Как и зачем компании обучают своих клиентов

Я маркетолог платформы email-маркетинга Mailigen.ru. У большинства представление об email-маркетинге такое: в лучшем случае рассылки — это акции от Lamoda или Ozon, а о худшем даже говорить не хочется.

Как и зачем компании обучают своих клиентов

Некоторые компании используют рассылки не только для того, чтобы рассказывать о своих продуктах и акциях, но и чтобы обучать своих клиентов. Это такой же маркетинговый инструмент, но с другим подходом. Собрал кейсы и поинтересовался у компаний, зачем и как они это делают.

Когда спрашивал своих коллег о примерах, то в первую очередь слышал про Ильяхова и некоторые маркетинговые агентства. Мне сознательно не хотелось их рассматривать. И я оставил только те компании, где рассылка не является основным продуктом. Кстати, никто не вспомнил про «Мегаплан» — компанию, которая, кажется, задала этот тренд.

В конце собрал несколько советов для тех, кто планирует обучать своих клиентов с помощью рассылки. А теперь к кейсам.

Международное издательство, помогающее родителям и детям в игровой форме осваивать школьные знания. На сайте есть информация о четырёх обучающих курсах.

Как и зачем компании обучают своих клиентов

Важно, что эти курсы, в первую очередь, в помощь родителям. У меня у самого два сына, и я понимаю, как сложно даются современным детям знания. А играть им всегда интересно.

Как и зачем компании обучают своих клиентов
Как и зачем компании обучают своих клиентов

Так мы собираем новую аудиторию, прогреваем её, чтобы на выходе получить заказы.

Идея возникла вполне логичным образом — мы часто делимся подобными материалами, так как создаём обучающие игры. С помощью рассылки просто систематизировали знания в одной области в пошаговый курс.

Дарья Иванова

Родители — это лишь одна из целевых аудиторий «Банды», также компания работает с сегментом предпринимателей, которые хотели бы открыть свой интернет-магазин. Для этого был запущен курс «Как открыть интернет-магазин».

Основатель магазина делится секретами успеха
Основатель магазина делится секретами успеха

Дарья Иванонва рассказала также о том, как считают эффективность.

Мы считаем первые продажи для новых клиентов с курса, считаем повторные заказы, мониторим показатели открываемости, чтобы убедиться, что письма интересные (а ещё нам очень много отвечают и благодарят).

В конце курсов есть мини-опросы о том, всё ли понравилось. Анализируем ответы, дальше переливаем наших новых друзей в другие рассылки, чтобы получить больше касаний.

Дарья Иванова

Мне удалось найти больше десяти курсов, на которые можно подписаться. Сам подход к курсам уже не совсем стандартный, можно учить английский с помощью сериалов «Шерлок», «Друзья» или «Игра престолов». Есть детский английский, есть для бизнеса, а есть по рецептам Джейми Оливера или на примере роликов TED. Выбор большой.

Как и зачем компании обучают своих клиентов
Как и зачем компании обучают своих клиентов

К чемпионату мира по футболу Skyeng делал курс для болельщиков, вот примеры писем:

Как и зачем компании обучают своих клиентов
Как и зачем компании обучают своих клиентов

У нас есть целая система почтовых-курсов и более коротких обучающих материалов (планы, чек-листы), которые тоже высылаем по почте. Часто такие письма для наших клиентов становятся первым этапом знакомства со школой, возможностью начать учить английский здесь и сейчас, пока настрой не пропал.

Через почтовые курсы мы привлекаем новую аудиторию, кто-то сразу становится учеником, кто-то остаётся читать еженедельную рассылку и приходит учиться позже.

Через еженедельные письма мы поддерживаем контакт. Остаёмся на виду, продолжаем мотивировать и обучать (и тех, кто уже занимается с преподавателем, и тех, кто ещё нет), делимся новостями, если у нас появилось что-то классное и свежее для изучения языка.

Наша цель с точки зрения бизнеса довольно очевидная — прирост живой, вовлечённой аудитории и продажи.

Нина Антонова

Издательство «Манн, Иванов и Фербер»

В соответствующем разделе на сайте издательства можно подписаться на курсы по скорочтению, привычкам или адской неделе. Меня давно интересует скорочтение, поэтому с удовольствием подписался:

Как и зачем компании обучают своих клиентов

Для нас важно, чтобы книги не стояли на полках, а помогали меняться. Но даже самая хорошая книга — не гарантия того, что новые знания превратятся в действия и навыки. Прочитать и покивать — недостаточно. Поэтому появились МИФ.Курсы.

Сейчас это бесплатные цепочки писем — с концентрированным контентом по теме, комментариями экспертов, домашними заданиями и чатами для участников.

Для читателей — возможность глубже погрузиться в тему, узнать практические фишки и пообщаться с единомышленниками. Для нас — новая форма взаимодействия.

Планируем в этом году пробовать другие форматы — МИФ.Курсы станут отдельным направлением.

