{"id":14252,"url":"\/distributions\/14252\/click?bit=1&hash=6dd736497be6f4b5df84f9b826d7f3d8b3ea195a64e74fa302e414535ad9c574","title":"\u041c\u0430\u0442\u0435\u0440\u0438\u0430\u043b \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u043e\u043c\u0443 \u043d\u0430\u0434\u043e\u0435\u043b\u043e \u0441\u043b\u0443\u0448\u0430\u0442\u044c: \u00ab\u0410 \u0443 \u0432\u0430\u0441 \u0441\u0434\u0430\u0447\u0438 \u043d\u0435 \u0431\u0443\u0434\u0435\u0442\u00bb?","buttonText":"\u0427\u0438\u0442\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"https:\/\/leonardo.osnova.io\/41ea37ba-b3c8-5bd8-9f5d-b05a52be8069\/"}

6 трендов в маркетинге 2023 для малого бизнеса: без метавселенных и AI, с прикладными инструментами и действиями

Я перечитала кучу статей и исследований про тренды в маркетинге 2023. Там очень много про метавселенные, AI и бигдату. И это все, конечно, прекрасно, но пока еще далековато от реального малого бизнеса в современных реалиях России. Так что я буду говорить про те тренды, которые применимы в практике для небольших компаний. Кстати, я Ника, экс-директор по развитию Андрея Курпатова, ныне предприниматель и эксперт-практик по стратегии и маркетингу.

Маркетинг занял роль продукта, который является для вашего потенциального клиента тест-драйвом вашего бизнеса.

Смотрите какой интересный вышел прикол.

Интернет развивался, рекламные инструменты развивались, появилась персонализация в маркетинге, омниканальные коммуникации и другие модные приблуды. Потребитель становился все более и более требовательным к взаимодействию с бизнесом, маркетинговые воронки усложнялись. Мы научились делать очень много бесплатного хорошего контента, чтобы завоевывать внимание. Социальные сети брендов сами по себе стали «продуктами»: тем, что клиент потребляет довольно долго еще до совершения покупки. Стали возникать триалы, сложные воронки прогрева и прочее-прочее.

И теперь сама по себе система маркетинга в компании — это не просто инструмент для привлечения и прогрева лидов. Потенциальные клиенты через маркетинг по сути «тестируют» сам бизнес.

Маркетинг как система стал отвечать потребителю на вопросы:

  • Насколько много в бизнесе экспертизы по моему вопросу?

  • Разговаривает ли бизнес на моем языке?

  • Мне интересно с бизнесом?

  • Мне удобны каналы коммуникации бизнеса?

  • Разделяет ли бизнес мои ценности?

  • Доверяю ли я этому бизнесу?

  • Насколько «качественно» бизнес подходит к работе?

  • и еще сотня других вопросов.

Потребитель включается во взаимодействие с компанией через множество каналов и воронок и проверяет: а точно ли я хочу этому бизнесу отдать свои деньги?

Отделы маркетинга в компаниях все больше походят на самостоятельные маленькие бизнесы внутри больших: создают свои продукты, ценностные цепочки, воронки. Просто запуска рекламы стало недостаточно, чтобы зацепить потенциального клиента и превратить его в реального лида.

Теперь для потребителя качество маркетинга — это показатель качества бизнеса как такового. Маркетинг превратился в продукт.

Ваш маркетинг должен создавать в потенциальном клиенте опыт: каково это — быть вашим клиентом.

Мы очень много говорим про клиентский опыт. К месту любопытная статистика от pwc — 32% покупателей откажутся от покупки бренда, который им нравится, уже после 1 негативного эпизода.

Можно ли предположить, что 1 негативный эпизод в маркетинге отвернет потенциального клиента от бизнеса если и не навсегда, то точно на длительный срок? Я считаю, что можно. Поэтому с уверенностью говорю, что маркетинговые коммуникации должны быть равны по качеству тому сервису / услугам / продуктам, которыми ваш клиент в итоге будет пользоваться. Не хуже, чтобы не терять потенциальных клиентов. Но и не лучше, чтобы не создавать неоправданных ожиданий о будущем взаимодействии с бизнесом.

