стороны зачем маленьким сайтам CRM)

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Вукоммерс - сразу нет. Попробуйте там страницы на фильтрах интегрировать, или хоть подборки внятные без шаманства с ACF или тонны плагинов.
По факту имеем очень странные сборки, зависимые от конкретного разработчика, плюс тонну зачастую конфликтующих плагинов (которые надо чуть не ежедневно обновлять и смотреть, чтобы после этого ничего не отвалилось). Ну нафиг. Это всё таки не для магазина системка.

Ответить
Развернуть ветку
Ануар Мендубаев из Antro.cx

Про фильтрацию соглашусь, а ACF крутая штука, особенно для контент-менеджеров, впрочем как и Gutenberg. Такие бы штуки в Битрикс)

Ответить
Развернуть ветку
S R

А чем Opencart плох? Куча модулей,интеграций. Если оптимизировать запросы в БД, ядро, правильно настроить сервер будет летать как мячик)

Ответить
Развернуть ветку
Ануар Мендубаев из Antro.cx

Скупой платит дважды.
Если ты продаешь какой-нибудь self-made товар с десятком позиции, то это ок сделать ИМ на тильде, но если у тебя большие объемы с складским учетом, менеджерами и CRM, то лучше вложиться в самопис или условный битрикс.

Я соглашусь, что иногда нужен быстрый старт с минимум вложений, тогда можно начать с бесплатной CMS и готовым шаблоном, но будьте готовы заплатить специалисту для допиливания или переезда на другой стек при масштабировании онлайн-бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Воробей

Есть информация, что магазин ДНС изначально работал на Битрикс

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Допускаю. Просто тяжеловато это под такие объёмы, кмк, да и с саппортом тоже не лучший вариант

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ануар Мендубаев из Antro.cx

С хостингами больная тема. Разработчику нужно донести информацию до клиента, что на нем нельзя экономить. Порой лучше выделить ресурсы и сделать под себя VPS. На крайний случай, российские хостинги включают в себя тариф "для сайтов на Битрикс", которые ± соответствуют всем требованиям.
Как и говорил ниже — нужно выбрать правильного исполнителя

Ответить
Развернуть ветку
141 комментарий
Раскрывать всегда