{"id":13827,"url":"\/distributions\/13827\/click?bit=1&hash=c40d87c2e9241b4dec3daa5e00aba54f022662a886ce414d47751f3bb544f906","title":"\u0411\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u044b \u00ab\u043f\u0440\u043e\u0436\u0430\u0440\u0438\u0432\u0430\u044e\u0442\u00bb \u0434\u0440\u0443\u0433\u0438\u0435 \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u044b","buttonText":"\u042d\u0442\u043e \u043a\u0430\u043a?","imageUuid":"c56f5afd-b182-533a-9023-5eca56ca88dc","isPaidAndBannersEnabled":false}

Подробная инструкция: как привлечь 10 тысяч пользователей за год в b2b стартап

Разбираем на примере кейса российского сервиса для управления проектами Shtab.

Привет! Мы — digital-агентство Stik. Занимаемся разработкой и делаем то, что называется маркетингом.

За 9 месяцев 2022 года клиентами созданного нами сервиса Shtab стали СДЭК, банки «Зенит» и «Ак Барс» и другие команды разных направлений и масштабов. Его включают во всевозможные подборки софтов-аналогов ушедших и делают обзоры. Публикации с упоминанием Shtab можно найти в РБК, Cossa, habr, vc.

Как это стало возможным?

Контекстная реклама, работа со СМИ, контент-маркетинг — об этих и других актуальных инструментах продвижения компании расскажем на примере нашего кейса с сервисом для управления проектами Shtab. Цифры и комментарии экспертов прилагаются.

Новый продукт из РФ при наличии активных Jira, Asana, Trello и «Битрикс 24» — почему нет?!

Перечисленные названия знакомы вам с вероятностью 99%, а половиной из них вы, скорее всего, даже пользовались. Когда мы запускали Shtab, рынок уже был зрелым. Но вера в собственный продукт — сильный мотиватор.

Shtab — это готовое решение по управлению проектами для предпринимателей и менеджеров, которые хотят сделать работу эффективной, а планирование — точным.

В отличие от других таск-трекеров Shtab предлагает простую, но продуманную систему постановки и контроля задач, первый в мире machine-learning трекер времени и возможность кастомизации сервиса под себя.

На старте мы продвигались только через контекстную рекламу. У нас не было понимания, какими будут цена конверсии и LTV. Единственный выбранный ориентир — CPA <500 рублей за регистрацию.

Было ясно, что к молодому российскому софту не будет много доверия. На рынке аналогичных сервисов уже сформировался стандарт в плане функционала, до которого мы не дотягивали.

Продукт должен был дойти до той точки, когда он действительно будет интересен пользователям и станет соответствовать их потребностям и бизнес-процессам (как оказалось, они у всех кардинально разные).

В начале в Shtab была своя жёсткая методология в плане воркфлоу. Но со временем мы стали переходить к более гибким настройкам, подстраиваясь под реальные запросы аудитории. Рассказывали о сервисе в статьях, получали фидбек, дорабатывали функционал.

Каст-дев на старте важнее платящего пользователя.

Софт совершенствовался — от гигантов отрасли нас отличало то, что мы вводили функционал, который действительно был нужен пользователям из РФ. Однако мы ещё не были готовы к выходу на массовую аудиторию. Но потом наступил февраль 2022 года.

2022 год изменил всё: контекстная реклама — лучший инструмент прямого платного продвижения онлайн в РФ

Иностранные компании стали одна за одной уходить из нашей страны. Это событие сыграло на руку Shtab — отечественный бизнес начал в спешке искать российские альтернативы привычному софту.

Мгновенной миграции с иностранных сервисов не случилось. Крупные компании приходили к нам за коммерческим предложением на 5-10 тысяч пользователей, приносили Excel-таблицу с перечнем функций Jira и хотели получить точно такой же сервис. Условно зачеркнуть название Atlassian (им принадлежат Jira, Trello, Confluence) и написать что-то по-русски.