Екатерина Белозерова

Это бухгалтерский сервис, который помогает предпринимателям вести учёт. В семи уроках вам доступно и понятно расскажут про налоги, отчётность, взносы и штрафы. И что делать, чтобы избежать последних.

Как и зачем компании обучают своих клиентов

Сейчас у «Эльбы» есть два почтовых курса: «Курс молодого ИП» и «Всё выйдет из-под контроля».

«Курс молодого ИП» помогает новичкам разобраться, что важно знать и делать юному ИП на первых порах. В каждом уроке: теория и практика в «Эльбе». Так хотелось показать, что сложное на словах — легко на практике. Ну и с нашей «Эльбой» познакомить.

Мария Луценко
Как и зачем компании обучают своих клиентов

Курс «Всё выйдет из-под контроля» решили сделать в почтовом и открытом форматах. Тут нам интересно: люди лучше вовлекаются в письмах или по урокам, выложенным на посадочной курса. Ещё не посчитали.

Самая большая цель — вовлечь читателей в «Эльбу», показать нашу экспертность и сделать это нескучно. Например, в каждом уроке «Курса молодого ИП» комикс о предпринимателе Денисе, который продаёт вязаные носки своей бабули.

А «Всё выйдет из-под контроля» просто эмоциональный. Там посыл: всё может быть плохо, но вы учитесь, как избежать или предупредить неприятности. Поэтому его рабочее название — «Тлен-курс».

Мария Луценко

Еще один пример b2b-компании, которая обучает своих клиентов. Компания интересна тем, что пройти обучающий курс предлагают пользователям уже на главной странице сайта в самом первом экране.

Как и зачем компании обучают своих клиентов

Бесплатный курс больше направлен на предпринимателей. Это база стартовых знаний, которой мы захотели поделиться. Также это хороший лид-магнит для сбора подписчиков.

Win-win. Замеряем количество подписчиков и открываемость писем. Результатами довольны. Это лучший инструмент прогрева сейчас.

Андрей Бодрейший

У «Нескучных финансов» есть и платные обучающие курсы.

Тут все просто:

1. Обучение в команду платное, потому что сам по себе курс ценный и стоит, чтобы за него платили.

2. То, за что люди платят, больше ценится. Человек охотнее делает домашнее задание и сдаёт экзамен.

3. Часть претендентов проходят курс, чтобы потом работать самостоятельно. Часть открыто говорит, что не собирается в команду НФ. Мы не против, но тогда оплата — это денежная компенсация за то, что мы не получаем сотрудника на работу.

Андрей Бодрейший

Последний пример тоже не совсем привычный. Это обучающий курс о бережном потреблении. У проекта уже более 16 тысяч подписчиков. А делают его совместно креативный директор, совладелец digital-агентства и предприниматель.

Как и зачем компании обучают своих клиентов

Проект затевался как один из сервисов «Осоки высокой», который ненавязчиво бы помогал людям не только делать осознанный выбор покупок, например, выбирать отечественные продукты, бережные к здоровью и окружающей среде, но и по чуть-чуть менять свои ежедневные привычки, избавляться от излишнего мусора и пустой траты природных ресурсов, да и сокращать расходы на них.

Но по дороге «собачка подросла», проект стал самостоятельным, обрёл собственный бренд и план развития. Сейчас «Осока» и «Теперь так» — это две параллельные истории.

Над курсом работает отдельная классная команда, и у него даже появилось своё бизнес-направление. И, несмотря на то, что с него идёт трафик на «Осоку», мы не позиционируем проекты в связке.

Екатерина Колчанова

Каждый из проектов интересен по своему, у каждого свои маркетинговые задачи, все они решают их в том числе при помощи почтовых-рассылок.

Когда я готовил этот материал и искал примеры, у меня возникали мысли: как странно, что, например, фитнес-клуб не рассказывает, как худеть, набирать массу или правильно питаться; рыболовный магазин — как правильно выбирать катушку или спиннинг; кофейный — как варить кофе дома, как выбирать зерно; или юридические компании, по примеру «Нескучных финансов», о том, как не сесть в лужу.

Несколько советов от меня, если вы вдруг надумаете делать свой обучающий курс:

  • Обязательно расскажите, для кого он, о чём он, покажите структуру уроков.
  • Обозначьте, сколько он длится и из скольки писем состоит.
  • Не забудьте рассказать, как часто будут приходить письма.
  • Размечайте все ссылки и кнопки UTM-метками, чтобы отслеживать показатели эффективности.
  • Определитесь с рассыльщиком, везде есть отправка цепочек, учитывайте что ваша база будет расти, сравните тарифы и думайте на перспективу. Бесплатное вначале — может выйти боком потом.
  • Запросить двойное подтверждение подписки, чтобы подписавший сходил в свой ящик и ещё раз нажал на кнопку, это пойдёт на пользу рассылке.

Есть важные технические моменты, связанные с рассылкой. О них вы можете прочитать в блоге на нашем сайте. Или пишите мне, я постараюсь помочь.

20
8 комментариев