По сути теперь весь маркетинг компании — это сложная многоуровневая продуктовая воронка, которая помогает клиенту получить опыт: насколько хорош продукт, обслуживание, реальное решение клиентских проблем, удобство взаимодействие, экспертность в вопросах и прочее-прочее.

Обращаю внимание: речь именно про получение опыта о вашем бизнесе через маркетинг, а не про «рассказы» о том, как ваш бизнес хорош.

С самого первого касания мы начинаем формировать тот самый «клиентский опыт»: переживания, эмоции, отношение клиента к бизнесу. Это все помогает человеку принять решение — отдам я свои деньги сюда или не отдам.

Бизнесы, которые относятся к маркетингу исключительно как к лидогенерации, не выживают на рынке: потребитель требует от бизнеса «ценности» еще до того, как что-то купил. И теперь это норма.

Маркетинговая стратегия теперь должна отвечать на вопрос: какой опыт мы создадим в клиенте, чтобы он понял, насколько хорош наш бизнес, и с помощью каких инструментов мы будем это делать.

Поэтому я рекомендую 2023 год начать с простого, но сложного шага: собрать маркетинговую CJM и грамотно продумать, какую ценность на каждом шаге ваш маркетинг дает потенциальному клиенту и как это помогает вам приблизить клиента к покупке.

У себя в канале (ну да, а как без этого) выложу до нового года инструкцию по сборке такой CJM — приходите, забирайте: https://t.me/nika_love_business. На праздниках будет чем заняться, кроме оливеье 😊 Кстати, в этой CJM уже будут заложены те тренды, о которых дальше пойдет речь в материале.

Подход к маркетингу как к продукту — главный тренд 2023 года.

Без такого подхода бизнес обречен: роста не будет — клиенты будут выбирать более «ценностно-ориентированные» компании.

Ну, про фундаментальный и правильный подход к маркетингу — все. Теперь говорим про конкретные тренды 2023.

Тренд #1: взаимодействие, близкое к людям

Суть тренда

Люди хотят покупать у людей. Тренд на «H2H» растет, а вместе с ним меняется представление о комфортных коммуникациях бренда. Клиенты устали от бюрократизма, консерватизма и жаждут брендов с человеческим лицом: похожих на них, похожих на их друзей, похожих на людей.

Почему это будет работать

Подумайте о том, как вы влюбляетесь или как чувствуете эмоциональный мэтч с человеком. С брендами точно так же: это химия, которая возникает между клиентом и вашими способами взаимодействия. Сравните:

В настоящий момент все операторы заняты, вам ответит первый освободившийся оператор. Оставайтесь на линии, ваш звонок очень важен для вас.

Круто, что вы нам позвонили! К сожалению, все операторы уже разговаривают. Мы перезвоним вам, как только один из операторов освободится — ждать на линии не обязательно, если не хотите. А можно и подождать, как вам больше нравится 😊

Что вам приятнее? В каком ответе вы больше чувствуете «человеческое» отношение и с кем, вероятнее, продолжите разговор?

Как воплощать в жизнь

  • Вовлекайте сотрудников в «человеческую коммуникацию»: заберите у них скрипты, дайте им право принимать решения и реально помогать клиентам. Круто это делают в ZAPPOS: почитайте книгу, она полезная.
  • Добавьте клиентам возможность общаться с вашей компанией в мессенджерах, если еще нет: VK, telegram, whatsapp, … И никаких скриптов в мессенджерах, см.предыдущий пункт.
  • Подключайте «разговорный маркетинг»: персонализированные коммуникации в чат-ботах, лид-формах, тех же мессенджерах. Хороший гайд об этом тут.
  • Очеловечьте ваш бренд. Это на первый взгляд какая-то философско-воздушная задача, но на самом деле нет. Покажите своим клиентам ваши ценности, ваших сотрудников, вашу внутреннюю кухню. Покажите, что вы не просто «логотип» и «нейминг»: вы команда людей, которые придерживаются единых ценностей и принципов.

Тренд #2: честный маркетинг по фактам

Суть тренда

Люди устали от бесконечных впариваний и прогревов, люди хотят честности. Поэтому все больше клиенты доверяют тем сообщениям о брендах, которые оставляют не сами бренды, а другие люди — и оставляют честно.