Многие заморочились и оплатили привычные сервисы через зарубежные карты, потому что даже это быстрее и проще, чем переводить многочисленную команду на новый софт, которому ещё надо обучать. У других были life-time-лицензии. Хотя оказалось, что у них тоже есть срок действия :)

Главное в этой ситуации для нас — возникновение интереса и наши внезапные преимущества (например, сервера в РФ как гарантия безопасности данных). Момент нельзя было упустить. Поэтому мы стали активнее работать с контекстной рекламой:

  • Сделали фокус на ключи по аналогичным иностранным сервисам (Trello, Asana, Jira и т. д.);
  • Переделали креативы и вместо описания функций сервиса добавили конкретные «боли» (управление командой, контроль процессов/команды, сервера в РФ, работает в РФ, оплата из России, отечественное ПО и т. п.);
  • Убрали информацию про бесплатный период, чтобы сместить фокус с фрилансеров на менеджеров и предпринимателей;
  • Втрое повысили бюджет с начала марта.
График расходов на контекстную рекламу

В результате мы добились повышения числа регистраций со 135 в марте до 443 уже в апреле.

Расскажем о нюансах настроек и креативах.

На какие аудитории работаем и какие используем ключи

Мы провели анализ и создали большую таблицу по конкурентам и сервисам с аналогичным функционалом, чтобы в дальнейшем собрать семантику по популярному среди пользователей и наиболее похожему на Shtab софту.

После ухода иностранных сервисов протестировали семантику по поиску аналогичного, альтернативного и российского ПО.

Отдельно собрали семантику по целевым запросам, связанным с функционалом Shtab:

  • тайм-трекер;
  • таск-менеджер;
  • управление командой;
  • ПО для организации работы и контроля выполнения задач.

Какие рекламные креативы тестили: неудачные примеры и рабочие варианты

Самый первый вариант креатива, когда была актуальна удалённая работа во время и после карантина.
Ещё один вариант креатива, когда хотели передать в изображении функционал сервиса, а именно доску задач.
Отказались от персонажей в фирменном стиле, попытались вынести основную информацию о сервисе и его функционале для командной работы и управлении командой. В текстах и на креативах использовали информацию о возможности протестировать сервис бесплатно.
Наименее эффективные креативы для холодной аудитории (низкая кликабельность и конверсия) без дополнительного пояснения на изображении, что это за сервис и какие его преимущества.
Эффективные креативы с описанием преимуществ сервиса: заметный текст, который выделяет объявления на странице, есть привлекающие внимание фразы «Готовое решение», «Одно решение», «Работает в РФ».

Про соотношение поиска и РСЯ

До марта мы работали только с поисковыми РК для привлечения холодной аудитории. Но уже с марта-апреля клик в узкой нише начал достигать 150 рублей. Это нас не устраивало. Перенесли рекламные кампании на Мастер Кампаний Яндекса и стали выкупать трафик в 1,5 раза дешевле.

Стоимость конверсии держим в районе 500-600 рублей за успешную регистрацию.

График изменения стоимости конверсии

С начала осени аукцион немного «успокоился». Мы продолжаем тестировать разные форматы, поэтому в сентябре вновь стали работать с поисковыми кампаниями и рекламой в сетях (РСЯ).

Они имеют возможность более тонких настроек в отличие от Мастера кампаний. Например, минусация площадок, работа с ключами для более точного подбора аудитории, корректировка ставок и пр.

Соотношение поисковых РК и РСЯ по кликам составляет: 30% — поиск и 70% — РСЯ.

Про факап с таргетированной рекламой во ВКонтакте

Главная проблема этого рекламного канала для нас — поиск целевых пользователей.

Мы тестировали разные группы интересов (бизнес, ПО и пр.), работали с ключевыми фразами, по аналогичным группам в контексте, собрали активные аудитории и подписчиков групп конкурентов и схожих сервисов. Писали объявления и показывали преимущества Shtab для разных групп специалистов (проджекты, бизнесмены, стартапы, маркетологи и т. п.).

Когда в сообществе набралось достаточно «живых» подписчиков, протестировали автоматическую аудиторию — пользователей, которые наиболее похожи на нашу аудиторию.

Так или иначе, все эти аудитории были очень широкими, на что указывали низкие показатели CTR — в среднем 0,2-0,5%.

Возникала также проблема в сборе аудиторий ретаргета, так как пиксель ВК фиксирует только тех пользователей, которые авторизованы в соцсети в браузере. Мягко говоря, не все заходят в ВК с компьютера, и уж тем более в браузере с телефона.

Сейчас мы используем ВК для работы с базой, подписчиками группы и аудиторией ретаргета с сайта. В рекламных объявлениях рассказываем про обновления, новости сервиса и наши публикации.

Контент-маркетинг и PR — убойная связка для повышения узнаваемости

Контекстная реклама — хороший, но не единственный инструмент продвижения в текущих условиях. Летом 2022 года мы также занялись PR и контент-маркетингом. Раньше мы публиковали материалы на том же vc, но делали это бессистемно и без конкретных задач.

Какие поставили задачи перед контентом:

  • Помочь потребителям узнать о продукте, его функционале и потенциале;
  • Побудить людей выбрать Shtab среди аналогичных продуктов;
  • Создать лояльность к бренду (в идеале — «взрастить» амбассадоров и адвокатов бренда);
  • Повысить число брендовых запросов и рост трафика на сайт.

Определили пять направлений публикаций:

  • Публикации в СМИ;
  • Собственные материалы на общедоступных площадках, типа vc и habr;
  • Публикации у блогеров;
  • Инструкции по функционалу на сайте;
  • SEO-ориентированные и информативные статьи в блоге.

Публикации в профильных СМИ — это способ повышения узнаваемости бренда среди целевой аудитории. В случае Shtab это менеджеры среднего и высшего звена, стартаперы и владельцы бизнеса.

Поскольку в области PR у нас опыта мало, мы обратились в агентство Gate.

Вместе с ребятами мы определили:

  • пул интересующих нас медиа (РБК, «Генеральный директор», Cossa, Inc., Rusbase);
  • круг тем, которые мы бы хотели освещать в материалах (управление проектами, управление командами, тайм-менеджмент, тайм-трекинг);
  • направления комментариев на Pressfeed.
Елена Комарова
основатель коммуникационного агентства GATE

Ключевая цель стратегии в том, чтобы познакомить целевую аудиторию со Shtab, его преимуществами по сравнению с другими сервисами. Мы посвятили много времени анализу конкурентов: посмотрели, что они делают, какие площадки используют, на чём делают акценты, и, исходя из результатов, предложили Shtab несколько подходов.

В основу согласованной стратегии легла идея о том, что в коммуникациях Shtab делает и говорит, что хочет, но с позитивным посылом. Читатели деловых СМИ порядком устали от выверенных формулировок и шаблонных кейсов, а вот Shtab за «новую искренность». Колонки от лица сервиса должны быть честными и простыми — то есть больше про «вот наш кейс, как мы допустили ошибки, но нашли немного пользы», нежели «смотрите, какие мы классные, сейчас вам расскажем, как стать такими же».

Питчинг медиа и подготовку материалов Gate взяли на себя. Со своей стороны мы делились экспертизой, давали необходимые комментарии и помогали доводить статьи до устраивающего всех вида.

Результаты нашего взаимодействия:

А также благодаря отслеживанию ребятами из Gate релевантных запросов на Pressfeed мы приняли участие в создании таких материалов, как:

Сами мы не сидели без дела:

Работа с контентом — это необязательно игра в долгую. Если в случае с SEO результаты действительно можно увидеть через полгода-год, то публикации в медиа и взаимодействия с блогерами могут дать мгновенный эффект.

Мы связались с Дмитрием Беговатовым и договорились о подготовке с его стороны обзора Shtab (7697 просмотров на момент написания этого кейса).

В день публикации мы зафиксировали 222 новые регистрации в сервисе — рекордный показатель, напрямую связанный с контентом.

Вместе с тем мы заметили, что всё чаще Shtab стали упоминать во всевозможных подборках: от «Самой большой подборки российских аналогов зарубежных сервисов» до статьи «Прокачанный» Google Docs, российский аналог Trello и конструктор сайтов, похожий на Notion» (+122 регистрации), где мы оказались как раз после обзора Беговатова.

Дмитрий Беговатов

Основатель проекта любит свой проект до безумия, но когда он рассказывает о нём от своего имени, то частенько получает упрёки в самолюбовании или едкие уколы неуверенных в себе людей.

Моя главная цель как стартап-обозревателя – влюбиться в продукт так же сильно, как его команда, а затем понятным языком вызвать у аудитории если не любовь, то, как минимум, интерес попробовать что-то новое.

Как результат – обратная связь от тех, кто попробовал, рекомендации друзьям от тех, кому понравилось, новые деловые связи с теми, кто готов вам помочь.

Контент и его распространение, пожалуй, единственное, во что стоит сейчас стоит вкладываться.

Ссылки на сторонних ресурсах позволяют повысить узнаваемость, нарастить ссылочную базу на сайт и увеличить тем самым его трастовость для поисковиков.