Почему это будет работать

Даже не знаю, нужно ли это пояснять. Это работает тысячелетиями, просто меняет свою форму. Раньше мы спрашивали у соседа по пещере, где растут ягоды, потом у дяди Гены с этажа, какая шиномонтажка лучше. Теперь вот доверяем мнениям мини-инфлюенсеров.

Как воплощать в жизнь

От себя скажу сразу: люди не идиоты и легко отличают купленные отзывы и чисто-рекламные интеграции от настоящего UGC и честных мнений инфлюенсеров. Забудьте про покупной SERM, придумывайте способы активировать свою аудиторию и делайте такой продукт, чтобы о вас говорили хорошо.

  • Размещайтесь у небольших инфлюенсеров с качественной аудиторией. Не «покупайте отзыв», «покупайте интеграцию». Дайте инфлюенсеру попробовать ваш продукт: пусть он напишет честное мнение.

  • Активируйте вашу аудиторию создавать контент про ваши продукты: думайте над механиками. Дарите баллы лояльности, проводите конкурсы, запускайте специальные проекты, организуйте реферальную программу. Инструментов множество. Главное, чтобы ваш продукт реально был хорош.
  • Проводите прямые эфиры с вашего производства / внутренних встреч / офлайн-точек и так далее. Задавайте вопросы гостям, зовите в прямые эфиры клиентов. Live-контент с реальной демонстрацией товара и живыми отзывами — это супер. Кроме того, по статистике на живые эфиры люди тратят в 3 раза больше времени, чем на записанный контент (не спрашивайте про пруф, я где-то прочитала — и там тоже не было пруфа. Но на правду похоже :) ).

Тренд #3: разнообразные простые форматы контента

Суть тренда

Эра тик-тока — эра простого контента. Чем легче потреблять ваш контент, тем лучше. Чем разнообразнее ваш контент, тем лучше. Даже в бизнес-среде все двигается к упрощению форматов, что уже про B2C говорить. Скоро одна я останусь со своими полотнами текста и без тик-тока 😀

Почему это будет работать

Объясню коротко: люди любят дофамин, а короткий простой контент — это каждый раз дофаминовый всплеск. Вот мы и листаем как умалишенные тиктоки, рилсы и шортсы. Ну а что делать, это жизнь… А когда короткие видео надоедают, идем искать другие прикольные простые форматы.

Как воплощать в жизнь

Пробовать разные форматы контента, искать, тестировать, экспериментировать, творить.

  • Если еще не делаете короткие вертикальные видео — пора начинать. Вот девчонка неплохой контент про reels делает. И к остальному тоже применимо.
  • Подкасты — и тут тоже время пришло.
  • Интерактивный контент. Опросы, голосования, игры: все это повышает вовлечение в коммуникацию с вашим брендом, а нам ведь это и нужно? Разнообразьте форматы контента в ваших социальных сетях: добавьте для вашей аудитории возможностей активничать.
  • Инфографика, особенно интерактивная. Посмотрите тут, какую красоту крутую можно делать.
  • Старое доброе прекрасное традиционное видео. Никуда не денется еще много лет 🙂

Тренд #4: TG как самостоятельная воронка ценности

Суть тренда

Нельзяграм и ко теперь нельзя, зато Telegram — можно. Туда мигрировали приблизительно все, поэтому TG растет и растет его ценность для бизнеса. Внутри много всякого функционала: каналы, чат-боты, мини-сайты, продажи и еще разное. Поэтому теперь TG точно нужно рассматривать, как один из базовых инструментов маркетинга. Главное правильно его применить.

Почему это будет работать

TG — мессенджер. Он же — для чат-ботов. Он же — для каналов и контента. Он же — для сообществ. И сколько еще всякого готовит на 2023 год… В общем, инструментарий развивается. Да и рост +75% за год — это хорошо.

Как воплощать в жизнь

  • Используем как площадку для «социальной коммерции» в вашем бизнесе: люди все больше покупают в социальных сетях, в TG так тоже можно. И в вашем бизнесе можно наверняка.
  • Чат-боты: я про них уже говорила выше, в блоке «разговорный маркетинг». Тренд на чат-боты в целом растет, думайте, как это использовать конкретно в вашей воронке ценности.
  • TG как самостоятельная воронка ценности. Воронку в Telegram действительно можно построить так, чтобы она стала самостоятельной — развивать как отдельный «мини-продукт» внутри маркетинга. Для этого выделяем отдельного продуктового маркетолога, ставим цели по OKR: и в путь.