Топ-15 ссылающихся на Shtab сайтов выглядит так:

Для привлечения большего количества трафика мы создали на сайте shtab.app собственный блог. О результатах пока говорить рано, так как в этом направлении мы в самом начале пути.

Для укрепления лояльности клиентов регулярно публикуем текстовые и видеоинструкции на YouTube. Стараемся простым языком разжёвывать каждую функцию и возможность сервиса, чтобы пользователь с любым уровнем подготовки чувствовал себя комфортно, а если что-то забыл, всегда мог вернуться к туториалам.

Ещё один инструмент PR и контент-маркетинга — участие в конференциях и профессиональных ивентах.

Для прокачки личного бренда Александр Стихарев принял участие в HR-конференции от Wind4Tune. Мероприятие было анонсировано в email-рассылках по базам участников и в популярных HR-каналах в Telegram (например, HR-кухня).

В прямом эфире конференцию смотрело 100+ человек. А запись мероприятия каждый из участников использовал как контент для своей аудитории. Например, мы включили её в ежемесячную e-mail-рассылку по базе клиентов.

Директор по развитию HR-сервиса Wind4Tune

Недостаточно создать классно работающий продукт и ждать его самостоятельного развития. Очень важно повышать узнаваемость и доверие потенциальных клиентов – вне зависимости от стадии развития бизнеса важно рассказывать о нём, нарабатывать и поддерживать репутацию.

Один из простых инструментов, позволяющих это сделать — участие лидеров компании в качестве спикеров в профильных конференциях.

Это возможность завоевать доверие ЦА через ценность, которую вы готовы дать во время своего выступления. Как пример, поделиться практическими инструментами решения актуальных болей аудитории и дать советы, основанные на реальных кейсах, как это сделали Shtab.

Если вы всё сделали правильно, потенциальный клиент почувствовал вашу реальную помощь, считайте, что он готов вам доверять и с большей вероятностью будет рассказывать о вас коллегам. Если вы смогли помочь ему бесплатно, представьте, какой интерес у него будет к деловым связям с вами.

Кстати, необязательно ждать, что вас пригласят участвовать в конференции или покупать возможность участия в таких ивентах. Вы можете организовать её сами, как это сделали мы.

Павел Безяев
Основатель сообщества Digital Learning

Раньше участие в мероприятиях было некой дополнительной опцией влияния на рынок, на узнаваемость. В текущих же условиях взаимодействие с профессиональным сообществом — это один из немногих каналов, через который действительно можно продвигать личный бренд и компанию в целом.

Особенно полезно участвовать в ивентах и конференциях профессиональных сообществ, которые пересекаются с вашей клиентской аудиторией, т. к. там вы можете обрести будущих клиентов.

Что по результатам PR и контент-маркетинга?

Благодаря активностям в инфопространстве в сентябре у нас было 880 новых регистраций. Для сравнения в июне, когда мы занимались только контекстом и вливали в него чуть меньше денег, чем весной, регистраций было 275.

Одна из ключевых метрик узнаваемости — брендовые запросы (как вашу компанию ищут в поиске). Динамика таких запросов до и после начала работы с PR и контент-маркетингом видна:

Брендовые запросы с марта по сентябрь (включительно), согласно Яндекс.Метрике

Победа в «Рейтинге Рунета»

Маркетинг — дело комплексное. Поэтому мы заморочились над всеми аспектами проекта, в том числе над сайтом. Сделали ставку на комфортный UX, рассказали о преимуществах продукта с графическими и видеовставками — показали товар лицом.

Качественный сайт продаёт возможности сервиса и стимулирует у посетителей желание попробовать его.

Мы подали Shtab на премию «Рейтинг Рунета» и взяли третье место в категории «Сервисы».

Победа в «Рейтинге Рунета» помимо уважения коллег и внимания потенциальных клиентов дала нам обратную ссылку с трастового сайта, 1 389 переходов и 13 новых регистраций. Так мы поняли, что не все жюри регистрировались в нашем сервисе :D

В 2023 году обновим и доработаем сайт, а затем попробуем завоевать «золото». А там уже можно будет задуматься и о выходе на мировой уровень и борьбе за международные награды.

Размещение в каталогах сервисов

Для продвижения онлайн-сервисов есть ещё один способ — размещение в каталогах программ.

На данный момент Shtab присутствует в базах A2is, Livebusiness, Startpack, Marketing Tech, pickTech, WADLINE, SBERUNITY, СБЕР Универститет и др.

Расскажем о пользе площадок помимо дополнительного упоминания и обратных ссылок.

Платное продвижение

Многие площадки дают возможность быть выделенными в списке сервисов. Обычно это означает упоминание вашей компании над первым местом рейтинга/каталога. Есть также и рекламное продвижение.

Что оплачивали мы:

  • Startpack мы заплатили 9000 рублей за квартальное размещение Shtab над конкурентами. Это дало 16 регистраций;
  • На продвижение в каталоге A2is потратили 10 000 рублей (+ 3000 рублей нам бонусом начислили по акции). Это дало 11 регистраций. Средний СРС составил 50 рублей. Больше всего кликов собрало размещение на странице «Системы управления проектами» — 172;
  • Когда площадка SBERUNITY ещё была закрытой, мы заплатили 16 000 рублей за годичное размещение сервиса в каталоге вместе с промокодом. Несмотря на силу бренда СБЕРа, ни одной регистрации это нам не принесло.

Обзоры

Помимо размещения карточки компании на таких платформах делают обзоры сервисов и публикуют их в блоге и на главной странице сайта.

Например, про Shtab написали:

  • A2is — 10 000 рублей за размещение обзора на главной странице сайта в течение месяца и вечное хранение в блоге проекта;
  • CRMIndex — 16 000 рублей за размещение в каталоге сервисов + подготовку обзора и публикацию в блоге проекта. Число регистраций с этой площадки: 1;

Баннерная реклама

Поскольку на подобных ресурсах идёт борьба за целевого клиента, важно выделяться.

Например, на Livebusiness мы заказали баннеры, которые привлекают внимание едва оказавшихся в каталоге пользователей. Стоимость размещения баннера — 8000 рублей. Это дало нам 110 переходов и 5 регистраций.

Отзывы

Мало кто сейчас верит отзывам на сайте компании, но на таких площадках куда больше непредвзятости из-за особенностей регистрации (в большинстве случаев нельзя просто залететь с рандомной почты и похвалить продукт).

Главный смысл размещения на подобных площадках — это возможность чаще попадать в поисковую выдачу Google. Это особенно ценно после блокировки Google Ads в РФ.

Мы понимаем, что люди, которые ищут софт, сервисы, будут натыкаться в поиске на такие площадки-агрегаторы. Именно поэтому мы размещаем там баннеры, проплачиваем обзоры, тестируем другие возможности продвижения.

Вместо выводов: 5 перспективных направлений для продвижения стартапов

На наш взгляд, это:

  • Канал на YouTube;
  • Блог на сайте;
  • Подкаст;
  • Конференции/ивенты;
  • Коллаборации.

Каждый из этих каналов — это возможность привлечь холодный трафик, заявить о себе и делать контент, который будет генерировать вам лиды.

Важно не браться за всё и сразу, а чётко понимать, чего ждёте от канала. Инструменты стоит подключать по мере возможностей и ресурсов компании. Ровно по этой причине мы сначала работали только с контекстом и таргетом, а затем планомерно стали использовать и другие каналы, которые заработали в синергии и помогли привлечь 10 113 пользователей с марта по ноябрь 2022.

Дочитавшим до конца дарим промокод на скидку 30% на первую оплату Shtab — STIKVC

А для тех, кто только планирует заходить с публикациями в СМИ, советуем почитать доклад директора по маркетингу Pressfeed Ильи Мазура «Публикации в СМИ как антикризисный канал трафика».

Кроме того, первым 10 предпринимателям, которые напишут нам в Телеге, дадим бесплатную консультацию по продвижению.

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Алена Шаркова

Ого, огромная работа проделана! Молодцы ребят)

Ответить
Развернуть ветку
Корпоративный психолог

согласен полностью, оно того стоило

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kazatsky

Оч круто! Спасибо - читал на одном дыхании, так сказать)

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Брючко

А сколько юзеров конвертнулось в платящих из 10к?

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Stikharev

Владислав, сейчас ~11% платящих. Но эта цифра "среднее по больнице" и меняется от месяца к месяцу.

Сильно влияет контекст:
- миграция март\апрель.
- размер компании + цикл сделки (кейс: от апреля до ноября шла сделка).
- есть оплаченные текущие лицензии в другом ПО и зашли посмотреть на будущее.
- фримиум команды на вырост

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Брючко

Т.е. около 1000 платящих юзеров.
САС примерно 5к, средний чек предполагаю около 1,5-2к/мес

2к * 1000 = 2 млн выручки в месяц
Для подобного сервиса на рф рынке гуд

Стоимость подписки за 1 юзера низкая я бы даже сказал, но на начальном этапе это ок.

Я бы вашим продактам закинул бы такую гипотезу по увеличению среднего чека: вычисление и контроль маржинальности проектов и расчет утилизации сотрудников. Есть российский сервис, который строился вокруг этой идеи, фактически нужен для проектных команд, чтобы маржу по проектам рассчитывать. Название сервиса не вспомню уже.

Тогда можно будет и стоимость подписки поднять, т.к. сервис будет помогать экономить деньги или наоборот зарабатывать больше.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Stikharev

Спасибо! Классные идеи.
Мы как раз к этому идем, планируем финансовые операции цеплять к проектам, считать рентабельность и утилизацию.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Беговатов

Спасибо, за то, что упомянули 😊
У меня ещё видео вышло про Shtab на YouTube.

Посмотрите 🙌

https://youtu.be/coJHLZIuAPY

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Fedoseev

Классная материал, есть над чем подумать и потестить.

Вопрос из любопытства: какой сегмент компаний приносит больше дохода, интерпрайсы или средние команды? Хотя бы примерно, в процентном соотношении)

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Stikharev

Никита, сейчас:~80% маленькие и средние~20% энтерпрайз.

Но это потому что энтерпрайз не особо хочет внедрять новые инструменты и ищет полные копии ушедшим либо нашел закупа старых, плюс делает это медленно. Ещё у них много требований к безопасности и хотят серверное решение, но в пилотные запуски не особо вступают. В общем, проблема в нас. Про проблемы писали тут - https://vc.ru/services/480886-nashi-soft-delat-ne-umeyut-pochemu-rossiyskim-servisam-ne-doveryayut-i-kak-eto-ispravit

С точки зрения потенциала - ЭП конечно перспективнее, когда продукт будет соответствовать всем требованиям.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Shaman

Если не секрет, какое было соотношение по инвестициям в разработку и продвижение за 12 мес?
И какое можете рекомендовать соотношение?

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Stikharev

Обычно считаю за год в январе, то есть через месяц за 22 буду делать полный расчёт и сверять. Но никогда еще не считал соотношения продуктовой команды и расходов на продвижение. Что дает потенциально эта метрика? Это не какой-то синтетический показатель ради красивых цифр?
Я также плохой руководитель, иногда дергаю ресурсы из другого отдела на продукт, а записываю эти расходы на отдел(

Я пока исхожу от привлекательности продукта, если он готов и получаю позитивный фидбэк от рынка, то увеличиваю кратно вложения в дистрибуцию, если нет, то допиливаем или что-то меняем.

Также у маркетинга есть разные цели - выход на новые аудитории и рынки, объем продаж: чек, количество, ltv и тд. На мой взгляд лучше исходить из этих требований и своих возможностей.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Shaman

Может дать понимание за счёт чего больше выезжает продукт: на технологичности или на рекламе. Да и вообще просто личный интерес. Знаю разные продукты и разные истории. Иногда большие затраты на разработку - это как раз не от хорошей жизни, а при кривых руках.
В тех проектах (успешных), где участвовал я - было примерно так 10-20% (разработка) / 80-90% (PR & маркетинг). Опыт показывает, что если идеолог+инвестор проекта выходят с инвестициями равными только разработке + такой же суммой на стартовое продвижение, то как то провал идёт, даже если идея была не плоха. Всегда эти вещи расстраивали.
Неужели, если хочешь что-то своё запустить, то потребуется еще куча лямов зеленых на PR.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Stikharev

А какое зрелости были продукты?

У нас бы не получилось выкатить доску с переносом карточки мышкой и сказать рынку "покупайте, теперь мы вливаем килотонну в масштабирование". Пользователи софта управления проектами имеют ряд требований/привычек и уже "стандартов", которые предъявляют новому продукту и платить за плохие продукты не хотят, даже если приходиться пользоваться VPN) Поэтому нам точно нужно доставлять ценность имея на рынке тяжеловесов с 20 летним опытом)

На других рынках есть успешные продукты с маркетингом на старте 0 рублей, который зашёл и понеслась. Вдохновляет же?)

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 14 комментариев
null