Тренд #5: нерекламный трафик

Суть тренда

Реклама нынче очень дорогая, CPC / CPA растут — нужно куда-то бежать и искать другие варианты. А тут они, старые добрые «нерекламные» инструменты из 2016 😊

Как воплощать в жизнь

  • SEO снова в моде. При учете, что теперь это единственный способ получить трафик из гугла — стоит вернуться к истокам интернета и обратить внимание на этот канал привлечения, если вы им не пользовались последние годы.
  • Блоги на других площадках с аудиторией. VC, например, активно росла в этом году.
  • Геосервисы. Карты, 2GIS и аналоги.

Тренд #6: современные ценности общества как фундамент в маркетинге

Суть тренда

Чтобы маркетинг работал хорошо, маркетинг должен быть «на волне» с обществом. Помните стремную историю Reebok про иглу мужского одобрения? Вот чтобы так не было, нужно соответствовать тем трендам, которые витают в воздухе.

Почему это будет работать

Люди — существа социальные и, к сожалению или к счастью, обладают стадным чувством. Что модно в обществе, то становится модным для подавляющего большинства людей. А когда что-то модно, то на тренды нужно присаживаться и забирать себе часть эффекта. Или же идти против трендов, но намеренно: понимать зачем это нужно и на какой эффект мы рассчитываем.

Как воплощать в жизнь

Вот тренды, на которые стоит обратить внимание и попробовать положить их в основу маркетингового подхода в вашем бизнесе:

  • Этичность и этичный маркетинг.
  • Инклюзивность.
  • Экология.
  • Impact и social business (это, кстати, реально интересные тренды — почитайте про них побольше).
  • Открытость и эмпатия.
  • Искренность.

Напоследок, конечно же, еще раз зову вас к себе в канал. Я там пишу про стратегию, реальные кейсы, ценностные бизнесы и маркетинг — https://t.me/nika_love_business. Подписывайтесь, там интересный контент и нет продаж моих консультаций 😉

Ну и с наступающим Новым годом вас, мои дорогие висишники! Статья не статья без этой фигни, согласны? Happy new year! 🎄

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Ольга Васюкова

Ну вот, произошло то, что должно было: поднятая муть осела и осталось только полезное и работающее. Это я про инструментарий маркетинга. И SEO, про которое теперь модно говорить "старое доброе", но оно всегда было нужным бизнесу, и искренность, и человечеость. А ведь Сет Годин давненько обо всём этом писал ("Доверительный маркетинг").

Спасибо за статью! Было интересно осознание про то, что маркетинг становится бизнесом в бизнесе. С наступающим!))

Ответить
Развернуть ветку
Ника Тышко
Автор

Ольга, целиком согласна. Чем дальше — тем больше будем возвращаться к фундаментальному-правильному)

Рада, что вам зашел материал! Спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Liza Vanifateva

приятно осознавать, что маркетинг движется в хорошем направлении

Ответить
Развернуть ветку
Ника Тышко
Автор

Согласна. Еще приятнее будет жить в окружении такого маркетинга)

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ермолаев

Так было и 5 лет назад. Ну вот правда, что изменилось? Статья ок для новичков, это всегда полезно, спасибо, но никакой революции или даже качественной эволюции за 5 и даже 7 лет не произошло.

Ответить
Развернуть ветку
Ника Тышко
Автор

На мой взгляд спорный тезис.

7 лет назад «рекламный трафик» довольно легко и быстро конвертировался в лиды, которые дальше обрабатывал отдел продаж. Воронки были проще и подход к маркетингу был проще. С развитием технологий и соцсетей подход к маркетингу другой стал.

Это не за один год произошло, ну так и интернет не в 1 день появился. Все постепенно меняется, вопрос ухватываем ли мы это вовремя и применяем ли у себя? Даже если всем всё понятно, лишний раз себя проверить на действия полезно :)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда